11. Государственная власть, ее признаки, структура, методы осуществления. Легитимность и легальностьгосударственной власти
Государственная власть - система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посяга-тельств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы.
Признаки государственной власти
1) политическая природа. Она изначально возникла как публичная власть, несовпадающая с обществом, но выступающая от его имени. На протяжении многих веков и до сих пор политический характер государственной власти придает ей классовость. Государственная власть — это своеобразная ось, вокруг которой вращается политическая жизнь в любой стране. Во время избирательных кампаний развертывается острая борьба между политическими партиями за овладение государственной властью.
2) проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Государственную власть претворяет в жизнь механизм государства, состоящий из различного уровня чиновников, должностных лиц, профессиональных управленцев, из которых и комплектуются органы управления и принуждения.
3) субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены, особенно это имеет место в обществах с большой классовой напряженностью. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, влекущая к их частичному совпадению. Каждый гражданин становится не только подвластным, но и как член демок-ратического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Вместе с тем и в демократическом государственно-органи-зованном обществе полного совпадения субъекта и объекта власти нет.
4) реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Система общественных отношений приобретает характер направляемых и контролируемых связей, в обществе утверждается организованность и порядок.
5) суверенность - является верховной внутри страны и независимой в международных отношениях.
Структура государственной власти.
Структурные элементы государственной власти можно подразделить на 2 вида:
1) элементы, характеризующие ее природу и сущность:
а) Социально-экономически обусловленная воля нерасторжимо соединяет государственную власть с ее субъектом: власть принадлежит тому социальному слою (классу), народу, волю и интересы которых она выражает. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей власти, нет и быть не может,
б) Организованная сила, превращающая властную волю в реальный и действенный фактор общественного бытия, придающая власти свойство принудительности. Организованная сила – сила в социальном смысле (сила закона, сила привычки). Источники организованной силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности и др.), а также тюрьмы и другие принудительные материальные придатки. Также, любая государственная власть нуждается в силе авторитета, традиций, идеологического воздействия, СМИ;
2) институциональные элементы, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер:
а) государственные органы, учреждения, должностные лица, образующие ее механизм (аппарат). Между властвующим субъектом и механизмом (аппаратом) государственной власти возникают сложные взаимоотношения и взаимосвязи, именуемые в научной литературе фактической конституцией. В этом взаимодействии определяющая роль принадлежит властвующему субъекту. Вместе с тем властвующий субъект (например, народ) не может сам постоянно осуществлять принадлежащую ему власть. Для этого необходимо специально отбирать и готовить людей, способных на постоянной основе профессионально осуществлять властные полномочия. При этом властвующий субъект, да и все общество, заинтересованы иметь недорогой, но качественно работающий государственный аппарат. Властвующий субъект не передает свою власть государственным органам, а непосредственно или опосредованно наделяет их властными полномочиями. Непосредственно наделяются властными полномочиями выборные органы, а опосредованно - ими назначаемые по определенной процедуре другие органы государства. Властвующий субъект определяет также, в каком объеме и в какой форме тот или иной орган государства будет выражать и проводить в жизнь его властную волю.
Единство и сложное взаимодействие существует между правом и государственной властью.Право обеспечивает гуманный, наиболее стабильный и эффективный режим властвования, придает легитимность и легальность государственной власти. В то же время за правом стоит сила и мощь государственной власти, придающие праву свойство государственной принудительности. Госу-дарственная власть служит одним из источников позитивного права, а право - формой выражения и в данной плоскости функциональным элементом государственной власти
Дата: 2019-07-24, просмотров: 218.