Методические указания
по прохождению педагогической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности для студентов
Направление подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ
Профиль «Социальная психология»
Форма обучения – очная и заочная
Квалификация выпускника – бакалавр
Псков, 2019
Содержание
1. Общие положения………………………………………………………3
2. Цели и задачи практики ………………………………………………..4
3. Организация практики …………………………………………………5
4. Содержание практики ………………………………………………….6
5. Аттестация практики …………………………………………………12
Учебная литература ………………………………………………………14
Приложения ………………………………………………………………17
Общие положения
В соответствии с ФГОС подготовка студентов по специальности 37.03.01 – Психология, профиль «Социальная психология». Необходимость введения педагогической практики в учебные планы обусловлена тем, что практика формирует профессиональное сознание в условиях естественного педагогического процесса.
Педагогическая практика представляет собой организованный и целенаправленный комплекс мероприятий, который направлен на становление, развитие и эффективное функционирование педагогических знаний, навыков и умений обучающихся.
Педагогическая практика направлена на ознакомление со спецификой педагогической деятельности, развитие педагогических коммуникативных способностей обучающихся.
Подготовка и выполнение педагогических мероприятий должны мобилизовать внутренний ресурс обучающихся на саморазвитие их профессионально значимых личностных качеств.
В ходе прохождения практики студенты анализируют и закрепляют знания, полученные в теоретических курсах, и умения, которые начали осваивать на активных семинарах, коллективных тренингах, лабораторных занятиях и практикумах.
Способ проведения педагогической практики – стационарный и непрерывный. Вид практики – педагогическая практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Продолжительность и сроки прохождения практики определяются учебным планом подготовки.
Методические указания включают материалы, которые помогут аспирантам, слушателям дополнительной профессиональной образовательной программы в успешном овладении навыками педагогической деятельности. Практика проводится на кафедре психологии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров по направлению 37.03.01 «Психология» обучающиеся за время обучения должны пройти педагогическую практику по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности.
Цель педагогической практики - приобретение студентами опыта самостоятельной практической работы в рамках таких направлений деятельности психолога и преподавателя психологии в учебном заведении, как: психологическое просвещение, психологическая коррекция, психологическая профилактика и рефлексия этого опыта.
Она помогает формировать саморефлексию студента, научно-педагогическое мировоззрение с учетом современных психолого-педагогических знаний, способствует осознанию им объективных и субъективных трудностей, существующих в профессии психолога.
Задачи педагогической практики:
- Применение студентами в реальной практической деятельности приобретенных теоретических знаний и практических навыков по различным курсам психолого-педагогических дисциплин.
- Отработка в режиме реального взаимодействия базовых профессиональных компетенций практического психолога, необходимых для эффективной деятельности.
- Формирование компетенций, необходимых для эффективного осуществления психолого-профилактической работы в образовательном учреждении – компетенций в проведении семинаров-практикумов и деловых игр различной тематики.
- Отработка навыков психологического наблюдения при проведении учебных занятий просветительской и профилактической направленности и навыков личностной и профессиональной рефлексии.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Обучаемые проходят педагогическую практику в конкретном образовательном учреждении в условиях реального образовательного процесса в качестве одного из его субъектов.
1. Педагогическая практика осуществляется на 3 курсе, в 6 семестре в течение 3 недель в организациях, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Практика в сторонних организациях основывается на договорах, в соответствии с которыми студентам предоставляются места практики, оказывается организационная и информационно-методическая помощь в процессе прохождения практики. Базовые учреждения должны располагать достаточной материально-технической оснащенностью для осуществления педагогической деятельности. В период практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в учреждении.
2. Студенты могут самостоятельно осуществлять поиск мест практики. В этом случае они представляют на кафедру ходатайство (согласие) организации о предоставлении места прохождения практики с указанием срока ее проведения. Ходатайство печатается на фирменном бланке организации, должно быть заверено подписью руководителя организации и печатью и содержать информацию о статусе (должности) студента во время прохождения практики (см. приложение). При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если выполняемая работа соответствует требованиям программы практики.
