ОК-2: способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1

Цели освоения дисциплины: изучение смысла права, его сущности и места в мире, а также ценность, значимость и роль права в жизни человека.

1.2

Задачи: изучение ведущих направлений, концепций, составляющих богатство философско-правовой мысли, изучение вопросов о мировоззренческом и методологическом обосновании различных правовых ориентаций.

         

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цикл (раздел) ООП:

М1.В.ДВ.03

2.1

Требования к предварительной подготовке обучающегося:

2.1.1

Необходимыми условиями для успешного освоения дисциплины являются знания, умения и навыки, сформированные при получении предшествующего образования

2.2

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

2.2.1

Необходимыми условиями для успешного освоения дисциплины являются знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин:

         

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОК-1: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания

Знать:

- цивилизационную ценность и значимость права как важнейшего социального регулятора,

- учения выдающихся мыслителей в области права с периода античности до современности, знать содержание основных научных школ в сфере правопонимания, основные этапы становления и развития философско-правовых течений.

- методологические подходы к современным проблемам юридической науки, основные базовые понятия курса, юридические категории и конструкции

- сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов дисциплин, способствующих формированию достаточного уровня профессионального правосознания.

Уметь:

-анализировать достоинства и слабые стороны философско-правовых учений, уметь сопоставлять различные точки зрения в понимании сущности права, находить преемственность в развитии философско-правовой мысли, осуществлять сравнительно-правовой анализ философско-правовых концепций;

- дискутировать по правовым вопросам;

- оценивать уровень своей профессиональной компетентности и социальной значимости своей будущей профессии

- выявлять и оценивать имеющиеся достоинства и недостатки профессиональной деятельности в сфере государственно- правовой проблематики.

Владеть:

- навыками определения оптимальных путей решения профессиональных задач юридической деятельности.

- высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

- знаниями о сущности права, уровнях его познания, основных типах правопонимания, о теоретическом и практическом значении категории «сущность права».

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Код занятия Наименование разделов и тем /вид занятия/

Семестр / Курс

Часов Компетен- ции Литература Интер акт.

Примечание

  Раздел 1. Модуль №1 «Методология права. Конкурирующие типы правопонимания».

 

       

 

1.1 Семинар «Сущность методологии права». 1. Всеобщие методы познания государственно-правовых явлений. 2. Общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. 3. Частно-научные и частно-правовые методы познания. 4. Юридические технологии (правовая инженерия). /Пр/

2

2 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 0

 

1.2 Тема «Понятие методологии. Основные принципы научного исследования правовых явлений». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) Единство метода общей теории права. б) Философско-правовой уровень юридической методологии. в) Метод сравнительно-правового познания. г) Частно-правовая методология познания. д) Сущность синергетической методологии права. /Ср/

2

6 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 0

 

1.3 Тема «Сущность, функции, ценность права, типология подходов к праву». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) Нормативность права: понятие и сущность. б) Обеспечение права государством. в) Формальная определенность права. г) Системность права. /Ср/

2

4 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 0

 

  Раздел 2. Модуль №2 «Интегративное, культурно- историческое и социологическое правопонимание».

 

       

 

2.1 Семинар «Социологическое правопонимание». 1. Становление и развитие социологического правопонимания. 2. Сущность концепции свободного права Е. Эрлиха. 3. Право как средство (инструмент) социального контроля в учении правового реализма Р. Паунда. 4. Достоинства и слабые стороны социологического подхода к праву. /Пр/

2

2 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 2

 

                   

 

УП: z40.04.01.07_1.plx

            стр. 6
2.2 Тема «Социологическая теория права. Психологическая школа права». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) «Правовой реализм» Р. Паунда. б) Социология права О. Холмса. в) Экзистенциалистское понимание права. г) Соотношение интуитивного и позитивного права Л. Петражицкого. /Ср/

2

4 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 0

 

2.3 Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента 1.Достоинства и слабые стороны социологического подхода к праву. 2.Понимание права как нормативно согласованного интереса. 3.Социогуманитарная концепция права. 4.Интегративное понимание права в российском правоведении. 5.Достоинства и недостатки интегративного понимания права. 6.Правовая составляющая типологии культур. 7.Право в исламской культуре. /Ср/

2

14 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 0

 

2.4 /Зачёт/

2

4 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 0

 

                   

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

 

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л1.1

Цечоев В. К., Швандерова А. Р.

Теория государства и права: учебник

//http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483186

Москва: Прометей, 2017

http://biblioclub.ru/ - неограниченный доступ для зарегистрированн ых пользователей

Л1.2

Назарова В. С.

Философия права: учебное пособие

//http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461981

Ростов на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015

http://biblioclub.ru/ - неограниченный доступ для зарегистрированн ых пользователей

Л1.3

Самыгин П. С.

