Билет 1.
А.1.Главным строительным материалом клетки человека являются белки.
Белки – это высокомолекулярные, непериодические органические полимеры мономерами которых являются аминокислоты.
А.2.Самые древние растения на Земле водоросли.
А.3.Красный костный мозг, расположенный в губчатом веществе костей, участвует в формировании клеток крови.
Б.1.Чем молекула ДНК отличается от молекулы РНК?
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ (ДНК и РНК) – природные высокомолекулярные органические полимеры, мономеры которых – нуклеотиды, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах.
1) молекула свёрнута в двойную спираль,
4) состоит из двух полинуклеотидных цепей,
5) обладает способностью самоудваиваться.
Б.2.Установите соответствие между системами органов и их функциями.
А. Нервная | 3.Взаимосвязь организма со средой обитания |
Б. Эндокринная | 2.Регуляция процессов через жидкую среду |
В. Дыхательная | 1.Газообмен |
Г. Репродуктивная | 4.Размножение |
Д. Выделительная | 5.Удаление продуктов обмена из организма |
Е. Покровных органов | 6.Защитная |
Б.3.Установите хронологическую последовательность появления в процессе эволюции перечисленных типов нервной системы.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА – совокупность образований (рецепторы, нервы, ганглии, мозг), регулирующих функции организма и обеспечивающие его взаимодействие с внешней средой.
1) диффузная нервная система (кишечнополостные – гидра)
3) стволовая нервная система (плоские черви)
2) узловая нервная система (членистоногие и моллюски)
5) нервная трубка (хордовые)
4) головной и спинной мозг (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)
В.1.Какова роль наследственности и изменчивости в развитии жизни на планете.
Наследственность - способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.
Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки и свойства.
НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ бывает мутационной и комбинативной.
Мутационная изменчивость (2%) - наследственная изменчивость, затрагивающая генетический аппарат клетки.
Мутации - это наследуемые изменения генетического материала, возникающие спонтанно или индуцированы воздействием на организм. Мутации бывают: а) генные, б) хромосомные, в) геномные.
Комбинативная изменчивость (98%) создаёт новые сочетания генов. Основные причины: мейоз и половое размножение организмов. В результате набор генов, а, следовательно, и признаков у потомков всегда отличается от набора генов и признаков у родителей.
Значение мутационной изменчивости:
• -материал для естественного и искусственного отбора. Мутации происходят редко. Этот процесс непрерывен. В результате мутации накапливаются в гетерозиготном скрытом виде. Когда частота гетерозигот будет достаточно высокой для того, чтобы мутации проявились в гомозиготном состоянии, они проявляются. Если мутантные гены определяют полезные в данных условиях признаки, то особи их обладатели, оставляют после себя потомство с данными признаками. Через несколько поколений частота встречаемости таких потомков возрастает. Таким образом элементарным эволюционным материалом являются - МУТАЦИИ, элементарной эволюционной единицей – ПОПУЛЯЦИЯ (т.к. отдельные особи эволюировать не могут). Если популяция подвержена сильному давлению со стороны какого-то фактора среды, то в ее генофонде происходят стойкие изменения частот аллелей и генотипов - ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ ЯВЛЕНИЕ. Так, мутанты- меланисты (темноокрашенные особи) в популяциях бабочки березовой пяденицы в Англии впервые были обнаружены учеными среди типичных светлых особей в середине XIX века. Темная окраска возникает в результате мутации одного гена. Бабочки проводят день на стволах и ветвях деревьев, обычно покрытых лишайниками , на фоне которых светлая окраска является маскирующей. В результате промышленной революции, сопровождающейся загрязнением атмосферы, лишайники погибли, а светлые стволы берез покрылись копотью. В результате к середине XX века (за 50-100 поколений) в промышленных районах темная морфа почти полностью вытеснила светлую. Птиц выедали светлых бабочек в загрязненных районах.
• Эволюция - необратимый процесс исторического развития природы путём её адаптации к непрерывно меняющимся условиям среды.
Движущие силы эволюции – наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, выбирающий те наследственные изменения, которые максимально адаптированы к окружающей среде, в итоге результат эволюции:
Нервная
Гуморальная
Билет 2.
А.1. Роль клеточной теории заключается в обобщении знаний об элементарном строении организмов.
Немецкий ботаник Шлейден и немецкий физиолог Шванн изложили первую версию клеточной теории.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ:
А.2. Покрытосеменные произошли от древних голосеменных.
А.3. Больные малокровием употребляют железосодержащие препараты, так как железо входит в состав гемоглобина.
Б.1.Из мезодермы у человека развиваются: (3-й зародышевый листок)
А) хрящевая ткань и дерма кожи
В) сердце и почки
Г) семенники и костная ткань
Б.2. Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе.
А. Синтезируют органические вещества из неорганических | продуценты |
Б. Используют готовые органические вещества | консументы |
В. Используют неорганические вещества почвы | продуценты |
Г. Растительноядные и плотоядные животные | консументы |
Д. Аккумулируют солнечную энергию | продуценты |
Е. В качестве источника энергии используют животную и растительную пищу | консументы |
Б.3.Расположить животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их сердца в процессе эволюции.
1) окунь
5) лягушка
3) ящерица
4) крокодил
2) собака
В.1. Каковы основные признаки царства растений.
Водоросли, мхи, папоротники, голо- и покрытосеменные растения.
Признак | ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА РАСТЕНИЯ |
1.Пластиды | Хлоропласты (зеленые), лейкопласты (бесцветные), хромопласты (красно-оранжевые) |
2.Способ питания | Автотрофный – сами создают органические вещества (фототрофный, хемотрофный) |
3 Пиноцитоз («пью») поглощение или выделение жидких частиц Фагоцитоз («пожирать») – твердых частиц | + - |
4.Рост | Неограничен |
5.Запасной углевод | Крахмал |
6.Клеточный центр | - |
7.Вакуоли с клеточным соком. | + |
8.Клеточная стенка | Из целлюлозы |
9.Синтез АТФ | В хлоропластах и митохондриях |
10.Деление | образуется перегородка между дочерними клетками |
11.Размножение. | половое и бесполое (вегетативное) |
12.Перемещение в пространстве. | Активно не перемещаются с места на место. |
Билет 3.
А.1. Мономерами нуклеиновых кислот являются нуклеотиды.
А.2. Из перечисленных грибов к плесневым относятся пеницилл.
А.3. Поваренная соль, обогащенная йодом полезна, так как йод регулирует деятельность щитовидной железы.
Б.1. К движущим силам эволюции относятся:
1) наследственность,
2) естественный отбор,
4) индивидуальная изменчивость
Б.2. Установить соответствие между характеристикой клеток крови и их принадлежностью к определённой группе.
А. Не имеют постоянной формы | 2. лейкоциты |
Б. Не содержат ядра | 1. эритроциты |
В. Содержат гемоглобин | 1. эритроциты |
Г. Имеют форму двояковогнутого диска | 1. эритроциты |
Д. Способны к активному передвижению | 2. лейкоциты |
Е. Способны к фагоцитозу. | 2. лейкоциты |
Б.3.Установите последовательность живых организмов в цепи питания:
6) одноклеточные водоросли
4) дафнии
5) мальки рыб
2) окунь
3) цапля
1) лиса
ГИПОФИЗ
↓
ЖВС
↓
Билет 4.
А.1. Денатурация белка необратима при нарушении структуры первичной.
СХЕМА СВЕРТЫВАНИЯ КРОВИ
РАНЕНИЕ
(кровь соприкасается с О2, вещества разрушенных тромбоцитов и клеток)
↓
Билет 5.
А.1. Стебель растёт в толщину за счёт камбия.
А.2. Межвидовые отношения начинают проявляться на биогеоценотическом уровне.
А.3. Повышение содержания сахара в крови свидетельствует о нарушении функции поджелудочной железы (железа смешанной секреции, одни клетки вырабатывают гормоны, другие поджелудочный сок).
