54. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
Правотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.
Черты правотворчества.
1) по результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, о степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
2) постоянная задача законодателя - повышение качества правовых решений, снижение до минимального числа неэффективных нормативных актов
3) правотворчество — не особая функция государства, а правовая форма государственной деятельности.
4) правотворчество - это, как правило, государственная деятельность, т. е. этим занимаются главным образом органы государства (Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Прави-тельство РФ и т. д.). В истории правотворчества известны и другие подходы, когда право создавалось по уполномочию государства общественными организациями (в СССР), непосредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или судом (в англосаксонской правовой системе).
5) смысл и значение правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал бы прогрессу общества.
6) основным импульсом к созданию закона или иного нормативно-правового акта служит общественно-значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом.
Принципы правотворчества – это основные начала осуществления правотворческой деятельности.
1) Принцип законности - разработка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству.
2) Принцип научности - подготовка проекта нормативно-правового акта и его принятие осуществляется с непосредственным участием представителей разных наук.
3) Принцип использования правового опыта - всякий вновь разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом.
4) Принцип демократизма и связи с практикой. Демократические механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.
В зависимости от субъекта, осуществляющего создание права выделяют следующие виды правотворчества:
1. референдум (одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования);
2. принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;
3. санкционирование государством обычаев;
4. выработка судебного прецедента.
5. подзаконное правотворчество. Оно имеет место во всех случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к высшим представи-тельным органам государства. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент (глава государства), правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов.
Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству, - правотворчество ОМСУ и негосударственных юридических лиц.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 192.