В.2.Чем отличаются процессы теплорегуляции в летние и зимние периоды?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ - защита от переохлаждения и перегрева. Центр терморегуляции в промежуточном мозге (гипоталамус).

· При высокой температуре окружающей среды теплоотдача возрастает (через кожу человек теряет 85-90% образующейся в организме энергии), а при низкой – уменьшается; Человек мёрзнет при нарушении работы механизмов терморегуляции. У здорового закаленного человека и в холод, и в жару температура тела остается постоянной. Для человека не желательно не только переохлаждение, но и перегревание. Отдача тепла с поверхности кожи резко возрастает, когда он потеет. Испарение воды в свою очередь требует затраты энергии. Оно зависит от насыщенности воздуха водяными парами. Если воздух влажный, вода испаряется плохо. Если при этом еще и жарко, то человек мало потеет и слегка перегревается. Поэтому влажный и жаркий климат мы переносим гораздо хуже, чем жаркий и сухой. В сухом воздухе, несмотря на жару, тело интенсивно потеет, пот испаряется с поверхности кожи и таким образом теряется много тепла, за счет чего восстанавливается нормальная температура.

· При слабом морозе приток крови к коже возрастает и кожа краснеет, обогревается. При обморожении кровь притекает к внутренним органам (экономия тепла).Все это из-за рефлекторного расширения и сужения сосудов. На холоде человек дрожит и покрывается «гусиной кожей» т.к. рецепторы кожи воспринимают разницу  t и срабатывает 2 рефлекса: 1)быстрое сокращение и расслабление мышц у поверхности кожи. При этом расходуется энергия, превращающаяся в тепло, обогревающее организм; 2)ведет к появлению «гусиной кожи», является атавизмом (возврат к чертам предков): у предков он вел к поднятию шерсти на холоде и уменьшению потери тепла, а у современного человека он бесполезен т.к. тело человека покрыто редкой шерстью без подшерстка.

 

Билет 11.

А.1. Изменения структуры генов или хромосом под влиянием внешней среды называются мутации.

А.2. Кровеносная система впервые появилась у кольчатых червей.

А.3. Превращение глюкозы в гликоген усиливает гормон – инсулин (поджелудочной железы, вырабатываемый бета - клетками).

ГОРМОНЫ - биологически активные в-ва, вырабатываемые органами ЖВС и регулирующие рост, развитие, гомеостаз и метаболизм.

Б.1. Выберите признаки, отличающие клетку животного от бактериальной клетки.

1) наследственный материал содержится в ядре клетки

5) содержит двойной набор хромосом

6) есть аппарат Гольджи

Б.2. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками.

А. Кишечник Энтодерма
Б. Лёгкие Энтодерма
В. Нервная система Эктодерма
Г. Волосы и ногти Эктодерма
Д. Печень Энтодерма
Е. Потовые и сальные железы Эктодерма

Б.3. Установите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам органа слуха.

1) наружное ухо

4) барабанная перепонка

3) слуховые косточки

2) перепонка овального окна

5) жидкость в улитке

6) рецепторы органа слуха

В.1.Какие признаки характерны для вирусов?

ВИРУС (от лат.- яд) - СЛОЖНЫЙ НУКЛЕОПРОТЕИД (нуклеиновая кислота ДНК или РНК ( в сердцевине) + белковая оболочка - капсид).

Неклеточная форма жизни, ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ ЗАРАЖЕННУЮ ИМ КЛЕТКУ ДЛЯ СОБСТВЕННОГО РАЗМНОЖЕНИЯ (облигатный паразит). Термин «вирус» в 1898г. применил голландский ученый Бейеринк. Вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой материей.

Вирусы как живые организмы: Вирусы вне клетки не проявляют свойств живого:
1. Размножаются. 2. Обладают наследственностью и изменчивостью. 1. Не питаются. 2. Не вырабатывают энергии. 3. Не растут. 4. Нет метаболизма.

Открыты в 1892г. Д.И.Ивановским при исследовании мозаичной болезни табака.

Преимущества вирусов:

  1. Малые размеры.
  2. Высокая изменчивость.
  3. Способность переносить неблагоприятные факторы среды.
  4. Наличие природных резервуаров для переноса (грызуны).

Размер вируса - 20-300 нм

Классификация по хозяину:

1.зоовирусы (грипп, бешенство, ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей);

• 2.фитовирусы (ВТМ табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость);

• 3.вирусы человека (ВИЧ, грипп, корь, оспа, полиомиелит, паротит, бешенство);

• 4.вирусы микроорганизмов (бактериофаги).