Б.1. Какие из перечисленных функций выполняют в клетке белки:
2) строительную
3) двигательную
4) каталитическую
Б.2. Установить соответствие между значением рефлекса и его видом:
А. Обеспечивает инстинктивное поведение | 1. безусловный |
Б. Обеспечивает приспособление организма к условиям среды, в которой обитали многие поколения данного вида | 2. условный |
В. Позволяет приобрести новый опыт, полученный в течение жизни | 2. условный |
Г. Определяет поведение организма в изменившихся условиях | 2. условный |
Б.3. Установите последовательность эмбрионального развития животных:
1) дробление зиготы
4) образование шаровидной бластулы
5) образование двухслойной гаструлы
2) образование мезодермы
3) образование тканей и органов
Цикл Кребса.
ИТОГ : 2АТФ, 2СО2 (уходит во внешнюю среду), 4 пары атомов водорода восстанавливают коферменты НАД и ФАД до НАДН2 и ФАДН2.
ФОРМЫ ИМУНИТЕТА
↓ ↓
НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ
Осуществляется лейкоцитами – ФАГОЦИТАМИ организм распознает и уничтожает
путем ФАГОЦИТОЗА (открыт Мечниковым в 1908г.) только чужеродные клетки и в-ва.
Фагоцитоз осуществляют нейтрофилы, эозинофилы, схема:
моноциты, макрофаги печени, селезенки, ЛИМФОЦИТЫ
лимфатических узлов. МАКРОФАГИ - крупные ↓
лейкоциты, удерживающие в себе АНТИГЕН. вырабатывают
Пример неспецифического иммунитета - это введение АНТИТЕЛА
шипа розы в тело личинки морской звезды. ↓
↓
↓
В результате лейкоциты пожирали всех микробов соединяясь с
независимо от их химического состава. Поэтому АНТИГЕНАМИ
данный иммунитет неспецифический . препятствуют размно-
жению бактерий и нейтрализуют яды
СХЕМА РАБОТЫ ФАГОЦИТА:
ФАГОЦИТ осуществляет
↓
ФАГОЦИТОЗ
АНТИТЕЛА длительно
↓ сохраняются и организм стано-
РАЗРУШЕНИЕ ФАГОЦИТОВ вится невосприимчив к заболеваниям.
(воспалительная реакция- сосредоточение
микробов в органе или его части вызывающее Способность В-лимфоцитов
отек, t, покраснение. Значение - нераспростране- узнавать антигены, с которыми
ние воспаления на весь организм, уничтожение они раньше встречались, и быстро
микробов) реагировать на их появление называют
↓
ГНОЙ ИММУННОЙ ПАМЯТЬЮ
(погибшие лейкоциты)
МЕХАНИЗМ ИММУНИТЕТА
ТИПЫ ИММУНИТЕТА
↓ ↓
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ
(природный) (приобретенный)
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
ВИДОВОЙНАСЛЕДСТВЕННЫЙПРИОБРЕТЕННЫЙ ↓ ↓
В крови го- некоторые люди невос- ↓ ↓ ↓ ↓
товые анти- преимчивы к болезням ↓ ↓ ↓ ↓
тела напри- других. ↓ ↓ ↓ ↓
мер, против ↓ ↓ ↓ ↓
чумы живот- С МОЛОКОМ ПОСЛЕ БОЛЕЗНИ ↓ ↓
ных. МАТЕРИ АКТИВНЫЙ ↓ ↓
ПАССИВНЫЙ например, после ↓ ↓
перенесения кори, ↓ ↓
коклюша, ветрян- ↓ ↓
ки больше данной ↓ ↓
болезнью не болеют ↓ ↓
↓ ↓
АКТИВНЫЙ ПАССИВНЫЙ
После вакцинации после введения
лечебной сыворотки
Билет 6.
А.1. Передача признака у человека от поколения к поколению осуществляется гаметами.
Гаметы – половые клетки (яйцеклетки и сперматозоиды, несущие гаплоидный набор хромосом).
А.2. Чешуи луковиц – это видоизменённые листья.
А.3. Повреждения затылочных долей коры больших полушарий у человека приводит к потере способности ориентироваться с помощью зрения.
Б.1. Биологический прогресс характеризуется следующими признаками:
Билет 7.
А.1. Фотосинтез у растений осуществляется в хлоропластах.
ФОТОСИНТЕЗ- процесс образования органических веществ(глюкозы) из неорганических (углекислого газа и воды) под действием солнечного света.
А.2.Крыловидные выросты плодов ясеня являются приспособлением к распространению ветром.
А.3.Какова одна из причин развития близорукости у человека - удлинение глазного яблока.
Б.1.К абиотическим факторам относятся: Абиотические - это факторы неживой природы.
1) температура
2) влажность
4) солнечная радиация
Б.2.Установить соответствие между одноклеточным и царством, к которому его относят.
А. Обыкновенная амёба | Животные |
Б. Туберкулёзная палочка | Бактерии |
В. Инфузория-туфелька | Животные |
Г.. Дрожжи | Грибы |
Д. Стрептококки | Бактерии |
Б.3. Установить последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода.
5) поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза
1) образование в клетках растений глюкозы
2) образование крахмала в клетках растений
4) использование органических веществ в процессе питания
3) образование углекислого газа в процессе дыхания
ЖАБЕРНОЕ ДЫХАНИЕ
ПЕРИСТЫЕ ЖАБРЫ (выросты кожи по обеим сторонам тела) появляются у морских кольчатых червей, водных членистоногих, у моллюсков в мантийной полости.
ЖАБРЫ- органы дыхания позвоночных животных, образующихся как впячивания пищеварительной трубки.
У ланцетника жаберные щели пронизывают глотку и открываются в околожаберную полость с частой сменой воды.
У рыб жабры из жаберных дуг с жаберными лепестками, пронизанными капиллярами. Вода, заглатываемая рыбой, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки наружу, омывает их и снабжает кровь кислородом.
4) ТРАХЕЙНОЕ И ЛЕГОЧНОЕ. Более эффективное так как кислород поглощается сразу из воздуха. А не из воды.
Характерно для наземных моллюсков( мешкообразные легкие), паукообразных, насекомых, амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих.
ПАУКООБРАЗНЫЕ имеют легочные мешки (скорпионы), трахеи (клещи), а у пауков и то и другое.
НАСЕКОМЫЕ имеют трахеи- органы дыхания наземных членистоногих - система воздухоносных трубочек, открывающихся дыхательными отверстиями (стигмы) на боковых поверхностях груди и брюшка.
АМФИБИИ имеют на 2/3 кожное дыхание и на 1/3 легочное. Впервые появляются воздухоносные пути: гортань, трахея, зачатки бронхов; легкие – гладкостенные мешки.
РЕПТИЛИИ имеют развитые воздухоносные пути; легкие ячеистые, кожного дыхания нет.
ПТИЦЫ имеют развитые воздухоносные пути; легкие губчатые. Часть бронхов ветвится за пределами легких и образует - воздушные мешки.
ВОЗДУШНЫЕ МЕШКИ - воздухоносные полости, функцию газообмена не выполняют, соединенные с дыхательной системой, в 10 раз превышающие объем легких, служащие для усиления воздухообмена в полете (двойное дыхание – кислород в легких при вдохе и выдохе во время полета благодаря воздушным мешкам).
ДВОЙНОЕ ДЫХАНИЕ - обмен газами в легких на вдохе и выдохе.
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. Газообмен почти полностью в легких ( через кожу и пищеварительный канал -2%)
.Воздухоносные пути: носовая полость→ носоглотка→ глотка→ гортань→ трахея→ бронхи ( бронхи ветвятся на бронхиолы, альвеолярные ходы и заканчиваются альвеолами- легочными пузырьками).Легкие губчатого строения состоят из альвеол, оплетенных капиллярами. Дыхательная поверхность увеличена в 50- 100 раз по сравнению с поверхностью тела. Тип дыхания альвеолярный.
Диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной, а также межреберные мышцы, обеспечивают вентиляцию легких.
Полное разделение ротовой и носовой полости. Млекопитающие могут одновременно дышать и жевать.
Билет 8.
А.1. Биосинтез белков в клетке – это пример ассимиляции.
А.2. При размножении растений черенками корни развиваются за счет деления образовательной ткани.
А.3. Какие клетки крови образуют антитела, обезвреживающие чужеродные вещества – лимфоциты.
Б.1.Какие из перечисленных закономерностей были сформулированы Менделем:
1) закон независимого наследования
3) закон расщепления
5) закон единообразия гибридов первого поколения
Б.2. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.