3. Общая трудоемкость научно-исследовательской практики составляет 5 зачетных единиц. Общий объем выделенных на педагогическую практику часов составляет 180 часов. Таким образом, загруженность студента во время педагогической практики должна составлять 60 ч в неделю самостоятельной работы. Это учитывается при составлении индивидуальных планов педагогической практики студентов. Ежедневно студенты проводят по месту прохождения практики не менее 4 часов (с 9.00 до 13.00). Два часа в день отводятся на методическую работу, место проведения которой студент выбирает самостоятельно.
4. Перед началом практики проводится Установочная конференция, на которой студентам сообщается вся необходимая информация по проведению педагогической практики и назначается руководитель педагогической практики, из числа сотрудников кафедры психологии.
2. Руководство педагогической практикой возлагается на руководителя педагогической практики. Персональное руководство осуществляет также преподаватель кафедры совместно, с которым студент составляет индивидуальный план всей педагогической практики. Комплексный отчет по итогам практики студент предоставляет руководителю практики.
5. Выбор базы практики согласуется с руководителем педагогической практики и определяется при его всяческом содействии.
6. Для прохождения практики на кафедре, студент, совместно с руководителем практики, выбирают учебную дисциплину для проведения анализа занятий, а также самостоятельного проведения занятий по выбранной дисциплине.
7. График работы составляется в соответствии с расписанием учебных дисциплин по согласованию с профессорско-преподавательским составом кафедр, а также других кафедр, обеспечивающих учебный процесс на факультете.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Содержание педагогической практики отражает основные виды деятельности преподавателя в вузе:
- проектирование учебного процесса;
- проведение занятий и руководство внеаудиторной (самостоятельной) работой обучаемых по дисциплине;
- работу куратора учебной группы;
- изучение и обобщение опыта других преподавателей образовательного учреждения (посещение занятий и их анализ, изучение документации, участие в работе методического объединения и т.п.);
- учебно-исследовательскую работу по проблемам теории и методики профессионального образования (впоследствии отражается в содержании курсовой и выпускной квалификационной работе).
Знакомятся с:
- нормативными регламентирующими документами кафедры;
- учебно-методическими материалами;
- программами учебных дисциплин, курсами лекций, содержанием лабораторных и практических занятий;
- научно-методическими материалами: научно-методическими разработками, тематикой научных направлений кафедры, научно-методической литературой.
- посещают занятия преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам (четыре посещения), проводят наблюдение и анализ занятий;
- самостоятельно проводят фрагменты (части) занятий по согласованию с научным руководителем и (или) преподавателем учебной дисциплины;
- самостоятельно проводят занятия по плану учебной дисциплины (не менее пяти занятий);
- проводят определенные мероприятия психолого-педагогического характера, например, тренинги; организация дискуссий, круглых столов, семинаров, организация дискуссий, круглых столов, семинаров и т.д.;
- просветительская деятельность по психолого-педагогическим темам, например, диспуты, беседы и т.д.;
- разрабатывают конспекты всех проводимых занятий, программы тренингов;
- число посещаемых и проведенных занятий не ограничено;
- все занятия оцениваются по анкетам из Приложений в данном документе и в рабочей программе (в отчете прикладывается их краткий конспект).
- выполняют отдельные поручения в рамках программы практики;
- в процессе прохождения педагогической практики студент заполняет дневник, в котором в хронологическом порядке указывает содержание выполняемой работы, а руководитель практики (от организации) расписывается (дневник заверяется печатью организации).
№№ п/п |
Этапы практики
Виды самостоятельной работы
Виды учебной работы
(в часах)
Формы текущего контроля
Подготовительный этап
АТТЕСТАЦИЯ ПРАКТИКИ
Педагогическая практика считается завершенной при условии выполнения студентом всех требований программы практики.