История политических и правовых учений

Ростов н/Д: Феникс, 2016

70

6.1.2. Дополнительная литература

 

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л2.1

Позднышов А. Н., Коруненко Е. Ю., Напалкова И. Г., Рукавишникова И. В.

Эволюция государственных и правовых институтов в современной России: учен. зап.

//http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=134852

Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2013

http://biblioclub.ru/ - неограниченный доступ для зарегистрированн ых пользователей

                     

 

УП: z40.04.01.07_1.plx

 

 

  стр. 8
 

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л2.2

Напалкова И. Г.

Методологические аспекты интерпретации права: моногр.

//http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=134898

Ростов н/Д: АзовПринт, 2017

http://biblioclub.ru/ - неограниченный доступ для зарегистрированн ых пользователей

Л2.3

Завьялова Г.

Философия права: учебное пособие

//http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259351

Оренбург: ОГУ, 2013

http://biblioclub.ru/ - неограниченный доступ для зарегистрированн ых пользователей


Методические разработки

 

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л3.1

Суханова Д. Е., Напалкова И. Г., Рукавишникова И. В.

Законодательные дефиниции. Энциклопедический словарь

М.: НОРМА, 2013

3

6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Э1

Аренс, Г. Юридическая энциклопедия / Г. Аренс. - М. : Типография Александра Семена, 1863. - 532 с.

Э2

Азми, Д.М. Система права и ее строение: методологические подходы и решения / Д.М. Азми. - М. : Юстицинформ, 2014. - 392 с.

Э3

Малахов, В.П. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории : монография / В.П. Малахов, Н.Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - 430 с.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

7.1

Помещения для проведения всех видов работ, предусмотренных учебным планом, укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения. Для проведения лекционных занятий используется демонстрационное оборудование.

 

 

 

   

 

   

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Методические указания по освоению дисциплины «Типология современных подходов к праву»адресованы магистрам всех форм обучения.

Учебным планом по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» предусмотрены следующие виды занятий:

- практические занятия;

В ходе практических занятий магистры:

- изучают смысл права, его сущности и места в мире, а также ценность, значимость и роль права в жизни человека.

- изучают ведущиенаправления, концепции, составляющие богатство философско-правовой мысли

- изучают вопросы о мировоззренческом и методологическом обосновании различных правовых ориентаций.

При подготовке к практическим занятиям каждый магистр должен:

– изучить рекомендованную учебную литературу;

– подготовить ответы на все вопросы по изучаемой теме;

–письменно решить домашнее задание, рекомендованные преподавателем при изучении каждой темы.

По согласованию с преподавателем магистр может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме занятия. В процессе подготовки к практическим занятиям магистры могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы магистров над учебной программой курса осуществляется в ходе занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый магистр обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в энциклопедических словарях.

Магистр должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в рабочей программе дисциплины вопросам.

При реализации различных видов учебной работы используются разнообразные (в т.ч. интерактивные) методы обучения, в частности:

- интерактивная доска для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий;

Для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации студенты могут воспользоваться электронной библиотекой ВУЗа http://library.rsue.ru/ . Также обучающиеся могут взять на дом необходимую литературу на абонементе вузовской библиотеки или воспользоваться читальными залами вуза.

 

1.1. Письменный опрос, проводимый во время аудиторных занятий

Целью проведения входного контроля по дисциплине является выявления уровня знаний, умений, навыков обучающихся, необходимых для успешного освоения дисциплины, а также для определения преподавателем путей ликвидации

                     

 

УП: z40.04.01.07_1.plx   стр. 9

недостающих уобучающихся знаний, умений, навыков.

Процедура оценивания направлена на студентов, приступивших к освоению дисциплины (модуля). Допускается неполный охват обучающихся, в случае наличия у них уважительных причин для отсутствия на занятии, на котором проводится процедура оценивания.

Процедура оценивания проводится в начале периода обучения (семестра) на одном из первых занятий семинарского типа.

Описание проведения процедуры:

Каждому обучающемуся, принимающему участие в процедуре преподавателем выдается бланк индивидуального задания. После получения бланка индивидуального задания и подготовки ответов обучающийся должен в меру имеющихся знаний, умений, навыков, сформированности компетенции дать развернутые ответы на поставленные в задании открытые вопросы и ответить на вопросы закрытого типа в установленное преподавателем время. Продолжительность проведения процедуры определяется преподавателем самостоятельно, исходя из сложности индивидуальных заданий, количества вопросов, объема оцениваемого учебного материала, общей трудоемкости изучаемой дисциплины (модуля) и других факторов. При этом продолжительность проведения процедуры не должна, как правило, превышать двух академических часов.

