В.1. Какие существуют основные направления эволюции организмов?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Направления эволюции - ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, приводящие к биологическому прогрессу.

Закон Северцова – в процессе эволюции происходит чередование кратких периодов ароморфозов и длительных идиоадаптаций и дегенераций.

АРОМОРФОЗ, арогенез - направление эволюции связанное с повышением уровня организации. Путем ароморфоза возникли – царства, отделы, типы, классы. ИДИОАДАПТАЦИЯ, аллогенез - мелкие эволюционные изменения, способствующие адаптации. Путем идиоадаптации возникли – отряды, семейства, роды, виды. ДЕГЕНЕРАЦИЯ, катагенез - направление эволюции, ведущее к упрощению организации, утрате органов, паразитическому образу жизни. Путем дегенерации возникли – отряды, семейства, роды, виды.
Примеры Примеры Примеры
Растения: 1. Выход растений на сушу (псилофиты), возникновение тканей (эпидермиса, проводящей, механической) и органов- ризоидов, устьиц. 2. Переход от размножения спорами к размножению семенами (голосеменные, покрытосеменные). 3. Образование цветков (покрытосеменные). Насекомые: 1. появление трахейного дыхания; 2. хитиновый покров; 3. расчленение конечностей; 4. развитие сложной нервной системы, органов чувств. Млекопитающие: 1. 4х камерное сердце, 2 круга кровообращения; 2. увеличение рабочей емкости легких 3. дифференциация органов пищеварения, зубов (резцы, клыки, коренные); 4. теплокровность; 5. вынашивание детёнышей в матке и выкармливание их молоком; 6. развитие больших полушарий, увеличение массы мозга. 1. Приспособления растений к опылению ветром (анемофилия), насекомыми (энтомофилия), водой (гидрофилия), птицами (орнитофилия). 2. Приспособления плодов и семян к распространению ветром, водой, животными. 3. Приспособление конечностей крота, копытных, ластоногих к среде обитания. 1. Повилика - нет листьев, вместо корней присоски, нет хлорофилла. 2. Ряска - утрата листьев, развитой корневой системы, сосудистой системы, околоцветника. 3. Плоские черви (бычий цепень, широкий лентец)- не имеют кишечника, слабо развита н.с., но плодовиты, есть присоски и крючья.

 

В.2. Каково биологическое значение дыхания, и какие дыхательные системы задействованы у животных?

ДЫХАНИЕ - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, выделение углекислого газа.

Значение дыхания:

· Газообмен состоит из четырех этапов: 1. газобмен между атмосферой и альвеолами легких; 2. газообмен между альвеолами и кровью (внешнее или легочное дыхание); 3. транспортировка газов кровью; 4. газообмен между кровью и тканями (внутреннее или тканевое дыхание). Любой клетке организма нужна энергия, ее источник непрерывный распад и окисление органических соединений, а в окислении участвует О2.В итоге окисления органических веществ образуется СО2 и Н2О, которые удаляются из организма. Энергия же запасается в форме АТФ ( процесс производится в митохондриях).

· Теплорегуляция . При дыхании с поверхности легких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма.

· Голосообразование. Легкие создают воздушные потоки, приводящие к колебанию голосовых связок гортани.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - лёгкие и воздухоносные пути.

Эволюция дыхания.

1) ДИФФУЗНОЕ ДЫХАНИЕ- процесс выравнивания концентрации кислорода внутри организма и в окружающей его среде. Кислород проникает через оболочку клетки у одноклеточных организмов.

2) КОЖНОЕ ДЫХАНИЕ- обмен газов через кожу у низших червей, у позвоночных (рыб, амфибий), которые имеют специальные органы дыхания.

ЖАБЕРНОЕ ДЫХАНИЕ

ПЕРИСТЫЕ ЖАБРЫ (выросты кожи по обеим сторонам тела) появляются у морских кольчатых червей, водных членистоногих, у моллюсков в мантийной полости.

ЖАБРЫ- органы дыхания позвоночных животных, образующихся как впячивания пищеварительной трубки.

У ланцетника жаберные щели пронизывают глотку и открываются в околожаберную полость с частой сменой воды.

У рыб жабры из жаберных дуг с жаберными лепестками, пронизанными капиллярами. Вода, заглатываемая рыбой, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки наружу, омывает их и снабжает кровь кислородом.

4) ТРАХЕЙНОЕ И ЛЕГОЧНОЕ. Более эффективное так как кислород поглощается сразу из воздуха. А не из воды.

Характерно для наземных моллюсков( мешкообразные легкие), паукообразных, насекомых, амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих.

ПАУКООБРАЗНЫЕ имеют легочные мешки (скорпионы), трахеи (клещи), а у пауков и то и другое.

 

НАСЕКОМЫЕ имеют трахеи- органы дыхания наземных членистоногих - система воздухоносных трубочек, открывающихся дыхательными отверстиями (стигмы) на боковых поверхностях груди и брюшка.

АМФИБИИ имеют на 2/3 кожное дыхание и на 1/3 легочное. Впервые появляются воздухоносные пути: гортань, трахея, зачатки бронхов; легкие – гладкостенные мешки.

РЕПТИЛИИ имеют развитые воздухоносные пути; легкие ячеистые, кожного дыхания нет.

ПТИЦЫ имеют развитые воздухоносные пути; легкие губчатые. Часть бронхов ветвится за пределами легких и образует - воздушные мешки.

ВОЗДУШНЫЕ МЕШКИ - воздухоносные полости, функцию газообмена не выполняют, соединенные с дыхательной системой, в 10 раз превышающие объем легких, служащие для усиления воздухообмена в полете (двойное дыхание – кислород в легких при вдохе и выдохе во время полета благодаря воздушным мешкам).

ДВОЙНОЕ ДЫХАНИЕ - обмен газами в легких на вдохе и выдохе.

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. Газообмен почти полностью в легких ( через кожу и пищеварительный канал -2%)

.Воздухоносные пути: носовая полость→ носоглотка→ глотка→ гортань→ трахея→ бронхи ( бронхи ветвятся на бронхиолы, альвеолярные ходы и заканчиваются альвеолами- легочными пузырьками).Легкие губчатого строения состоят из альвеол, оплетенных капиллярами. Дыхательная поверхность увеличена в 50- 100 раз по сравнению с поверхностью тела. Тип дыхания альвеолярный.

Диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной, а также межреберные мышцы, обеспечивают вентиляцию легких.

Полное разделение ротовой и носовой полости. Млекопитающие могут одновременно дышать и жевать.

Билет 8.

А.1. Биосинтез белков в клетке – это пример ассимиляции.

А.2. При размножении растений черенками корни развиваются за счет деления образовательной ткани.

А.3. Какие клетки крови образуют антитела, обезвреживающие чужеродные вещества – лимфоциты.

Б.1.Какие из перечисленных закономерностей были сформулированы Менделем:

1) закон независимого наследования

3) закон расщепления

5) закон единообразия гибридов первого поколения

Б.2. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.

А. Прыткая ящерица Трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
Б. Обыкновенный тритон Трёхкамерное без перегородок в желудочке
В. Озёрная лягушка Трёхкамерное без перегородок в желудочке
Г. Синий кит четырёхкамерное
Д. Серая крыса четырёхкамерное
Е. Сокол сапсан четырёхкамерное

Б.3. Установить последовательность этапов развития растительного мира Земли от наиболее древних к современным.

5) широкое распространение сине-зелёных водорослей

1) появление псилофитов

4) преобладание голосеменных растений

2) каменноугольные леса

3) появление покрытосеменных растений

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 307.