Значение методологии юридической науки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значение методологии юридической науки.

Методология юридической науки – относительно самостоятельная область юриспруденции, в рамках которой рассматриваются принципы и методы юридических исследований.

 

Методология юридической науки направлена на исследование закономерностей научного познания государства и права, разработку методов получения научного знания о государстве и праве. В области методологии юридическая наука обращается к философским основаниям, условиям и формам получения объективного, обоснованного, достоверного и проверяемого знания о государстве и праве. Наука о государстве и праве, помимо собственных средств исследования, широко использует философские методы познания и общенаучный методологический аппарат. Методологические исследования являются условием развития юридической науки, эффективного решения проблем всестороннего познания государственно-правовой действительности.

 

Методы юридической науки - это применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных знаний о государстве и праве.

 

Виды методов ТГП:

1)       общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания

а)       метафизика– Г и П воспринимаются как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека,

б)      диалектика- государство и право рассматриваются в их развитии

i)        идеализм

(1)     объективный идеализм - связывает причины возникновения и функционирования Г и П с божественной силой либо Мировым или объективным разумом,

(2)     субъективный идеализм – с сознанием человека, с волей людей

ii)       материалистическая диалектика - рассматривает государство и право в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. (С точки зрения материалистической диалектики государство и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе - разделения труда, появления частной собственности и классов)

2)       общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а)       исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

б)      системный метод – восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе;

в)       метод индукции «от частного к общему» и дедукции «от общего к частному»;

г)       метод анализа – разделения объекта на части синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей

д)      функциональный метод – определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния;

3)       специальные юридические методы

4)       формально-юридический методы – позволяет изучать и определять основные юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию понятий, толковать содержание правовых норм и их смысла и т. д.

5)       метод государственного и правового моделирования – государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

6)       сравнительно-правовой метод – сопоставление государственно-правовых явлений с аналогичными явлениями, только в других отраслях, регионах или странах;

7)       конкретно-социологический метод позволяет выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др.

 

Функции государства.

Норма права.

48.     Понятие и признаки норм права.

Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Признаки:

1)       Норма права - мера свободы волеизъявления и поведения человека. Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

2)       Норма права - это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.

3)       Нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения общественные отношения. При этом регулирование этих отношений осуществляется на государственно-политическом уровне. Иначе говоря, нормы права исходят от государства. Это один из основных признаков норм права

4)       В нормах права закрепляются, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения.

5)       Норма права представляет собой модель регулируемых общественных отношений, которые желательны с точки зрения государства и общества.

6)       Принимается субъектами правотворчества;

7)       Структурно организована - представляет собой системную взаимосвязь структурных элементов,

8)       Системность- проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права, характеризуется:

а)       соотношением с другими нормами, правовым институтом отрасли права;

б)      взаимосвязью с другими элементами правового регулирования (правоотношениями, актами применения юридических норм);

в)       иерархией правовых норм;

9)       Государство создает нормы по определенной процедуре;

10)    Государство признает, огосударствляет те нормы, которые зарождаются в силу самоорганизуемых процессов, появляющихся как обычай;

11)    Норма права является регулятором общественных отношений.

12)    Общеобязательное правило поведения - оно распространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

13)    Формально-определенное – документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

а)       внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения.

б)      внешняя - заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа - в нормативно-правовом акте.

14)    Гарантированно государством. В случае несоблюдения нормы права государство может применить принуждение;

15)    Нормативность - устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов

а)       направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;

б)      неперсонифицирована, т.е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей;

в)       неопределенность числа случаев применения, т.е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут условия или обстоятельства для ее применения. При этом норма права не прекращает своего действия после исполнения в отличие от индивидуальных актов.

Возникновение нормы права и вся ее дальнейшая «жизнь» зависят от ряда факторов:

1)       биологический аспект - норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии,

2)       психологический аспект - как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека,

3)       социальный аспект - правовая норма есть сугубо социальный феномен. Правовая норма выступает в виде:

а)       справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном;

б)      типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений;

в)       формы выражения интересов большинства. В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, прав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях средством ограничения свободы поведения (мера свободы).

