Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

3.1 Критерии оценивания компетенций: 

 

ЗУН, составляющие компетенцию Показатели оценивания Критерии оценивания Средства оценивания

ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания

Знать: - цивилизационную ценность и значимость права как важнейшего социального регулятора, - учения выдающихся мыслителей в области права с периода античности до современности, знать содержание основных научных школ в сфере правопонимания, основные этапы становления и развития философско-правовых течений. - методологические подходы к современным проблемам юридической науки, основные базовые понятия курса, юридические категории и конструкции - сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов дисциплин, способствующих формированию достаточного уровня профессионального правосознания. Обладать навыками познавать учения выдающихся мыслителей в области права с периода античности до современности, знать содержание основных научных школ в сфере правопонимания, основные этапы становления и развития философско-правовых течений. Осуществлять поиск и сбор необходимой литературы, использование современных информационно- коммуникационных технологий и глобальных информационных ресурсов. -      полные и содержательные знания учебного материала по дисциплине типология современных подходов к праву; -      соответствие представленной в ответах информации материалам лекции и учебной литературы, сведениям из информационных ресурсов Интернет -      проблемы принуждения в праве и юридической ответственности; анализировать соотношение правовой системы и правовой семьи; -      анализировать проблемы принуждения в праве и юридической ответственности О – опрос (Тема 1 «Понятие методологии. Основные принципы научного исследования правовых явлений». а) Единство метода общей теории права. б) Философско-правовой уровень юридической методологии. в) Метод сравнительно-правового познания. г) Частно-правовая методология познания. д) Сущность синергетической методологии права. Тема 2 «Сущность, функции, ценность права, типология подходов к праву». а) Нормативность права: понятие и сущность. б) Обеспечение права государством. в) Формальная определенность права. г) Системность права. Тема 3 «Теологические теории права». а) Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. б) Правовое учение МарсилияПадуанского. в) Правовые идеи арабских философов. г) Теократическая доктрина А. Блаженного. д) Правовые идеи И. С. Пересветова.), Т – тест.
Уметь: -анализировать достоинства и слабые стороны философско-правовых учений, уметь сопоставлять различные точки зрения в понимании сущности права, находить преемственность в развитии философско-правовой мысли, осуществлять сравнительно-правовой анализ философско-правовых концепций; - дискутировать по правовым вопросам; - оценивать уровень своей профессиональной компетентности и социальной значимости своей будущей профессии - выявлять и оценивать имеющиеся достоинства и недостатки профессиональной деятельности в сфере государственно-правовой проблематики. Осуществлять поиск и сбор необходимой литературы, использование различных баз данных -      умение приводить примеры; -      умение отставить свою позицию; -      умение пользоваться дополнительной литературой при подготовке к занятиям; КР – контрольная работа (Модуль №1 «Методология права. Конкурирующие типы правопонимания». Вариант1-4 1.    Всеобщие методы познания государственно-правовых явлений. 2.Общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. 3.    Частно-научные и частно-правовые методы познания. 4.Юридические технологии (правовая инженерия) Вариант 2 1.Понимание права в объективном и субъективном смыслах. 2.Согласованный интерес как выражение сущности права. 3.    Признаки права. Функции права.), Д – доклад,
Навыки: - навыками определения оптимальных путей решения профессиональных задач юридической деятельности. - высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности - знаниями о сущности права, уровнях его познания, основных типах правопонимания, о теоретическом и практическом значении категории «сущность права». Навыками использования современных информационно- коммуникационных технологий и глобальных информационных ресурсов. -анализировать соотношение правовой системы и правовой семьи; -анализировать проблемы принуждения в праве и юридической ответственности Д – доклад, П – презентации, Т – тест.