Шкалы оценивания результатов проведения процедуры:

Результаты проведения процедуры проверяются преподавателем и оцениваются с

применением четырех балльной шкалы с оценками:

• оценка «отлично» выставляется студенту, если он при осуществлении своей роли демонстрирует всесторонние, системные и глубокие знания в области истории политических и правовых учений, использует знания из различных эпох развития политико-правовой мысли;

• оценка «хорошо» выставляется студенту, если он обнаруживает твердые знания сущности политической и правовой мысли, усвоение рекомендуемой литературы, демонстрирует знания, связанные с развитием представлениями о

государстве, праве, политике, законодательстве, но допускает некоторые неточности в процессе исполнения отведенной ему роли;

• оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он показывает знания основного учебно-программного материала, связанного с историей политических и правовых учений, знакомство с рекомендованной литературой, но допускает существенные неточности при исполнении отведенной ему роли;

• оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он исполняет отведенную ему роль, но не ориентируется в тексте своей роли, понятиях и категориях политико-правовой мысли, не демонстрирует знания основного учебно- программного материала.

Результаты процедуры:

Результаты проведения процедуры в обязательном порядке доводятся до сведения обучающихся на ближайшем занятии после занятия, на котором проводилась процедура оценивания.

По результатам проведения процедуры оценивания преподавателем определяются пути ликвидации недостающих у обучающихся знаний, умений, навыков за счет внесения корректировок в планы проведения учебных занятий.

Текущий контроль успеваемости по дисциплине М1.В.ДВ.03.02 «Типология современных подходов к праву»

2 . 1 . Письменный опрос, проводимый во время аудиторных занятий

Цель процедуры:

Целью текущего контроля успеваемости по дисциплине Типология современных подходов к праву является оценка уровня выполнения обучающимися самостоятельной работы и систематической проверки уровня усвоения обучающимися знаний, приобретения умений, навыков и динамики формирования компетенций в процессе обучения.

Процедура оценивания направлена на студентов, приступивших к освоению дисциплины (модуля). Допускается неполный охват обучающихся, в случае наличия у них уважительных причин для отсутствия на занятии, на котором проводится процедура оценивания.

Процедура оценивания проводится неоднократно в течение семестра.

До начала проведения процедуры подготавливается необходимый банк оценочных материалов для оценки знаний, умений, навыков. Банк оценочных материалов включает вопросы открытого, перечень тем, выносимых на опрос, типовые задания. Из банка оценочных материалов формируются печатные бланки индивидуальных заданий.

Каждому обучающемуся, принимающему участие в процедуре выдается бланк индивидуального задания. После получения бланка индивидуального задания и подготовки ответов обучающийся должен в меру имеющихся знаний, умений, навыков, сформированности компетенции дать развернутые ответы на поставленные в задании открытые вопросы и ответить на вопросы закрытого типа в установленное преподавателем время. Продолжительность проведения процедуры определяется, исходя из сложности индивидуальных заданий, количества вопросов, объема оцениваемого учебного материала, общей трудоемкости изучаемой дисциплины и других факторов.

Шкалы оценивания результатов проведения процедуры:

Результаты проведения процедуры проверяются преподавателем и оцениваются с применением двухбалльной шкалы с оценками:

• «аттестовано»выставляется студенту, если он при осуществлении своей роли демонстрирует всесторонние, системные и глубокие знания в области истории политических и правовых учений, использует знания из различных эпох развития политико-правовой мысли;

• «не аттестовано»выставляется студенту, если он исполняет отведенную ему роль, но не ориентируется в тексте своей роли, понятиях и категориях политико-правовой мысли, не демонстрирует знания основного учебно-программного материала.

 

 

 

Оглавление

 

 

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 8

2. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине. 8

3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 8

4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 14

5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы. 22

 

 

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

1.1 Перечень компетенций указан в п. 3. «Требования к результатам освоения дисциплины» рабочей программы дисциплины.

1.2 Этапы формирования компетенций показаны в тематическом плане дисциплины (содержании) (п.4) рабочей программы дисциплины.

2. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины* Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства**
1. Тема №1 «Методология права. Конкурирующие типы правопонимания». ОК-1, ОК-2 О СР Д П Р
2. Тема №2 «Интегративное, культурно-историческое и социологическое правопонимание». ОК-1, ОК-2 О КР Д Р П ДИ

Вопросы к зачету

 

по дисциплине Типология современных подходов к праву

 

  1. Всеобщие методы познания государственно-правовых явлений.
  2. Общенаучные методы познания государственно-правовых явлений.
  3. Частно-научные и частно-правовые методы познания.
  4. Юридические технологии (правовая инженерия).
  5. Понимание права в объективном и субъективном смыслах.
  6. Согласованный интерес как выражение сущности права.
  7. Признаки права.
  8. Функции права.
  9. Ценность права.
  10. Основные уровни знаний о праве.
  11. Типы современного правопонимания.
  12. Дискуссии о правопонимании в современном отечественном правоведении.
  13. Соотношение экономики, политики и права.
  14. Становление и развитие теории естественного права.
  15. Сущность теории возрожденного естественного права в ее современном понимании.
  16. Достоинства и недостатки естественно-правового понимания.
  17. Феноменологические концепции естественного права.
  18. Классический позитивизм.
  19. Чистая теория права.
  20. Аналитическая юриспруденция.
  21. Достоинства и слабые стороны нормативизма.
  22. Становление и развитие социологического правопонимания.
  23. Сущность концепции свободного права Е. Эрлиха.
  24. Право как средство (инструмент) социального контроля в учении правового реализма Р. Паунда.
  25. Достоинства и слабые стороны социологического подхода к праву.
  26. Понимание права как нормативно согласованного интереса.
  27. Социогуманитарная концепция права.
  28. Интегративное понимание права в российском правоведении.
  29. Достоинства и недостатки интегративного понимания права.
  30. Правовая составляющая типологии культур.
  31. Право в исламской культуре.
  32. Право индуистской цивилизации.
  33. Политико-правовая идея конфуцианства.
  34. Христианское (западное) правопонимание.
  35. Логика российского правопонимания.
  36. Правопонимание эпохи постмодерна: достоинства и недостатки.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

Кафедра Теории и истории права и государства

 

БИЛЕТ К ЗАЧЕТУ №1

 

по дисциплине «Типология современных подходов к праву»

 

 

  1. Всеобщие методы познания государственно-правовых явлений.
  2. Чистая теория права.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

Кафедра Теории и истории права и государства

 

БИЛЕТ К ЗАЧЕТУ №2

 

по дисциплине «Типология современных подходов к праву»

 

  1. Общенаучные методы познания государственно-правовых явлений.
  2. Аналитическая юриспруденция.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

Кафедра Теории и истории права и государства

 

 

БИЛЕТ К ЗАЧЕТУ №3

 

по дисциплине «Типология современных подходов к праву»

 

 

  1. Частно-научные и частно-правовые методы познания.
  2. Достоинства и слабые стороны нормативизма.

 

 

Критерии оценивания:

• оценка «отлично» выставляется студенту, если он при осуществлении своей роли демонстрирует всесторонние, системные и глубокие знания в области изучения типологий основных подходов к праву, использует знания из различных эпох развития политико-правовой мысли;

• оценка «хорошо» выставляется студенту, если он обнаруживает твердые знания сущности политической и правовой мысли, усвоение рекомендуемой литературы, демонстрирует знания, связанные с развитием представлениями о государстве, праве, политике, законодательстве, но допускает некоторые неточности в процессе исполнения отведенной ему роли;

• оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он показывает знания основного учебно-программного материала, связанного с типологией основных подходов к праву, знакомство с рекомендованной литературой, но допускает существенные неточности при исполнении отведенной ему роли;

• оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он исполняет отведенную ему роль, но не ориентируется в тексте своей роли, понятиях и категориях политико-правовой мысли, не демонстрирует знания основного учебно-программного материала.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

 

Кафедра Теории и истории государства и права

Тесты письменные

по дисциплине «Типология современных подходов к праву»

Банк тестов по модулям.

Модуль №1 «Методология права. Конкурирующие типы правопонимания».

1. «Узкое» (монистическое) понимание права:

а) Это включение в понятие права правосознания и правоотношений.

б) Это определение права как системы действующих в государстве юридических норм.

в) это понимание права через деятельность правоохранительных органов государства.

 

2. «Широкое» (плюралистическое) понимание права:

а) Право рассматривается как особое свойство самых общественных отношений, мера свободы личности.

б) Право- это система норм, действующих в государстве и закрепленных в специальных актах.

в) Предполагает различие права и закона.

 

3. Представители какого теоретического направления определяли право через юридическую деятельность?

а) Теологического

б) Марксистского

в) Исторического

г) Социологического

д) Естественно- правового 

 

4. Кому принадлежит это изречение: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится?».

А. Конфуцию

Б. Мо-цзы

В. Шан Яну

Г. Лао-цзы

 

5. Какую форму правления Аристотель считал идеальной?

А. Демократию

Б. Олигархию

В. Политию

Г. Тиранию

 

6. Кому принадлежит это изречение: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов?»

А. Полибию

Б. Цицерону

В. Сенеке

Г. Марку Аврелию

 

7. Кто из перечисленных мыслителей был автором концепции государства как следствия греховной природы человека?