Для прохождения аттестации по итогам практики студент сдает руководителю практики от кафедры следующие документы:
1) Отчет по практике (образец титульного листа) (приложение 1);
2) Индивидуальный план практиканта (приложение 2);
3) Журнал практики (приложение 3);
4) Дневник практики (приложение 4);
5) Отзыв руководителя практики от принимающей организации с подписью, печатью и оценкой (приложение 5);
6) Анализы посещенных и проведенных занятий (приложения 6 - 8);
7) Конспекты проведенных занятий (приложение 9);
8) Результаты опроса обратной связи и рефлексии (приложение 10);
9) Критерии оценивания отчета по практике (приложение 11).
В процессе оформления документации студент должен обратить внимание на правильность оформления документов:
- индивидуальный план студента должен иметь отметку о выполнении запланированной работы;
- отчет по практике должен иметь описание проделанной (анализ посещенных занятий, конспекты и анализы проведенных занятий); самооценку о прохождении практики; выводы и предложения по организации практики студента.
Общие выводы по практике:
1. Самооценка успешности прохождения практики.
2. Перечень основных знаний и умений, приобретенных студентом во время практики.
3. Перечень проблем и затруднений, с которыми столкнулся.
4. Предложения по практике.
Все документы должны быть отпечатаны, оформлены в соответствии с правилами делопроизводства и представлены в отдельной папке с титульным листом (приложение 1).
Требования к отчету и методические рекомендации
по его подготовке
1. Общие требования к оформлению отчета по практике:
1. отчет предоставляется в печатном виде на листах формата А4;
2. поля: сверху и снизу – 2 см., слева – 3 см., справа 1 см.;
3. шрифт - Times New Roman.
4. размер шрифта – 14;
5. интервал – 1,5;
6. абзацный отступ – 1,25;
7. нумерация страниц – посередине или справа (сверху или снизу);
8. оформляется в папке для файлов;
9. Объем отчета от 15 до 25 страниц печатного текста (без приложений).
2. Отчет по практике должен включать следующие элементы:
- титульный лист;
- оглавление;
- основную часть;
- заключение;
- список использованных источников и литературы.
Сроки сдачи отчетной документации устанавливаются кафедрой на конференции или семинарском занятии по практике.
Практика завершается сдачей зачета с оценкой комиссии в составе руководителей практики от университета. На отчетной конференции по практике, которая организуется в первые две недели после ее окончания, каждому студенту задаются вопросы по разделам практики.
При определении оценки учитываются следующие показатели:
- ответы на вопросы;
- характеристика работы студента руководителями практики от предприятия и от университета.
Оценки комиссии проставляются в ведомость и в зачетную книжку.
Оценка по практике приравнивается к оценкам по дисциплинам теоретического обучения и учитывается при проведении итогов промежуточной (сессионной) аттестации студентов.
Итоговая документация студентов остается на кафедре.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ В.М. Астапов. - Москва: ПЕР СЭ, 2012. -176 с. - Режим доступа: http://iprbookshop.ru/7428
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012.
3. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012. - 321 с.
4. Ишкова М.А. Основы психологического консультирования. [Электронный ресурс]: Учебно-методические пособия — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 115 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/72650
5. Клиническая психология: Учебник для вузов / Под ред. Б.Д. Карвасарский. - 5-e изд., доп. - ил. - СПб.: Питер, 2014
6. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — М.: Аспект Пресс, 2013. — 272 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/68772
7. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие / А.Г. Маклаков. — Санкт-Петербург : Питер, 2013.
8. Методологические проблемы медицинской психологии: семинары каф. клинич. психологии (Ч. II: 2010-2012 гг.) / [под науч. ред. А.Н. Алехина]; РГПУ им. А.И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2012
9. Носс И.Н. Психодиагностика. Учебник - М.: ЮРАЙТ, 2013.
10. Орлова Е.А. Клиническая психология: учеб. для бакалавров / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник; отв. ред. Г.И. Ефремова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2014.
11. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования: монография— М.: Пер Сэ, 2012.
12. Попова Р.Р. Детская клиническая психология. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — Казань: КФУ (Казанский, 2015. — 216 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/72867
13. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 368 с.
14. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Флинта, 2011. - 320 с.
15. Холмогорова А. Б. Клиническая психология: В 4-х т. Т. 2: Частная патопсихология: Учебник. - Москва: Издательство Юрайт, 2012.
