Бюрократизм и коррупция в государственном механизме.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

15.     Бюрократизм и коррупция в государственном механизме.

Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения, при которой первые независимы от сформировавших их источников власти (народа, населения страны) и реальная полнота власти (прежде всего государственной) сосредоточивается в руках узкого привилегированного слоя чиновников - бюрократов.

В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть "бюро", т.е. письменного стола, конторы, "конторовластие", а по сути дела - власть оторванного от народа аппарата.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный - в групповой или личный, т. е. «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи - в государственные».

Черты бюрократизма:

1)       Это явление общественное, социальное, присущее только социуму (обществу).

2)       Явление, неразрывно связанное с таким социальным явлением, как власть. Главный ресурс бюрократов - именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа власть конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

3)       Формы проявления бюрократизма - формализм, волокита, бездумное, казенное отношение к делу и др. Вместо подлинного, настоящего дела - формальные отписки, бумаготворчество, главное - правильно оформить бумагу, а не решить дело по существу.

4)       Наблюдается стремление ограничить гласность, информированность граждан, как можно больше засекретить информацию под видом государственной или служебной тайны. Это направлено на стремление выйти из-под контроля общества и обеспечить монополию власти. Отсюда бюрократизм работает на себя вместо того, чтобы работать на общество. Кроме того, чиновники охраняют свои привилегии, используют свое положение в ущерб управляемым.

5)       Складывается особый стиль деятельности бюрократов:

а)       По отношению к верхам он проявляется в чинопочитании, угодничестве, стремлении угодить любому желанию начальника, приукрасить сведения, характеризующие ту или иную сферу деятельности, вплоть до приписок в целях собственной карьеры или в угоду вышестоящему чину.

б)      По отношению к гражданам и подчиненным формируются нетерпимость к критике, осуществляются подавление неугодных инициатив, поддержка льстецов и подхалимов, преследование неугодных, бездушное отношение к нуждам граждан.

6)       Бюрократизм может касаться любой власти (как государственной, так и негосударственной).Им может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом.

7)       Объективной основой бюрократизма является разделение субъекта власти и ее объекта, т.е. отрыв аппарата управления от общества, в результате чего власть становится фактически независимой и безответственной.

8)       Чиновники не могут быть абсолютно беспристрастными при выполнении управленческихполномочий, поскольку у него них собственный интерес и они стремятся навязать его обществу.

9)       Бюрократизм представляет собой явление динамическое: во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Это обстоятельство определяет возможность и необходимость борьбы с бюрократизмом.

10)    Различные системы государственных органов подвержены бюрократизму в разной степени: в наибольшей степени к бюрократизации склонен профессиональный аппарат управляющих, государственных служащих, составляющих костяк исполнительной власти, а в меньшей - государственные органы, образуемые демократическим путем.

11)    Бюрократия и демократия выступают как антиподы: они представляют собой противоположные по своей сущности способы организации власти. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика - надежное лекарство против этой болезни.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата - сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата - верный признак его бюрократического загнивания. Расширение деятельности государственного аппарата, увеличение его штатов осложняют контроль над ним. Следовательно, снижается ответственность чиновников, растет их безнаказанность.

 

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (ФЗ "О противодействии коррупции").

Формы коррупции:

- взяточничество (негативное социально-правовое явление в обществе, заключающееся в получении либо даче взятки лицу, состоящему на службе в органонах государственной власти или местного самоуправления);

- фаворитизм (страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение их на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы);

- непотизм/кумовство (замещение должностей родственниками в нарушение общего и справедливого порядка);

- протекционизм (создание внутри функционирующей системы органов государственной власти и местного самоуправления сплоченных групп чиновников («своей команды») для удовлетворения корпоративных целей);

- незаконный лоббизм (оказание незаконного давления на парламентария со стороны какой-либо группы или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения определенного законопроекта);

- незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов;

- мздоимство (получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законного действия (бездействие) по службе) и лихоимство (получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконного действия (бездействие);

- незаконная приватизация;

- незаконная поддержка и финансирование политических структур;

- предоставление льготных заказов и т.д.

Для существования коррупции должны быть не только продажные чиновники, но и лица, имеющие немалые финансово-материальные возможности для их подкупа. Этим как раз и объясняется тесная связь коррупции с теневой экономикой и организованной преступностью.

Коррупционные отношения осуществляются скрыто, латентно. Поэтому противодействовать коррупции очень непросто. Для противодействия ей необходима целая система антикоррупционных мер и средств, которую необходимо создать и постоянно совершенствовать.

Опасность коррупции:

•        нарушает нормальную реализацию прав и свобод граждан, препятствует доступу к соответствующим правам

•        криминализирует население, которое опирается на противоправные формы взаимодействия с гос. служащими и криминализирует общественное сознание

•        криминализирует сферу гос. службы и извращает её социально-управленческую направленность

•        препятствует эффективному использования материальных ресурсов для развития общества

•        снижает инвестиционную привлекательность страны и не способствует развитию внешнеэкономических связей, привлечению капитала, развитию предпринимательской деятельности.

В России принят Национальный план по противодействию коррупции, который включает в себя меры по: законодательному обеспечению противодействия коррупции; совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции; повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению, а также перечень первоочередных мер, которые должны быть предприняты Правительством РФ, Генеральным прокурором РФ, руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством иностранных дел РФ.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.