Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому

Ответ.

В древности на Руси книги называли реками, «напояющими вселенную». Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг. Много сделал для русских людей первопечатник Иван Федоров, который в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение.

Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее учение». Это значит,  сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов, знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли. Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. Чтение — лучший способ стать образованным человеком.

Можно ли назвать рассказ А.П. Чехова юмористическим? Почему?

Ответ.

Этот рассказ можно назвать юмористическим. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков. Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту дьячку Вонмигласову.

 

Расскажите любимое стихотворение.

 

Билет 2.

Что вы знаете о книгах в Древней Руси? Благодаря кому «учительное» книжное слово стало доступно каждому?

Ответ.

В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Простые люди не могли купить себе книгу. Иван Федоров устроил первую в России типографию и в 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книга стала доступна широкому кругу читателей.

Краткий ответ.

Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».

Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».

Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».

 

Полный ответ.

История сказки.

В древ­ние вре­ме­на, когда сказ­ка толь­ко за­ро­ди­лась ( а самые древ­ние сказ­ки по­яви­лись вме­сте с древ­ней­ши­ми ми­фа­ми ) сказ­ки не были пред­на­зна­че­ны для детей, их рас­ска­зы­ва­ли тем, кто всту­пал во взрос­лую жизнь, про­хо­дил обряд по­свя­ще­ния во взрос­лые. Сказ­ка была очень се­рьез­ным делом

Сказ­ки бы­ва­ют раз­ные. Самые древ­ние – сказ­ки о жи­вот­ных. Когда –то люди ве­ри­ли, что каж­дый род про­изо­шел от опре­де­лен­но­го жи­вот­но­го. Такое жи­вот­ное на­зы­ва­лось то­те­мом. Тотем объ­яв­лял­ся по­кро­ви­те­лем рода: его нужно было по­чи­тать. Пер­во­быт­ный че­ло­век жил в стра­хе перед то­тем­ным жи­вот­ным, в роли ко­то­ро­го мог быть не толь­ко мед­ведь, но и мышь.

Од­на­ко по­сте­пен­но че­ло­век осво­бож­дал­ся от стра­ха , и на смену ему при­хо­дил смех. Жи­вот­ные на­де­ля­лись по­сто­ян­ны­ми ка­че­ства­ми. Ка­ки­ми? По­про­буй­те вспом­нить. По­лу­ча­лось, что изоб­ра­жа­лись жи­вот­ные, а вы­сме­и­ва­лись по­ро­ки людей – жад­ность, глу­пость, лень.

Сказ­ка со­хра­ни­ла следы очень мно­гих об­ря­дов и обы­ча­ев: мно­гие мо­ти­вы толь­ко через со­по­став­ле­ние с об­ря­да­ми по­лу­ча­ют свое объ­яс­не­ние. Так, на­при­мер, в сказ­ке «Кро­шеч­ка-Хав­ро­шеч­ка» рас­ска­зы­ва­ет­ся, что де­вуш­ка за­ка­пы­ва­ет кости ко­ро­вы в саду и по­ли­ва­ет их водой . Такой обы­чай или обряд дей­стви­тель­но имел­ся. Кости жи­вот­ных по­че­му-то не съе­да­лись и не уни­что­жа­лись, а за­ка­пы­ва­лись

Ино­гда толь­ко из сказ­ки уче­ные и могут по­черп­нуть зна­ния о ка­ком-ли­бо об­ря­де, бы­то­вав­шем в древ­но­сти.