А. Прыткая ящерица | Трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке |
Б. Обыкновенный тритон | Трёхкамерное без перегородок в желудочке |
В. Озёрная лягушка | Трёхкамерное без перегородок в желудочке |
Г. Синий кит | четырёхкамерное |
Д. Серая крыса | четырёхкамерное |
Е. Сокол сапсан | четырёхкамерное |
Б.3. Установить последовательность этапов развития растительного мира Земли от наиболее древних к современным.
5) широкое распространение сине-зелёных водорослей
1) появление псилофитов
4) преобладание голосеменных растений
2) каменноугольные леса
3) появление покрытосеменных растений
Виды размножения
↓ ↓
Бесполое Половое
Характеристика бесполого размножения |
1. Участвует одна родительская особь. |
2. Гаметы не образуются. |
3. Потомки идентичны родительской особи. Единственный способ изменчивости – мутации. |
4. Приводит к быстрому созданию большого числа потомков |
5. В основе лежит митоз. |
6. Характерно для растений, некоторых низших животных, микроорганизмов. У высших животных не встречается из-за высокой специализации клеток. |
Преимущества: нет необходимость поиска партнёра, а полезные наследственные изменения сохраняются практически навсегда. Позволяет быстро увеличить численность особей данного вида.
Недостатки: потомки сходны с родителями и нет генетического разнообразия полезного в меняющихся условиях.
При таком способе размножения изменчивость, необходимая для естественного отбора, достигается только за счёт случайных мутаций и потому осуществляется очень медленно. Поэтому большинство организмов периодически или постоянно размножаются половым путём.
Формы бесполого размножения:
1. Деление:
· Бинарное - из одной клетки образуются 2е идентичные клетки (бактерии, простейшие, одноклеточные водоросли);
· Множественное (шизогония) малярийный плазмодий.
2. Споруляция (у бактерий, грибов).
3. Почкование- ( у дрожжей, гидры).
4.Фрагментация- у дождевого червя..
5.Вегетативное – размножение с помощью вегетативных органов: корня, стебля, листа, видоизмененного побега. В основе фрагментации и вегетативного размножения лежит регенерация. РЕГЕНЕРАЦИЯ – это восстановление организмом утраченных или поврежденных органов и тканей, а также восстановление целого организма из его части. Присуща растениям, беспозвоночным, реже у позвоночных.
Прививки - пересадка побега или почки (привой) на нижнюю часть побега (подвой). Используется для размножения роз, плодовых.
Культура тканей - из 1-3 клеток в стерильных условиях выращивают растение (картофель, овощные, лекарственные и декоративные растения).
Клонирование— метод получения нескольких генетически идентичных организмов путем бесполого (в том числе вегетативного) размножения.
РЕГУЛЯЦИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ
↓ ↓
НЕРВНАЯ ГУМОРАЛЬНАЯ
НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ происходит рефлекторно.
БЕЗУСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНАЯ
↓
«Мозговая фаза»
Отделение желудочного сока при
попадании пищи в рот(эксперимент
«Мнимое кормление»)
«Желудочная фаза »
отделение желудочного сока при
раздражении рецепторов желудка пищей.
БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ - врожденные рефлексы.
УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНАЯ
↓
«Мозговая фаза»
выделение желудочного сока(«запальный сок») на вид и запах пищи.
УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ - приобретенные в течение жизни рефлексы, обеспечивающие лучшее приспособление к среде.
ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
Доказана опытом с малым желудком.
Биологически активные вещества гидролиза белков из отваров овощей, мяса, рыбы, всосавшиеся в кровь, стимулируют секрецию пищеварительных желез. Они действуют на железы желудка, вызывая желудочную секрецию в течение 4-8 ч, а при механическом раздражении стенок желудка пищей желудочный сок выделяется всего 2 ч.
Билет 9.
А.1. Митоз характеризуется тем, что в результате деления образуются две одинаковые клетки.
МИТОЗ– это процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, объединяющий 2е стадии: деление ядра – кариокинез и деление цитоплазмы – цитокинез.
А.2. Название основной систематической группы организмов – вид.
А.3. Основой нервной деятельности человека и животных служит рефлекс.
Б.1.Выпишите буквы, обозначающие железы внешней секреции и их особенности.
1) печень, железы желудка и кишечника
3) выделяют образующиеся вещества через выводные протоки
5) выделяют секреты в полость тела или во внешнюю среду
Б.2.Установите соответствие между отделами ЦНС и центрами, находящимися в них.
А. Зрительный центр | Кора головного мозга |
Б. Центр речи | Кора головного мозга |
В. Центр слюноотделения | Продолговатый мозг |
Г. Центр слуха | Кора головного мозга |
Д. Дыхательный центр | Продолговатый мозг |
Е. Сосудодвигательный центр | Продолговатый мозг |
Б.3.Установить последовательность прохождения порций крови по большому кругу кровообращения у млекопитающих, начинается с левого желудочка :
4) левый желудочек
2) аорта
3) бедренная артерия
5) капилляры клеток тела
6) нижняя полая вена
1) правое предсердие
Режим питания.
Билет 10.
А.1. Ген- участок ДНК, ответственный за синтез одного белка.
А.2. Наиболее развита корневая система у растений сухих мест обитания.
А.3. Углекислый газ при дыхании человека образуется в клетках тела.
Б.1. Выбрать правильное утверждение:
1) развитие второго круга кровообращения связано с выходом позвоночных на сушу
5) четырёхкамерное сердце обеспечило разделение крови на венозную и артериальную
6) теплокровные животные шире распространены на земле чем холоднокровные
Б.2. Установить соответствие между признаками и классами цветковых растений.
А. Стержневая корневая система | двудольные |
Б. Параллельное или дуговое жилкование листьев | однодольные |
В. Сетчатое жилкование листьев | двудольные |
Г. Хорошо развит камбий и древесина | двудольные |
Д. Мочковатая корневая система | однодольные |
Е. Камбий отсутствует | однодольные |
Б.3. Установите последовательность систематических категорий начиная с наименьшей.
3) вид Обыкновенная лисица
6) род Лисица
1) семейство Волчьи (Псовые)
4) отряд Хищные
2) класс Млекопитающие
5) тип Хордовые
В.1. Охарактеризуйте формы естественного отбора и приведите примеры.
Естественный отбор – это отбор, проводимый природой, при котором выживают и оставляют потомство адаптированные организмы с полезными в данных условиях наследственными изменениями.
Формы естественного отбора | ||||
Стабилизирующий | Движущий | Дизруптивный (разрывающий) |
1) Стабилизирующий отбор (открыт И.И.Шмальгаузеном) — форма е. о., благоприятствующая особям со средней выраженностью признака, поддерживающая уже существующий фенотип. Действует там, где условия постоянные (северные широты, океанское дно). Значение - способствует сохранению устойчивости в природе.
Примеры. 1) чаще выживают новорождённые млекопитающие со средним весом.
2) после бури в 50-х годах под Ленинградом (аналогично в США и 19в в Англии) выжили воробьи со средней длиной крыльев.
3) до наших дней дожили: латимерия, гаттерия, черепахи, крокодилы.
4) биохимическое единство жизни на Земле.
5)части цветка насекомоопыляемых растений мало изменчивы, что связано с насекомыми опылителями.
6) Серповидноклеточная анемия рецессивная болезнь. В Нигерии чаще встречаются гетерозиготные генотипы, которые устойчивы к малярии и не болеют анемией.
2) Движущий отбор (описали Дарвин и Уоллес) — форма е. о., способствующая сдвигу среднего значения признака при изменении условий среды.
Примеры. 1) «Индустриальный меланизм» - резкое повышение тёмноокрашенных бабочек березовых пядениц в промышленных районах Англии (г. Манчестер) в XIX в. - XX в.
2) Утрата крыльев у птиц, насекомых, пальцев у копытных, конечностей у змей, глаз у пещерных животных, корней и листьев у паразитических растений.
3) Влияние ядохимикатов на крыс, тараканов, действие антибиотиков на бактерии - вызывает появление новых, устойчивых организмов.