ОК -2 способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста

Знать: - содержание должностных обязанностей основных юридических профессий, - требования профессиональной этики юриста, - положения действующего законодательства и правоприменительную практику в необходимых для профессиональной деятельности отраслях права.  Соблюдать содержания должностных обязанностей основных юридических профессий, требования профессиональной этики юриста, положения действующего законодательства и правоприменительную практику в необходимых для профессиональной деятельности отраслях права. - полные и содержательные знания учебного материала по дисциплине типология современных подходов к праву; - соответствие представленной в ответах информации материалам лекции и учебной литературы, сведениям из информационных ресурсов Интернет - проблемы принуждения в праве и юридической ответственности; анализировать соотношение правовой системы и правовой семьи; -  анализировать проблемы принуждения в праве и юридической ответственности О – опрос (Тема 4 «Теория естественного права». б) Позитивные аспекты естественно-правового учения. в) Учение И. Канта о праве, неокантианство. г) Учения Г. Гегеля о праве, неогегельянство. д) Современные концепции естественного права интерсубъективного направления. Тема 5 «Историческая школа права. Философско-идеологическое (марксистское) обоснование права». а) Рассмотрение права марксизмом как элемента политической надстройки. б) «Пролетарское право» как орудие диктатуры пролетариата в учении К. Маркса. в) Проблема «отмирания» права в учении марксизма-ленинизма. Тема 6 «Социологическая теория права. Психологическая школа права». а) «Правовой реализм» Р. Паунда. б) Социология права О. Холмса. в)Экзистенциалистское понимание права. г) Соотношение интуитивного и позитивного права Л. Петражицкого), Д – доклад
Уметь: - демонстрировать этические профессиональные стандарты поведения;  - действовать в соответствии с должностными инструкциями; - составлять суждения по правовым вопросам с этических позиций; - действовать в соответствии с правовыми актами, должностными инструкциями и моральными нормами в условиях нестандартных, экстремальных ситуаций профессиональной деятельности. Добросовестное исполнение профессиональных обязанностей, демонстрирование этические профессиональные стандарты поведения; - умение приводить примеры; - умение отставить свою позицию; - умение пользоваться дополнительной литературой при подготовке к занятиям; КР – контрольная работа (Модуль №2 «Интегративное, культурно-историческое и социологическое правопонимание». Вариант 1 -4 1.Достоинства и слабые стороны нормативизма. 2.    Становление и развитие социологического правопонимания. 3.    Сущность концепции свободного права Е. Эрлиха.),Т – тест.
Навыки: - навыками применения на практике требований профессиональной этики юриста и имеющихся профессиональных знаний; - навыками поддержания уровня своих профессиональных знаний; - способностью повышать свой профессиональный уровень, - мобилизовать усилия для решения поставленной профессиональной задачи. Умение действовать в соответствии с должностными инструкциями; составлять суждения по правовым вопросам с этических позиций; действовать в соответствии с правовыми актами, должностными инструкциями и моральными нормами в условиях нестандартных, экстремальных ситуаций профессиональной деятельности. - анализировать соотношение правовой системы и правовой семьи; -  анализировать проблемы принуждения в праве и юридической ответственности П – презентации, ДИ – деловая (ролевая) игра.

 

3.2 Шкалы оценивания:  

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация осуществляется в рамках накопительной балльно-рейтинговой системы в 100-балльной шкале.

 Основой для определения баллов, набранных при промежуточной аттестации, служит объём и уровень усвоения материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины. При этом необходимо руководствоваться следующим:

- 84-100 баллов (оценка «отлично») - изложенный материал фактически верен, наличие глубоких исчерпывающих знаний в объеме пройденной программы дисциплины в соответствии с поставленными программой курса целями и задачами обучения; правильные, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, усвоение основной и знакомство с дополнительной литературой;

- 67-83 баллов (оценка «хорошо») - наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденной программы дисциплины в соответствии с целями обучения, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала, допускаются отдельные логические и стилистические погрешности, обучающийся усвоил основную литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины;

- 50-66 баллов (оценка удовлетворительно) - наличие твердых знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, изложение ответов с отдельными ошибками, уверенно исправленными после дополнительных вопросов; правильные в целом действия по применению знаний на практике;

- 0-49 баллов (оценка неудовлетворительно) - ответы не связаны с вопросами, наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы.

 

 

4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

Кафедра Теории и истории государства и права

 

Вопросы к зачету

 

по дисциплине Типология современных подходов к праву

 