4)       интеллектуально-идеологический аспект -правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение.Создание правовой нормы представляет собой процесс разрешения противоречий (эко-номических, политических, идеологических, религиозных), возникающих между интересами конкретных людей и различных социальных групп, норма в конечном счете является:

а)       компромиссным, приемлемым для данного времени и общества вариантом регулирования, обеспечивающим нормальную жизнь людей;

б)      обобщенной информацией о социальной действительности;

в)       средством познавательной деятельности;

г)       конкретным средством разрешения противоречий (конфликтов) между людьми.

5)       социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде:

а)       формально-определенного обязательного правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государством;

б)      социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

 

Таким образом, правовыми можно считать нормы, которые:

•        исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством;

•        исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т.е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного конституцией;

•        изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека;

•        закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Частное и публичное право.

Структура.

1. Деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы - (конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, и т.д.). Частное право опосредствует между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.

2. Последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам.

Правовое отношение.

67.     Правоотношение: понятие, признаки, состав, виды.

Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Признаки правового отношения

1)       состоит из трех элементов:

а)       Субъекты - это участники правоотношения (физические лица, организации).

б)      Объект - это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага, отражающие личный или общественный интерес).

в)       Содержание - это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

2)       имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной стороны.Двусторонний характер не указывает на количество участников правового отношения. Их может быть не два, однако всегда праву одного соответствует обязанность другого субъекта правоотношения.

3)       выступает в виде индивидуальной общественной связи, причем степень индивидуализации может быть различной.

а)       Минимально индивидуализированы правоотношения, которые возникают непосредственно из закона. Например - конституционные права и свободы.

б)      Средняя степень индивидуализации наблюдается, когда точно определен не только субъект, но и объект правоотношения. Например, в правоотношении собственности определены собственник и вещь - объект собственности.

в)       Максимальная степень индивидуализации, когда точно известно, какие именно действия должно совершить обязанное лицо в интересах управомоченного. Здесь индивидуально устанавливаются объект, обе стороны и содержание правовой связи между ними. Так, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

4)       это такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения. Если возникает необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный государственный орган (например, в суд), который, рассмотрев юридическое дело, выносит властное решение (акт применения права), где точно определяются субъективные права и обязанности сторон.

 

Предпосылки возникновения правоотношений- условия и обстоятельства, при наличии которых они возникают, изменяются и/или прекращаются

1)       общие, социальные (материальные)

а)       интересы и потребности людей

б)      наличие не менее 2 субъектов

в)       объект (ценность, благо)

г)       само поведение

2)       юридические (специальные)

а)       норма права

б)      правосубъектность

в)       юридический факт (фактический состав)

 

Структура (состав) правоотношения:

1)       Содержание

а)       субъективные права - это предусмотренная в норме права мера возможного поведения.

б)      юридические обязанности - это предусмотренная в норме права мера необходимого поведения

2)       Объект - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомочснной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и охраняемым государством. Одно и то же благо может быть объектом разнообразных правоотношений. Так, вещь может быть объектом права собственности, правоотношений купли-продажи, залога, наследования, страхования и т. д.

3)       Субъекты правоотношений - это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности

Субъект права – участник правоотношения индивиды или организации, наделенные по закону способностью иметь права и принимать на себя юридические обязанности.

Субъекты права – потенциальные участники правоотношений, это лица, которые м/б носителями юридических прав и обязанностей.

Субъект правоотношения – субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения.

Чтобы стать субъектом правоотношений, надо быть субъектом права. Но чтобы быть субъектом права, необязательно быть субъектом правоотношений. Например, при завещании лицо является субъектом права, но не является субъектом правоотношений. Субъектом правоотношений оно становится только после того, как открывается завещание. Тогда возникают эти правоотношения.

Виды субъектов правоотношений

Индивиды                    Организации

                          Социальные общности

                          Государственные                     Негосударственные                   

граждане                      государственные органы                    органы, учреждения, предприятия МСУ               народ

иностранные граждане                        государственные учреждения                         общественные организации            нация

лица без гражданства            государственные предприятия                       частные коммерческие организации            население региона

лица с двойным гражданством                        государство                                                трудовой коллектив

Социальные общности(народ, нация, население региона, трудовой коллектив) являются субъектами права в предусмотренных законом случаях. Например, народ непосредственно осуществляет свои права путем всенародного голосования (референдума). Однако чаще всего социальные общности действуют через государственные и общественные организации.