3) Дизруптивный (разрывающий) отбор — отбор, действующий против промежуточных форм, условия благоприятствуют двум или нескольким вариантам изменчивости. Возникает из-за разнообразия условий на 1й территории, что ведет к полиморфизму.
Полиморфизм - разрыв популяции по отдельному признаку (сезонный полиморфизм – «красные» божьи коровки лучше выживают зимой, а «черные»- летом).
Примеры. 1) Образование двух рас у погремка большого на сенокосных лугах ( ранне - и позднецветущая).
2)У наземных улиток в разных участках местности выживают особи с разной окраской.
Билет 11.
А.1. Изменения структуры генов или хромосом под влиянием внешней среды называются мутации.
А.2. Кровеносная система впервые появилась у кольчатых червей.
А.3. Превращение глюкозы в гликоген усиливает гормон – инсулин (поджелудочной железы, вырабатываемый бета - клетками).
ГОРМОНЫ - биологически активные в-ва, вырабатываемые органами ЖВС и регулирующие рост, развитие, гомеостаз и метаболизм.
Б.1. Выберите признаки, отличающие клетку животного от бактериальной клетки.
1) наследственный материал содержится в ядре клетки
5) содержит двойной набор хромосом
6) есть аппарат Гольджи
Б.2. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками.
А. Кишечник | Энтодерма |
Б. Лёгкие | Энтодерма |
В. Нервная система | Эктодерма |
Г. Волосы и ногти | Эктодерма |
Д. Печень | Энтодерма |
Е. Потовые и сальные железы | Эктодерма |
Б.3. Установите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам органа слуха.
1) наружное ухо
4) барабанная перепонка
3) слуховые косточки
2) перепонка овального окна
5) жидкость в улитке
6) рецепторы органа слуха
Преимущества вирусов:
Размер вируса - 20-300 нм
Классификация по хозяину:
• 1.зоовирусы (грипп, бешенство, ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей);
• 2.фитовирусы (ВТМ табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость);
• 3.вирусы человека (ВИЧ, грипп, корь, оспа, полиомиелит, паротит, бешенство);
• 4.вирусы микроорганизмов (бактериофаги).
• Схема размножения фагов.
1. Стадия адсорбции. 2.Стадия инъекции. 3.Встраивание вирусной ДНК в ДНК бактерии.
4.Синтез копий вирусной ДНК. 5.Сборка вирионов. 6.Стадия лизиса - распад бактерии под действием ферментов бактериофага.
В.2. Каков механизм образования условного рефлекса и какую роль играет условный рефлекс в жизни животных и человека?
УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ – это рефлексы, приобретенные организмом в процессе жизни, приспособительные реакции, основанные на образовании временной связи между условным раздражителем и безусловным.
И.П.Павлов изучал условные рефлексы слюноотделения на собаках с фистулами выводных протоков слюнных желез. Условными раздражителями были звук метронома, вспыхивание лампочки, звук звонка. Условный раздражитель подкреплялся безусловным – пищей (мясо-сухарный порошок или отвергаемых веществ – кислое, горькое).
Условия выработки условного рефлекса:
1. Сочетание двух раздражителей – а) безразличного (свет), который в последствие станет условным и б) безусловного (пища);
2. Отсутствие других раздражителей;
3. Многократное повторение сочетания условного и безусловного раздражителя;
4. Предшествие условного раздражителя безусловному.
МЕТОДИКА ВЫРАБОТКИ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА
1.БЕЗУСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СЛЮНЫ на раздражение рецепторов рта пищей: 1.Рецепторы рта→ 2.Центростремительный нейрон→ 3.Центр слюноотделения продолговатого мозга→ 4.Центробежный нейрон→ Слюнные железы (выработка слюны).
Также импульсы из центра слюноотделения(2) поступают в корковое представительство пищевого центра(3)
4. слюнные железы; 5.рецепторы полости рта
2.При действии безразличного раздражителя – звонка, который затем станет условным, в слуховом центре коры(1) возникает возбуждение – это первый очаг возбуждения – безразличный.
3.Безразличный раздражитель – звонок подкрепляют безусловным – пищей. В результате в корковом представительстве пищевого центра(3)
возникает более мощный очаг возбуждения, который привлекает возбуждение из первого.Между очагами устанавливается временная связь. После частого повторения данных действий звук превращается в условный раздражитель. Оба очага возбуждения(1 и2) образуют функциональную систему.
Значение условных рефлексов:
1. Сохранение жизнедеятельности;
2. Приспособление к условиям среды.
Eсловные и безусловные рефлексы – это основа ВНД (высшей нервной деятельности). ВНД обеспечивает наиболее совершенное приспособление человека и животных к условиям среды : запоминание признаков опасности у животных или возможностей добывать пищу, способность приобретать опыт; у человека – обучение и формирование сознания.
Билет 12.
А.1. Теория эволюции объясняет причины возникновения разнообразия и приспособленности живых существ.
Эволюция (развертывание) - необратимый процесс исторического развития живой природы, путем ее адаптации к постоянно меняющимся условиям среды.
А.2. Из всех отделов ГМ у млекопитающих, по сравнению с другими позвоночными, наиболее развит передний мозг.
Головной мозг – передний (высший) отдел ЦНС позвоночных животных и человека, расположенный в полости черепа. Передний мозг составляют = 1)промежуточный мозг + 2)большие полушария ГМ (большой мозг или конечный).
А.3. Гормон, усиливающий частоту сердечных сокращений – адреналин.
ГОРМОНЫ - биологически активные в-ва, вырабатываемые органами ЖВС и регулирующие рост, развитие, гомеостаз и метаболизм.
Б.1. Выбрать признаки мейоза:
МЕЙОЗ (непрямое деление) – это форма ядерного деления, сопровождающаяся уменьшением числа хромосом с диплоидного(2n) до гаплоидного (n). Это особый тип деления клеток, приводящий к образованию половых клеток.
3) в результате деления образуются 4 клетки
4) процесс проходит два этапа деления
6) процесс обеспечивает образование гамет и половое размножение организма
Б.2. Установить соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных.
А. В сердце венозная кровь | рыбы |
Б. В сердце четыре камеры | птицы |
В. Два круга кровообращения | птицы |
Г. Один круг кровообращения | рыбы |
Д. Венозная кровь из сердца поступает к лёгким | птицы |
Е. В сердце две камеры | рыбы |
Б.3. Установите последовательность расположения отделов ГМ рыб, начиная с продолговатого мозга.
1) продолговатый мозг
3) мозжечок
5) средний мозг
4) промежуточный
2) передний мозг
Виды размножения
↓ ↓
Бесполое Половое
Характеристика полового размножения |
1. Участвует две родительские особи (женская ♀и мужская ♂). |
2. Образуются гаплоидные гаметы, которые сливаются с образованием зиготы, а затем зародыша. |
3. Потомки не идентичны родительской особи. У них в результате генетической рекомбинации (объединение в зиготе 2х наборов хромосом) возникает генетическая изменчивость. |
4. Менее быстрое увеличение числа особей. |
5. В основе лежит мейоз. |
6. Характерно для большинства растений, животных. |
Преимущества: оно позволяет объединять генетический материал от двух родительских организмов и получить потомков с комбинацией свойств, отсутствующей у родительских форм. Комбинативная изменчивость источник бесконечно большого наследственного разнообразия живых организмов. В основе комбинативной изменчивости половой процесс, в результате которого возникает огромный набор генотипов. Основные причины:
В результате набор генов, а, следовательно, и признаков у потомков всегда отличается от набора генов и признаков у родителей. Комбинативная изменчивость создаёт новые сочетания генов и обеспечивает как всё разнообразие организмов, так и неповторимую генетическую индивидуальность каждого из них.
Билет 13.
А.1. Образование двухслойного зародыша происходит на стадии гаструлы.
ОНТОГЕНЕЗ – индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти. Гаструляция → образование зародышевых листков – эктодермы, энто- и мезодермы.
А.2. Позвоночных животных, имеющих голую кожу, выделяющую слизь, и трёхкамерное сердце, относят к классу земноводных.
А.3. У нетренированных людей после физической работы появляются болезненные ощущения в мышцах, это связанно с накоплением в мышцах молочной кислоты.
Б.1. Выберите только всеобщие свойства живых систем:
3) обмен веществ
5) наследственность
6) раздражимость
Б.2. Установите соответствие между особенностями питания организмов и их способами.