Схема размножения фагов.

1. Стадия адсорбции. 2.Стадия инъекции. 3.Встраивание вирусной ДНК в ДНК бактерии.

4.Синтез копий вирусной ДНК. 5.Сборка вирионов. 6.Стадия лизиса - распад бактерии под действием ферментов бактериофага.

 

В.2. Каков механизм образования условного рефлекса и какую роль играет условный рефлекс в жизни животных и человека?

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ – это рефлексы, приобретенные организмом в процессе жизни, приспособительные реакции, основанные на образовании временной связи между условным раздражителем и безусловным.

И.П.Павлов изучал условные рефлексы слюноотделения на собаках с фистулами выводных протоков слюнных желез. Условными раздражителями были звук метронома, вспыхивание лампочки, звук звонка. Условный раздражитель подкреплялся безусловным – пищей (мясо-сухарный порошок или отвергаемых веществ – кислое, горькое).

Условия выработки условного рефлекса:

1. Сочетание двух раздражителей – а) безразличного (свет), который в последствие станет условным и б) безусловного (пища);

2. Отсутствие других раздражителей;

3. Многократное повторение сочетания условного и безусловного раздражителя;

4. Предшествие условного раздражителя безусловному.

МЕТОДИКА ВЫРАБОТКИ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА

1.БЕЗУСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СЛЮНЫ на раздражение рецепторов рта пищей: 1.Рецепторы рта→ 2.Центростремительный нейрон→ 3.Центр слюноотделения продолговатого мозга→ 4.Центробежный нейрон→ Слюнные железы (выработка слюны).                  

 Также импульсы из центра слюноотделения(2) поступают в корковое представительство пищевого центра(3)

4. слюнные железы; 5.рецепторы полости рта

 

2.При действии безразличного раздражителя – звонка, который затем станет условным, в слуховом центре коры(1) возникает возбуждение – это первый очаг возбуждения – безразличный.

3.Безразличный раздражитель – звонок подкрепляют безусловным – пищей. В результате в корковом представительстве пищевого центра(3)

 возникает более мощный очаг возбуждения, который привлекает возбуждение из первого.Между очагами устанавливается временная связь. После частого повторения данных действий звук превращается в условный раздражитель. Оба очага возбуждения(1 и2)  образуют функциональную систему.

Значение условных рефлексов:

1. Сохранение жизнедеятельности;

2. Приспособление к условиям среды.

Eсловные и безусловные рефлексы – это основа ВНД (высшей нервной деятельности). ВНД обеспечивает наиболее совершенное приспособление человека и животных к условиям среды : запоминание признаков опасности у животных или возможностей добывать пищу, способность приобретать опыт; у человека – обучение и формирование сознания.

 

Билет 12.

А.1. Теория эволюции объясняет причины возникновения разнообразия и приспособленности живых существ.

Эволюция (развертывание) - необратимый процесс исторического развития живой природы, путем ее адаптации к постоянно меняющимся условиям среды.

А.2. Из всех отделов ГМ у млекопитающих, по сравнению с другими позвоночными, наиболее развит передний мозг.

Головной мозг – передний (высший) отдел ЦНС позвоночных животных и человека, расположенный в полости черепа. Передний мозг составляют = 1)промежуточный мозг + 2)большие полушария ГМ (большой мозг или конечный).

А.3. Гормон, усиливающий частоту сердечных сокращений – адреналин.

ГОРМОНЫ - биологически активные в-ва, вырабатываемые органами ЖВС и регулирующие рост, развитие, гомеостаз и метаболизм.

Б.1. Выбрать признаки мейоза:

МЕЙОЗ (непрямое деление) – это форма ядерного деления, сопровождающаяся уменьшением числа хромосом с диплоидного(2n) до гаплоидного (n). Это особый тип деления клеток, приводящий к образованию половых клеток.

3) в результате деления образуются 4 клетки

4) процесс проходит два этапа деления

6) процесс обеспечивает образование гамет и половое размножение организма

Б.2. Установить соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных.

А. В сердце венозная кровь рыбы
Б. В сердце четыре камеры птицы
В. Два круга кровообращения птицы
Г. Один круг кровообращения рыбы
Д. Венозная кровь из сердца поступает к лёгким птицы
Е. В сердце две камеры рыбы

Б.3. Установите последовательность расположения отделов ГМ рыб, начиная с продолговатого мозга.

1) продолговатый мозг

3) мозжечок

5) средний мозг

4) промежуточный

2) передний мозг

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 260.