Вопрос 1. Налог, сбор: понятие, функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налоговое право

 

 

Саратов – 2019

Оглавление

Вопрос 1. Налог, сбор: понятие, функции. 5

Вопрос 2. Элементы налогообложения. 7

Вопрос 3. Система налогов и сборов: понятие и структура. 8

Вопрос 4. Классификация налогов и сборов. 9

Вопрос 5. Порядок установления, введения и отмены федеральных , региональных и местных налогов и сборов. 11

Вопрос 6. Налоговое право. 12

Вопрос 7. Налоговый кодекс общая характеристика. 14

Вопрос 8 Формы налогово-правового регулирования. 15

Вопрос 9. Принципы налогового права в РФ.. 17

Вопрос 10. Место налогового права в системе российского права. 19

Вопрос 11. Налоговое правоотношение: понятие, виды, особенности. 20

Вопрос 12. Налогово-правовые нормы: понятие, виды, особенности. 22

Вопрос 13. Органы, осуществляющие контроль и надзор в области налогов и сборов: виды, правовое положение. 24

Вопрос 14. Органы, осуществляющие нормативное регулирование в области налогов и сборов: виды, полномочия. 27

Вопрос 15. Налогоплательщики – физические лица: признаки, виды, права и обязанности. 28

Вопрос 16 Налогоплательщики организации признаки, виды, права и обязанности. 30

Вопрос 17. Взаимозависимые лица: признаки, особенности правового положения. 33

Вопрос 18. Консолидированная группа налогоплательщиков : признаки, особенности правового положения. 34

Вопрос 19. Контролируемые иностранные компании: признаки, особенности правового положения. 36

Вопрос 20. Представительство в налоговых правоотношениях. 37

Вопрос 21. Лица способствующие уплате налогов: понятие, виды, права и обязанности, ответственность. 39

Вопрос 22. Лица обязанные предоставить информацию о налогоплательщике: понятие, виды, права и обязанности, ответственность. 41

Вопрос 23. Лица, привлекаемые к осуществлению мероприятий налогового контроля: понятие виды права и обязанности, ответственность. 42

Вопрос 24. Способы обеспечения налогового обязательства: залог имущества, поручительство, банковская гарантия. 45

Вопрос 25.Способы обеспечения налогового обязательства: пени. 46

Вопрос 26. Арест имущества налогоплательщика. 47

Вопрос 27 Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств: понятие, порядок реализации. 48

Вопрос 28. Изменение срока уплаты налогов и сборов: виды, общие условия, предоставление и прекращения. 49

Вопрос 29 Рассрочка и отсрочка по уплате налогов и сборов: основания и порядок предоставления. 51

Вопрос 30 Инвестиционный налоговый кредит: основания и порядок предоставления. 53

Вопрос 31 Зачет и возврат уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени, штрафа. 54

Вопрос 32 Налоговый контроль: понятие, виды, стадии. 56

Вопрос 33. Налоговый мониторинг: понятие, субъекты, порядок осуществления. 59

Вопрос 34 Учет налогоплательщиков: порядок осуществления. 60

Вопрос 35. Порядок проведения камеральной налоговой проверки. 62

Вопрос 36 Порядок проведения выездной налоговой проверки. 64

Вопрос 37 Мероприятия налогового контроля: истребования информации и документов, выемка документов, осмотр. 66

Вопрос. 38 Производство по делу о налоговом правонарушении. 68

Вопрос 39. Взыскание налога, сбора, пени, штрафа налогоплательщика (налогового агента) – организации: основания и порядок осуществления. 70

Вопрос 40. Взыскание налога сбора, пени, штрафа налогоплательщика – физического лица: основания и порядок осуществления. 72

Вопрос 41. Административный порядок защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения. 74

Вопрос 42 Судебный порядок защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения. 76

