Основные тенденции современной музыкальной педагогики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка …………………………………………………4

 

II. Теоретический раздел ………………………………………………….6 - 16

 

III. Практический раздел ………………………………………………… 17

 

IV. Подробный вариант ответа на итоговой аттестации  

 Теоретическая часть……………………………………………………..18 - 26

V. Подробный вариант ответа на итоговой аттестации

Практическая часть …………………………………………………….27 – 30

 

VI. Список литературы ……………………………………………………31-33

 

    

      

I. Пояснительная записка

        

     «Методическое пособие» предназначено для подготовки студентов к итоговой аттестации и является необходимой частью профессиональной подготовки студентов к их будущей педагогической деятельности. Данное руководство предусматривает овладение как теоретическими, так и практическими навыками обучения игре на инструменте, необходимыми для дальнейшей педагогической деятельности учащихся в качестве преподавателей ДМШ, ДШИ и др. учреждений музыкального образования.

    Целью  данной разработки является: систематизировать полученные знания и навыки, а также помочь выстроить грамотный теоретически обоснованный ответ на государственном экзамене.

    Наиболее важные задачи: закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение умений и навыков по всем видам профессиональной деятельности.

    В методическом пособии можно выделить два раздела.

 

     Первый раздел - теоретическая часть включает основные и наиболее важные  темы, рассматриваемые  в курсе «Методика обучения игре на инструменте». К каждому вопросу прилагается подробный план ответа, который поможет студенту грамотно выстроить и сформулировать свой ответ. В данном разделе затрагиваются важные психологические аспекты педагогического процесса. Это организация учебного процесса, методика проведения урока и планирование работы с учеником. При этом   акцент сделан на проблемах начального обучения, - самого трудного и важного периода в профессиональном образовании.  В этом разделе можно выделить наиболее крупные и значимые для будущей педагогической деятельности темы: «Работа над полифонией», «Работа над техникой», «Работа над музыкальным произведением» и «Работа над звуком».

 

Второй раздел - практическая часть тесно связан с предметом «Изучение репертуара ДМШ». Он знакомит студентов с наиболее ценными произведениями и сборниками детской музыкальной литературы.      

    Этот раздел предназначен для самостоятельной работы студента, а также для обсуждения предложенных сборников с педагогом, ведущим предмет. 

Данное методическое пособие составлено с целью определения полноты и прочности полученных знаний, умения применять их на практике, а так же для приобретения навыков самостоятельной работы с учебно-методической литературой.

 

 

II. Теоретический раздел

Работа над техникой в младших классах ДМШ.

Фундаментом современной техники является – контакт с клавиатурой в сочетании с активными пальцами. Контакт с клавиатурой вырабатывается на специальных упражнениях. Привести примеры 3-х упражнений Е.Я. Либермана.

Развитие физических возможностей пальцев. Основа «мелкой» техники – работа над упражнениями «Крокодильчики», «Серебряное копытце». Способ игры «с точками». Достоинства и недостатки метода. Работа над гаммами, арпеджио, аккордами. Порядок изучения гамм у различных педагогов. Игра кластерами, позициями, работа над соединением позиций. Сборники этюдов для начального обучения.

 

Ежедневная работа над музыкальным произведением.

Ежедневная работа над музыкальным произведением.

Серединный этап.

Задачи этапа - детальное изучение текста по нотам и наизусть, преодоление двигательных трудностей, работа над выразительным исполнением.

Методы работы – детальный просмотр отдельных эпизодов, игра отдельными руками и вместе, работа над отдельными голосами, работа без педали и с педалью, поиски звучания и преодоление возникших трудностей. Частично произведение учится наизусть. Проверка запоминания путем вступления с разных опорных пунктов, а также путем мысленного проигрывания. Проверка знания наизусть отдельными руками. Выбор темпа в зависимости от текущих задач. Чередование работы над деталями с попытками целостного исполнения. Периодическое возвращение к ранее пройденным этапам работы.