А. Аристотель

Б. Платон

В. Цицерон

Г. Августин Аврелий

 

8. Какую форму правления Фома Аквинский признавал идеальной?

А. Республику

Б. Тиранию

В. Монархию

Г. Политию

9. Что из перечисленного можно поставить в заслугу Марсилию Падуанскому?

А. Разработка теории государственного суверенитета

Б. Создание теории договорного происхождения государства

В. Признание верховенства законодательной власти над властью исполнительной

Г. Выдвижение и обоснование идеи народного суверенитета

 

10. Что из перечисленного можно поставить в заслугу Н. Макиавелли?

А. Был основателем политической науки Нового времени

Б. Был основателем современной науки международного права

В. Был приверженцем теории договорного происхождения государства и основоположником школы естественного права Нового времени

Г. Разработал концепцию политической этики - этики главы государства, не связанного в своей политической деятельности нравственными и правовыми ограничениями

 

Модуль №2 «Интегративное, культурно-историческое и социологическое правопонимание»

1. Какие основные ассоциации возникают в связи с Томасом Мором как политическим и правовым мыслителем?

А.Был родоначальником проектов социалистических государств, основу которых составляют производственные коммуны

Б.Разработал концепцию политической этики - этики главы государства, не связанного в своей политической деятельности нравственными и правовыми ограничениями

В.Был теоретиком государственного суверенитета

Г.Осуществил мыслительный эксперимент по созданию справедливого государственного строя в интересах трудящегося большинства

 

2. Какие основные ассоциации возникают в связи с Гуго Гроцием как политическим и правовым мыслителем?

А. Был основателем современной науки международного права

Б. Был теоретиком народного суверенитета

В. Был сторонником демократической формы правления государства

Г. Был приверженцем теории договорного происхождения государства и основоположником школы естественного права Нового времени

 

3. Бенедикт Спиноза вошел в историю политической правовой мысли как:

А. Автор теории разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную

Б. Основоположник юридической социологии

В. Теоретик договорного происхождения государства

Г. Теоретик естественных неотчуждаемых прав человека

 

4. Какой мыслитель идеализировал естественное (догосударственное) состояние человека?

А. Т.Гоббс

Б. Д. Локк

В.Ш Монтескье

Г. Ж.Ж. Руссо 

 

5. Кто из перечисленных мыслителей не относится к числу теоретиков исторической школы права?

А. Г.Гуго

Б. Р.Иеринг

В. Ф.К.Савиньи

Г. Ф.Пухта

 

6. Основоположником какой школы был Джон Остин?

А. Школы юридического позитивизма

Б. Школы социологического позитивизма

В. Школы естественного права

Г. Исторической школы права

 

7. Какие основные ассоциации возникают в связи с марксизмом как политическим и правовым учением?

А. Маркс и Энгельс – теоретики коммунистической революции

Б. Маркс и Энгельс – представители теории органического происхождения государства

В. Маркс и Энгельс – идеологи органического (нереволюционного) реформирования общества

Г. Маркс и Энгельс – основоположники теории классовой сущности государства и права

 

8. Кому принадлежит это высказывание: «Центр развития права в наше время, как и во все другие времена, находится не в законодательстве, не в юриспруденции или судопроизводстве, а в самом обществе?».

А. М.Ориу

Б. Г.Кельзену

В. Е.Эрлиху

Г. Л.Дюги

 

9. Какие основные ассоциации возникают в связи с Гансом Кельзеном как политическим и правовым мыслителем?

А. Кельзен – автор теории правового нормативизма или «чистого учения о праве»

Б. Кельзен- критик концепции правового государства

В. Кельзен – автор концепции примата международного права над внутригосударственным

Г. Кельзен – автор теории групп интересов, защищаемых правовой системой

Инструкция по выполнению

Каждому обучающемуся, принимающему участие в процедуре выдается бланк индивидуального задания. После получения бланка индивидуального задания и подготовки ответов обучающийся должен в меру имеющихся знаний, умений, навыков, сформированности компетенции дать развернутые ответы на поставленные в задании открытые вопросы и ответить на вопросы закрытого типа в установленное преподавателем время. Продолжительность проведения процедуры определяется, исходя из сложности индивидуальных заданий, количества вопросов, объема оцениваемого учебного материала, общей трудоемкости изучаемой дисциплины и других факторов.