Вопрос 43. Налоговая ответственность: понятие, признаки, принципы. 78

Вопрос 44. Налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав. 79

Вопрос 45. Обстоятельства влияющие на размер налоговой ответственности. 82

Вопрос 46. Ответственность банков за правонарушения предусмотренные НК РФ.. 83

Вопрос 47 Налоговая ответственность налогоплательщика (налогового агента) основания, налоговые санкции. 84

Вопрос 48 Административная ответственность за правонарушение в области налогообложения. 87

Вопрос 49. Уголовная ответственность за правонарушения в области налогообложения. 89

Вопрос 50 Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 91

Вопрос 51. Акцизы: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 93

Вопрос 52. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 96

Вопрос 53. Налог на доходы физических лиц: необлагаемые доходы и налоговые вычеты (виды и порядок предоставления) 99

Вопрос 54. Налог на прибыль организаций: налогоплательщики и основные элементы.. 103

Вопрос 55. Государственная пошлина: плательщики и основные элементы.. 105

Вопрос 56. Налоги на пользование природными ресурсами: виды налогов, их плательщики, основные элементы налогообложения. 107

Вопрос 57 Налог на добычу полезных ископаемых: плательщики, основные элементы налогообложения. 108

Вопрос 58. Налог на имущество организаций: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 110

Вопрос 59. Транспортный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 112

Вопрос 60. Налог на игорный бизнес: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 115

Вопрос 61. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 117

Вопрос 62. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): налогоплательщик и основные элементы налогообложения. 120

Вопрос 63. Упрощенная система налогообложения. 121

Вопрос 64. Патентная система налогообложения. 123

Вопрос 65. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 125

Вопрос 66. Налог на имущество физических лиц: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 128

Вопрос 67. Земельный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 129

Вопрос 68. Торговый сбор: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 131

Вопросы 69. Страховые взносы: плательщики и основные элементы обложения. 133


 


По степени переложения

1. Прямые - это малопереложимые налоги, взимаемые не­посредственно с дохода или имущества налогоплательщика.

2. Косвенные - это успешно переложимые налоги, взимае­мые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включае­мые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге ко­нечным потребителем.

По объекту обложения

1. Налоги с имущества - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими опреде­ленным имуществом или с операций по его продаже (покупке).

2. Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Раз­личают налоги с дохода:

 - фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу;

- вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности.

3. Налоги с использования ресурсов - это налоги, взи­маемые в процессе использования ресурсов окружающей природ­ной среды, а рентными их называют также потому, что их установ­ление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты.

Вопрос 6. Налоговое право

Налоговое право является подотраслью финансового права.

В науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при

1. установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ;

2. осуществлении налогового контроля;

3. обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

4. привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Предмет налогового права ― совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового регулирования, можно сгруппировать следующим образом:

1. по установлению налогов и сборов;

2. по введению налогов и сборов;

3. по взиманию налогов;

4. возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

5. возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

6. возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельности государства и местного самоуправления, направленной на аккумулирование денежных средств в доход публичных субъектов.

Можно выделить следующие основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговых отношений:

· Их имущественный характер

· Направленность на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов

· То, что обязательным их участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний (императивный, административно-командный), поскольку государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений.

В современных условиях актуальность приобретает метод диспозитивности.

Следствием отказа государства от исключительно властного (императивного) способа воздействия на налоговые отношения является, например, предоставленная частному субъекту возможность формирования своей налоговой политики, получения отсрочки исполнения и обеспечения налоговой обязанности, заключения договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведения зачета задолженности государства перед поставщиком товаров.

Следовательно, налоговое право — это подотрасль финансового права, нормы которой регулируют императивным и диспозитивным методами совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

МВД

Для реализации новых функций МВД России были внесены изменения в ряд действующих законодательных актов. В частности, права должностных лиц органов внутренних дел, перечисленные в Законе РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции"), были расширены. Им были предоставлены права:

· участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

· получать сведения, составляющие налоговую тайну;

· проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Органы внутренних дел вообще не наделены самостоятельными полномочиями по осуществлению налогового контроля. В п. 2 ст. 36 НК РФ закреплено, что органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган. Также органы МВД России обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций (ст. 5 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации").

