Основные тенденции развития современной музыкальной педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Музыкальное образование - это одно из звеньев, включенных в общую современную систему культуры, которое призвано обнаружить тесные связи с нею и должно рассматриваться в качестве одной из важнейших сторон нового осмысления современного музыкального искусства. Поэтому сейчас так актуальны поиски ответов на вопросы : какова роль музыкального образования в общей культуре, насколько оно созвучно духу времени, насколько оно инициирует запросам современной художественной практики.

Глубинные изменения в музыкальной культуре требуют более гибкой адаптации музыкального образования к реалиям современной жизни.

Российская система музыкального образования до сих пор считается одной из лучших в мире, т.к. с ее помощью на свет появляются, так называемые, «крепкие» профессионалы – люди не всегда творческие, не всегда одаренные, однако в своей узкой области умеющие много, и как часто говорят «наученные». В течение многих лет система такого рода в воспитании профессионалов сбоев не давала в силу стабильности рынка труда советского образца. Последнее десятилетие не только перевернуло все общественное устройство, но и отменило многие прежние приоритеты и ценности. Образование и культура исчезли из числа этих ценностей, уступив место чисто прагматическим ориентирам. У родителей часто возникает вопрос: если учиться, то «для чего?», «что это даст моему ребенку?»; и при таком конкретном и практическом подходе музыкальное образование утратило свою привлекательность. Быть музыкантом стало невыгодно, а значит - не престижно. Как следствие упали конкурсы в ДМШ, средние специальные учебные заведения и ВУЗы. Система профессионального музыкального образования школа- училище – ВУЗ находится в состоянии кризиса. Поэтому, бывшие музыканты отправляются в «свободное плавание»: они идут в бизнес, в банковское дело, в менеджмент, торговлю и другие сферы. И, что главное - большинству из них удается преуспеть. Существует множество примеров удачной «переквалификации». Мы должны признать этот позитивный опыт, ибо современные тенденции диктуют переход от узкопрофессионального подхода к более широкой философии музыкального образования. Лозунг «Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии».

Образование - это способ воспитания себя, своего ума, своего подхода к различным явлениям, это ключ к тому, чтобы не бояться перемен и всегда действовать сообразно обстоятельствам, получая наилучший результат. Именно этим требованиям и соответствует музыкальное образование, поскольку оно лучше других способствует названным целям.

Музыка - гигантский ускоритель общего развития ребенка, действующий всесторонне: позитивное воздействие музыки начинается уже в младенческом возрасте (исследования американских ученых Блюма и Ла Фуэнте).

Музыка не только умножает силы мозга в целом, но и работает в нескольких нужных любому человеку направлениях. Например, очень помогает усвоению и развитию речи, т.к. музыкальные и речевые центры расположены в мозгу близко друг к другу. Таким образом, развивается 2-х канальное восприятие, необходимое при любой работе. Улучшается словесная память у людей занятых музыкой.

Многие педагоги иногда думают, что воспитывают музыкантов. На самом же деле воспитывают не музыкантов, а мыслителей. И это доказал опыт японского скрипача и педагога Ш. Сузуки, который всегда был сторонником максимального вовлечения родителей в музыкальные занятия ребенка. Очень великих  скрипачей этот метод не дал, но зато все дети улучшили свои аналитические навыки. Навык читать с листа способствует умению далеко видеть и сравнивать сложные пространственные фигуры, развивает координацию – эти качества нужны и операторам сложных машин, авиадиспетчерам, пилотам и представителям других специальностей.

Таким образом, музыканты обладают целым рядом свойств, совместить которые в одном человеке порой бывает невозможно. С одной стороны они эмоционально чутки и отзывчивы, с другой – очень стабильны и их нелегко сбить с толку. Музыканты способны действовать самостоятельно, и в тоже время они отлично работают в компании. Они умеют видеть, как подать материал живо и  подробно, и в тоже время они могут отвлечься от подробностей и увидеть всю ситуацию в целом.

1.  Из всех выше приведенных данных, ясна первая и главная тенденция современного воспитания. Искусство, и в частности музыка, должно стать неотъемлемой частью общего образования, так как мы помогаем людям, с помощью искусства и музыки, подготовить их детей к жизни, превратить их в самостоятельных личностей с повышенной конкурентной способностью во всех направлениях.

Этот новый имидж музыкального образования мы должны создавать и всячески пропагандировать. Мы должны показать, что музыкальное образование и образование в сфере искусства дает человеку то, что он больше нигде не сможет  получить.

2. Следующая основная тенденция современной музыкальной педагогики - изменение возрастных рамок обучения с 3 – 5 лет.

Существование множества методик интенсивного, развивающего и игрового обучения позволяют говорить об изменении возрастных рамок в обучении. Прежде всего, эта тенденция связана с наиболее подвижной психикой ребенка в этом возрасте, что ведет к быстрому освоению любого материала (это самый активный возраст для усвоения любой информации: и двигательной, и речевой, и мышечной).

Вообще современные ученые пришли к выводу о гениальных задатках у всех младенцев. Только одни из них сумеют их раскрыть, благодаря той сфере, где идет обучение и воспитание, а другие - нет. Один из принципов работы с 3-х летними детьми это - занятия без предварительного отбора и без разделения на имеющих слух, ритм и память и не имеющих таковых.

Конечно, обучение с такого раннего возраста диктует свои особенности:

 1. Ребенок по своим психологическим и физиологическим особенностям не может трудиться как взрослый человек. Наиболее полно свои возможности он раскрывает  в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, пьеса, то есть любая музыкальная деятельность приобретает эмоционально-образное содержание. Важно так «выстроить» игру, чтобы в ее ходе ребенок сам ставил перед собой задачи и по возможности сам их решал. Все замечания педагога должны носить не назидательный, а спокойный и доброжелательный характер.

2. Очень важно, занимаясь с 3-5 летними детьми уметь вовремя переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой и не «зацикливаться» на сложных местах. Упражнения на ритмическое строение речи лучше выполнять в группе (например, можно создать шумовой эффект, в котором каждый выполняет свою функцию). Все виды деятельности могут быть абсолютно разными: от пения простых песенок, игры в ансамбле с педагогом, побора по слуху до транспонирования песен в разных тональностях. Занятия по ритму лучше чередовать со слушанием музыки. Здесь важно умение эмоционально реагировать на звучащий материал, уметь определять простейшие структуры, жанры и лады музыки.

Основные разделы раннего обучения: упражнения по постановке рук, посадке за инструментом, координации движений, обучение технике чтения нот с листа, развитие метроритмического чувства, подбор по слуху, импровизация, работа над выразительностью исполнения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 275.