Компонент 3. Моделирование задачи.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Один из важных этапов решения задачи.

- Моделирование помогает развитию способности абстрагировать, обобщать, то есть соединять свойства изучаемого явления и переносить на другие явления (предметы). Разнообразие моделей позволяет осуществить преобразование одной модели в другую, обеспечивает глубокое проникновение ученика в содержание задачи и поднимает его до уровня содержательного обобщения.

- Моделирование это средство наглядности и фиксации, для обобщения изученного материала.

- Делает учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной.

Для моделирования используются реальные предметы, сюжетные картинки, схемы, рисунки, чертежи, таблицы. Разнообразие моделей позволяет осуществлять преобразование одной модели в другую, обеспечивает глубокое понимание содержания задачи. И главное, что ученик не просто устанавливает способ решения, но и расширяет, обогащает свои возможности и способности.

Ещё на этапе работы с простыми задачами необходимо обучать детей составлению краткой записи. Сначала это будет предметная краткая запись (с помощью фишек), затем учимся составлять графическую, а затем с помощью схем. Обучение умению строить краткую запись рекомендуется проводить последовательно. ( На примере графической схемы) [10]

  • Составляем графическую схему вместе;
  • Помоги составить графическую схему;
  • Соедини задачу с графической схемой;
  • Потренируйся составить самостоятельно.

Для решения задач со схемами используются опорные схемы  Лысенковой. [4]

Но чтобы получить желаемый результат, надо помнить:

  • Работа должна быть систематической;
  • Модель должна возникать на глазах детей;
  • Необходимо поощрять желание детей выполнить краткую запись;
  • Проверять правильность выполнения модели;
  • Сравнивать разные способы, выявлять рациональный.

«Необходимо помнить, что краткая запись условия не самоцель, а только средство,

помогающее решению задачи, и каждый ребёнок может использовать то, что ему действительно помогает достигнуть конечного результата, а не то, что ему в этом мешает». (И.И. Аргинская)[1]

Компонент 4. Поиск плана решения задачи.

Цель данного этапа найти такую последовательность действий, применяя которые получаем то, что требуется в задаче - её ответ. Может проходить от данных к вопросу (анализ) или от вопроса к данным (синтез). Второй способ считается более эффективным. Поиск плана решения начинается с самостоятельного обдумывания, коллективное обсуждение достигнутых результатов; обсуждение и исправление допущенных ошибок. Если учащиеся затрудняются, можно предложить карточки помощницы.

Компонент 5. Выполнение плана решения.

Цель данного этапа выполнить последовательность действий, в результате которых получается ответ задачи. Это может быть устное или  письменное выполнение плана, полное или частичное (записать план решения задачи, выбрать уже данные действия или выражения без следующих вычислений).

Форму записи или предлагает учитель, или выбирают дети самостоятельно, что всегда вызывает у них положительные эмоции, активизирует их деятельность. В 1 классе решение задачи выполняется по действиям с проговариванием к каждому из них соответствующего вопроса или пояснения. Далее можно предлагать следующие формы записи решения:

  • По действиям с пояснениями
  • Выражением
  • Уравнением
  • С помощью чертёжа, рисунка, графа
  • По действиям с вопросами (4 класс)

Умение по-разному записать решение задачи очень важно. Это умение проявляется при работе с нестандартными задачами. При решении задачи не должно быть шаблона, всё зависит от уровня подготовки детей, особенностей мышления учащихся. Поэтому младшим школьникам должны быть известны различные способы решения задач:

· Арифметический

· Алгебраический

· Практический

· Логический

· Геометрический

Решением задачи будет результат, т. е. ответ на требование задачи.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 182.