 

Виды правоотношений:

1)       По отраслевому признаку

а)       конституционные,

б)      гражданско-правовые,

в)       административно-правовые и т. д.

2)       По характеру содержания

а)       общерегулятивные - возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

б)      регулятивные - вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

в)       охранительные - появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

3)       В зависимости от степени определенности сторон

а)       относительные - конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик).

б)      абсолютные - названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона - это любой, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

4)       По характеру обязанности

а)       активные - обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой - лишь в требовании исполнить эту обязанность

б)      пассивные - обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

 

Признаки толкования.

1) это деятель­ность субъектов права.

2) интеллектуально-волевая, организационная деятельность, включает в себя:

а) Уяснение - процесс понимания, осоз­нания содержания правовых актов «для себя».

б) Разъяснение - объяснение, доведение усвоенного содержания «для других».

3) это интерпретация правовых актов, т. е. выяснение, как соотносится объем толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста Интерпретатор (субъект, толкующий правовой акт) не реализует норму права, а лишь уясняет ее содержание.

4) объектом толкования выступают правовые акты (правоприменитель­ные акты, договоры), а не только нормативные, содержащие нормы права.

5) это юридически значимая деятельность, т.к. цель - реализация или совершенствование толкуемых актов.

6) результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Причины толкования:

1. сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;

2. несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;

3. несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний;

4. специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;

5. законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить "дух" и "букву" закона;

6. отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.

7. нередко остающийся неизменным (в силу фор­мального, текстуального закрепления) закон реализуется в су­щественно изменившихся по сравнению с моментом его изда­ния условиях, что требует его осмысления.

 

Толкование норм права имеет универсальное значение, т.к. осуществляется во всех видах правовой деятельности:

1) без толко­вания невозможна разработка новых юридических предписаний, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм так или иначе связано с уже существующими законодательными положениями.

2) толко­вания необходимо для создания сводов законов, собраний и справочников по зако­нодательству, для учета нормативных актов.

3) процесс толкования не­избежен при реализации правовых норм органами суда, прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, обще­ственных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.

4) особое значение оно имеет в правоприменительной деятельности, поскольку применение норм права порождает, изменяет либо прекращает права и обязанности участников правоотношений, определяет правовой статус и тем самым существенно влияет на фактическое положение конкретных лиц.

Цель толкования - правильное, точное и единообразное понима­ние и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку, Оно призвано противодейство­вать любым попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоста­вить букву и дух закона, выяснять смысл того, что законодатель сформулировал.

Функции толкования

1. Познавательная функция. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний.

2. Конкретизационная функция. При толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств (особенно ярко эта Функция проявляется в процессе функционального толкования).

3. Регламентирующая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а также органы государства и должностные лица, применяющие право, должны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.

4. Правообеспечительная функция. Некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики. Таковы, например разъяснения Центризбиркома о порядке применения норм Закона о выборах.

5. Сигнализаторская функция. Толкование НА позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является "сигналом" для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм.

Виды

1) по внешней форме выражения

а) устные

б) письменные;

2) по отраслям права

а) уголовные,

б) гражданские,

в) административные и т.д.;

3) по юридической природе

а) нормативные - разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов (постановлений, приказов и т.п.).

а) казуальные - разъяснение смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права (постановления Пленума ВС РФ публикуются в «Бюллетене ВС РФ», поста­новления Пленума ВАС РФ - в «Вес­тнике ВАС РФ», постановления Конституционного Суда РФ - в «Собрании за­конодательства РФ» и «Вестнике Консти­туционного Суда РФ»).

4) по субъектам

а) акты законодательных органов(например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъясненияпринятых законов;

б) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.;

в) акты судебного толкования - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, которыеобобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующегозаконодательства;

г) актыорганов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор может издаватьуказания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельностиорганов прокуратуры.

5) в зависимости от содержания и сферы распространения

а) акты общего характера - регламентируют применение любых правовых норм

б) акты индивидуального характера - содержат указания по поводу применения нормы права к конкретным жизненным обстоятельствам.