А. Захватывают пищу путём фагоцитоза | гетеротрофы |
Б. Используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ | автотрофы |
В. Получают пищу путём фильтрации воды | гетеротрофы |
Г. Синтезируют органические вещества из неорганических на свету | автотрофы |
Д. Используют энергию солнечного света | автотрофы |
Е. Используют энергия, заключённую в пище | гетеротрофы |
Б.3. Установите последовательность появления в процессе эволюции систематических групп животных.
2) инфузории
1) кишечнополостные
4) плоские черви
5) кольчатые черви
3) насекомые
6) бесчерепные
Билет 14.
А.1. Яркая окраска ос и шмелей это пример предостерегающей окраски.
В ходе естественного отбора появляется многообразие биологических адаптаций организмов, способствующих выживанию.
Предостерегающая окраска – это сочетание красного, белого, желтого, черного цветов, что свидетельствует о ядовитости (осы, пчелы, клоп-солдатик, божья коровка, колорадский жук).
А.2.Потовые железы, играющие большую роль в терморегуляции, впервые появились у млекопитающих.
А.3. Увеличение числа лейкоцитов в крови указывает на воспалительный процесс в организме.
Б.1.Выбрать процессы, в результате которых в клетке образуется энергия АТФ:
3) фотосинтез
4) окисление питательных веществ
5) бескислородное дыхание
Б.2.Установите соответствие между результатами отбора и видами отбора.
А. Возникновение породы | Искусственный отбор |
Б. Возникновение сорта | Искусственный отбор |
В. Возникновение бесплодных гибридов | Искусственный отбор |
Г. Возникновение в природе нового вида | Естественный отбор |
Д. Возникновение приспособленности к окружающей среде | Естественный отбор |
Е. Сохранение признаков, интересующих человека | Искусственный отбор |
Б.3.Установить последовательность прохождения пищи по пищеварительной системе лягушки.
В) ротовая полость
1) глотка
8) пищевод
2) желудок
4) двенадцатиперстная кишка
7) тонкая кишка
5) толстая кишка
6) клоака
В.1. Какие связи называют трофическими? Что такое цепи питания, какие цепи питания вам известны, приведите примеры.
Трофические - отношения, основанные на питании, называются трофическими (пищевыми) связями. Их последовательности образуют трофические цепи.
Трофические уровни биоценоза:
1) Растения – продуценты, создают органические вещества.
2) Животные – консументы, потребляют органические вещества (в том числе падалееды и паразиты).
3) Микроорганизмы – редуценты, разлагают органические вещества (истинные – бактерии и грибы, а также детритофаги - животные, питающиеся детритом, кусочками частично разложившегося материала – мухи, жуки-мертвоеды, жуки-кожееды, черви, клопы-солдатики).
Между организмами создаются пищевые связи в виде пищевых цепей и пищевых сетей.
Пищевая цепь - канал передачи вещества и энергии.
Примеры пищевых цепей:
а) цепь выедания или пастбищная начинается с растительного организма:
Продуцент (П) Консумент I Консумент II
Трава → корова → человек
б) цепь разложения или детритная начинается с мёртвого организма или продуктов жизнедеятельности
лесная подстилка → дождевой червь→ дрозд
Билет 15.
А1. Совокупность видов, приспособленных к совместному обитанию на общей территории представляет собой биоценоз.
Биоценоз (биотическое сообщество) – биологическая система, совокупность популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенный биотоп.
А2. Появление пятипалой конечности и лёгочного дыхания у древних земноводных позволило им выйти и освоить сушу.
А3. Главную роль в иммунной защите организма играют лейкоциты и лимфоциты.
Б1. Выберите вещества, участвующие в переваривании питательных веществ:
3) пепсин
4) кишечный сок
5) желчь
Б.2.Установите соответствие между признаками и их обладателями.
А. Эукариоты | грибы |
Б. Используются в хлебопекарной и винодельческой промышленности | грибы |
В. Одноклеточные и многоклеточные организмы | грибы |
Г. В клетке одна хромосома | бактерии |
Д. Некоторые способны к хемо- и фотосинтезу | бактерии |
Е. Многие являются возбудителями заболеваний человека и животных | бактерии |
Б.3.Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.
3) рецепторы слуха
2) чувствительный нейрон
1) слуховой центр мозга
4) вставочный нейрон
5) центр слюноотделения
6) слюнные железы
Моносинаптический рефлекс. Пример двунейронной рефлекторной дуги коленного рефлекса.
1. удар по сухожилию четырехглавой мышцы вызывает возбуждение в рецепторах;
2. чувствительный нерв (нейрон );
3. СМ;
4. двигательный нерв (нейрон);
5. рабочий орган (мышца сокращается и колено подпрыгивает).
Полисинаптический рефлекс. Пример трехнейронной рефлекторной дуги мигательного рефлекса:
1. рецепторы внутреннего угла глаза;
2. чувствительный нерв(нейрон);
3. ЦНС (продолговатый мозг, где центр мигательного рефлекса. Здесь вставочный нейрон связывает чувствительный и двигательный);
4. двигательный нерв (нейрон);
5. рабочий орган – круговая мышца глаза, смыкающая веки.
Билет 16.
А.1. Регенерация, способность животного восстанавливать повреждённые или утраченные части тела.
А.2. Возникновение опыления насекомыми у растений является примером эволюционного процесса – идиоадаптации.
ИДИОАДАПТАЦИЯ - мелкие эволюционные изменения, способствующие приспособлению к определённым условиям среды. Приспособления растений к опылению ветром (анемофилия), насекомыми (энтомофилия), водой (гидрофилия), летучими мышами (хироптерофилия), птицами (орнитофилия). Форма тела камбал, скатов приспособлена к жизни на дне.
А.3. Слуховые косточки среднего уха усиливают звуковые колебания.
Б.1. Среди экологических факторов укажите биотические:
2) конкуренция между особями вида
4) хищничество
6) образование микоризы
Б.2. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками.
А. Основной строительный материал клетки | белки |
Б. Большинство являются ферментами | белки |
В. Несут генетическую информацию | нуклеиновые кислоты |
Г. Синтезируются в ядре клетки | нуклеиновые кислоты |
Д. Синтезируются на рибосомах | белки |
Е. Состоят из нуклеотидов | нуклеиновые кислоты |
Б.3.Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.
5) роговица
4) хрусталик
3) сетчатка
2) палочки, колбочки
1) зрительный нерв
6) зрительная зона коры мозга
Билет 17.
А.1. Взаимоотношения между особями популяции обостряются в результате борьбы за существование.
Борьба за существование – это сложный процесс противоречивых взаимоотношений особей одного, разных видов между собой и с неорганической природой, который через уничтожение менее приспособленных ведет к естественному отбору.
А.2.В процессе эволюции неполная перегородка в желудочке сердца появилась у пресмыкающихся.
А.3.Изгибы позвоночника человека связаны с прямохождением.
ПОЗВОНОЧНИК - осевой скелет позвоночных и человека: 7-шейных (1-ый АТЛАНТ, 2-ой ОСЕВОЙ), 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых (срослись), 4-5-копчиковых позвонков (срослись -рудимент хвоста).
Позвоночник делает 4 изгиба: 1.шейный, 2. грудной, 3.поясничный, 4.крестцовый.
ЛОРДОЗ - искривление позвоночника вперед (шейный, поясничный).
КИФОЗ - искривление позвоночника назад (грудной, крестцовый).
Б.1.Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направленные:
Биосфера (экосфера) – живая оболочка Земли, совокупность всех биогеоценозов Земли.
1) на сохранение и восстановление численности разных видов.
4) на сохранение видового разнообразия
5) на предотвращение загрязнения окружающей среды
Б.2.Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительной системы, в которых они протекают.
А. Всасывание глюкозы | Тонкий кишечник |
Б. Всасывание аминокислот | Тонкий кишечник |
В. Расщепление и всасывание липидов | Тонкий кишечник |
Г. Начало расщепления белков | Желудок |
Д. Обработка пищи соляной кислотой | Желудок |
Е. Обработка пищевого комка желчью | Тонкий кишечник |
Б.3.Установите предположительную последовательность появления на Земле следующих групп животных.