16. ХолмогороваА.Б. Клиническая психология: В 4-х т. Т.1: Учебник. - Москва: ИЦ «Академия», 2010.
17. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. - 4-е изд., (+СД). Серия: Классический университетский учебник. - Санкт-Петербург: Питер, 2012.
б) дополнительная литература, в т.ч. из ЭБС:
1. Алехин А.Н. Элементы психопатологии для педагогов и психологов: Учебное пособие. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. — 123 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/5555
2. Вассерман Л.И. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. — Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ; М.: ИЦ "Академия", 2003.
3. Гарусев А.В. Основные методы сбора данных в психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ А.В. Гарусев, Е.М. Дубовская, В.Е. Дубровский. - Москва: Аспект Пресс, 2012. - 158 с. - Режим доступа: http://iprbookshop.ru/8872.
4. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учебное пособие для студ. вузов / Е.И. Изотова - М.: Академия, 2007. - 288 с.
5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна; Пер. с нем. А. Желнина, И. Стефановича, Н. Римицана и др. — Санкт-Петербург: Питер, 2002
6. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация: монография— М.: Пер Сэ, 2012
7. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства. - СПб., 2010.
8. Кулганов В.А. Профилактика социальных отклонений (превентология) [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфёнов Ю.А.— Электрон. текстовые данные. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2011. — 244 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22988.
9. Мягков И.Ф. Медицинская психология: Основы патопсихологии и психопатологии: Учебник для студентов вузов. — Москва: Логос, 1999
10. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. -448 с.
11. Социальная психология образования: Учебное пособие /под ред. А.Н. Сухова; Рос. акад. образ., Моск. психол.-соц. ин-т; - М.: МПСИ, 2005. – 355 с.
12. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие. - 7-е изд., стер. Москва ИЦ «Академия» 2011.
13. Шнейдер Л.Б., Соломатина Е.М. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию: Учебное пособие. - Москва: Издательство НОУ ВПО МПСУ, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Псковский государственный университет
Кафедра психологии
Отчет по практике
Приложение 2
Индивидуальный план студента
По педагогической практике
№ | Содержание разделов работы; основные виды деятельности | Сроки выполнения | Отметка о выполнении (подпись руководителя) |
Подпись руководителя педагогической практики ___________________
Подпись студента________________________
Приложение 3
Журнал практики
№ | Форма (лекция, дискуссия, семинар) | Название темы Мероприятия | Дата проведения | Кол-во участни-ков | Ф.И.О. кл. рук-ля и подпись | Прочее |
А. Посещенные | ||||||
. . . . | ||||||
Б. Проведенные | ||||||
. . . . | ||||||
В. Консультации с преподавателем |
1. Планы и конспекты проведенных мероприятий.
2. Анализ посещенных мероприятий, проводившихся напарником.
3. Анализ проведенных студентом мероприятий, выполненный наблюдателем, или их экспертная оценка.
Приложение 4
Дневник
Приложение 5
Педагогической практики
студентом ___ курса факультета естественных наук, медицинского и психологического образования
Ф.И.О._________________________________________________
1. Место прохождения практики: _________________________________
2. Сроки практики: с «__» ________ 201__ г. по «___» ________ 201_ г.
3. Продолжительность практики: ______ недель.
4. Навыки, приобретенные за время практики (пример): в ходе практики студентом(кой) был приобретен опыт самостоятельной практической работы в рамках направлений деятельности психолога и преподавателя психологии в учебном заведении.
5. Отзыв об отношении студента к работе (пример): ………………….. во время прохождения педагогической практики показал(а) себя как дисциплинированная и ответственная студент(ка).
За время прохождения практики студент(ка) посетил(а) и прослушал(а) ……. занятия преподавателей кафедры психологии: …. лекционное и …. практических занятий.
Во время практики осуществлял(а) деятельность: __________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Все порученные задания выполнял(а) добросовестно и в срок.
За время практики студентом(кой) были закреплены имеющиеся теоретические знания, получены первоначальные практические навыки и умения, необходимые для работы психолога.
