Специфические законы социальной организации

 

Как вы помните из предыдущей главы, основной элемент социальной организации - человек. Между людьми в организации возникают определенные отношения. И хотя большая часть этих отношений стандартизована в виде кодексов, правил и норм, все же формализация не в состоянии полностью охватить деятельность человека в организации. Если порядок служебных отношений определяется инструкциями, положениями о внутреннем распорядке, установившимися правилами и регламентами, то порядок неформальных отношений - симпатиями и антипатиями людей по отношению друг к другу, общими интересами и потребностями.

Поэтому помимо основных законов организации, которые являются объективными и действие которых применимо к любой организационной системе, существуют и специфические законы, характерные именно для социальных организаций.

Закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура.

Помимо общих черт, определяемых типом существующей организационной структуры (линейной, функциональной, матричной и т.п.), в каждой организации появляются свои особенности построения. Это зависит от набора и сочетания разнородных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому прямое копирование одной организацией структуры и методов работы другой успешно развивающейся организации далеко не всегда приводит к повышению эффективности и успешности. Мало того, некоторые методы организации и управления, обеспечивающие успех одной организации, могут стать причиной провала другой.

Закон социальной гармонии: для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника, так и за счет увеличения изобретательства (генерации идей).

Развитие социальной сферы и учет человеческого фактора влияют на эффективность деятельности любой организации. Для успешной реализации закона социальной гармонии менеджеру необходимо решить следующие задачи:

- снижение уровня конфликтности в организации;

- повышение трудовой активности работников;

- повышение удовлетворенности работников результатами своей работы в организации;

- участие работников в управлении организацией;

- установление информационных (коммуникативных) связей не только по вертикали, но и по горизонтали.

Так, в некоторых организациях вводят новые подразделения социального назначения, например, кабинет психологической разгрузки, комнаты отдыха, буфет, бассейн. Данные подразделения, помимо оздоровительной функции, являются для служащих разных специальностей чем-то вроде клуба по интересам. Здесь и завязываются неформальные отношения между отделами, подразделениями. Люди разных профессий в неформальной обстановке значительно быстрее находят решения производственных проблем или подходы к ним.

Закон оптимальной загрузки: для каждого человека (подразделения) существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрывается его потенциал (рис. 13.9).

 

 

Производительность и качество труда каждого сотрудника и каждого структурного подразделения организации зависят от большого количества факторов. К ним относятся индивидуальные особенности работников, их компетенции, навыки, отношение к своей профессиональной деятельности и организации и т.п. Поэтому для обеспечения высокой эффективности работы организации важен дифференцированный (индивидуальный) подход к определению оптимального объема загрузки работой, соответствующего максимально возможной производительности труда данного человека или подразделения. Под оптимальным объемом загрузки понимаются не только количественные характеристики (нормы выработки, объемы продаж и т.п.), но качественный, в том числе творческий, характер труда.

Закон минимальной эффективности: для каждой организации существует минимальный коэффициент полезного действия (эффективность), при которой организация должна быть ликвидирована или деятельность ее приостановлена.

Величина предельной эффективности зависит от целого ряда условий работы и различна для различных организаций. Как правило, индикаторами необходимости ликвидации служат экономические характеристики. Однако для определения величины предельной эффективности не менее важны и организационные, социальные, психологические и иные факторы, влияющие на производительность труда в организации и ее устойчивость.

 

Принципы организации

 

Принципы деятельности организации являются основой построения ее практической работы. Их реализация позволяет повысить эффективность за счет согласования и упорядочения связей основных элементов и процессов производства, а также связей организации с внешней средой. Путем своевременного пересмотра принципов достигается развитие организации, адекватное состоянию производства и внешней среды.

Принципы организации вытекают из общих законов организации и представляют собой рациональные правила и нормы, которые характерны для организационных систем (рис. 13.10).


 

                        ┌───────────────────────┐

                        │  Принципы   │

                        │ организации  │

                        └───────────┬───────────┘

     ┌──────────────────────┬───────┴────────────┬───────────────────┐

┌─────────┴────────┐ ┌───────────┴─────────┐┌─────────┴──────────┐┌───────┴────────┐

│Принципы обратной │ │Принцип оптимальности││Принцип соответствия││Принцип развития│

│ связи   │ │                ││               ││           │

└──────────────────┘ └────────────────────┬┘└┬───────────────────┘└────────────────┘

             ┌─────────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────┐

             │Сочетания централиза-├─┤ ├─┤Целей и ресурсов │

             │ции и децентрализации│ │ │ │                │

             └─────────────────────┘ │ │ └─────────────────────┘

             ┌─────────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────┐

             │Прямоточности   ├─┤ ├─┤Распоряжения и подчи-│

             │                │ │ │ │нения           │

            └─────────────────────┘ │ │ └─────────────────────┘

             ┌─────────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────┐

             │Ритмичности     ├─┤ │ │Эффективности и эко-│

             │                │ │ └─┤номичности      │

             └─────────────────────┘ │ └─────────────────────┘

             ┌─────────────────────┐ │

             │Синхронизации   ├─┘

             └─────────────────────┘

 

Рис. 13.10. Принципы организации


 

Принципы организации - это правила, используемые руководителем при построении организационной системы.