6) по структурным элементам разъясняемых норм:

а) акты толкования гипотезы;

б) акты толкования диспозиции;

в) акты толкования санкции;

г) комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов правовой нормы.

7) в зависимости от формы

а) указы,

б) постановления,

в) приказы,

г) инструкции и т.п.;

 

Толкование договоров.

Осуществляя правосудие по граж­данским делам, судебные органы толкуют не только норматив­ные акты, но и договоры, условия которых и составляют пред­мет гражданского спора.

Толкование договоров следует рассматривать как особый вид юридического толкования, характеризующийся определенными особенностями, отличающими его от толкования нормативных и правоприменительных актов.

1) В качестве субъекта официального толкования договора ГК РФ определяет суд. Неофициальное толкование договора осуществляется сторонами про­цесса, третьими лицами, прокурором, иными лицами, участву­ющими в деле. Более того, они результаты своего толкования закрепляют письменно в исковом заявлении, имеющим значение для суда и выступающим юридическим фактом.

2) В качестве объекта толкования выступает договор - право­вой акт, определяющий права и обязанности сторон.

3) Содержание толкования договора. В договоре как правовом акте, закрепившем двустороннюю сделку, заключена воля договаривающихся сторон. В нормативном акте содержится воля властвующего правотворческого субъекта, содержание которой и выявляется в процессе толкования норм. В договоре же закрепляется совместная воля по меньшей мере двух субъектов, интересы и цели которых далеко не всегда совпадают.Согласно ст. 431 ГК РФ "при толковании условий договора судом принимаются во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений". Законодатель предполагает, что договаривающиеся стороны правильно и полно выражают свою волю в тексте договора. Отсюда понятна преимущественная роль грамматического способа толкования договоров. Однако, буквенное выражение не всегда полно и правильно выражает мысль. И если это положение характерно для нормативных актов, то для договоров оно довольно частое явление. На это обращает внимание и законодатель, допуская возможность в случае неясности буквенного значения условий договора использовать и иные способы толкования. Прежде всего, суд должен выявить цели, которые ставят перед собой договаривающиеся стороны. При неясности отдельных положений договора необходимо системное толкование - обращение к другим положениям договора. В других случаях возможно законодательное толкование, при котором необходимо обращаться к тексту закона, а не самого договора. Приступая к толкованию договора важно определить юридическое значение документа, т.е. выявить, было ли в самом деле соглашение, был ли договор вообще заключен, является ли сделка действительной, определить вид договора, соответствие его необходимой форме. Специфическими особенностями здесь обладает логический способ толкования. Например: "В случае двусмысленности выражения оно толкуется не в пользу стороны, предложившей это выражение", "обычно встречающиеся в договорах определенного типа, но отсутствующие в конкретном договоре положения презюмируются" и др. При толковании широко используются и другие презумпции - презумпция выражения воли сторон в договоре, презумпция ясности языка договора и т.д.

4) Особенности толкования договоров определяются и принципами функционирования договорных отношений, которыми необходимо руководствоваться для обеспечения целей толкования. Это принципы разумности, полноты выражения воли, системности, единства целей договора, определенности его содержания. Толкование имеет, кроме того, регулятивную, конкретизационную, обеспечительную, деликтологическую функции. В отличие от нормативных актов при толковании договоров осуществляется и восполнительная фун­кция (восполнение пробелов). Нередко гражданско-правовой спор возникает именно из-за полного отсутствия в договоре словесного описания ситуации, по поводу которой он возник. В таких случаях суд должен восполнить недостающие условия договора, выявив при этом и характер упущения: умышлен­ный или случайный

Виды правонарушений.

1) по степени обще­ственной опасности и юридическому оформлению.

а) Преступления -общественно опасные уголовно нака­зуемые деяния. Формально-юридически все они закреплены в УК РФ. Субъектом преступления может быть только физическое лицо.В качестве преступных деяния закрепляются исключительно законом. Никакие иные нормативные акты этого сделать не могут. Причем в УК они за­креплены с исчерпывающей полнотой. Аналогия в уго­ловном праве недопустима.