  1. Всеобщие методы познания государственно-правовых явлений.
  2. Общенаучные методы познания государственно-правовых явлений.
  3. Частно-научные и частно-правовые методы познания.
  4. Юридические технологии (правовая инженерия).
  5. Понимание права в объективном и субъективном смыслах.
  6. Согласованный интерес как выражение сущности права.
  7. Признаки права.
  8. Функции права.
  9. Ценность права.
  10. Основные уровни знаний о праве.
  11. Типы современного правопонимания.
  12. Дискуссии о правопонимании в современном отечественном правоведении.
  13. Соотношение экономики, политики и права.
  14. Становление и развитие теории естественного права.
  15. Сущность теории возрожденного естественного права в ее современном понимании.
  16. Достоинства и недостатки естественно-правового понимания.
  17. Феноменологические концепции естественного права.
  18. Классический позитивизм.
  19. Чистая теория права.
  20. Аналитическая юриспруденция.
  21. Достоинства и слабые стороны нормативизма.
  22. Становление и развитие социологического правопонимания.
  23. Сущность концепции свободного права Е. Эрлиха.
  24. Право как средство (инструмент) социального контроля в учении правового реализма Р. Паунда.
  25. Достоинства и слабые стороны социологического подхода к праву.
  26. Понимание права как нормативно согласованного интереса.
  27. Социогуманитарная концепция права.
  28. Интегративное понимание права в российском правоведении.
  29. Достоинства и недостатки интегративного понимания права.
  30. Правовая составляющая типологии культур.
  31. Право в исламской культуре.
  32. Право индуистской цивилизации.
  33. Политико-правовая идея конфуцианства.
  34. Христианское (западное) правопонимание.
  35. Логика российского правопонимания.
  36. Правопонимание эпохи постмодерна: достоинства и недостатки.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

Кафедра Теории и истории права и государства

 

БИЛЕТ К ЗАЧЕТУ №1

 

по дисциплине «Типология современных подходов к праву»

 

 

  1. Всеобщие методы познания государственно-правовых явлений.
  2. Чистая теория права.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

Кафедра Теории и истории права и государства

 

БИЛЕТ К ЗАЧЕТУ №2

 

по дисциплине «Типология современных подходов к праву»

 

  1. Общенаучные методы познания государственно-правовых явлений.
  2. Аналитическая юриспруденция.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

Кафедра Теории и истории права и государства

 

 

БИЛЕТ К ЗАЧЕТУ №3

 

по дисциплине «Типология современных подходов к праву»

 

 

  1. Частно-научные и частно-правовые методы познания.
  2. Достоинства и слабые стороны нормативизма.

 

 

Критерии оценивания:

• оценка «отлично» выставляется студенту, если он при осуществлении своей роли демонстрирует всесторонние, системные и глубокие знания в области изучения типологий основных подходов к праву, использует знания из различных эпох развития политико-правовой мысли;

• оценка «хорошо» выставляется студенту, если он обнаруживает твердые знания сущности политической и правовой мысли, усвоение рекомендуемой литературы, демонстрирует знания, связанные с развитием представлениями о государстве, праве, политике, законодательстве, но допускает некоторые неточности в процессе исполнения отведенной ему роли;

• оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он показывает знания основного учебно-программного материала, связанного с типологией основных подходов к праву, знакомство с рекомендованной литературой, но допускает существенные неточности при исполнении отведенной ему роли;

• оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он исполняет отведенную ему роль, но не ориентируется в тексте своей роли, понятиях и категориях политико-правовой мысли, не демонстрирует знания основного учебно-программного материала.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

 

Кафедра Теории и истории государства и права

Тесты письменные

по дисциплине «Типология современных подходов к праву»

Банк тестов по модулям.

Модуль №1 «Методология права. Конкурирующие типы правопонимания».

1. «Узкое» (монистическое) понимание права:

а) Это включение в понятие права правосознания и правоотношений.

б) Это определение права как системы действующих в государстве юридических норм.

в) это понимание права через деятельность правоохранительных органов государства.

 

2. «Широкое» (плюралистическое) понимание права:

а) Право рассматривается как особое свойство самых общественных отношений, мера свободы личности.

б) Право- это система норм, действующих в государстве и закрепленных в специальных актах.

в) Предполагает различие права и закона.

 

3. Представители какого теоретического направления определяли право через юридическую деятельность?

а) Теологического

б) Марксистского

в) Исторического

г) Социологического

д) Естественно- правового 

 

4. Кому принадлежит это изречение: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится?».

А. Конфуцию

Б. Мо-цзы

В. Шан Яну

Г. Лао-цзы

 

5. Какую форму правления Аристотель считал идеальной?

А. Демократию

Б. Олигархию

В. Политию

Г. Тиранию

 

6. Кому принадлежит это изречение: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов?»

А. Полибию

Б. Цицерону

В. Сенеке

Г. Марку Аврелию

 

7. Кто из перечисленных мыслителей был автором концепции государства как следствия греховной природы человека?