 

 

13. Организация учебного процесса и планирование педагогической работы с учеником.

Индивидуальное планирование. Особенности индивидуального планирования. Анализ музыкального развития ученика. Знание и учет интересов учащегося. Составление индивидуального плана – творческий процесс. Основа плана - разнообразные по содержанию, стилю и изложению произведения, доступные по музыкальному языку, художественному образу и пианистическим трудностям. Включение в индивидуальный план произведений, показывающих достоинства ученика, и тех произведений - направленных на преодоление тех, или иных недостатков (звуковых, технических, ритмических и др.)

Составление индивидуального плана в соответствии с характеристикой ученика. Характеристика в начале и в конце учебного года. Расширение музыкального кругозора учащегося благодаря эскизному ознакомлению с произведениями различных стилей и жанров.

Обновление педагогического репертуара. Изучение новых изданий, редакций, использование в педагогической практике произведений современных композиторов и «забытых» страниц.

Корректировка ранее намеченных планов. Гибкость при планировании. Текущее и перспективное планирование.

 

Вопросы педализации в процессе обучения в ДМШ

Роль педали при исполнении на фортепиано. Первое применение

педали. Прямая педаль. Запаздывающая педаль. Смена педали. Подготовительные упражнения, их важность и значение. Правила применения педали. Педализация в певучих пьесах. Эпизодическое использование педали в начале обучения.

Употребление педали в пьесах с различным типом фактуры. Тщательная работа над педализацией в пьесах различного характера (педаль в полифонии, педаль в этюдах и др.). Роль слухового контроля.

О педальной идее (Н.И. Голубовская). О  неполной педали, предшествующей педали. Зависимость употребления педали от стиля произведения. Полупедаль и постепенное снятие педали.

III. Практический раздел

1. Педагогический анализ «Менуэта d-moll» из нотной тетради Анны  Магдалены Бах. 

2. Педагогический анализ произведения «Маленькая прелюдия C-dur» из

сборника И.С. Баха «Маленькие прелюдии и фуги»

3. Педагогический анализ «Старинной французской песенки» из сборника П.И. Чайковского «Детский альбом»

4. Педагогический анализ этюда № 7 из сборника этюдов К. Черни-Гермера.      

5. Педагогический анализ этюда № 4 из сборника этюдов К.Черни ор. 299 

6. Педагогический анализ произведения «Солдатский марш» из сборника

Р. Шумана «Альбом для юношества».

7. Педагогический анализ произведения «Дождь и радуга» из сборника

С.С. Прокофьева «Детская музыка»

8. Педагогический анализ 2-х голосной инвенции C-dur из сборника И.С. Баха «Инвенции и симфонии».

9. Педагогический анализ произведения «Попрыгунья» из сборника Г.В. Свиридова «Альбом пьес для детей»

10. Педагогический анализ произведения «Шарманка» из сборника Д.Д. Шостаковича «Танцы кукол»

11. Педагогический анализ Сонатины А. Гедике C-dur

12. Педагогический анализ произведения «Марш» из сборника Д.Д. Шостаковича «Детская тетрадь»

13. Методический разбор сборника этюдов Л.Шитте (этюд № 16 соч. 108).

14. Методический разбор вариационного цикла. И. Беркович. Вариации на тему р.н.п.«Во саду ли, в огороде»

15. Педагогический анализ сборников А.Д. Артоболевской «Первая

встреча с музыкой», Л.А. Баренбойма и Н.Н. Перуновой «Путь к музыке».

 

IV. Подробный вариант ответа на итоговой аттестации

Теоретическая часть

Основные разделы раннего обучения: упражнения по постановке рук, посадке за инструментом, координации движений, обучение технике чтения нот с листа, развитие метроритмического чувства, подбор по слуху, импровизация, работа над выразительностью исполнения.

V. Практическая часть

Анны Магдалены Бах.