б) Проступки представляют меньшую общественную опасность и закрепляются актами иных от­раслей права. Они влекут за собой взыскания. Виды:

i) Административное правонарушение - противо­правное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных право­нарушениях установлена административная ответственность. Субъек­тами административного проступка могут быть как индивиды, так и организации. Составы административных поступков и формы ответственности за них закрепляются в КоАП, Таможенном кодексе и законодательных актах субъектов РФ.

ii) Гражданско-правовой проступок (деликт) - это нарушение правовых предписаний в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений. Деликты могут быть дого­ворного характера, связанные с невыполнением или ненадлежащим исполнением условий дого­вора, а могут быть связаны с вредом, причиненным личности или имуществу физического или юридического лица.

iii) Дисциплинарный проступок -проти­воправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее прави­ла внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей. К таким проступкам относятся опоздание на работу, прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии и др. Они закреплены в Трудовом кодексе РФ, в уставах о дисциплине, в локальных актах конкретного предприятия, учреждения, организации.

Правонарушения являются основанием для привлечения правонарушителей к юридической ответственнос­ти - уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой.

Состав правонарушения.

Состав правонарушения- это совокупность субъектив­ных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения.

Элементы состава:

1) Субъект - лицо, совершившее правонаруше­ние, правонарушитель. Им может быть только дееспособное (деликтоспособное) лицо. Субъектом может быть как индивид, так и организация. В уголовном праве таковым является только физическое лицо. Субъект правонарушения закреплен в гипотезе юридической нормы.;

2) Объект - это общественные отношения, которые регулируются и охраняются правом (государством), то, на что направлено правонарушение, т. е. те ценности и блага, которым правона­рушением нанесен ущерб:

а) материальные предметы внешнего мира;

б) нематериальные интересы (честь, достоинство);

в) организационные факторы (общественный порядок, общественная безопасность)

3) Объективная сторона - внешне выраженное деяние (действие или бездействие), его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними. Факультативные признаки объективной стороны:

а) время – промежуток времени, в течение кот. м/б совершено конкретное деяние,

б) место – точка пространственных координат, в кот. было совершено деяние,

в) способ – совокупность приемов и методов с помощью кот. совершается деяние,

г) обстановка – те объективные условия, при кот. происходит деяние,

д) средства – предметы внешнего мира, либо физ. процессы, кот. лицо использует для воздействия на потерпевшего или иных лиц для достижения своих целей,

е) орудие – разновидность средств специфика в том, что это искл. предметы внешнего мира, с помощью кот. совершается деяние

4) Субъективная сторона - отношение наруши­теля к деянию и его последствиям, т. е. его вина. Степень вины субъекта определяется предвидением или непредвидением виновным последст­вий своего деяния, его отношением к деянию и его последствиям. В зависимости от содержания выделяется 2 формы вины:

а) Умышленная. Виды умысла:

i) прямой - если лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

ii) косвенный - если лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

б) Неосторожная. Виды неосторожности:

i) легкомыслие, если лицо предвидело возможность наступления ОО последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий,

ii) небрежность, если лицо не предвидело возможности наступления ОО последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

в) Факультативные признаки субъективной стороны:

i) Мотив - побуждение лица к совершению правонарушения, связанное с удовлетворением определенных потребностей.

ii) Цель - мысленное представление лица о желаемом результате, к которому стремится виновный, совершая правонарушение.

iii) Эмоции - непосредственное переживание какого-либо чувства.

 

Источники.

1) Закон– принимается парламентами, об­ладает высшей юридической силой и распространяется на всю территорию государства, на всех его граждан, выражает волю большинства, социально справедлив. Закон имеет при­оритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосу­дарственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте закона они становятся его частью, содержанием.Подразделяются на

а) конституционные - предметом регулирования являются наи­более важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государст­венной власти. Во всех странах системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Для конституционных законов предусмотрен осо­бый порядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депу­татов.

б) обычные (текущие), среди них важное место занимают кодексы.

2) Подзаконные акты.Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делегированную природу, и их значение, роль в правовом регулировании определяются полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных ор­ганов.

3) Обычай– как самостоятельный источник права обычай выполняет второстепенную роль, выступая в качестве дополнения к закону, однако в законах закреплена возможность его использования для восполнения пробелов законодательства.