6) кишечнополостные
5) плоские черви
4) кольчатые черви
1) летающие насекомые
2) пресмыкающиеся
В) приматы
Билет 18.
А.1. Клеточного строения не имеют вирусы.
ВИРУС (от лат.- яд) - СЛОЖНЫЙ НУКЛЕОПРОТЕИД (неклеточная форма жизни), ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ЗАРАЖЕННУЮ ИМ КЛЕТКУ ДЛЯ СОБСТВЕННОГО РАЗМНОЖЕНИЯ (облигатный паразит).
А.2. Какая особенность органов кровообращения сформировалась в процессе эволюции у птиц - четырёхкамерное сердце, что привело к теплокровности.
А.3. Кровь по малому кругу кровообращения возвращается в сердце по лёгочным венам.
Б.1. К сокращению численности травянистых растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы:
Антропогенные – это воздействие человека на среду, изменяющее условия обитания или влияющее на виды организмов.
2) вытаптывание растений туристами
4) сбор редких растений для букетов
6) загрязнение среды обитания растений
Б.2. Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен.
А. Кровь движется к сердцу | 2. Вена |
Б. Кровь движется от сердца | 1. Артерия |
В. Стенки образованы одним слоем плоских клеток | 3.Капилляр |
Г. Через стенки осуществляется газообмен | 3.Капилляр |
Д. Кровь в сосудах движется под самым высоким давлением | 1. Артерия |
Б.3. Установите последовательность событий, происходящих в процессе митоза:
МИТОЗ – это процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, объединяющий 2е стадии: деление ядра – кариокинез и деление цитоплазмы – цитокинез.
3) спирализация и утолщение хромосомы
6) растворение ядерной мембраны
1) распределение хромосом по экватору клетки
4) расхождение хроматид к полюсам клетки
5) образование новых ядер
2) деление цитоплазмы
Билет 19.
А.1. Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе происходит в результате оплодотворения.
ОПЛОДОТВОРЕНИЕ – это процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида. В результате оплодотворения образуется зигота. ЗИГОТА – зародышевая клетка или первая клетка нового организма.
А.2. Млекопитающие заселили области, недоступные для пресмыкающихся, благодаря теплокровности и высокому уровню обмена веществ.
А.3. Белки пищи в пищеварительной системе человека расщепляются до аминокислот.
Б.1. Смешанный лес - более устойчивая экосистема, чем берёзовая роща, так как в смешанном лесу:
ЭКОСИСТЕМА-любое сообщество живых организмов (биоценоз) вместе с физической средой обитания (биотоп), функционирующее как единое целое. БИОГЕОЦЕНОЗ - это экосистема в границах фитоценоза.
2) больше видов
3) более длинные и разветвлённые цепи питания
6) более разнообразные связи между видами
Б.2.Установите соответствие между функциями пищеварительных желёз.
А. Выделение пищеварительных ферментов | Поджелудочная железа |
Б. Участие в эмульгировании жиров | Печень |
В. Обезвреживание ядовитых веществ | Печень |
Г. Стимуляция движения кишечника | Печень |
Д. Вырабатывает гормоны | Поджелудочная железа |
Е. Участвует в обмене веществ | Печень |
Б.3. Установите последовательность проведения Менделем опытов по моногибридному скрещиванию:
Плазматической мембраны.
У растений, грибов, бактерий - наружный слой – клеточная стенка из целлюлозы, а у грибов из хитина. Функции: защита, опора, тургор, транспорт воды, солей.
У животных наружный слой – гликокаликс. ГЛИКОКАЛИКС – углеводный компонент мембраны, полисахаридный слой толщиной в 10-20нм, представлен гликопротеидами, покрывающими сверху плазмалемму животных клеток. Функции: распознавание внешних сигналов, сцепление соседних клеток.
В мембране 60% белки, 30% липиды, 10% углеводы.
Функции мембраны:
1. Отделяет содержимое клетки от внешней среды.
2. Барьерная. Мембрана обладает избирательной проницаемостью. Через нее медленно диффундируют: глюкоза, аминокислоты, жирные кислоты, ионы (полярные молекулы); быстро – незаряженные молекулы и жирорастворимые вещества, так как в составе мембраны неполярные липиды. Полярные группы несут заряд и гидрофильны. Неполярные – гидрофобны.
3. Транспортная.
4. Делит клетку на отсеки – компартменты, необходимые для протекания химических реакций.
5. Рецепторная. Рецепторные участки на мембране для распознавания внешних стимулов(гормонов, химических веществ).
6. Защитная.
7. Образование микроворсинок.
8. Соединение между клетками.
9. световые реакции фотосинтеза в хлоропластах, окислительное фосфорилирование в митохондриях протекает на мембранах данных органоидов.
10. Обмен веществ между клеткой и средой.
Билет 20.
А.1. Органические вещества окисляются с освобождением энергии в митохондриях.
Митохондрии – бимембранные органоиды клеток, их энергетические станции.
А.2. Признаком, в большей степени обеспечившим выход позвоночных на сушу, можно считать появление двух кругов кровообращения.
А.3. При возбуждении симпатической нервной системы увеличивается количество сахара в крови.
Билет № 21
А.1. Ядерная мембрана связана с мембранами эндоплазматической сети
А.2. Лучевую симметрию имеет речная гидра (она относится к типу Кишечнополостные)
А.3. Обезвреживание ядовитых веществ, попавших вместе с пищей в пищеварительный канал, происходит в печени.
Б.1. Консументом леса является лисица обыкновенная, так как она:
1) гетеротроф, хищник
2) поедает растительноядных животных
5) регулирует численность особей в популяции мышей
Б.2. Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого этот признак характерен
А. Оплодотворение внутреннее | 1. Хрящевые рыбы |
Б. Жабры открываются наружу жаберными щелями | 1. Хрящевые рыбы |
В. Для ряда видов характерны миграции во время нереста | 2. Костные рыбы |
Г. Жабры прикрыты жаберными крышками | 2. Костные рыбы |
Д. Как правило есть плавательный пузырь | 2. Костные рыбы |
Б.3. Установите последовательность расположения частей в цветке, начиная от центра цветка
4) пестик
1) тычинки
3) лепестки венчика
2) чашелистики
Билет № 22
А.1. Гормон роста образуется в гипофизе.
А.2. К типу Плоские черви относится планария.
А.3. Способность к хемоавтотрофному питанию характерна для бактерий
ХЕМОТРОФЫ - организмы, синтезирующие энергию с помощью энергии химических реакций.
Б.1. Внутренняя среда организма образованна:
2) кровью
3) лимфой
5) межклеточной (тканевой) жидкостью
Б.2. Установите соответствие между примером регуляции работы сердца и типом регуляции
А. Учащение сердцебиений под влиянием адреналина | 1. Гуморальная |
Б. Изменение работы сердца под влиянием ионов калия | 1. Гуморальная |
В. Изменение сердечного ритма под влиянием вегетативной системы | 2. Нервная |
Г. Ослабление деятельности сердца под влиянием парасимпатической системы | 2. Нервная |
Б.3. Установите последовательность процессов, протекающих с участием т-РНК.
1) присоединение аминокислоты к т-РНК
3) перемещение т-РНК с аминокислотой к рибосоме
2) образование водородных связей между комплементарными нуклеотидами и(м)-РНК и т-РНК
4) отрыв аминокислоты от т-РНК
В.1. В чем проявляется относительный характер любого приспособления организмов к среде обитания?
Примеры относительности адаптаций.
1) Рыбы, защищенные от хищников шипами, чаще попадают в сети рыболовам.
2) При запоздалом выпадении снега заяц беляк заметнее на фоне темной земли.
3) Ядовитых змей едят ужи, мангусты, птицы-секретари.
4) Орлы разбивают панцири черепах, кидая их с высоты.
5) Проявление инстинкта может оказаться нецелесообразным – мелкие птицы выкармливают кукушонка, который выбросил из гнезда их истинное потомство.
6) Яркая окраска павлина привлекает и самок и хищников.
7) Ночные бабочки опыляют белые цветы, но летят на огонь и гибнут.
8) Крылья стрижа помогают отлично летать, но очень мешают взлетать.