 

Многие педагоги начинают знакомство учащихся с «Нотной тетрадью» с менуэта d-moll. Ученику интересно будет узнать, что в сборник включены девять Менуэтов. Во время И.С.Баха Менуэт был распространенным, живым, всем известным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке, и на веселых празднествах, и во время торжественно-пышных дворцовых церемоний. В дальнейшем менуэт стал модным аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные в белых напудренных париках с буклями.

 Следует показать, особенно девочкам, иллюстрации балов того времени, обратить внимание детей на костюмы мужчин и женщин, в большой степени соответствовавшие стилю танцев, и даже во многом определявшие его (у женщин – необъятно широкие, требовавшие плавных, размеренных движений кринолины, у мужчин – обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблучках, с красивыми подвязками-бантами у колен). Танцевали менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов. Прослушав Менуэт в исполнении педагога, ученик определяет его характер:

Своей мелодичностью и напевностью он больше напоминает песню, чем танец, поэтому и характер исполнения должен быть мягким, плавным, певучим, в спокойном и ровном движении. Затем педагог обращает внимание ученика на отличие мелодии верхнего и нижнего голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга, словно их поют два разных певца: определяем, что первый – высокий (женский) голос – это сопрано, а второй – низкий (мужской) – бас; или два голоса исполняют два разных инструмента (скрипка и виолончель). Обязательно нужно вовлечь в обсуждение этого вопроса ученика, разбудить его творческую фантазию.

В Менуэте d-moll певучее, выразительное звучание верхнего голоса напоминает пение скрипки. А тембр и регистр басового голоса приближается к звучанию виолончели.

Затем, необходимо разобрать вместе с ребенком, задавая ему наводящие вопросы, форму пьесы старинная двухчастная) и ее тональный план: первая часть начинается в d-moll’е, а заканчивается в параллельном F-dur’е; вторая часть начинается в F-dur’е и заканчивается в d-moll’е.

Необходимо также разобрать фразировку и связанную с ней артикуляцию для каждого голоса в отдельности. В первой части нижний голос состоит из двух, четко отделенных кадансом предложений, а первое предложение верхнего голоса распадается на две двутактные фразы: первая фраза звучит более значительно и настойчиво, вторая носит более спокойный, как бы ответный характер. При этом исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему – чуть тише, затем попробовать сыграть наоборот, вслушаться и выбрать лучший, естественный вариант. Важно, что при этом мы учим ученика не столько играть немного громче и немного тише, - мы учим его «спрашивать» и «отвечать» на фортепиано.

Вторая часть менуэта d-moll представляет для ученика большую трудность, которая связана с изменением характера мелодического движения в первых четырех тактах за счет использования композитором приема скрытого двухголосия. Здесь музыке свойственна мягкая, по-женски грациозная танцевальность и кокетливость, отчасти придаваемая легким, непринужденным скачком в мелодии (а2-f1), отчасти – характерным ритмом на первой доле следующего такта (две шестнадцатые и восьмая). Педагогу следует добиться от ученика по возможности точного исполнения этих мест. При скачке нижняя нота (f1) не должна «выстреливать» (т.к. берется «сильным» первым пальцем), препятствуя естественному течению мелодии в верхнем голосе, поэтому, ее следует взять «вверх» (на восходящем, «снимающем» движении руки). После чего рука очень быстро по дуге перемещается к следующему звуку (а2), т.к. его взятие должно быть очень хорошо подготовленным. Этот звук важно научиться слышать как продолжение мелодии, для чего полезно поиграть ее без нижнего, прямо к ней не относящегося звука (f1), исполняя вместо него паузу. Если и в этом случае ученик «набрасывается» на первую ноту из группы восьмых (а это вполне ожидаемо), можно попросить его брать на месте паузы повторяющийся звук а2. В таком варианте легче добиться цельности проведения мелодической линии, которая, будучи раз услышанной и осознанной учеником, впоследствии, при постепенном переходе к оригинальной баховской фактуре, будет направлять и подчинять себе его мышление.