Таможенные органы

Статья 82 НК РФ предусматривает право таможенных органов в пределах своей компетенции осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном гл.14 настоящего Кодекса. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные гл.14 НК РФ для налоговых органов.

С одной стороны, спектр контрольных налоговых полномочий таможенных органов является ограниченным. Единственной формой налогового контроля со стороны таможенных органов является проверка.

С другой стороны, в отношении налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, реализация в полном объеме налогового контроля в форме налоговых проверок - это прерогатива таможенных органов.

Основные признаки КГН

Специфика объединения в консолидирующую группу предусматривает ряд особенностей, которым должна соответствовать такая процедура и все ее участники.

1. Организации имеют достаточно высокую степень участия одна в другой, например:

2. являются членами холдинга;

3. главное сообщество контролирует дочерние;

4. организации участвуют в уставных капиталах друг друга.

5. Срок создания такой группы не может быть меньше 2 налоговых периодов.

6. Объединение всех входящих в КГН участников можно рассматривать как единую хозяйствующую единицу

7. Участие в КГН закрепляется заключением специального договора.

8. Налог на прибыль считается на основании совокупной прибыли (или убытка) всех входящих в КГН организаций.

Цели объединения в КГН

Для чего участникам заключать договор о таком сотрудничестве? Участие в консолидации позволяет получить такие выгоды:

1. объединить налоговые базы нескольких организаций;

2. централизованно исчислять и уплачивать налог на прибыль;

3. уменьшить уплачиваемую сумму налога;

4. снизить налоговый контроль;

5. «усреднить» показатели прибылей и убытков, тем самым консолидируя базу.

Пример: в КГН входит три ООО: «Прима», «Секунда» и «Терция». В конце года прибыль «Примы» составила 70 млн. руб., «Секунда» отразила в отчете нулевую прибыль, а «Терция» оказалась в убытке на 50 млн.руб. Если бы они не входили в КГН, «Прима» бы платила налог на прибыль с 70 млн., а «Секунда и «Терция» не заплатили бы ничего. При условии действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков совокупный доход трех участников составит 70 + 0 – 50 = 20 млн.руб. Каждая из участниц заплатит налог именно с этой суммы, что представляет собой прямую выгоду для «Примы», которая является ответственным участником и контролирует значительную часть уставного капитала своих «сестер» по налоговой базе.  
Пример: в КГН входит три ООО: «Прима», «Секунда» и «Терция». В конце года прибыль «Примы» составила 70 млн. руб., «Секунда» отразила в отчете нулевую прибыль, а «Терция» оказалась в убытке на 50 млн.руб. Если бы они не входили в КГН, «Прима» бы платила налог на прибыль с 70 млн., а «Секунда и «Терция» не заплатили бы ничего. При условии действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков совокупный доход трех участников составит 70 + 0 – 50 = 20 млн.руб. Каждая из участниц заплатит налог именно с этой суммы, что представляет собой прямую выгоду для «Примы», которая является ответственным участником и контролирует значительную часть уставного капитала своих «сестер» по налоговой базе.

Эксперт

Так на основании ст.95 НК

В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

Переводчик

Ст.97 устанавливает:

В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.

Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод.

Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

Понятые

Ст.98 определяет:

При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вызываются понятые.

Понятые вызываются в количестве не менее двух человек.

В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.

Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.

Свидетель

В соответствии со ст. 90 НК.

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

На основании ст.128 установлена ответственность свидетеля:

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,

влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

Осмотр

При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку либо камеральную налоговую проверку вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Осмотр территорий помещений лица в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем налогового органа.

Осмотр документов и предметов производится в присутствии понятых.

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, совершаются другие действия.

О производстве осмотра составляется протокол.