А. Аристотель

Б. Платон

В. Цицерон

Г. Августин Аврелий

 

8. Какую форму правления Фома Аквинский признавал идеальной?

А. Республику

Б. Тиранию

В. Монархию

Г. Политию

9. Что из перечисленного можно поставить в заслугу Марсилию Падуанскому?

А. Разработка теории государственного суверенитета

Б. Создание теории договорного происхождения государства

В. Признание верховенства законодательной власти над властью исполнительной

Г. Выдвижение и обоснование идеи народного суверенитета

 

10. Что из перечисленного можно поставить в заслугу Н. Макиавелли?

А. Был основателем политической науки Нового времени

Б. Был основателем современной науки международного права

В. Был приверженцем теории договорного происхождения государства и основоположником школы естественного права Нового времени

Г. Разработал концепцию политической этики - этики главы государства, не связанного в своей политической деятельности нравственными и правовыми ограничениями

 

Модуль №2 «Интегративное, культурно-историческое и социологическое правопонимание»

1. Какие основные ассоциации возникают в связи с Томасом Мором как политическим и правовым мыслителем?

А.Был родоначальником проектов социалистических государств, основу которых составляют производственные коммуны

Б.Разработал концепцию политической этики - этики главы государства, не связанного в своей политической деятельности нравственными и правовыми ограничениями

В.Был теоретиком государственного суверенитета

Г.Осуществил мыслительный эксперимент по созданию справедливого государственного строя в интересах трудящегося большинства

 

2. Какие основные ассоциации возникают в связи с Гуго Гроцием как политическим и правовым мыслителем?

А. Был основателем современной науки международного права

Б. Был теоретиком народного суверенитета

В. Был сторонником демократической формы правления государства

Г. Был приверженцем теории договорного происхождения государства и основоположником школы естественного права Нового времени

 

3. Бенедикт Спиноза вошел в историю политической правовой мысли как:

А. Автор теории разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную

Б. Основоположник юридической социологии

В. Теоретик договорного происхождения государства

Г. Теоретик естественных неотчуждаемых прав человека

 

4. Какой мыслитель идеализировал естественное (догосударственное) состояние человека?

А. Т.Гоббс

Б. Д. Локк

В.Ш Монтескье

Г. Ж.Ж. Руссо 

 

5. Кто из перечисленных мыслителей не относится к числу теоретиков исторической школы права?

А. Г.Гуго

Б. Р.Иеринг

В. Ф.К.Савиньи

Г. Ф.Пухта

 

6. Основоположником какой школы был Джон Остин?

А. Школы юридического позитивизма

Б. Школы социологического позитивизма

В. Школы естественного права

Г. Исторической школы права

 

7. Какие основные ассоциации возникают в связи с марксизмом как политическим и правовым учением?

А. Маркс и Энгельс – теоретики коммунистической революции

Б. Маркс и Энгельс – представители теории органического происхождения государства

В. Маркс и Энгельс – идеологи органического (нереволюционного) реформирования общества

Г. Маркс и Энгельс – основоположники теории классовой сущности государства и права

 

8. Кому принадлежит это высказывание: «Центр развития права в наше время, как и во все другие времена, находится не в законодательстве, не в юриспруденции или судопроизводстве, а в самом обществе?».

А. М.Ориу

Б. Г.Кельзену

В. Е.Эрлиху

Г. Л.Дюги

 

9. Какие основные ассоциации возникают в связи с Гансом Кельзеном как политическим и правовым мыслителем?

А. Кельзен – автор теории правового нормативизма или «чистого учения о праве»

Б. Кельзен- критик концепции правового государства

В. Кельзен – автор концепции примата международного права над внутригосударственным

Г. Кельзен – автор теории групп интересов, защищаемых правовой системой

Инструкция по выполнению

Каждому обучающемуся, принимающему участие в процедуре выдается бланк индивидуального задания. После получения бланка индивидуального задания и подготовки ответов обучающийся должен в меру имеющихся знаний, умений, навыков, сформированности компетенции дать развернутые ответы на поставленные в задании открытые вопросы и ответить на вопросы закрытого типа в установленное преподавателем время. Продолжительность проведения процедуры определяется, исходя из сложности индивидуальных заданий, количества вопросов, объема оцениваемого учебного материала, общей трудоемкости изучаемой дисциплины и других факторов.