 Сказки и миф

Чем же сказ­ка от­ли­ча­лась от мифа? Ведь сю­же­ты ска­зок и мифов часто очень по­хо­жи Вспом­ни­те миф о Ге­рак­ле и яб­ло­ках Гес­пе­рид и сказ­ку о мо­ло­диль­ных яб­лоч­ках. Но в мифе речь идет о бо­же­стве, ко­то­ро­му по­кло­ня­ют­ся, а в сказ­ке герой – обыч­ный че­ло­век, со­вер­ша­ю­щий ра­бо­ту

В миф верят – он все­гда в ос­но­ва­нии веры и ре­ли­гии. Пер­со­на­жи мифа вос­при­ни­ма­ют­ся как ре­аль­ные су­ще­ства – боги или люди: Зевс, Криш­на, Будда, Са­ва­оф, Аллах, Хри­стос, Ма­го­мед. В сказ­ку не верят. Она все­гда «небы­ли­ца». Пер­со­на­жи сказ­ки – Кощей Бес­смерт­ный, Лихо Од­но­гла­зое, Баба Яга живут толь­ко в осо­бом ска­зоч­ном мире, от­ли­ча­ю­щем­ся от ре­аль­но­го мира

  Что такое сказка. Понятие жанра

В язы­ках мно­гих на­ро­дов это слово свя­за­но со сло­вом го­во­рить, ска­зы­вать, баять. По-ан­гий­ски . tale, болг. при­каз­ка, польск. bajka, белор. и укр. казка, байка, у рус­ских до XVIIв. баснь, байка) Сказ­ка - это рас­ска­зан­ная по опре­де­лен­ным пра­ви­лам ис­то­рия. Толь­ко за­ве­до­мо вы­мыш­лен­ная!

У каж­до­го про­из­ве­де­ния ( и у сказ­ки, и у за­гад­ки, и у бы­ли­ны) есть свои жан­ро­вые осо­бен­но­сти, по­это­му мы можем го­во­рить о каж­дой груп­пе сход­ных про­из­ве­де­ний как о про­из­ве­де­ни­ях раз­ных жан­ров

По­ня­тие жанра ха­рак­тер­но не толь­ко для ли­те­ра­ту­ры. Мы встре­ча­ем такое под­раз­де­ле­ние и в му­зы­ке, и в жи­во­пи­си, и в дру­гих видах ис­кус­ства.

По каким же пра­ви­лам рас­ска­зы­ва­ют­ся сказ­ки?

Глав­ное осо­бен­но­стью сказ­ки яв­ля­ет­ся ее за­ни­ма­тель­ный сюжет, при этом ска­зоч­ник «...не толь­ко не го­нял­ся за прав­до­по­до­би­ем и есте­ствен­но­стью, но еще как будто по­став­лял себе за непре­мен­ную обя­зан­ность умыш­лен­но на­ру­шать и ис­ка­жать их до бес­смыс­ли­цы»В.Г.Бы­лин­ский

Сказ­ки под­раз­де­ля­ют­ся на несколь­ко групп, для каж­дой из ко­то­рых ха­рак­тер­ны свои дей­ству­ю­щие лица и свой сюжет. Сюжет - раз­ви­тие дей­ствия, ход со­бы­тий

 Сказки о животных

Сюжет ска­зок о жи­вот­ных обыч­но очень прост, ино­гда даже такие сказ­ки не имеют за­чи­на. «Зачин – на­чаль­ная устой­чи­вая форма сказ­ки «В неко­то­ром цар­стве, в неко­то­ром го­су­дар­стве…»

Обыч­но сказ­ки о жи­вот­ных со­сто­ят их 1 эпи­зо­да. Дело в сказ­ках о жи­вот­ных не в увле­ка­тель­но­сти по­вест­во­ва­ния, а в уди­ви­тель­но­сти от­дель­ных си­ту­а­ций. Очень часто звери встре­ча­ют­ся друг с дру­гом и ли с че­ло­ве­ком и раз­го­ва­ри­ва­ют. Это самый про­стой спо­соб на­де­ле­ния жи­вот­ных че­ло­ве­че­ски­ми при­зна­ка­ми и ка­че­ства­ми. Мы не удив­ля­ем­ся тому, что в сказ­ках звери со­вер­ша­ют стран­ные по­ступ­ки ( волк ловит рыбу хво­стом, на­при­мер). Часто мы даже не за­ме­ча­ем, что такие дей­ствия не при­су­щи жи­вот­ным . Зато мы почти все­гда знаем , ка­ки­ми будут на­зва­ны и изоб­ра­же­ны жи­вот­ные:

Лиса Пат­ри­ке­ев­на ( Лиса при бе­се­де краса) – хит­рая-пре­хит­рая; Волк зу­ба­ми щелк - злой-пре­злой, да еще и глу­пый; Зайка –По­бе­гай­ка – трус­ли­вый-пре­трус­ли­вый, да еще и все­гда оби­жен­ный лисой

В сказ­ках о жи­вот­ных много ди­ко­вин­ных си­ту­а­ций ( волк ловит рыбу хво­стом, на­при­мер). Часто мы даже не за­ме­ча­ем, что такие дей­ствия не при­су­щи жи­вот­ным – это про­ис­хо­дит имен­но по­то­му , что за мас­кой зверя мы видим че­ло­ве­ка , ко­то­рый ведет себя чаще всего невер­но

Часто в таких сказ­ках дей­ству­ют и жи­вот­ные, и люди. Но в любом слу­чае, это толь­ко маски – ал­ле­го­рии

Ал­ле­го­рия - это ино­ска­за­ние, когда мы го­во­рим одно, а под­ра­зу­ме­ва­ем со­всем дру­гое, и слу­ша­тель хо­ро­шо по­ни­ма­ет этот скры­тый смысл. Этой осо­бен­но­стью сказ­ки о жи­вот­ных схожи с бас­ня­ми

Бытовые сказки

Дру­гим видом ска­зок были бы­то­вые сказ­ки. Уже по пер­со­на­жам вы долж­ны до­га­дать­ся, что эти сказ­ки по­яви­лись го­раз­до позже. Для дру­го­го вида ска­зок – бы­то­вых – ха­рак­тер­ны иные сю­же­ты: осме­я­ние злых, жад­ных да бо­га­тых. В бы­то­вых сказ­ках дей­ству­ют люди, но они тоже на­де­ле­ны опре­де­лен­ны­ми, ни­ко­гда не ме­ня­ю­щи­ми­ся чер­та­ми, на­при­мер: сол­дат – все­гда храб­рый и смет­ли­вый, он обя­за­тель­но най­дет спо­соб по­сме­ять­ся над трус­ли­вы­ми и жад­ным попом или ста­ри­ком и на­ка­зать его

Уди­ви­тель­ное в этих сказ­ках то , что в них вполне ре­аль­ные жиз­нен­ные кон­флик­ты между вполне ре­аль­ны­ми пер­со­на­жа­ми по­лу­ча­ют необыч­ную, ска­зоч­ную сю­жет­ную ре­а­ли­за­цию

  Волшебные сказки

Неве­ро­ят­ность и за­ни­ма­тель­ность сю­же­та осо­бен­но ярко про­яв­ля­ет­ся в вол­шеб­ных сказ­ках, где раз­ви­тию необык­но­вен­но­го сю­же­та спо­соб­ству­ют необык­но­вен­ные герои и чу­дес­ные су­ще­ства. В вол­шеб­ных сказ­ках дей­ству­ют цари и ца­ре­ви­чи, ко­ро­ли и ко­ро­ле­ви­чи. Эти сказ­ки неред­ко на­чи­на­ют­ся сло­ва­ми: «В неко­то­ром цар­стве, в неко­то­ром го­су­дар­стве жил-был царь с ца­ри­цею. Уже одно такое на­ча­ло сразу го­во­рит о том, что речь пой­дет в сказ­ке не об обыч­ном, а о чем-то необык­но­вен­ном. Часто глав­ным ге­ро­ем вол­шеб­ной сказ­ки яв­ля­ет­ся про­стой че­ло­век (сол­дат, кре­стьян­ский сын и проч.), со­вер­ша­ю­щий что-то осо­бен­ное

Сюжет вол­шеб­ной сказ­ки на­чи­на­ет­ся с необы­чай­но­го со­бы­тия, в ко­то­ром глав­ную роль иг­ра­ет ка­кое-ни­будь вол­шеб­ное су­ще­ство, об­ла­да­ю­щее чу­до­дей­ствен­ной силой.