Оценка за практику:__________________________________________
«____»___________ 2019 г. Подпись:____________(_____________)
расшифовка
Приложение 6
Примеры анализа занятий
Примерная схема анализа учебного занятия (№ 3)
1. Учебное заведение, курс, группа, предмет, ФИО преподавателя.
2. Тема, цель, тип учебного занятия.
3. Организационные вопросы учебного занятия. Структура учебного занятия. Своевременность начала и окончания. Содержание и длительность организационного периода. Рациональность использования времени. Уровень организованности студентов и требовательность преподавателя. Дисциплинарные замечания и их целесообразность. Сосредоточенность и устойчивость внимания студентов на всех этапах учебного заведения.
4. Выполнение преподавателем общепедагогических требований к проведению учебного занятия. Научность изложения учебного материала. Характер воспитательного воздействия на студентов в ходе урока. Связь обучения с жизнедеятельностью человека. Использование междисциплинарных связей в учебном материале. Умение преподавателя владеть аудиторией, распределять внимание (одновременно вести наблюдение за студентами, анализировать содержание ответов, поддерживать логическую нить урока). Взаимоотношения преподавателя со студентами. Тактичность преподавателя и студентов. Учет индивидуальных особенностей студентов. Качество речи (эмоциональность, выразительность, лаконичность, точность остановки вопросов), постановка голоса. Внешний вид преподавателя: поза, мимика, жесты.
5. Методика обучения. Объем учебного материала, взятого для учебного занятия. Его соответствие познавательным возможностям студентов. Методика доведения до студентов цели и учебных задач учебного занятия. Применение на учебном занятии методов обучения (лекция, рассказ, беседа, чтение, дискуссия, решение эвристических задач), их целесообразность. Работа над научными понятиями, мировоззренческими выводами. Уровень активности студентов и сознательности учебного материала. Какими способами обеспечивается активность. Соотношение самостоятельной активной работы студентов с активной деятельностью преподавателя. Какие виды самостоятельной работы применяются. Умения и навыки преподавателя в постановке демонстрации наглядных пособий (таблиц, схем, рисунков, картин, диафильмов, кинофильмов). Качество наглядных пособий. Рациональность использования учебной аудитории и учебной доски. Качество записей и зарисовок на доске. Как преподаватель руководит записями и зарисовками студентов в тетрадях. Методика решения задач и выполнения упражнений. Имеется ли система в выполнении упражнений. Уровень самостоятельности студентов в выполнении упражнений, практических занятий. Насколько четки обобщения и выводы на отдельных этапах учебного занятия, степень участия студентов в обобщениях. Как подводятся итоги учебного занятия. Эмоциональная атмосфера на учебном занятии. Возможности данного учебного занятия для развития познавательных чувств студентов. Методика первичного закрепления учебного материала на учебном занятии. Объем домашней работы, ее характер, степень трудности, инструктаж по выполнению заданий.
6. Методика контроля знаний, умений и навыков. Приемы контроля (устный опрос, краткие письменные работы, выполнение индивидуальных заданий, беглый опрос, уплотненный опрос, рейтинг). Целесообразность их применения. Соблюдение критериев оценок. Объективность оценки. Фактическое состояние знаний, умений и навыков студентов: уровень знаний и понимания учебного материала; убежденность и умение доказать правильность своих суждений; культура и грамотность речи; умение применять знания на практике.
7. Состояние пособий и принадлежностей.
8. Санитарно-гигиеническое и эстетическое состояние учебной аудитории. Освещенность, температура, влажность воздуха. Маркировка парт и правильность посадки. Оформление и убранство учебной аудитории.
Место учебного занятия в системе курса лекций. Как выполнен учебный план. Образовательный и воспитательный эффект учебного занятия. Выводы об успехах продвижения к мастерству преподавания.
Приложение 7
А. Деятельность ведущего
1. Каково эмоциональное состояние ведущего на разных этапах дискуссии (семинара)?
а) Какой мышечный статус.
б) Тон и темп речи.
в) Мимика и пантомимика.
2. На чем фокусирует группу?