Критерии оценки:

• оценка «отлично» выставляется студенту, если он при осуществлении своей роли демонстрирует всесторонние, системные и глубокие знания в области изучения типологий основных подходов к праву, использует знания из различных эпох развития политико-правовой мысли;

• оценка «хорошо» выставляется студенту, если он обнаруживает твердые знания сущности политической и правовой мысли, усвоение рекомендуемой литературы, демонстрирует знания, связанные с развитием представлениями о государстве, праве, политике, законодательстве, но допускает некоторые неточности в процессе исполнения отведенной ему роли;

• оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он показывает знания основного учебно-программного материала, связанного с типологией основных подходов к праву, знакомство с рекомендованной литературой, но допускает существенные неточности при исполнении отведенной ему роли;

• оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он исполняет отведенную ему роль, но не ориентируется в тексте своей роли, понятиях и категориях политико-правовой мысли, не демонстрирует знания основного учебно-программного материала.

                                           

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

Деловая игра

 

по дисциплине «Типология современных подходов к праву»

 

 

Использование дискуссий и дебатов по истории политических и правовых учений усвоения учебного материала предполагается самим проблемным содержанием науки «История учений о праве и государстве». Учитывая, что в рамках данного курса рассматриваются политико-правовые учения разных культур и эпох, то целесообразно формулировать вопросы, выносимые на дискуссии и дебаты, в контексте современных проблем, например, диалога и конфликта культур и цивилизаций.

В настоящее время сохраняют остроту и актуальность следующие фундаментальные проблемы, рассматриваемые в политико-правовых учениях мыслителей прошлого:

- Основные цивилизационные черты политико-правовых культур Востока и Запада: различия, сходства и возможность диалога.

- О соотношении религиозно-мифологического и рационально-социологического взгляда на общество, право и государство.

- О наилучшей форме государства.

- О роли права и пределах юридизации общественной жизни.

- Идеал политика в истории политико-правовой мысли.

- Концепция естественного права: универсальность понятие и многообразие цивилизацонных форм выражения.

- О соотношении нравственности и целесообразности в политике и праве.

- Об истоках тоталитарной идеологии.

- Содержание и структура курса «История учений о государстве и праве»: проблема преодоления европоцентризма.

Эти и иные проблемы конкретизируются в соответствующих вопросах, которые обсуждаются с использованием различных концепций конкретных мыслителей. Например, одна сторона в дискуссии обосновывает, что тоталитаризм является проявлением «азиатчины» и ссылается на древнекитайских легистов, а другая сторона доказывает, что возможность тоталитарного общественного устройства была обоснована именно в утопиях утопий западных мыслителей (Платона, Т.Мора и др.). Или проблема нравственности в политике может быть обсуждена в форме дискуссии сторонников, с одной стороны, Н.Макиавелли, а, с другой, - И.Ильина.

Организационное обеспечение дискуссий и дебатов требует предварительного выделения двух основных оппонентов, которые и выступают в начале с краткими докладами. Далее содокладчики отвечают на взаимные вопросы и вопросы аудитории. Затем и начинается собственно обсуждение проблемы в форме высказывания своего мнения всеми желающими. Преподаватель участвует в дискуссии наравне с другими, обеспечивает организационный порядок и делает заключение. Возможно проведение и голосования для выявления числа сторонников конкурирующих позиций. Разумеется, студент может высказать и особое мнение. Например, в ходе дискуссии «Россия: Азия или Европа?» вполне правомерным будет выделить не двух, а трех содокладчиков.

Критерии оценивания:

· оценка «отлично» выставляется студенту, если он при осуществлении своей роли демонстрирует всесторонние, системные и глубокие знания в области изучения современных подходов к праву и их типологии, использует знания из различных эпох развития политико-правовой мысли;

· оценка «хорошо» выставляется студенту, если он обнаруживает твердые знания сущности политической и правовой мысли, усвоение рекомендуемой литературы, демонстрирует знания, связанные с развитием представлениями о государстве, праве, политике, законодательстве, но допускает некоторые неточности в процессе исполнения отведенной ему роли;

· оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он показывает знания основного учебно-программного материала, связанного с области изучения современных подходов к праву, знакомство с рекомендованной литературой, но допускает существенные неточности при исполнении отведенной ему роли;

· оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он исполняет отведенную ему роль, но не ориентируется в тексте своей роли, понятиях и категориях политико-правовой мысли, не демонстрирует знания основного учебно-программного материала.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

 

Кафедра Теории и истории государства и права

Дата: 2019-04-23, просмотров: 207.