№ | Что оценивается | Качественная оценка | Баллы |
1. Содержание | |||
1. | Научность | a) в соответствии с требованиями b) популярно c) ненаучно | b |
2. | Проблемность | a) ярко выражена b) отсутствует | a |
3. | Сочетание теоретического с практическим | a) выражено достаточно b) представлено частично c) отсутствует | b |
4. | Доказательность | a) убедительно b) декларативно c) бездоказательно | a |
5. | Связь с профилем подготовки специалиста | a) хорошая b) удовлетворительная c) плохая | a |
6. | Структура лекции | a) чёткая b) расплывчатая c) беспорядочная | a |
7. | Воспитательная направленность | a) высокая b) средняя c) низкая | b |
8. | Соответствие учебной программе | a) полностью соответствует b) частично соответствует | a |
9. | Использование времени | a) используется рационально b) излишние траты на организационные моменты c) время используется не рационально | a |
2. Изложение материала лекции | |||
1. | Метод изложения (преимущественно) | a) проблемный b) частично-поисковый c) объяснительно-информационный | c |
2. | Использование наглядности | a) используется в полном объёме b) используется недостаточно c) не используется | c |
3. | Владение материалом | a) свободно владеет b) частично пользуется конспектом c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту | a |
4. | Уровень новизны | a) в лекции используются последние достижения науки b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны c) новизна материала отсутствует | b |
5. | Реакция аудитории | a) повышенный интерес b) низкий интерес | a |
3. Поведение преподавателя | |||
1. | Манера чтения лекции | a) увлекательная, живая b) увлекательность и живость выражены ярко c) монотонная, скучная | a |
2. | Культура речи | a) высокая b) средняя c) низкая | a |
3. | Контакт с аудиторией | a) ярко выражен b) недостаточный c) отсутствует | a |
4. | Манера держать себя | a) умеренно выражена мимика и жестикуляция b) избыточная мимика и жестикуляция c) суетливость и беспорядочность движений | a |
5. | Внешнее проявление психического состояния | a) спокойствие и уверенность b) некоторая нервозность c) выраженная нервозность | a |
6. | Отношение преподавателя к слушателям | a) в меру требовательное b) слишком строгое c) равнодушное | a |
7. | Такт преподавателя | a) тактичен b) бестактен | a |
8. | Внешний облик | a) опрятен b) неряшлив | a |
Вывод | ? |
Выводы по прослушанному (лекционному, семинарскому) занятию:_________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примерная схема анализа учебного занятия (№ 3)
1. Учебное заведение, курс, группа, предмет, ФИО преподавателя.
2. Тема, цель, тип учебного занятия.
3. Организационные вопросы учебного занятия. Структура учебного занятия. Своевременность начала и окончания. Содержание и длительность организационного периода. Рациональность использования времени. Уровень организованности студентов и требовательность преподавателя. Дисциплинарные замечания и их целесообразность. Сосредоточенность и устойчивость внимания студентов на всех этапах учебного заведения.
4. Выполнение преподавателем общепедагогических требований к проведению учебного занятия. Научность изложения учебного материала. Характер воспитательного воздействия на студентов в ходе урока. Связь обучения с жизнедеятельностью человека. Использование междисциплинарных связей в учебном материале. Умение преподавателя владеть аудиторией, распределять внимание (одновременно вести наблюдение за студентами, анализировать содержание ответов, поддерживать логическую нить урока). Взаимоотношения преподавателя со студентами. Тактичность преподавателя и студентов. Учет индивидуальных особенностей студентов. Качество речи (эмоциональность, выразительность, лаконичность, точность остановки вопросов), постановка голоса. Внешний вид преподавателя: поза, мимика, жесты.
5. Методика обучения. Объем учебного материала, взятого для учебного занятия. Его соответствие познавательным возможностям студентов. Методика доведения до студентов цели и учебных задач учебного занятия. Применение на учебном занятии методов обучения (лекция, рассказ, беседа, чтение, дискуссия, решение эвристических задач), их целесообразность. Работа над научными понятиями, мировоззренческими выводами. Уровень активности студентов и сознательности учебного материала. Какими способами обеспечивается активность. Соотношение самостоятельной активной работы студентов с активной деятельностью преподавателя. Какие виды самостоятельной работы применяются. Умения и навыки преподавателя в постановке демонстрации наглядных пособий (таблиц, схем, рисунков, картин, диафильмов, кинофильмов). Качество наглядных пособий. Рациональность использования учебной аудитории и учебной доски. Качество записей и зарисовок на доске. Как преподаватель руководит записями и зарисовками студентов в тетрадях. Методика решения задач и выполнения упражнений. Имеется ли система в выполнении упражнений. Уровень самостоятельности студентов в выполнении упражнений, практических занятий. Насколько четки обобщения и выводы на отдельных этапах учебного занятия, степень участия студентов в обобщениях. Как подводятся итоги учебного занятия. Эмоциональная атмосфера на учебном занятии. Возможности данного учебного занятия для развития познавательных чувств студентов. Методика первичного закрепления учебного материала на учебном занятии. Объем домашней работы, ее характер, степень трудности, инструктаж по выполнению заданий.
6. Методика контроля знаний, умений и навыков. Приемы контроля (устный опрос, краткие письменные работы, выполнение индивидуальных заданий, беглый опрос, уплотненный опрос, рейтинг). Целесообразность их применения. Соблюдение критериев оценок. Объективность оценки. Фактическое состояние знаний, умений и навыков студентов: уровень знаний и понимания учебного материала; убежденность и умение доказать правильность своих суждений; культура и грамотность речи; умение применять знания на практике.
7. Состояние пособий и принадлежностей.
8. Санитарно-гигиеническое и эстетическое состояние учебной аудитории. Освещенность, температура, влажность воздуха. Маркировка парт и правильность посадки. Оформление и убранство учебной аудитории.
Место учебного занятия в системе курса лекций. Как выполнен учебный план. Образовательный и воспитательный эффект учебного занятия. Выводы об успехах продвижения к мастерству преподавания.
Приложение 7
Дата: 2019-04-23, просмотров: 217.