В 19в. ботаник Броун ввел термин - чувствительные периоды в развитии растительных организмов.
Считал, что в эмбриональном и постэмбриональном периодах идет смена периодов чувствительности и периодов стойкости к действию вредных факторов. В 1921 Стоккард изучал эти периоды на животных. Заметил, что чувствительные периоды имеют наибольшую скорость развития. На ранних стадиях развития воздействие оказывается на организм в целом, а на более поздних - на развитие отдельных органов.
Самые чувствительные периоды – овогенез и сперматогенез, имплантация зародыша в матку и плацентация.
Примеры: 1) слабые t воздействия – ускоряют или замедляют развитие; 2) гормоны – аномалии развития, вызывает рак, у женщин спустя много лет; 3) ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот и белка – останавливают развитие на разных стадиях онтогенеза; 4) ионизирующее излучение – вызывает мутации в гаметах. Облучение беременной женщины рентгеном при обследовании кишечника, почек, позвоночника приводит к микроцефалии, дефектам черепа, позвоночника, глаз, незаращению неба (волчья пасть), тяжелым дефектам конечностей;
5) химические мутагены - тяжелые металлы (хром, свинец, кадмий) вызывают генные и хромосомные мутации. В Японии из-за загрязнения воды кадмием болезнь – «итай-итай» - хрупкость костей. Гербициды, на основе диоксина, – у детей аномалии развития (заячья губа, волчья пасть, недоразвитие конечностей, нарушения нервной системы. Лекарство – аспирин поражает легкие и печень в первые 3 месяца развития, особенно при углеводной еде беременной.6)Табачный дым включает никотин, бензпирен, изотопы свинца, висмута, стронция, полония. Главная опасность - радиоактивность. Женщина, выкуривающая в день 5 сигарет – из 100 новорожденных 4 умирают в первые сутки. Вызывается мертворождение, на руках «обезьянья складка», отклонения в психике, сниженные интеллектуальные способности. В постэмбриональный период: длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз чаще инфарктами, в 10 раз – язвой желудка.1 сигарета = сокращает 5мин жизни и каждые 13мин человек умирает от последствий курения. 50-100мг никотина – смертельно (20-25сигарет, в 1 сигарете 8мг никотина), 2-3 капли никотина за 30 лет – 160кг табака = 20000сигарет.
7) Алкоголь – дети с алкогольным синдромом плода (умственная и физическая задержка развития, сокращенный объем мозга, уродства черепа и конечностей, карликовость, пороки сердца). Смертность в 36лет. Дети приобретают алкогольную и никотиновую зависимость.1k спирта сверх 8л в год – сокращение жизни на 1год (в 2010г на 1го человека в России приходится 16-25л водки в год)..8) Стрессы - ускоряют процесс образования мутаций.
9) Мусоросвалки – в радиусе 2км население страдает от:7% разных врожденных дефектов, 5% - дефекты нервной системы, 7% - гениталий, 8% - органов брюшной полости.
ВЫВОД: знания о чувствительных периодах в онтогенезе важны для установления дозировки лекарств, особенно беременным женщинам; в с\х для разработки мер по борьбе с вредителями и паразитами.
Билет 14.
А.1. Яркая окраска ос и шмелей это пример предостерегающей окраски.
В ходе естественного отбора появляется многообразие биологических адаптаций организмов, способствующих выживанию.
Предостерегающая окраска – это сочетание красного, белого, желтого, черного цветов, что свидетельствует о ядовитости (осы, пчелы, клоп-солдатик, божья коровка, колорадский жук).
А.2.Потовые железы, играющие большую роль в терморегуляции, впервые появились у млекопитающих.
А.3. Увеличение числа лейкоцитов в крови указывает на воспалительный процесс в организме.
Б.1.Выбрать процессы, в результате которых в клетке образуется энергия АТФ:
3) фотосинтез
4) окисление питательных веществ
5) бескислородное дыхание
Б.2.Установите соответствие между результатами отбора и видами отбора.
А. Возникновение породы | Искусственный отбор |
Б. Возникновение сорта | Искусственный отбор |
В. Возникновение бесплодных гибридов | Искусственный отбор |
Г. Возникновение в природе нового вида | Естественный отбор |
Д. Возникновение приспособленности к окружающей среде | Естественный отбор |
Е. Сохранение признаков, интересующих человека | Искусственный отбор |
Б.3.Установить последовательность прохождения пищи по пищеварительной системе лягушки.
В) ротовая полость
1) глотка
8) пищевод
2) желудок
4) двенадцатиперстная кишка
7) тонкая кишка
5) толстая кишка
6) клоака
В.1. Какие связи называют трофическими? Что такое цепи питания, какие цепи питания вам известны, приведите примеры.
Трофические - отношения, основанные на питании, называются трофическими (пищевыми) связями. Их последовательности образуют трофические цепи.
Трофические уровни биоценоза:
1) Растения – продуценты, создают органические вещества.
2) Животные – консументы, потребляют органические вещества (в том числе падалееды и паразиты).
3) Микроорганизмы – редуценты, разлагают органические вещества (истинные – бактерии и грибы, а также детритофаги - животные, питающиеся детритом, кусочками частично разложившегося материала – мухи, жуки-мертвоеды, жуки-кожееды, черви, клопы-солдатики).
Между организмами создаются пищевые связи в виде пищевых цепей и пищевых сетей.
Пищевая цепь - канал передачи вещества и энергии.
Примеры пищевых цепей:
а) цепь выедания или пастбищная начинается с растительного организма:
Продуцент (П) Консумент I Консумент II
Трава → корова → человек
б) цепь разложения или детритная начинается с мёртвого организма или продуктов жизнедеятельности
лесная подстилка → дождевой червь→ дрозд
Дата: 2019-04-23, просмотров: 360.