3.1 Критерии оценивания компетенций:
ЗУН, составляющие компетенцию | Показатели оценивания | Критерии оценивания | Средства оценивания |
ОК-3 способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | |||
З - причины, которые влияют на уровень культуры мышления личности, - основные принципы и законы развития культуры мышления; - основные принципы развития интеллекта. | поиск и сбор необходимой литературы, использование различных баз данных, использование современных информационно- коммуникационных технологий и глобальных информационных ресурсов. | - полные и содержательные знания учебного материала по дисциплине «Экспертиза нормативно-правовых актов»; - умение приводить примеры; - соответствие представленной в ответах информации материалам учебной литературы, сведениям из информационных ресурсов Интернет. | О – опрос (Темы 1-2) Т - тест |
У - организовать работу по развитию интеллектуального и общекультурного уровня; - анализировать научную информацию об экспертизе нормативных правовых актов; - формировать и аргументировано защищать собственную позицию по вопросам экспертизы нормативных правовых актов. | составленные аналитические обзоры по проблемам экспертизы нормативно-правовых актов, аннотация научных статей и монографий. | - умение составлять документы аналитического характера; - умение отставить свою позицию; - умение пользоваться научной литературой при подготовке к занятиям; | О – опрос (Темы 1-2) Т - тест |
В - продвинутыми приемами мыслительной деятельности (выявление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и т.п.); - технологиями приобретения и использования знаний для повышения интеллектуального и общекультурного уровня; - средствами презентации своей позиции по тому или иному вопросу. | подготовленное научное исследование (реферат) по проблемам экспертного исследования нормативно-правовых актов | соответствие выполненного реферата требованиям и критериям оценивания, предусмотренным для данного вида работ | О – опрос (Темы 1-2) |
ПК-7 способен квалифицированно толковать нормативно-правовые акты | |||
З - особенности различных видов толкования нормативно-правовых актов; - положения действующего законодательства и правовую доктрину в соответствующей сфере экспертной деятельности; - основные принципы развития правовой системы России | анализ содержания способов толкования нормативных правовых актов, подготовка на этой основе аналитических обобщений по интерпретации права. Обзор существующих видов интерпретационных актов и правил их формирования. | - полные и содержательные знания нормативного, монографического, учебного материала по проблемам интерпретации правовых норм; | О – опрос (Темы 3-7) Т – тест КР – контрольная работа (Темы 2,4) |
У - применять на практике теоретические знания в процессе толкования нормативно-правовых актов; - собирать сведения, необходимые для более полного толкования нормативных правовых актов; - определять элементный состав правовых норм по-разному изложенных в статьях нормативно-правовых актов | подбор и подготовка материалов для проведения юридической экспертизы нормативно-правовых актов на основе их содержания, материалов судебной практики по ним и научных исследований. | соответствие составленного заключения о проведении юридической экспертизы соответствующего нормативно-правового акта материалам судебной практики и научных исследований. | О – опрос (Темы 3-7) Т – тест |
В - навыками аналитического исследования. - умением вычленять правовые нормы в системе законодательства, иных источников права; – основами анализа структуры правовой нормы и содержания ее структурных элементов; | анализ структуры нормы права, соотнесение структурных элементов правой нормы со статьями (частями статей) нормативно-правовых актов | умение правильно выделять и обозначать правовые нормы в системе законодательства | О – опрос (Темы 3-7) Т – тест СЗ – ситуационное задание (Тема 4) |
ПК-8 способен принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, соответствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности. | |||
З - основные термины и понятия, виды и методы проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов; - положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; - правила построения юридического заключения. | - ориентирование в нормативной, научной и специальной литературе; - степень владения профессиональной терминологией; - разносторонний анализ и раскрытие теоретического содержания коррупциогенных факторов. | - полные и содержательные знания методики проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; - соответствие представленной в ответах информации материалам учебной литературы, сведениям из информационных ресурсов Интернет. | О – опрос (Темы 3-7) Т – тест |
У - давать правовую оценку формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет наличия коррупционных факторов в соответствии с критериями коррупциогенности; - дискутировать при участии в проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов; - отличать положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции | анализ формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет наличия коррупционных факторов в соответствии с критериями коррупциогенности; подготовка на этой основе обзоров публикаций, подготовка рефератов по проблемам антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА, их защита | - умение осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции РФ и иных нормативно-правовым актам, обладающим более высокой юридической силой, а также выявлять в них положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; - умение отставить свою позицию; - умение пользоваться дополнительной литературой при подготовке к занятиям; - умение составлять суждение по результатам проведенной экспертизы с целью выявления положений законодательства, способствующих созданию условий для проявления коррупции. | О – опрос (Темы 3-7) Т – тест |
В - навыками самостоятельного проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; - способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения; - специальными методиками проведения комплексной экспертизы нормативных правовых актов | подготовка проектов заключений о проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов (их проектов); | - соответствие проекта заключения о проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов установленной форме; - умение осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции РФ и иных нормативно-правовым актам, обладающим более высокой юридической силой, а также выявлять в них положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; - умение аргументировать свою позицию. | О – опрос (Темы 3-7) Т – тест СЗ – ситуационное задание (Тема 6,7) |
ПК-11 способен квалифицированно проводить научные исследования в области права | |||
