Вопрос 13. Органы, осуществляющие контроль и надзор в области налогов и сборов: виды, правовое положение.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В широком смысле налоговый контроль — это контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса — от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности.

Необходимо разграничивать уровни осуществления налогового контроля. Так в РФ налоговый контроль осуществляется на следующих уровнях:

  • Федеральный уровень
  • Региональный уровень
  • Местный уровень

Федеральная налоговая служба (ФНС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за:

1. соблюдением законодательства о налогах и сборах,

2. за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

4. за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

 

ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, феде­ральными конституционными законами, федеральными закона­ми, актами Президента РФ и Правительства РФ, международны­ми договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе. Чем и определяется ее правовой статус, как основного органа, по контролю и надзору за исполнением налогового законодательства.

Так исходя из таблички к территориальным органам ФНС России можно отнести:

1. центральный аппарат ФНС РФ

2. Управления по субъектам РФ

3. Инспекция ФНС в субъектах

§ Межрайонная инспекция

§ Инспекция по районам

§ Инспекция по городам без районного деления

§ Инспекция по районам в городах

В марте 2003 года произошли существенные изменения в структуре государственной власти: было принято решение об упразднении ФСНП России и передаче функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений в МВД России.

МВД

Для реализации новых функций МВД России были внесены изменения в ряд действующих законодательных актов. В частности, права должностных лиц органов внутренних дел, перечисленные в Законе РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции"), были расширены. Им были предоставлены права:

· участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

· получать сведения, составляющие налоговую тайну;

· проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Органы внутренних дел вообще не наделены самостоятельными полномочиями по осуществлению налогового контроля. В п. 2 ст. 36 НК РФ закреплено, что органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган. Также органы МВД России обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций (ст. 5 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации").

Таможенные органы

Статья 82 НК РФ предусматривает право таможенных органов в пределах своей компетенции осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном гл.14 настоящего Кодекса. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные гл.14 НК РФ для налоговых органов.

С одной стороны, спектр контрольных налоговых полномочий таможенных органов является ограниченным. Единственной формой налогового контроля со стороны таможенных органов является проверка.

С другой стороны, в отношении налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, реализация в полном объеме налогового контроля в форме налоговых проверок - это прерогатива таможенных органов.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 383.