Формы оплаты труда

Выплата заработной платы производится в денежной форме в рублях. В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производится в иных формах, не противоречащих законодательству. Доля заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме может составлять не более 20 %

Доходы в виде материальной выгоды:

1. Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей

2. Материальная выгода, полученная от приобретения товаров в соответствии с гражданско – правовым договором у физических лиц, организаций и ИП

3. Материальная выгода полученная от приобретения ценных бумаг.

Налоговый период составляет 1 календарный год ( с 1 января по 31 декабря)

Дата фактического получения дохода

1. Выплата дохода, в том числе перечисление дохода на счет налогоплательщиков в банке либо по его поручению на счета третьих лиц – при получении доходов в денежной форме

2. Передача доходов в натуральной форме – при получении доходов в такой форме

3. Уплата налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам приобретение товаров, приобретение ценных бумаг – при получении доходов в виде материальной выгоды.

Перечень доходов, снижающих налоговую нагрузку

- доходы, не подлежащие налогообложению

- Доходы (расходы) уменьшающие размер налоговой базы т.е. вычеты

Доходы не подлежащие налогообложению

1. Государственные пособия и пенсии

2. Все виды компенсационных выплат, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем

3. Бесплатное предоставление жилых помещений и коммунальных услуг

4. Суммы, выплаченные в связи с гибелью военнослужащего членам его семьи.

Вычеты

1. Стандартные (218 НК)

2. Социальные (219 НК)

3. Имущественные (229 НК)

4. Профессиональные (221 НК)

5. Инвестиционные. (219.1 НК)

Стандартные вычеты – установленные в твердом размере суммы необлагаемого минимума доходов за каждый полный месяц, в течение которого получен доход

Различают следующие стандартные вычеты

1. В размере 3000 рублей для лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и др. заболевания в связи с работой на Чернобыльской АЭС и т.д.

2. В размере 1400 руб. на первого и второго детей, 3000 руб. – на третьего и последующего детей

3. 12000 руб. на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком – инвалидом, или учащимся очной формы обучения, аспирантом, студентом и т.д.

Социальные вычеты

1. В сумме доходов, перечисляемы налогоплательщиком в виде пожертвований (не более 25 % полученного в налоговом периоде, и подлежащих налогообложению)

2. В сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком – родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет – в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50000 рублей на каждого ребенка

3. В сумме уплаченной родителем за услуги по лечению

Имущественные вычеты

1. От продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, земельных участков или долей в имуществе, находившихся в собственности менее пяти лет, а также в размере доходов, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности менее пяти лет.

2. В размере стоимости земельного участка или объекта недвижимости на нем, полученной в денежной или натуральной форме, при изъятии имущества для государственных и местных нужд.

3. В размере расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилых домов. Квартир, комнат или долей в них земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства

4. В сумме расходов на погашение процентов по кредитам, израсходованными на новое строительство либо приобретение на территории жилого дома, квартиры, комнаты или долей в них, приобретение земельных участков.

Профессиональные вычеты

1. Налогоплательщики, получившие доход за создание литературных произведений, теле- кинофильмов

2. Налогоплательщики, получающие доходы от выполнения творческой деятельности (писатели, актеры)

Инвестиционные вычеты

1. В размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

Налоговые ставки

Размеры налоговых ставок составляют: 9, 15, 30, 35 %

Основная налоговая ставка в размере 13 % является постоянной независимо от суммы получаемого дохода

1. Ставка в размере 9% устанавливается в отношении доходов от долевого участия в деятельности организации, полученных в виде дивидендов.

2. Ставка в размере 15% устанавливается в отношении дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

3. Ставка в размере 35% устанавливается в отношении доходов полученных в частности в виде выигрышей и призов, процентов, по вкладам в банках, в части превышенной суммы, рассчитано исходя из действующей ставки

Порядок исчисления НДФЛ

Сумма налога начисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Общая сумма налога исчисляется по итогам календарного периода применительно ко всем доходам налогоплательщика.

Порядок исчисления налога

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации.

Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Налоговая база (ст.390 НК)

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. (ст. 390 НК РФ) Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение

государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ставки сбора (ст. 415 НК)

Ставки сбора устанавливаются НПА МО (законами городов федерального значения) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

При этом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем МО (городе федерального значения) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.

НПА актами МО (законами городов федерального значения) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

Вопросы 69. Страховые взносы: плательщики и основные элементы обложения.

Страховые взносы — это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации

б) ИП

в) физические лица, не являющиеся ИП

2) ИП, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

К элементам страхового значения относятся:

Налоговое право

 

 

Саратов – 2019

Оглавление

Вопрос 1. Налог, сбор: понятие, функции. 5

Вопрос 2. Элементы налогообложения. 7

Вопрос 3. Система налогов и сборов: понятие и структура. 8

Вопрос 4. Классификация налогов и сборов. 9

Вопрос 5. Порядок установления, введения и отмены федеральных , региональных и местных налогов и сборов. 11

Вопрос 6. Налоговое право. 12

Вопрос 7. Налоговый кодекс общая характеристика. 14

Вопрос 8 Формы налогово-правового регулирования. 15

Вопрос 9. Принципы налогового права в РФ.. 17

Вопрос 10. Место налогового права в системе российского права. 19

Вопрос 11. Налоговое правоотношение: понятие, виды, особенности. 20

Вопрос 12. Налогово-правовые нормы: понятие, виды, особенности. 22

Вопрос 13. Органы, осуществляющие контроль и надзор в области налогов и сборов: виды, правовое положение. 24

Вопрос 14. Органы, осуществляющие нормативное регулирование в области налогов и сборов: виды, полномочия. 27

Вопрос 15. Налогоплательщики – физические лица: признаки, виды, права и обязанности. 28

Вопрос 16 Налогоплательщики организации признаки, виды, права и обязанности. 30

Вопрос 17. Взаимозависимые лица: признаки, особенности правового положения. 33

Вопрос 18. Консолидированная группа налогоплательщиков : признаки, особенности правового положения. 34

Вопрос 19. Контролируемые иностранные компании: признаки, особенности правового положения. 36

Вопрос 20. Представительство в налоговых правоотношениях. 37

Вопрос 21. Лица способствующие уплате налогов: понятие, виды, права и обязанности, ответственность. 39

Вопрос 22. Лица обязанные предоставить информацию о налогоплательщике: понятие, виды, права и обязанности, ответственность. 41

Вопрос 23. Лица, привлекаемые к осуществлению мероприятий налогового контроля: понятие виды права и обязанности, ответственность. 42

Вопрос 24. Способы обеспечения налогового обязательства: залог имущества, поручительство, банковская гарантия. 45

Вопрос 25.Способы обеспечения налогового обязательства: пени. 46

Вопрос 26. Арест имущества налогоплательщика. 47

Вопрос 27 Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств: понятие, порядок реализации. 48

Вопрос 28. Изменение срока уплаты налогов и сборов: виды, общие условия, предоставление и прекращения. 49

Вопрос 29 Рассрочка и отсрочка по уплате налогов и сборов: основания и порядок предоставления. 51

Вопрос 30 Инвестиционный налоговый кредит: основания и порядок предоставления. 53

Вопрос 31 Зачет и возврат уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени, штрафа. 54

Вопрос 32 Налоговый контроль: понятие, виды, стадии. 56

Вопрос 33. Налоговый мониторинг: понятие, субъекты, порядок осуществления. 59

Вопрос 34 Учет налогоплательщиков: порядок осуществления. 60

Вопрос 35. Порядок проведения камеральной налоговой проверки. 62

Вопрос 36 Порядок проведения выездной налоговой проверки. 64

Вопрос 37 Мероприятия налогового контроля: истребования информации и документов, выемка документов, осмотр. 66

Вопрос. 38 Производство по делу о налоговом правонарушении. 68

Вопрос 39. Взыскание налога, сбора, пени, штрафа налогоплательщика (налогового агента) – организации: основания и порядок осуществления. 70

