Современные подходы к организации обучения дошкольников. Принципы личностно-ориентированной дидактики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Технологии личностно-ориентированного обучения – это совокупность и алгоритмическая последовательность процессов и методов преобразования исходных данных, позволяющая получить оптимальный развивающий личность результат по заданным параметрам. Это наиболее эффективные способы получения результатов на данном уровне развития ребенка. Это способ обучения, где воспитатель выполняет функцию управления средствами обучения и стимулирования деятельности дошкольников

Концепция Г. А. Цукерман посвящена обучению детей навыкам сотрудничества в учебной деятельности.

Принципы:

1. Обеспечение душевного (психического) здоровья;

2. Развития интеллектуальных способностей детей;

3. Воспитать навыки общения и сотрудничества;

4. Научить самостоятельно учиться [10].

Концепция С. А. Смирнова [36] отражает технологию совместного творчества, создание условий для максимального развития и уверенности в своих силах.

Принципы:

1. Отношение к ребенку как субъекту.

2. Диалоговый стиль отношений с педагогом и сверстниками.

3. Организация активного взаимодействия.

4. Создание положительного эмоционального фона.

5. Oпора на игровые элементы в обучении.

 

Принцип личностно-ориентированного занятия успешнее раскрывается через дидактическую игру, которая ставит ребёнка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других. Через решение творческих задач разной степени трудности, вариативные задания педагог обеспечивает своих воспитанников развитием логического мышления, прививает навыки самоорганизации и самопроектирования. Обсуждая разные варианты игровой ситуации, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой путь решения. Дидактическая игра как компонент личностно-ориентированного обучения позволяет детям задействовать все свои интеллектуальные возможности, наполнить процесс обучения личностно значимым смыслом, при этом усваиваемый материал глубоко и прочно входит в каждого ребенка.

Личностно-ориентированная дидактика предполагает реализацию шести стратегических принципов:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности обучающихся и педагогов, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений. Следует помочь обучающемуся стать подлинным субъектом жизнедеятельности в детском саду, а затем школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в учебно-воспитательном процессе.

4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей обучающегося. Педагогически целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определить и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

6. Принцип доверия и поддержки предполагает решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия,
а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Реализация данных принципов предполагает “через-себя-понимание”, создание общего психологического пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми — организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов.

Таким образом, личностно-ориентированный подход является на сегодняшний день наиболее подходящим для всестороннего развития личности в процессе образования детей дошкольного возраста и максимально отвечающим требованиям ФГОСов.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 471.