9) Постоянный рост резцов у грызунов, при питании твердой пищей, вреден при питании мягкой.
10) Скот, как правило, обходит растения, защищенные колючками, но верблюжью колючку охотно едят верблюды, козы, голодный крупный рогатый скот.
Билет № 23
А.1. Какие из веществ расщепляются в процессе энергетического обмена в первую очередь? - углеводы (так как глюкоза наиболее доступный источник энергии)
А.2. У насекомых с неполным превращением отсутствует стадия куколки
НЕПОЛНОЕ превращение: Яйцо → нимфа (личинка сходна с имаго, растет, развиваются органы размножения)→ имаго (характерно для кузнечика, таракана, стрекозы, клопа, вшей).
А.3. Кровь у дождевого червя течет в кровеносных сосудах.
Б.1. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью-это пример рефлекса:
2) приобретённого в течение жизни
4) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием
6) не передающегося по наследству
Б.2. Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи:
А. Хорошо развиты клыки | 2. Хищники |
Б. Клыки отсутствуют | 1. Растительноядные |
В. Слепая кишка короткая или редуцирована | 2. Хищники |
Г. Желудок имеет несколько отделов | 1. Растительноядные |
Д. Кишечник во много раз длиннее тела | 1. Растительноядные |
Е. Однокамерный железистый желудок | 2. Хищники |
Б.3. Установите последовательность процессов энергетического обмена в клетке:
1) расщепление крахмала до мономеров
3) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
2) поступление пировиноградной кислоты в митохондрии
4) образование углекислого газа и воды.
В.1. Откуда берут растения вещества для своего роста и развития?
Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объектов живой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав, структура. Развитие часто сопровождается ростом – увеличением размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
По источнику энергии организмы делят на: | По способу питания или источнику углерода организмы делят на: |
АВТОТРОФЫ-организмы, использующие неорганический источник углерода | |
ФОТОТРОФЫ - организмы, синтезирующие энергию с помощью энергии света. Они имеют пигменты (например, хлорофилл). Фотосинтез – фототрофное питание. | ПРИМЕРЫ: ФОТОАВТОТРОФЫ - все зеленые растения, цианобактерии. |
ФОТОСИНТЕЗ - процесс образования органических веществ из неорганических под действием солнечного света. Изучал фотосинтез К.А.Тимирязев. Он определил «космическую» роль растений в 1903г.
ФОТОСИНТЕЗ
↓ ↓
Световая фаза Темновая фаза
Уравнение фотосинтеза
Световая фаза фотосинтеза проходят на мембранах тилакоидов в присутствии света.
КОНЕЧНЫЕ ПРОДУКТЫ СВЕТОВОЙ ФАЗЫ: О2↑(в атмосферу), АТФ (в темновую фазу), НАДФН2(в темновую фазу).
Билет № 24
Часть 1.
А.1. Вторичная моча у человека образуется в почечном канальце.
Первичная моча поступает в канальцы нефрона, оплетенные капиллярами. Через капилляры в кровь обратно всасываются Н2О, некоторые минеральные вещества, витамины, глюкоза, аминокислоты. Образуется 1,5-2 л конечной (вторичной) мочи – концентрированный раствор солей мочевой, щавелевой, фосфорной кислот, мочевины.
А.2. Н.И. Вавилов разработал учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
А.3.Прогрессивная особенность членистоногих, по сравнению с кольчатыми червями - появление отделов тела и наружного скелета.
Б.1. Выберите три ароморфоза:
1) возникновение теплокровности у позвоночных
2) развитие трёхкамерного сердца у земноводных
4) развитие организма внутри матки
Б.2. Установите соответствие между двумя основными формами размножения и их признаками:
А. Происходит без образования гамет | 1. Бесполое |
Б. Участвует лишь один организм | 1. Бесполое |
В. Происходит слияние гаплоидных ядер | 2. Половое |
Г. Образуется потомство идентичное исходной особи | 1. Бесполое |
Д. У потомства проявляется комбинативная изменчивость | 2. Половое |
Е. Происходит с образованием гамет | 2. Половое |
Б.3. Установите, в какой последовательности образуются структуры молекулы белка:
4) Полипептидная цепь
3) Полипептидная спираль
2) Клубок или глобула
1) Структура из нескольких субъединиц
В.1. В чем отличие грибов от растений и животных?
Отличительные признаки
Признак | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
1.Пластиды | Хлоропласты (зеленые), лейкопласты (бесцветные), хромопласты (красно-оранжевые) | - | - |
2.Способ питания | Автотрофный – сами создают органические вещества (фототрофный, хемотрофный) | Гетеротрофный – питаются готовой органикой (сапротрофный, паразитический) | Гетеротрофный (сапротрофный, паразитический, симбиотический) |
3 Пиноцитоз («пью») поглощение или выделение жидких частиц Фагоцитоз («пожирать») – твердых частиц | + - | + + | + - |
4.Рост | Неограничен | Ограничен | Неограничен |
5.Запасной углевод | Крахмал | Гликоген | Гликоген |
6.Клеточный центр | - | + | + |
7.Вакуоли с клеточным соком. | + | - Есть сократительные, выделительные, пищеварительные вакуоли | - Есть пищеварительные вакуоли |
8.Клеточная стенка | Из целлюлозы | - | Из хитина |
9.Синтез АТФ | В хлоропластах и митохондриях | В митохондриях | В митохондриях |
10.Деление | образуется перегородка между дочерними клетками | образуется перетяжка между дочерними клетками | образуется перегородка между дочерними клетками |
11.Размножение. | половое и бесполое (вегетативное) | половое и бесполое (вегетативное) | половое и бесполое (вегетативное) |
В.2. Каким образом в организм человека могут попасть животные - паразиты (простейшие или черви).
Простейшие – паразиты: дизентерийная амеба, лямблии, малярийный плазмодий.
Глистные заболевания (черви - аскариды, печеночный сосальщик, бычий цепень, острицы). Попадают в организм через плохо прожаренное, проваренное мясо, рыбу, немытые овощи, фрукты, зелень, сырую воду из водоемов, при не соблюдение правил гигиены. Проявления: исхудание, высокая или низкая потребность в еде, общая слабость, кишечные расстройства, боли в животе, зуд.
Билет № 25
А.1. К организмам – симбионтам относят лишайники (это симбиоз гриба и водоросли. Гриб даёт водоросли воду и минеральные вещества, а водоросль грибу органические вещества);
А.2. Парные гены, определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака называют аллельными
А.3. Выберите простейшее, которое не может питаться как растение - обыкновенная амёба (это одноклеточное животное).
Б.1. Что из перечисленного является видоизменением листьев:
2) лепесток розы
3) усик гороха
5) иголка кактуса
Б.2. Установите соответствие между признаками большого прудовика и критериями вида, для которых они характерны:
А. Органы чувств – одна пара щупалец | 1. Морфологический |
Б. Коричневый цвет раковины | 1. Морфологический |
В. Населяет пресные водоёмы | 2. Экологический |
Г. Питается мягкими тканями растений | 2. Экологический |
Д. Раковина спирально закрученная | 1. Морфологический |
Б.3. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений:
1) фотосинтез
5) возникновение многоклеточности
3) появление вегетативных органов
4) возникновение цветка и плода
2) образование семян
В.1. В чем отличие прокариотической клетки от эукариотической?
