Ро ль упражнений.
Работа над гаммами, аккордами, арпеджио.
Гаммы. Задачи при их изучении: ладотональная ориентировка, воспитание аппликатурной дисциплины, освоение мажоро-минорной системы, выработка автоматизации движений, достижение пальцевой беглости, ровности, четкости, выносливости. Порядок изучения гамм. Различные методы и подходы. Различные варианты при работе над гаммами (динамические, тембровые, ритмические, артикуляционные).
Арпеджио. Виды - короткие, длинные, ломаные. Особенности каждого вида. Различные подготовительные упражнения к ним. Помощь бокового движения с участием кисти и локтя.
Аккорды: по три, затем по четыре звука.
Участие мышц спины, плеча, локтя. Проблема синхронности и выделения верхних звуков. Ощущение опоры в клавиатуру (в рояль) в сочетании с активностью, цепкостью кончиков пальцев. Выработка привычки освобождать руку после взятия аккорда.
Упражнения в работе пианиста.
Значение самостоятельной технической работы. Краткий исторический экскурс о понимании проблемы упражнений на разных этапах существование фортепианного искусства. Сборники упражнений. Их роль и значение с системной работе над техникой. Используемые сборники в работе (выборочно, в качестве вспомогательного средства). Разнообразные задачи в упражнениях. Краткий обзор сборников упражнений. Пути преодоления технических трудностей через упрощение или усложнение задачи.
Ежедневная работа над музыкальным произведением.
Серединный этап.
Задачи этапа - детальное изучение текста по нотам и наизусть, преодоление двигательных трудностей, работа над выразительным исполнением.
Методы работы – детальный просмотр отдельных эпизодов, игра отдельными руками и вместе, работа над отдельными голосами, работа без педали и с педалью, поиски звучания и преодоление возникших трудностей. Частично произведение учится наизусть. Проверка запоминания путем вступления с разных опорных пунктов, а также путем мысленного проигрывания. Проверка знания наизусть отдельными руками. Выбор темпа в зависимости от текущих задач. Чередование работы над деталями с попытками целостного исполнения. Периодическое возвращение к ранее пройденным этапам работы.
13. Организация учебного процесса и планирование педагогической работы с учеником.
Индивидуальное планирование. Особенности индивидуального планирования. Анализ музыкального развития ученика. Знание и учет интересов учащегося. Составление индивидуального плана – творческий процесс. Основа плана - разнообразные по содержанию, стилю и изложению произведения, доступные по музыкальному языку, художественному образу и пианистическим трудностям. Включение в индивидуальный план произведений, показывающих достоинства ученика, и тех произведений - направленных на преодоление тех, или иных недостатков (звуковых, технических, ритмических и др.)
Составление индивидуального плана в соответствии с характеристикой ученика. Характеристика в начале и в конце учебного года. Расширение музыкального кругозора учащегося благодаря эскизному ознакомлению с произведениями различных стилей и жанров.
Обновление педагогического репертуара. Изучение новых изданий, редакций, использование в педагогической практике произведений современных композиторов и «забытых» страниц.
Корректировка ранее намеченных планов. Гибкость при планировании. Текущее и перспективное планирование.
Вопросы педализации в процессе обучения в ДМШ
Роль педали при исполнении на фортепиано. Первое применение
педали. Прямая педаль. Запаздывающая педаль. Смена педали. Подготовительные упражнения, их важность и значение. Правила применения педали. Педализация в певучих пьесах. Эпизодическое использование педали в начале обучения.
Употребление педали в пьесах с различным типом фактуры. Тщательная работа над педализацией в пьесах различного характера (педаль в полифонии, педаль в этюдах и др.). Роль слухового контроля.
О педальной идее (Н.И. Голубовская). О неполной педали, предшествующей педали. Зависимость употребления педали от стиля произведения. Полупедаль и постепенное снятие педали.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 256.