 Ритмическая фигура, открывающая следующий такт (две шестнадцатые и восьмая) также достаточно часто исполняется учениками неверно, - с акцентом на восьмую. Здесь желаемого результата можно добиться путем выработки верного игрового движения: локоть и запястье движутся вверх и в сторону (от себя), что способствует динамическому облегчению последней восьмой.  

Исходя из предложенной трактовки первого предложения второй части Менуэта (игривая грациозность) «вопросо-ответная» структура этой части модифицируется в контраст образов: женский – мужской, легкий – более серьезный. Причем вступление второго (мужского) образа приходится на тот момент, когда первый (женский) еще продолжает танцевать (4-ый такт второй части, восходящая фигура восьмыми в левой руке). Это уже настоящая полифоническая задача – единовременное сочетание двух различных образов в разных голосах.

 Следует отметить, что вторая часть Менуэта d-moll при настоящем исполнении уже не должна делиться на две половины, т.к. музыка, подхватываемая правой рукой в 5-ом такте, уже вступила тактом раньше (в примере имитация показана пунктирной чертой), когда правая рука еще танцевала «изящной красоткой». Из-за этой нерасчлененности второй половины Менуэта и трудности, поставленных в ней полифонических задач убедительное исполнение его учеником становится трудно достижимым. В связи с этим эту полифоническую пьесу рекомендуется проходить с учениками 1-2 классов ДМШ.

 

 

VI. Список литературы

1. Основная учебная литература

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.2.

   М.,Музыка, 1971.

2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л-М. , Сов.комп., 1973.

3. Браудо И.А.  Об изучении клавирных сочинений Баха в детской

музыкальной школе. Л-М., 1979.           

4. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1-6. 1979-1981, 1983-1985.

5. Вопросы фортепианной педагогики. Под ред. В. Натансона. Вып. 1-4.

М., 1963, 1967, 1971, 1976

6. Голубовская Н. И. Искусство педализации. М. Музыка, 1967.

7. Калинина Н. П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе.

Л., Музыка, 1988.

8. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.

9. Коган Г. У врат мастерства. М., 1969.

10. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой.  М., Музыка, 1985.

11. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом.

М., Музыка, 1988.

12. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано.

М., Музыка, 1982.

13. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника. М. Музыка, 1966.

14. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., 1961.

15. Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963

16. Савшинский С.И. Работа над музыкальным произведением.

Л.,Сов.комп., 1961.

17. Система детского музыкально воспитания К. Орфа. Под ред. Л.

Баренбойма. Л., Музыка, 1970

18. Терентьева Н. К. Черни и его этюды. С.-П., Композитор, 1999.

19. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., Сов.комп., 1989.

20. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. М.,

Сов.комп,, 1987.

21. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.

М., Классика -21, 2004.

22. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,

Музыка, 1985.

 

2. Дополнительная учебная литература

1. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л. Сов. комп., 1981.

2. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сост. и 

ред. С. Хентова. М.- Л., 1966

3. Гофман И. Фортепианная игра. М., 1961.

4. Землянский Б. О музыкальной педагогике. М., 1987.

5. Корыхалова Н. Играем гаммы. М., Музыка, 1995.

6. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе

7. специального фортепиано. М., 1966.

8. Метнер Н. Повседневная работа пианиста. Киев. Музична Украина, 1964

9. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 5. М., Музыка, 1988.

10. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., Музыка, 1980.

11. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1965.

12. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.

13. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1968.

14. Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения на

фортепиано. М., 1960.

15. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1965.

16. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., Музыка, 1984.

17. Швейцер А. И.С. Бах. М., Музыка, 1965.

18. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка …………………………………………………4

 

II. Теоретический раздел ………………………………………………….6 - 16

 

III. Практический раздел ………………………………………………… 17

 

IV. Подробный вариант ответа на итоговой аттестации  

 Теоретическая часть……………………………………………………..18 - 26

V. Подробный вариант ответа на итоговой аттестации

Практическая часть …………………………………………………….27 – 30

 

VI. Список литературы ……………………………………………………31-33

 

    

      

I. Пояснительная записка

        

     «Методическое пособие» предназначено для подготовки студентов к итоговой аттестации и является необходимой частью профессиональной подготовки студентов к их будущей педагогической деятельности. Данное руководство предусматривает овладение как теоретическими, так и практическими навыками обучения игре на инструменте, необходимыми для дальнейшей педагогической деятельности учащихся в качестве преподавателей ДМШ, ДШИ и др. учреждений музыкального образования.