Критерии оценки:

• оценка «отлично» выставляется студенту, если он при осуществлении своей роли демонстрирует всесторонние, системные и глубокие знания в области изучения типологий основных подходов к праву, использует знания из различных эпох развития политико-правовой мысли;

• оценка «хорошо» выставляется студенту, если он обнаруживает твердые знания сущности политической и правовой мысли, усвоение рекомендуемой литературы, демонстрирует знания, связанные с развитием представлениями о государстве, праве, политике, законодательстве, но допускает некоторые неточности в процессе исполнения отведенной ему роли;

• оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он показывает знания основного учебно-программного материала, связанного с типологией основных подходов к праву, знакомство с рекомендованной литературой, но допускает существенные неточности при исполнении отведенной ему роли;

• оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он исполняет отведенную ему роль, но не ориентируется в тексте своей роли, понятиях и категориях политико-правовой мысли, не демонстрирует знания основного учебно-программного материала.

                                           

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

Деловая игра

 

по дисциплине «Типология современных подходов к праву»

 

 

Использование дискуссий и дебатов по истории политических и правовых учений усвоения учебного материала предполагается самим проблемным содержанием науки «История учений о праве и государстве». Учитывая, что в рамках данного курса рассматриваются политико-правовые учения разных культур и эпох, то целесообразно формулировать вопросы, выносимые на дискуссии и дебаты, в контексте современных проблем, например, диалога и конфликта культур и цивилизаций.

В настоящее время сохраняют остроту и актуальность следующие фундаментальные проблемы, рассматриваемые в политико-правовых учениях мыслителей прошлого:

- Основные цивилизационные черты политико-правовых культур Востока и Запада: различия, сходства и возможность диалога.

- О соотношении религиозно-мифологического и рационально-социологического взгляда на общество, право и государство.

- О наилучшей форме государства.

- О роли права и пределах юридизации общественной жизни.

- Идеал политика в истории политико-правовой мысли.

- Концепция естественного права: универсальность понятие и многообразие цивилизацонных форм выражения.

- О соотношении нравственности и целесообразности в политике и праве.

- Об истоках тоталитарной идеологии.

- Содержание и структура курса «История учений о государстве и праве»: проблема преодоления европоцентризма.

Эти и иные проблемы конкретизируются в соответствующих вопросах, которые обсуждаются с использованием различных концепций конкретных мыслителей. Например, одна сторона в дискуссии обосновывает, что тоталитаризм является проявлением «азиатчины» и ссылается на древнекитайских легистов, а другая сторона доказывает, что возможность тоталитарного общественного устройства была обоснована именно в утопиях утопий западных мыслителей (Платона, Т.Мора и др.). Или проблема нравственности в политике может быть обсуждена в форме дискуссии сторонников, с одной стороны, Н.Макиавелли, а, с другой, - И.Ильина.

Организационное обеспечение дискуссий и дебатов требует предварительного выделения двух основных оппонентов, которые и выступают в начале с краткими докладами. Далее содокладчики отвечают на взаимные вопросы и вопросы аудитории. Затем и начинается собственно обсуждение проблемы в форме высказывания своего мнения всеми желающими. Преподаватель участвует в дискуссии наравне с другими, обеспечивает организационный порядок и делает заключение. Возможно проведение и голосования для выявления числа сторонников конкурирующих позиций. Разумеется, студент может высказать и особое мнение. Например, в ходе дискуссии «Россия: Азия или Европа?» вполне правомерным будет выделить не двух, а трех содокладчиков.

Критерии оценивания:

· оценка «отлично» выставляется студенту, если он при осуществлении своей роли демонстрирует всесторонние, системные и глубокие знания в области изучения современных подходов к праву и их типологии, использует знания из различных эпох развития политико-правовой мысли;

· оценка «хорошо» выставляется студенту, если он обнаруживает твердые знания сущности политической и правовой мысли, усвоение рекомендуемой литературы, демонстрирует знания, связанные с развитием представлениями о государстве, праве, политике, законодательстве, но допускает некоторые неточности в процессе исполнения отведенной ему роли;

· оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он показывает знания основного учебно-программного материала, связанного с области изучения современных подходов к праву, знакомство с рекомендованной литературой, но допускает существенные неточности при исполнении отведенной ему роли;

· оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он исполняет отведенную ему роль, но не ориентируется в тексте своей роли, понятиях и категориях политико-правовой мысли, не демонстрирует знания основного учебно-программного материала.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

 

Кафедра Теории и истории государства и права

Вариант1

1. Всеобщие методы познания государственно-правовых явлений.

2. Общенаучные методы познания государственно-правовых явлений.

  1. Частно-научные и частно-правовые методы познания.
  2. Юридические технологии (правовая инженерия)

Вариант 2

1. Понимание права в объективном и субъективном смыслах.

2. Согласованный интерес как выражение сущности права.

3. Признаки права.

  1. Функции права.

Вариант 3

1. Ценность права.

2. Основные уровни знаний о праве.

3. Типы современного правопонимания.