В вол­шеб­ной сказ­ке про­ис­хо­дит много со­бы­тий, герой (или ге­ро­и­ня) обя­за­тель­но дол­жен из­быть ка­кую-то беду, и в этом ему по­мо­га­ют вол­шеб­ные су­ще­ства или пред­ме­ты. С их по­мо­щью герой вы­пол­ня­ет труд­ные за­да­ния? Каж­дое – труд­нее преды­ду­ще­го. Для этого герою ино­гда при­хо­дит­ся ме­нять свой облик – пре­вра­щать­ся. Но герой обя­за­тель­но дол­жен до­бить­ся же­ла­е­мо­го – сюжет сказ­ки обыч­но за­кан­чи­ва­ет­ся сва­дьбой.

4. Жанровые особенности сказок

Важ­ней­ши­ми жан­ро­вы­ми осо­бен­но­стя­ми ска­зок можно на­звать 1. осо­бый язык, ко­то­рым сказ­ку ска­зы­ва­ют 2. мно­го­крат­ность (обыч­но трое­крат­ность) по­вто­ре­ния дей­ствий 3. коль­це­вая ком­по­зи­ция Эта такая ком­по­зи­ция (стро­е­ние), в ко­то­рой зачин и кон­цов­ка обя­за­тель­но встра­и­ва­ют любую сказ­ку в «це­поч­ку» дру­гих ска­зок. Сказ­ка на­чи­на­ет­ся с за­чи­на «Жи­ли-бы­ли..» , а за­кан­чи­ва­ет­ся кон­цов­кой «Тут и ска­зоч­ке конец, а кто слу­шал –мо­ло­дец» 4. д де­та­ли сю­же­та ( осо­бен­но в вол­шеб­ной сказ­ке) обя­за­тель­но со­еди­не­ны осо­бы­ми ска­зоч­ны­ми фор­му­ла­ми «Долго ли ко­рот­ко, я того не ведаю» 5. герои имеют осо­бые, по­вто­ря­ю­щи­е­ся из сказ­ки в сказ­ку про­зва­ния. Про жи­вот­ных мы уже го­во­ри­ли, но и вол­шеб­ных сказ­ках Ва­си­ли­са может быть Пре­крас­ной, а может и Пре­муд­рой, Баба Яга обя­за­тель­но Ко­стя­ная Нога, Кощей все­гда Бес­смерт­ный. 6. рас­ска­зы­ва­ют­ся сказ­ки с осо­бен­ной ска­зоч­ной ин­то­на­ци­ей, это тоже очень важно – сказ­ку нель­зя про­сто чи­тать, как обыч­ный рас­сказ Сказ­ки – это один из увле­ка­тель­ней­ших жан­ров уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства  

 

 

Ответ.

    Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.) Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

    Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.

К жанрам русского устного народного творчества относятся

- песни,

- былины,

- сказки,

- загадки,

- легенды,

- пословицы и поговорки.

Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.

    Слово «фольклор» в переводе с английского означает «Народная мудрость». Понимают это слово по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство: танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву, лаковую миниатюру и т. д.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.

Ответ.

Царевна-лягушка

У царя — три сына. Младшего зовут Иван-царевич. Царь велит им пустить стрелы в разные стороны. Каждый из них должен посвататься к той девушке, на чей двор упадёт его стрела. Стрела старшего сына падает на боярский двор, среднего — на купеческий, а стрела Ивана-царевича — в болото, и подхватывает ее лягушка.

Женится старший сын на боярышне, средний — на купеческой дочке, а Ивану-царевичу приходится жениться на лягушке.

Приказывает царь своим невесткам испечь по белому хлебу. Иван-царевич огорчается, но лягушка его утешает. Ночью она превращается в Василису Премудрую и приказывает своим мамкам-нянькам испечь хлеб. Наутро готов славный хлеб. А царь велит невесткам соткать за одну ночь по ковру. Иван-царевич печалится. Но лягушка ночью вновь оборачивается Василисой Премудрой и даёт приказ мамкам-нянькам. Наутро готов чудный ковёр.