Все одно- и многоклеточные организмы делят на:
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРО - И ЭУКАРИОТ
Характеристик | ПРОКАРИОТЫ | ЭУКАРИОТЫ |
1. Ядро | нет; ДНК в цитоплазме | есть; содержит ядрышки |
2. Генетический материал. | кольцевая ДНК – нуклеоид | линейные молекулы ДНК, организованы в хромосомы. |
3. Органеллы. | мало. Мембранных нет. Есть рибосомы и специфические впячивания мембраны, реснички, жгутики. | Много: мономембранные (вакуоли, лизосомы, ЭПС, АГ); бимембранные (ядро, митохондрии, пластиды); немембранные (рибосомы, клеточный центр, реснички, жгутики, микротрубочки, миофибриллы) |
4. Рибосомы и синтез белка. | ЭПС нет, рибосомы 70S | ЭПС есть, рибосомы 80S. |
5. Клеточная стенка. | есть. Упрочивающий компонент – пектин, муреин. | У животных- нет, у растений из целлюлозы и пектина, у грибов из хитина |
6. Гаметы. | нет | есть |
7. Жгутики. | простые d=20нм | сложные d=200нм |
8. Мезосомы. | есть и на них ферменты дыхания | нет. Есть митохондрии. |
9. Цитоскелет. | нет | есть |
10. Фотосинтез. | хлоропластов нет, а пигменты локализованы в мембране, выростах мембраны. | хлоропласты есть. |
11. Эндоцитоз. | есть пиноцитоз | у животных пино- и фагоцитоз, у растений только пиноцитоз. |
12. Фиксация азота. | некоторые способны | неспособны |
13. Деление клетки. | простое пополам (бинарное) | сложное – непрямое (митоз, мейоз); прямое - амитоз |
14. Размер клетки. | 0,3-5 мкм | 40мкм и более |
15. Форма клетки. | одноклеточные, нитчатые | одноклеточные, нитчатые, многоклеточные. |
В.2. Какой пол называют гомогаметным, а какой гетерогаметным? Приведите примеры.
ГОМОГАМЕТНЫЙ ПОЛ у организмов производящих один тип гамет. Например, | ГЕТЕРОГАМЕТНЫЙ ПОЛ у организмов, производящих 2а типа гамет. Например, | ||
Женский | Мужской | Женский | Мужской |
ХХ у человека, млекопитающих, червей, ракообразных, земноводных, рыб, насекомых : клопов, кузнечиков, | ZZ ( или ХХ) у птиц, бабочек, некоторых рыб; моли, живородящей ящерицы | ZW ( или Х Y ) у птиц, бабочек, некоторых рыб, ХО у моли, живородящей ящерицы | Х Y у человека, млекопитающих, червей, ракообразных, земноводных, рыб; ХО насекомых : клопов, кузнечиков, |
Билет 1.
А.1.Главным строительным материалом клетки человека являются белки.
Белки – это высокомолекулярные, непериодические органические полимеры мономерами которых являются аминокислоты.
А.2.Самые древние растения на Земле водоросли.
А.3.Красный костный мозг, расположенный в губчатом веществе костей, участвует в формировании клеток крови.
Б.1.Чем молекула ДНК отличается от молекулы РНК?
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ (ДНК и РНК) – природные высокомолекулярные органические полимеры, мономеры которых – нуклеотиды, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах.
1) молекула свёрнута в двойную спираль,
4) состоит из двух полинуклеотидных цепей,
5) обладает способностью самоудваиваться.
Б.2.Установите соответствие между системами органов и их функциями.
А. Нервная | 3.Взаимосвязь организма со средой обитания |
Б. Эндокринная | 2.Регуляция процессов через жидкую среду |
В. Дыхательная | 1.Газообмен |
Г. Репродуктивная | 4.Размножение |
Д. Выделительная | 5.Удаление продуктов обмена из организма |
Е. Покровных органов | 6.Защитная |
Б.3.Установите хронологическую последовательность появления в процессе эволюции перечисленных типов нервной системы.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА – совокупность образований (рецепторы, нервы, ганглии, мозг), регулирующих функции организма и обеспечивающие его взаимодействие с внешней средой.
1) диффузная нервная система (кишечнополостные – гидра)
3) стволовая нервная система (плоские черви)
2) узловая нервная система (членистоногие и моллюски)
5) нервная трубка (хордовые)
4) головной и спинной мозг (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)
В.1.Какова роль наследственности и изменчивости в развитии жизни на планете.
Наследственность - способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.
Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки и свойства.
НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ бывает мутационной и комбинативной.
Мутационная изменчивость (2%) - наследственная изменчивость, затрагивающая генетический аппарат клетки.
Мутации - это наследуемые изменения генетического материала, возникающие спонтанно или индуцированы воздействием на организм. Мутации бывают: а) генные, б) хромосомные, в) геномные.
Комбинативная изменчивость (98%) создаёт новые сочетания генов. Основные причины: мейоз и половое размножение организмов. В результате набор генов, а, следовательно, и признаков у потомков всегда отличается от набора генов и признаков у родителей.
Значение мутационной изменчивости:
• -материал для естественного и искусственного отбора. Мутации происходят редко. Этот процесс непрерывен. В результате мутации накапливаются в гетерозиготном скрытом виде. Когда частота гетерозигот будет достаточно высокой для того, чтобы мутации проявились в гомозиготном состоянии, они проявляются. Если мутантные гены определяют полезные в данных условиях признаки, то особи их обладатели, оставляют после себя потомство с данными признаками. Через несколько поколений частота встречаемости таких потомков возрастает. Таким образом элементарным эволюционным материалом являются - МУТАЦИИ, элементарной эволюционной единицей – ПОПУЛЯЦИЯ (т.к. отдельные особи эволюировать не могут). Если популяция подвержена сильному давлению со стороны какого-то фактора среды, то в ее генофонде происходят стойкие изменения частот аллелей и генотипов - ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ ЯВЛЕНИЕ. Так, мутанты- меланисты (темноокрашенные особи) в популяциях бабочки березовой пяденицы в Англии впервые были обнаружены учеными среди типичных светлых особей в середине XIX века. Темная окраска возникает в результате мутации одного гена. Бабочки проводят день на стволах и ветвях деревьев, обычно покрытых лишайниками , на фоне которых светлая окраска является маскирующей. В результате промышленной революции, сопровождающейся загрязнением атмосферы, лишайники погибли, а светлые стволы берез покрылись копотью. В результате к середине XX века (за 50-100 поколений) в промышленных районах темная морфа почти полностью вытеснила светлую. Птиц выедали светлых бабочек в загрязненных районах.
• Эволюция - необратимый процесс исторического развития природы путём её адаптации к непрерывно меняющимся условиям среды.
Движущие силы эволюции – наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, выбирающий те наследственные изменения, которые максимально адаптированы к окружающей среде, в итоге результат эволюции:
В.2. Как осуществляется регуляция деятельности сердца?
СЕРДЦЕ - центральный орган кровеносной системы, сокращение которого обеспечивает движение крови по сосудам.
Нервная
Гуморальная
Билет 2.
А.1. Роль клеточной теории заключается в обобщении знаний об элементарном строении организмов.
Немецкий ботаник Шлейден и немецкий физиолог Шванн изложили первую версию клеточной теории.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ:
А.2. Покрытосеменные произошли от древних голосеменных.
А.3. Больные малокровием употребляют железосодержащие препараты, так как железо входит в состав гемоглобина.
Б.1.Из мезодермы у человека развиваются: (3-й зародышевый листок)
А) хрящевая ткань и дерма кожи
В) сердце и почки
Г) семенники и костная ткань
Б.2. Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе.
А. Синтезируют органические вещества из неорганических | продуценты |
Б. Используют готовые органические вещества | консументы |
В. Используют неорганические вещества почвы | продуценты |
Г. Растительноядные и плотоядные животные | консументы |
Д. Аккумулируют солнечную энергию | продуценты |
Е. В качестве источника энергии используют животную и растительную пищу | консументы |
Б.3.Расположить животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их сердца в процессе эволюции.
1) окунь
5) лягушка
3) ящерица
4) крокодил
2) собака
В.1. Каковы основные признаки царства растений.
Водоросли, мхи, папоротники, голо- и покрытосеменные растения.
Признак | ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВА РАСТЕНИЯ |
1.Пластиды | Хлоропласты (зеленые), лейкопласты (бесцветные), хромопласты (красно-оранжевые) |
2.Способ питания | Автотрофный – сами создают органические вещества (фототрофный, хемотрофный) |
3 Пиноцитоз («пью») поглощение или выделение жидких частиц Фагоцитоз («пожирать») – твердых частиц | + - |
4.Рост | Неограничен |
5.Запасной углевод | Крахмал |
6.Клеточный центр | - |
7.Вакуоли с клеточным соком. | + |
8.Клеточная стенка | Из целлюлозы |
9.Синтез АТФ | В хлоропластах и митохондриях |
10.Деление | образуется перегородка между дочерними клетками |
11.Размножение. | половое и бесполое (вегетативное) |
12.Перемещение в пространстве. | Активно не перемещаются с места на место. |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 278.