 

Принципы организации могут быть общими, частными и ситуационными. Общие принципы - это универсальные принципы, которые характерны практически для любых видов организационных систем (например, принцип обратной связи). Частные принципы применяются в процессе различных видов организационной деятельности. Ситуационные принципы - это принципы, которые обусловлены конкретной ситуацией или характерной деятельностью.

Принцип обратной связи заключается в обеспечении непрерывной оперативной информации от управляемой подсистемы к управляющей. Соблюдение этого принципа позволяет менеджменту организации принимать грамотные управленческие решения и вовремя вносить необходимые изменения в деятельность организации (см. п. 13.1 "Понятие системного закона организации", см. рис. 13.1).

Принцип оптимальности заключается в стремлении менеджмента организации к выбору наилучших (по определенному критерию эффективности) организационных структур, а также форм и методов работы организации. В организациях принцип оптимальности трансформируется в следующие частные принципы:

1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления. Централизация - это сосредоточение управления на высшем уровне организации. Соответственно, децентрализация - явление, обратное централизации. Соотношение между централизацией и децентрализацией показывает, в какой степени сотрудники организации привлекаются к выработке управленческого решения.

Данный принцип предполагает достижение в организации такого состояния, при котором работники могли бы участвовать в процессах управления, вносить свой вклад в принятие производственных и управленческих решений и вместе с тем организовывать свою работу в соответствии с приказами и требованиями высшего руководства. Достичь этого можно путем нахождения оптимального сочетания объемов административных, технологических и координирующих функций и распределения их между работниками.

2. Принцип прямоточности заключается в том, что все производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути. Это условие необходимо для того, чтобы избежать дополнительных затрат в производстве и возможного искажения важной информации.

3. Принцип ритмичности - производственные и информационные процессы должны происходить равномерно, по заранее установленным временным интервалам. Соблюдение принципа ритмичности позволяет организации избегать простоев в производстве и информационных процессах, а также позволяет более рационально использовать рабочее время, обеспечивает полную занятость работников.

4. Принцип синхронизации - среди информационных процессов и производственных подразделений необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим деятельности которого должна подстраиваться работа других подразделений организации.

Не менее важными для успешной деятельности организации являются принципы соответствия.

Принципы соответствия указывают на необходимость четкого попарного согласования между собой таких важнейших факторов организации, как цели и ресурсы; распоряжения и подчинения; результативность и экономичность.

1. Принцип соответствия целей и ресурсов: цели организации должны своевременно обеспечиваться необходимыми для ее достижения ресурсами. К каждой цели должен "прилагаться" определенный набор материальных, кадровых и финансовых ресурсов, достаточных для того, чтобы обеспечить выполнение конкретных задач. Недостаток ресурсов может привести к тому, что поставленная цель будет достигнута не полностью, не вовремя или же вообще окажется невыполнимой.

2. Принцип соответствия распоряжений и подчинений: у каждого работника должен быть только один линейный руководитель и любое количество функциональных. Так, например, у президента открытого акционерного общества линейным руководителем является собрание акционеров, которое может снять его с должности, однако решить вопрос о снятии с должности человека, находящегося на более низкой ступени управления, собрание должно поручить президенту.

3. Принцип соответствия результативности и экономичности заключается в умении найти "золотую середину" в соотношении результативности организации и затрат на получение этих результатов.

Принцип развития тесно связан с законом развития организации и ее жизненным циклом. Его суть состоит в том, что и прогрессивное, и регрессивное развитие начинается постепенно, в одном из элементов организационной системы, и только потом спустя какое-то время распространяется на всю организацию.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятию "зависимость".

2. Что в теории организации называется закономерностью?

3. Что теория организации называет законами (системными законами) организации?

4. На что указывает аспект проявления закона организации?

5. В чем состоит аспект использования закона организации?

6. Как звучит и что означает формулировка закона необходимого разнообразия (закона Эшби)?

7. Что такое синергия (синергетический эффект)?

8. Приведите определение закона синергии.

9. Приведите определение закона самосохранения организации.

10. Приведите определение закона единства анализа и синтеза.

11. Что в теории организации понимается под информированностью?

12. Что в теории организации понимается под упорядоченностью?

13. Приведите определение закона информированности-упорядоченности.

14. Что такое информационная энтропия?

15. Приведите определение закона композиции и пропорциональности (гармонии).

16. Перечислите принципы практической реализации закона композиции и пропорциональности (гармонии).

17. В чем заключается закон своеобразия организации?

18. В чем заключается закон социальной гармонии в организации?

19. Объясните сущность закона оптимальной загрузки.

20. Объясните сущность закона минимальной эффективности организации.

21. В чем состоит принцип обратной связи в организации?

22. В чем состоит принцип оптимальности в организации?

23. В чем состоит принцип соответствия в организации?

24. В чем состоит принцип развития организации?



Практикум к главе 13

 

Задание 1. Зависимости и закономерности

Прочитайте кейс "История компании Nestle: 1975-1981". Выявите и опишите все зависимости и закономерности, повлиявшие на деятельность компании в указанный период.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 2.