Расскажите о лицейских годах А.С.Пушкина.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ответ.

ЛИЦЕЙ (1811-1817)  

 

В 1811 году Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привёз дядя Василий Львович.

Тогда Александру было 12 лет. На лицей возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам. Александр жил в комнате №14, в которой были конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало.  

Из всех лицейских профессоров Пушкин, как и другие лицеисты, выделял профессора нравственных наук А.П.Куницына. Поэт надолго запомнил его пламенную патриотическую речь на открытии лицея. Профессор утверждал, что от природы все люди равны и рождены свободными. Отсюда следовал вывод: “Никто не может приобрести права собственности на другого человека”. Это было ясно, понятно и справедливо. Молодой талантливый учитель сумел увлечь поэта и его товарищей подлинной любовью к свободе, ненавистью к деспотизму и позорному крепостному праву. Остальные профессора не оставили большого следа в духовном развитии Пушкина.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. Через Царское Село шли войска.  Лицеисты их провожали... В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу.

После войны 1812 года в русском обществе усилилось политическое брожение. Все ждали значительных перемен в общественной жизни. Разговоры о свободе не прекращались. После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали с ними встречаться. Пушкин познакомился с П.Я.Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента. Юный лицеист восхищался им. Впоследствии Пушкин высоко оценивал значение Чаадаева для своего умственного и нравственного развития. Идеи Чаадаева были сходны с мыслями Куницына. Эти два человека впервые заставили Пушкина задуматься над положением дел в России.

Пушкин рано осознал, что крепостное право – зло и его нужно отменить, уничтожить, чтобы все люди были свободными.

Пушкин гордился знакомством с Чаадаевым и горько сожалел о том, что судьба не предоставила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности.

 

Пушкину хотелось скорее принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. Поэтому он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении. Пушкин увлёкся борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Он легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьёзные, нанесённые ему как человеку и унижающие его личное достоинство. Таких обид он не прощал.

Пушкин отличался в лицее весёлостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки Пушкина никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей.

В лицее педагоги поощряли литературное творчество. Вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев: Кюхельбекер, Дельвиг, Яковлев..., но первенство Пушкина признавали все. Именно Пушкину предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 года в присутствии знатных вельмож. Лицеисты знали, что среди именитых гостей будет сам Державин – первый поэт 18 века.  

В оде “Воспоминания в Царском Селе” Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Державин был растроган и хотел обнять Пушкина.

Вдохновение не покидало Пушкина в лицейские годы. Товарищи часто видели его хмурым, задумчивым, грызущим от нетерпения перо или с огненным взором, читающим про себя только что написанное стихотворение.

Особое место среди лицейских стихотворений занимает цикл любовных элегий, обращённых к Екатерине Бакуниной – сестре лицеиста А.П.Бакунина, молоденькой хорошенькой фрейлине, вызывающей “всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи”. Эту первую свою робкую влюблённость поэт помнил потом всю жизнь

Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Герой лицейских произведений ещё очень условен. Постепенно поэзия Пушкина стала опираться на реальные предметы и явления жизни. Уже в лицейской лирике звучат политические мотивы.

Таким образом, лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути – запомнился Пушкину и патриотическим подъёмом 1812 года, и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы. 31 мая 1817 года Пушкин заканчивает Лицей.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.