Стадии и механизм правового регулирования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

46.     Стадии правового регулирования.

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов как в процессе создания права, так и в ходе его воплощения в жизнь.

Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций.В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям. Например, в условиях «товарного» голода, дефицитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупателя самим определять цену товара.

Этот и другие примеры свидетельствуют о регулятивной роли права до его фиксации в виде формально определенных норм, принятых и гарантированных государственной властью.

 

Стадии

1)       Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) устанавливается круг возможных прав и обязанностей. Правовой статус гражданина устанавливается, прежде всего, конституционным законодательством, а также другими нормативно-правовыми актами. Правовое положение организаций определяется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т. е. объем прав и обязанностей.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования.

На первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

2)       Осуществляется индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых появляются конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни наделяются мерами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, другими словами, осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

На этой стадии активно «работает» элемент правового регулирования, именуемый правоотношением.

3)       Реализация, воплощение в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты и потерпевшему будет возмещен моральный вред и другие убытки.

На третьей стадии осуществляется защита нарушенных прав, устраняются препятствия на пути осуществления прав и интересов субъектов, т. е. реализуются правообеспечительная, правоохранительная функции права.

47.     Механизм правового регулирования и его основные элементы.

Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить свободное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак).

Элементы механизма правового регулирования:

1)       юридические нормы- выступают как предписания и как образцы, модели поведения в правовых отношениях. Нормы права являются исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права - основа механизма правового регулирования, все остальные элементы предусмотрены ими, носят поднормативный характер,

2)       нормативно-правовые акты- документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс РФ определяет режим регламентирования отношений в области использования материальных благ (имущества), установления правового положения участников гражданско-правовых отношений,

а)       Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными органами (например, Пленумом Верховного Суда РФ), направленные на разъяснение смысла правовых норм.

б)      Юридические факты -предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

3)       правоотношения- выступают как средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в поведение людей,

4)       акты реализации права -это действия субъектов права, участников правовых отношений по воплощению в жизнь предписаний норм права,

5)       акты применения права -индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу,

6)       правосознание и режим законности. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только юридически. Но и например, нормы права, решения судов оказывают информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические уста-новки, мотивы поведения людей.

Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направления в правоведении, где право рассматривается как инструмент решения индивидуальных и групповых социальных задач.

Исследование механизма правового регулирования «вооружает» законодателя «набором» инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

Норма права.

48.     Понятие и признаки норм права.

Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Признаки:

1)       Норма права - мера свободы волеизъявления и поведения человека. Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

2)       Норма права - это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.

3)       Нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения общественные отношения. При этом регулирование этих отношений осуществляется на государственно-политическом уровне. Иначе говоря, нормы права исходят от государства. Это один из основных признаков норм права

4)       В нормах права закрепляются, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения.

5)       Норма права представляет собой модель регулируемых общественных отношений, которые желательны с точки зрения государства и общества.

6)       Принимается субъектами правотворчества;

7)       Структурно организована - представляет собой системную взаимосвязь структурных элементов,

8)       Системность- проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права, характеризуется:

а)       соотношением с другими нормами, правовым институтом отрасли права;

б)      взаимосвязью с другими элементами правового регулирования (правоотношениями, актами применения юридических норм);

в)       иерархией правовых норм;

9)       Государство создает нормы по определенной процедуре;

10)    Государство признает, огосударствляет те нормы, которые зарождаются в силу самоорганизуемых процессов, появляющихся как обычай;

11)    Норма права является регулятором общественных отношений.

12)    Общеобязательное правило поведения - оно распространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

13)    Формально-определенное – документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

а)       внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения.

б)      внешняя - заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа - в нормативно-правовом акте.

14)    Гарантированно государством. В случае несоблюдения нормы права государство может применить принуждение;

15)    Нормативность - устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов

а)       направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;

б)      неперсонифицирована, т.е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей;

в)       неопределенность числа случаев применения, т.е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут условия или обстоятельства для ее применения. При этом норма права не прекращает своего действия после исполнения в отличие от индивидуальных актов.

Возникновение нормы права и вся ее дальнейшая «жизнь» зависят от ряда факторов:

1)       биологический аспект - норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии,

2)       психологический аспект - как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека,

3)       социальный аспект - правовая норма есть сугубо социальный феномен. Правовая норма выступает в виде:

а)       справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном;

б)      типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений;

в)       формы выражения интересов большинства. В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, прав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях средством ограничения свободы поведения (мера свободы).

4)       интеллектуально-идеологический аспект -правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение.Создание правовой нормы представляет собой процесс разрешения противоречий (эко-номических, политических, идеологических, религиозных), возникающих между интересами конкретных людей и различных социальных групп, норма в конечном счете является:

а)       компромиссным, приемлемым для данного времени и общества вариантом регулирования, обеспечивающим нормальную жизнь людей;

б)      обобщенной информацией о социальной действительности;

в)       средством познавательной деятельности;

г)       конкретным средством разрешения противоречий (конфликтов) между людьми.

5)       социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде:

а)       формально-определенного обязательного правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государством;

б)      социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

 

Таким образом, правовыми можно считать нормы, которые:

•        исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством;

•        исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т.е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного конституцией;

•        изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека;

•        закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.