4) Судебная практика – уточняет положения закона (иногда идет с ними в разрез). Подобного рода решения вырабатываются, как пра­вило, высшими судебными инстанциями и конститу­ционными судами стран системы. В силу места и роли этих инстанций в судебной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных катего­рий под угрозой отмены иных решений. Таким обра­зом, создаются своеобразные судебные нормы - правоположения судебной практики. Эти правоположения публикуются в судебных сборниках, приобретают ши­рокую известность и становятся частью правовой системы.

 

Структура.

1. Деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы - (конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, и т.д.). Частное право опосредствует между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.

2. Последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам.

 

Признаки.

1) Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов.

а) В экономическом плане это означает, что каждый индивид может быть или является собственником

б) В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной.

в) Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.

г) Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

2) Гражданское общество - открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, и т.д.. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

3) Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, появляется во всех ее сферах:

а) в экономической - это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной);

б) в социальной и политической - наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя;

в) в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

4) Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

5) Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

 

Структура гражданского общества - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде 5 основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности:

1) социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем, а именно:

а) отношения, связанные с продолжением рода, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе

б) человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т.п.)

в) опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами)

2) экономическая система совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта

а) отношения собственности

б) отношения производства материальных и нематериальных благ

в) отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта

3) политическая система - целостные саморегулирующиеся элементы (организации) — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации

а) отношения по поводу власти

б) политические отношения, охватывающие проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, проблемы свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.

4) духовно-культурная система - отношения между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения

а) отношения, связанные с образованием

б) отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии

5) информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через СМИ. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

 

Формирование гражданского общества обычно связывают с созданием правового государства. Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем формирование гражданского общества и правового государства происходит одновременно, поскольку оба института обусловлены единством интересов и единой целью - человек с его потребностями и интересами, обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности.

Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. В процессе общения и реализации естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность выкристаллизовывались нормы естественного права. Оно служило основным и непосредственным регулятором отношений между индивидом и обществом и до определенного момента удачно гармонизировало их.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву.

Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Для Гегеля государство было то же самое, что и право ("наличное бытие свободной воли"), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т.е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.

Словосочетание "правовое государство" впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813) и И. X. Фрайхера фон Аретина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством. Правовое государство - результат развития гражданского общества и условие его дальнейшего совершенствования.

Значение методологии юридической науки.

Методология юридической науки – относительно самостоятельная область юриспруденции, в рамках которой рассматриваются принципы и методы юридических исследований.

 

Методология юридической науки направлена на исследование закономерностей научного познания государства и права, разработку методов получения научного знания о государстве и праве. В области методологии юридическая наука обращается к философским основаниям, условиям и формам получения объективного, обоснованного, достоверного и проверяемого знания о государстве и праве. Наука о государстве и праве, помимо собственных средств исследования, широко использует философские методы познания и общенаучный методологический аппарат. Методологические исследования являются условием развития юридической науки, эффективного решения проблем всестороннего познания государственно-правовой действительности.

 

Методы юридической науки - это применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных знаний о государстве и праве.

 

Виды методов ТГП:

1)       общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания

а)       метафизика– Г и П воспринимаются как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека,

б)      диалектика- государство и право рассматриваются в их развитии

i)        идеализм

(1)     объективный идеализм - связывает причины возникновения и функционирования Г и П с божественной силой либо Мировым или объективным разумом,

(2)     субъективный идеализм – с сознанием человека, с волей людей

ii)       материалистическая диалектика - рассматривает государство и право в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. (С точки зрения материалистической диалектики государство и право возникли в результате социально-экономических процессов в обществе - разделения труда, появления частной собственности и классов)

2)       общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а)       исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

б)      системный метод – восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе;

в)       метод индукции «от частного к общему» и дедукции «от общего к частному»;

г)       метод анализа – разделения объекта на части синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей

д)      функциональный метод – определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния;

3)       специальные юридические методы

4)       формально-юридический методы – позволяет изучать и определять основные юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию понятий, толковать содержание правовых норм и их смысла и т. д.

5)       метод государственного и правового моделирования – государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

6)       сравнительно-правовой метод – сопоставление государственно-правовых явлений с аналогичными явлениями, только в других отраслях, регионах или странах;

7)       конкретно-социологический метод позволяет выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 245.