  1. Дискуссии о правопонимании в современном отечественном правоведении.

Вариант 4

1. Соотношение экономики, политики и права.

2. Становление и развитие теории естественного права.

3. Феноменологические концепции естественного права.

4. Классический позитивизм.

Вариант 1

1. Достоинства и слабые стороны нормативизма.

2. Становление и развитие социологического правопонимания.

3. Сущность концепции свободного права Е. Эрлиха.

 

Вариант 2

1. Достоинства и слабые стороны социологического подхода к праву.

2. Понимание права как нормативно согласованного интереса.

  1. Социогуманитарная концепция права.

 

Вариант 3

1. Правовая составляющая типологии культур.

2. Право в исламской культуре.

  1. Право индуистской цивилизации.

 

Вариант 4

1. Христианское (западное) правопонимание.

2. Логика российского правопонимания.

  1. 18.Правопонимание эпохи постмодерна: достоинства и недостатки.

 

Критерии оценки:

 

• оценка «отлично» выставляется студенту, если он при осуществлении своей роли демонстрирует всесторонние, системные и глубокие знания в области изучения типологий основных подходов к праву, использует знания из различных эпох развития политико-правовой мысли;

• оценка «хорошо» выставляется студенту, если он обнаруживает твердые знания сущности политической и правовой мысли, усвоение рекомендуемой литературы, демонстрирует знания, связанные с развитием представлениями о государстве, праве, политике, законодательстве, но допускает некоторые неточности в процессе исполнения отведенной ему роли;

• оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он показывает знания основного учебно-программного материала, связанного с типологией основных подходов к праву, знакомство с рекомендованной литературой, но допускает существенные неточности при исполнении отведенной ему роли;

• оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он исполняет отведенную ему роль, но не ориентируется в тексте своей роли, понятиях и категориях политико-правовой мысли, не демонстрирует знания основного учебно-программного материала.

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

Кафедра Теории и истории государства и права

Темы докладов

по дисциплине «Типология современных подходов к праву»

1. Основные принципы права.

2. Исламская теория права.

3. Право индуистской цивилизации.

4. Христианское (западное) правопонимание.

5. Политическая и правовая идеология Киевской Руси.

6. Правовая мысль Московского государства.

7. Эволюция идей естественного права.

8. Свобода как мировоззренческая основа естественного права.

9. Различение права и закона в концепции естественного права.

10. Соотношение права и морали в концепции естественного права.

11. Концепции возрожденного естественного права.

12. Основные этапы в развитии позитивизма.

13. Классический позитивизм Д. Остина.

14. Нормативизм Г. Кельзена как продолжение юридического позитивизма в XX в.

15. Аналитическая юриспруденция Г. Харта.

16. Позитивные и слабые стороны нормативного подхода к праву.

17. Становление и развитие исторической школы права.

18. Позитивные и слабые стороны исторической школы права.

19. Правовая идеология марксизма: основные идеи.

20. Достоинства и слабые стороны марксизма.

21. Эволюция социологического правопонимания.

22. Понятие и сущность концепции «живого» права.

23. Право как инструмент социального контроля в учении правового реализма.

24. Позитивные и слабые стороны социологической юриспруденции.

25. Психологическая концепция права Л. Петражицкого: достоинства и слабые стороны

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он набрал от 85 до 100 баллов;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он набрал от 68 до 84 баллов;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он набрал от 50 до 67 баллов;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он набрал менее 50 баллов

Ответ студента оценивается по следующим критериям:

1.    полнота и степень систематизированности изложенного материала: 0-20 б.

2.    обоснование актуальности и научной новизны проблемы: 0-15 б.

3.    логичность и последовательность изложения проблемы: 0-15 б.

4.    навыки научно-исследовательской работы с литературой и нормативно-правовыми актами: 0-15 б.

5.    анализ различных научных подходов к проблеме: 0-15 б.

6.    самостоятельность выводов студента: 0-10 б.

7.    качество ответов на вопросы: 0-10.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

 

Кафедра Теории и истории государства и права

Вопросы для опроса

по дисциплине «Типология современных подходов к праву»

Модуль1

Модуль 2

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1

Цели освоения дисциплины: изучение смысла права, его сущности и места в мире, а также ценность, значимость и роль права в жизни человека.

1.2

Задачи: изучение ведущих направлений, концепций, составляющих богатство философско-правовой мысли, изучение вопросов о мировоззренческом и методологическом обосновании различных правовых ориентаций.