З - методы организации и проведения научных исследований в области экспертизы нормативных правовых актов; - способы фиксации полученных в результате исследований данных; - методологию ведения научного дискурса. | - разносторонний анализ методологии экспертирования нормативных правовых актов; - ориентирование в нормативной, научной и специальной литературе по проблемам экспертизы нормативных правовых актов; - подготовка научных исследований (рефератов) по проблемам экспертизы нормативных правовых актов. | Соответствие содержания научных исследований (рефератов) по проблемам экспертизы нормативных правовых актов общепринятой методологии проведения научных исследований в данной области. | О – опрос (Темы 1-2) Т – тест |
У - формулировать объект, предмет, цели и задачи научного исследования в области экспертизы нормативных правовых актов, описывать степень разработанности области исследования современным научным знанием; - осуществлять поиск и систематизацию научной литературы по теме исследования с использованием современных технологий; - участвовать в научных дискуссиях по предмету исследования и анализировать мнение оппонентов по теме исследования. | - подготовка обзоров научной литературы по проблемам экспертизы нормативно-правовых актов с использованием современных технологий; - публикация и защита научных исследований (рефератов и статей) по проблемам экспертизы нормативно-правовых актов. | - соответствие представленной в ответах информации материалам научной, учебной литературы и сведениям из информационных ресурсов Интернет. - умение отставить свою позицию. | О – опрос (Темы 1-2) Т – тест |
В - навыками проведения научных исследований в области экспертной деятельности, оценки их результатов; - современными методами научного исследования в сфере экспертизы нормативных правовых актов; - навыками работы в составе исследовательской группы. | подготовка научных исследований (рефератов и статей) по проблемам экспертизы нормативных правовых актов. | - умение осуществлять постановку проблем в области экспертизы нормативных правовых актов; - умение определять тенденции и перспективы развития института экспертизы нормативных правовых актов. | О – опрос (Темы 1-2) Т – тест |
3.2 Шкалы оценивания:
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация осуществляется в рамках накопительной балльно-рейтинговой системы в 100-балльной шкале.
50-100 баллов (оценка «зачет») - наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденной программы дисциплины в соответствии с целями обучения, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала, допускаются отдельные логические и стилистические погрешности, обучающийся усвоил основную литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины,
0-49 баллов (оценка «незачет») - ответы не связаны с вопросами, наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы
4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Кафедра теории и истории государства и права
Вопросы к зачету
по дисциплине Экспертиза нормативно-правовых актов:
1. Понятие и признаки нормативных и нормативных правовых актов. Место нормативно-правовых актов в системе источников права России.
2. Нормативно-правовой акт как основной источник права в Российской Федерации.
3. Классификация нормативно-правовых актов.
4. Правотворческие органы: понятие, компетенция
5. Порядок принятия нормативных правовых актов.
6. Понятие и стадии законотворческого процесса в Российской Федерации.
7. Понятие и структура юридической техники.
8. Основные правила и приемы законодательной техники.
9. Понятие экспертизы, ее виды.
10. Понятие и принципы юридической экспертизы.
11. Виды юридической экспертизы.
12. Объекты юридической экспертизы.
13. Субъекты юридической экспертизы.
14. Структура и содержание экспертного заключения.
15. Компетенция органов юстиции в сфере экспертизы нормативно-правовых актов.
16. Нормативно-правовое регулирование экспертной деятельности в Российской Федерации
17. Экспертиза проектов нормативно-правовых актов как фактор повышения их качества и законности.
18. Основные критерии экспертизы законопроектов.
19. Юридическая экспертиза проектов федеральных конституционных законов в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
20. Юридическая экспертиза проектов федеральных законов в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
21. Общественная и научная экспертизы законодательных нормативно-правовых актов Федерации.
22. Правовое обеспечение экспертизы проектов федеральных конституционных и федеральных законов Российской Федерации.
23. Виды нормативных правовых актов, подлежащих экспертизе в Конституционном Суде Российской Федерации.
24. Юридическая экспертиза международных договоров Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.
25. Решения, принимаемые Конституционным Судом Российской Федерации по результатам экспертизы НПА.
26. Виды нормативных правовых актов, подлежащих экспертизе в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.
27. Решения, принимаемые конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации по результатам экспертизы НПА.
28. Правовое регулирование экспертизы нормативно-правовых актов в рамках конституционного судопроизводства.
29. Общая характеристика решений органов конституционного судопроизводства по результатам экспертизы нормативно-правовых актов.
30. Экспертиза конституций республик и уставов иных субъектов Российской Федерации.
31. Экспертиза законов субъектов Российской Федерации
32. Экспертиза подзаконных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
33. Понятие и система муниципальных правовых актов
34. Юридическая природа актов органов местного самоуправления.
35. Процесс принятия и учета правовых актов муниципальных образований.
36. Юридическая экспертиза правовых актов органов местного самоуправления.
37. Правовое регулирование экспертизы правовых актов субъектов Федерации и муниципальных образований в РФ.
38. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. Коррупциогенные факторы, содержащиеся в нормативно-правовых актах.
39. Проблемы иерархии нормативно-правовых актов в РФ.
40. Типология ошибок использования юридической терминологии в российском законодательстве.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Кафедра Теории и истории права и государства
Билет к зачету №1
по дисциплине «Экспертиза нормативно-правовых актов»
1. Экспертиза проектов нормативно-правовых актов как фактор повышения их качества и законности.
2. Юридическая экспертиза правовых актов органов местного самоуправления.
Критерии оценки:
50-100 баллов (оценка «зачет») - наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденной программы дисциплины в соответствии с целями обучения, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала, допускаются отдельные логические и стилистические погрешности, обучающийся усвоил основную литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины,
0-49 баллов (оценка «незачет») - ответы не связаны с вопросами, наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Кафедра теории и истории государства и права
Вопросы для проведения опроса
по дисциплине Экспертиза нормативно-правовых актов
Дата: 2019-04-23, просмотров: 207.