Царь приказывает сыновьям явиться к нему на смотр вместе с жёнами. Жена Ивана-царевича является в облике Василисы Премудрой. Она пляшет, и от взмахов ее рук появляется озеро, по воде плывут лебеди. Жены других царевичей пытаются ей подражать, но безуспешно. А тем временем Иван-царевич находит лягушачью кожу, сброшенную женой, и сжигает ее. Узнав об этом, Василиса горюет, оборачивается белой лебедью и улетает в окно, велев царевичу искать ее за тридевять земель у Кощея Бессмертного. Иван-царевич отправляется искать жену и встречает старичка, который объясняет, что Василиса должна была жить три года лягушкой — такое ей было наказание от отца. Старичок даёт царевичу клубочек, который будет вести его за собой.

По дороге Иван-царевич хочет убить медведя, селезня, зайца, но щадит их. Увидев на песке щуку, он бросает ее в море.

Царевич заходит в избушку на курьих ножках к Бабе Яге. Она говорит, что с Кощеем сладить трудно: его смерть в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубе. Яга указывает место, где находится дуб. Звери, которых Иван-царевич пощадил, помогают ему добыть иглу, и приходится Кощею умереть. А царевич увозит Василису домой.

Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной.

 

Краткий пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».Почему рассказ Л.Н.Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое? Почему рассказ назван рассказ- быль? Определите главную идею рассказа.

Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

Почему рассказ-быль? Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни.

Главная идея рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

Главная идея рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

Ответ.

Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е.

Сказ –это повествование, ведущееся от лица рассказчика;

ü не имеет зачина;

ü имеет реальную основу.

Отличительные черты сказки:

ü Волшебные герои – добрые и злые

ü Нет рассказчика

ü Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание

ü Не имеют реальной основы.

Отличительные черты сказа:

ü Герои – люди обыкновенные

ü Фольклорная первооснова

ü Присутствие рассказчика – человека из народа

ü Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

 

Ответ.

По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.

Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад.

Кто же такой этот человек?

Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным екатерининским вельможей и виднейшим российским масоном.

Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя, находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему — Алексею — граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу.

Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.

В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, — а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Был дружен с Александром Сергеевичем Пушкиным, который очень ценил его добрую душу.

Наступил 1812 год, и Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота.

Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий — надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и — всего более — воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.

Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал — под псевдонимом "Антоний Погорельский" — "Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, а потом к творческому багажу добавится и роман “Монастырка”.

Литературное наследие писателя невелико, однако и оно едва изучено. Архив его почти бесследно исчез, беспечно предоставленный писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, Погорельский мало о нём заботился. Как утверждает легенда, управляющий его имением, страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на любимое кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка — бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят, индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет при их зажаривании. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой))

Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения "грудной болезни" (ишемическая болезнь сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.

Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

 

2.  Расскажите историю создания сказки С.Я.Маршака «12 месяцев».

Ответ.

Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» берет свое начало из славянского фольклора. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года. По одной из версий — Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Известно, что западнославянская легенда подсказала только завязку пьесы, а не весь сюжет. Еще в самом начале работы над сказкой в письме к родным Маршак писал: "Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д." (23 декабря 1942 г.).

Маршак писал сказку в годы Великой Отечественной Войны (в1942—43 годах) для МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. По мотивам сказки в 1956 году на студии Союзмультфильм (Москва) был выпущен одноимённым мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации. В 1972 году на киностудии «Ленфильм»был создан 2-х серийный фильм-сказка

 

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому

Ответ.

В древности на Руси книги называли реками, «напояющими вселенную». Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг. Много сделал для русских людей первопечатник Иван Федоров, который в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение.

Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее учение». Это значит,  сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов, знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли. Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. Чтение — лучший способ стать образованным человеком.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 257.