         

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цикл (раздел) ООП:

М1.В.ДВ.03

2.1

Требования к предварительной подготовке обучающегося:

2.1.1

Необходимыми условиями для успешного освоения дисциплины являются знания, умения и навыки, сформированные при получении предшествующего образования

2.2

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

2.2.1

Необходимыми условиями для успешного освоения дисциплины являются знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин:

         

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОК-1: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания

Знать:

- цивилизационную ценность и значимость права как важнейшего социального регулятора,

- учения выдающихся мыслителей в области права с периода античности до современности, знать содержание основных научных школ в сфере правопонимания, основные этапы становления и развития философско-правовых течений.

- методологические подходы к современным проблемам юридической науки, основные базовые понятия курса, юридические категории и конструкции

- сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов дисциплин, способствующих формированию достаточного уровня профессионального правосознания.

Уметь:

-анализировать достоинства и слабые стороны философско-правовых учений, уметь сопоставлять различные точки зрения в понимании сущности права, находить преемственность в развитии философско-правовой мысли, осуществлять сравнительно-правовой анализ философско-правовых концепций;

- дискутировать по правовым вопросам;

- оценивать уровень своей профессиональной компетентности и социальной значимости своей будущей профессии

- выявлять и оценивать имеющиеся достоинства и недостатки профессиональной деятельности в сфере государственно- правовой проблематики.

Владеть:

- навыками определения оптимальных путей решения профессиональных задач юридической деятельности.

- высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

- знаниями о сущности права, уровнях его познания, основных типах правопонимания, о теоретическом и практическом значении категории «сущность права».

ОК-2: способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста

Знать:

- содержание должностных обязанностей основных юридических профессий,

- требования профессиональной этики юриста,

- положения действующего законодательства и правоприменительную практику в необходимых для профессиональной деятельности отраслях права.

Уметь:

- демонстрировать этические профессиональные стандарты поведения;

- действовать в соответствии с должностными инструкциями;

- составлять суждения по правовым вопросам с этических позиций;

- действовать в соответствии с правовыми актами, должностными инструкциями и моральными нормами в условиях нестандартных, экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.

Владеть:

- навыками применения на практике требований профессиональной этики юриста и имеющихся профессиональных знаний;

- навыками поддержания уровня своих профессиональных знаний;

- способностью повышать свой профессиональный уровень,

- мобилизовать усилия для решения поставленной профессиональной задачи.


 

УП: z40.04.01.07_1.plx

            стр. 5
                   

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Код занятия Наименование разделов и тем /вид занятия/

Семестр / Курс

Часов Компетен- ции Литература Интер акт.

Примечание

  Раздел 1. Модуль №1 «Методология права. Конкурирующие типы правопонимания».

 

       

 

1.1 Семинар «Сущность методологии права». 1. Всеобщие методы познания государственно-правовых явлений. 2. Общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. 3. Частно-научные и частно-правовые методы познания. 4. Юридические технологии (правовая инженерия). /Пр/

2

2 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 0

 

1.2 Тема «Понятие методологии. Основные принципы научного исследования правовых явлений». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) Единство метода общей теории права. б) Философско-правовой уровень юридической методологии. в) Метод сравнительно-правового познания. г) Частно-правовая методология познания. д) Сущность синергетической методологии права. /Ср/

2

6 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 0

 

1.3 Тема «Сущность, функции, ценность права, типология подходов к праву». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) Нормативность права: понятие и сущность. б) Обеспечение права государством. в) Формальная определенность права. г) Системность права. /Ср/

2

4 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 0

 

  Раздел 2. Модуль №2 «Интегративное, культурно- историческое и социологическое правопонимание».

 

       

 

2.1 Семинар «Социологическое правопонимание». 1. Становление и развитие социологического правопонимания. 2. Сущность концепции свободного права Е. Эрлиха. 3. Право как средство (инструмент) социального контроля в учении правового реализма Р. Паунда. 4. Достоинства и слабые стороны социологического подхода к праву. /Пр/

2

2 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 2

 

                   

 

УП: z40.04.01.07_1.plx

            стр. 6
2.2 Тема «Социологическая теория права. Психологическая школа права». 1.Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами. а) «Правовой реализм» Р. Паунда. б) Социология права О. Холмса. в) Экзистенциалистское понимание права. г) Соотношение интуитивного и позитивного права Л. Петражицкого. /Ср/

2

4 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 0

 

2.3 Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента 1.Достоинства и слабые стороны социологического подхода к праву. 2.Понимание права как нормативно согласованного интереса. 3.Социогуманитарная концепция права. 4.Интегративное понимание права в российском правоведении. 5.Достоинства и недостатки интегративного понимания права. 6.Правовая составляющая типологии культур. 7.Право в исламской культуре. /Ср/

2

14 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 0

 

2.4 /Зачёт/

2

4 ОК-1 ОК-2 Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1 0

 

                   

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Дата: 2019-04-23, просмотров: 684.