    Целью  данной разработки является: систематизировать полученные знания и навыки, а также помочь выстроить грамотный теоретически обоснованный ответ на государственном экзамене.

    Наиболее важные задачи: закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение умений и навыков по всем видам профессиональной деятельности.

    В методическом пособии можно выделить два раздела.

 

     Первый раздел - теоретическая часть включает основные и наиболее важные  темы, рассматриваемые  в курсе «Методика обучения игре на инструменте». К каждому вопросу прилагается подробный план ответа, который поможет студенту грамотно выстроить и сформулировать свой ответ. В данном разделе затрагиваются важные психологические аспекты педагогического процесса. Это организация учебного процесса, методика проведения урока и планирование работы с учеником. При этом   акцент сделан на проблемах начального обучения, - самого трудного и важного периода в профессиональном образовании.  В этом разделе можно выделить наиболее крупные и значимые для будущей педагогической деятельности темы: «Работа над полифонией», «Работа над техникой», «Работа над музыкальным произведением» и «Работа над звуком».

 

Второй раздел - практическая часть тесно связан с предметом «Изучение репертуара ДМШ». Он знакомит студентов с наиболее ценными произведениями и сборниками детской музыкальной литературы.      

    Этот раздел предназначен для самостоятельной работы студента, а также для обсуждения предложенных сборников с педагогом, ведущим предмет. 

Данное методическое пособие составлено с целью определения полноты и прочности полученных знаний, умения применять их на практике, а так же для приобретения навыков самостоятельной работы с учебно-методической литературой.

 

 

II. Теоретический раздел

Основные тенденции современной музыкальной педагогики.

Основные тенденции современной музыкальной педагогики:

- включение музыки в общую систему гармоничного воспитания личности;

- изменение возрастных рамок обучения с 3 – 5 лет;

- разделение детей на профессионалов и любителей, создание различных планов и программ обучения для детей с профессиональными данными, и форм - для развития детей обще- эстетического направления;

- соединение исполнительского и теоретического обучения в единую систему;

- осуществление музыкального воспитания методом «погружения» в музыку, в ее язык на уровне  речи (С.М. Мальцев, Г.И. Шатковский);

- широкие репертуарные традиции, введение новых форм обучения и бережное отношение к традициям;

- творческое музицирование – как основа для развития музыкального мышления;

- использование коллективных форм обучения.

2. Задачи педагога-пианиста и особенности преподавания в ДМШ.

Многообразие задач, стоящих перед педагогом. Воспитательное воздействие на ученика. Налаживание контакта с учениками разного возраста. 

Особенности детской  психологии. Типологические свойства личности и нервной системы. Возрастные категории учащихся и различные методы работы с ними. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста - образность и конкретность заданий, многократные повторения, закрепления, медленное мышление, сосредоточенность на решении только одной задачи и т.д.

Подростковый период - метод убедительных доказательств, расширение круга тем, затрагиваемых на уроках, совместное посещение и  обсуждение концертов, видео, и аудио записей и т.д.

    Эстетическое воспитание школьников. Одно из важных условий работы педагога - знание своего ученика.

    Задачи, связанные с воспитанием музыкальных данных:

1. Музыкальный слух (развитие мелодического и гармонического слуха);

2. Развитие музыкальности;

3. Развитие музыкальной памяти;

4. Воспитание чувства ритма;

5. Воспитание исполнительской воли;

6. Развитие творческой инициативы ученика;

7. Воспитание навыков самостоятельной работы;

8. Воспитание навыков чтения с листа и ансамблевого музицирования.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.