Вопрос 40. Взыскание налога сбора, пени, штрафа налогоплательщика – физического лица: основания и порядок осуществления. 72

Вопрос 41. Административный порядок защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения. 74

Вопрос 42 Судебный порядок защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения. 76

Вопрос 43. Налоговая ответственность: понятие, признаки, принципы. 78

Вопрос 44. Налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав. 79

Вопрос 45. Обстоятельства влияющие на размер налоговой ответственности. 82

Вопрос 46. Ответственность банков за правонарушения предусмотренные НК РФ.. 83

Вопрос 47 Налоговая ответственность налогоплательщика (налогового агента) основания, налоговые санкции. 84

Вопрос 48 Административная ответственность за правонарушение в области налогообложения. 87

Вопрос 49. Уголовная ответственность за правонарушения в области налогообложения. 89

Вопрос 50 Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 91

Вопрос 51. Акцизы: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 93

Вопрос 52. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 96

Вопрос 53. Налог на доходы физических лиц: необлагаемые доходы и налоговые вычеты (виды и порядок предоставления) 99

Вопрос 54. Налог на прибыль организаций: налогоплательщики и основные элементы.. 103

Вопрос 55. Государственная пошлина: плательщики и основные элементы.. 105

Вопрос 56. Налоги на пользование природными ресурсами: виды налогов, их плательщики, основные элементы налогообложения. 107

Вопрос 57 Налог на добычу полезных ископаемых: плательщики, основные элементы налогообложения. 108

Вопрос 58. Налог на имущество организаций: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 110

Вопрос 59. Транспортный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 112

Вопрос 60. Налог на игорный бизнес: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 115

Вопрос 61. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 117

Вопрос 62. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): налогоплательщик и основные элементы налогообложения. 120

Вопрос 63. Упрощенная система налогообложения. 121

Вопрос 64. Патентная система налогообложения. 123

Вопрос 65. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 125

Вопрос 66. Налог на имущество физических лиц: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 128

Вопрос 67. Земельный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 129

Вопрос 68. Торговый сбор: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. 131

Вопросы 69. Страховые взносы: плательщики и основные элементы обложения. 133


 


Вопрос 1. Налог, сбор: понятие, функции

Понятие налога , сбора и страхового взноса сформулировано в статье 8 НК РФ, в соответствии с которой:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В данном определении обязательность рассматривается как непосредственную юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке.

Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность подразумевает, что уплаченные платежи не возвращаются обратно к плательщику в виде тех же денежных сумм.

Денежный характер – налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

Публичное предназначение – необходимость налогов для обеспечения расходов государства.

Функции налога:

1. Фискальная -главная, основная. Ее сущность в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда. Она заключается в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны. (на содержание аппарата управления, армии, развитие фундаментальных направлений науки и техники, поддержку нетрудоспособных. Из собранных с помощью налогов средств государство покрывает расходы на образование, культуру, здравоохранение, а также строительство крупных сооружений, предприятий, дорог, защиту окружающей среды, производство общественных товаров и услуг. Распределение налогов по бюджетам разного уровня ( федеральный, субъектов федераций, местных органов) позволяет обеспечить их деятельность финансами)

2. Регулятивная проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; склад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др. Суть регулятивной функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые па накопление производственных фондов.

3. Контрольная оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Некоторые ученые выделяют также стимулирующую функцию налогов, которая предполагает, что государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает. Развитие определенных социально-экономических процессов реализуется через систему льгот , исключений, преференций, по отношению к конкретным субъектам изменяется объект налогообложения, уменьшается налогооблагаемая база, понижается налоговая ставка.

Распределительную функцию часто объединяют по своим признакам с регулятивной, хотя само понятия распределения несет иную смысловую нагрузку. В частности она представляет собой перераспределение доходов государства между различными категориями граждан (а не объектами налогообложения): от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счет гарантию социальной защищенности граждан.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Страховой взнос - обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 324.