а) На сходстве или различиях.
б) На характере эмоциональных реакций.
в) На процессе дискуссии.
г) На поиске решения.
3. Организационные моменты.
а) Как обеспечивает включенность в работу всех участников.
б) Как концентрирует их внимание.
в) Как создает благоприятную психологическую атмосферу в группе.
г) Как преодолевает затруднения (паузы, конфронтацию, уход от темы).
4. Методические моменты.
а) Все ли этапы дискуссии (семинара) соблюдаются.
б) Как отмечается переход от этапа к этапу.
в) Нарушается или нет последовательность этапов.
г) Насколько результат дискуссии (семинара) соответствует
поставленным целям.
5. Какие техники и приемы использует на отдельных этапах.
а) Как разогревает участников.
б) Как фокусирует участников на обсуждаемой проблеме.
в) Как фиксирует предлагаемые решения.
г) По каким критериям отбирает решения.
6. Как стимулирует обмен мнениями.
а) Какие задает вопросы (открытые - закрытые, риторические, на обдумывание и т.д.)
б) Обозначает или нет противоречия.
в) Отмечает ли «тупики» и «топтание на месте».
г) Напоминает ли время от времени о цели дискуссии.
7. Как часто использует базовые психологические навыки.
а) Перефразирование.
б) Отражение чувств.
в) Подведение итогов и развитие идей.
г) Канализирование (усиление акцентов и направление в конструктивное русло) дискуссии.
1. Навыки обратной связи (ОС).
а) Как предоставляет ОС.
б) Как принимает ОС.
в) Как организует обмен ОС между участниками группы.
д) Какой характер носит ОС (с точки зрения описательности, безоценочности и своевременности).
Б. Деятельность участников
1. Какие чувства выражают участники дискуссии (семинара).
2. Каков мышечный статус и особенности экспрессии.
3. Как реагируют на ведущего и других участников на поведенческом уровне.
4. Какой характер общения между участниками (безличностный, личностный, деловой и т.д.).
5. Как изменяется интенсивность группового взаимодействия на разных этапах дискуссии (семинара).
Приложение 8
Приложение 9
Конспект проведенного занятия № _____
Специальность, предмет: _______________________________________
Дата проведения, время: ___________________________ ____________
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Приветствие, объявление темы занятия и цели.
Тема занятия: …………………………………………….
Цель: ……………………………………...
2. Основная часть.
1. ………………………...
2. ……………………......
3. ……………………….
3. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Рефлексивный анализ занятия студентами (участниками мероприятия) (Приложение № 9).
Приложение 10
Таблица обратной связи и рефлексии (№ 1)
% п/п | Мероприятия | Дата | Средний балл | Рефлексия | |||
Интерес | Полез-ность | удовлетво-ренность | внутр. Опыт | внешн. опыт | |||
1 | Лекция | ||||||
2 | Дискуссия | ||||||
3 | Семинар | ||||||
n | . . . . . . . |
Приложение 11
По педагогической практике
Фамилия, имя, отчество студента _________________________________
Направление подготовки________________________________________
Курс_________________ № группы ___________
№ | Наименование показателей | Шкала оценок | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Степень раскрытия темы | ||||
2 | Самостоятельность подхода к написанию отчета | ||||
3 | Последовательность и логика изложения материала | ||||
4 | Качество оформления, язык, стиль и грамматический уровень работы | ||||
Всего баллов: |
11 и меньше баллов – «неудовлетворительно»
от 12 до 14 баллов – «удовлетворительно»;
от 15 до 18 баллов – «хорошо»;
от 19 до 20 баллов – «отлично».
Дополнительные замечания __________________________________________
__________________________________________________________________
Оценка ________________________________
Преподаватель–экзаменатор ___________________подпись: ______________
фамилия, имя, отчество
«_____» ______________ 201 __ г.
Методические указания
по прохождению педагогической практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности для студентов
Направление подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ
Профиль «Социальная психология»
Форма обучения – очная и заочная
Квалификация выпускника – бакалавр
Псков, 2019
Содержание
1. Общие положения………………………………………………………3
2. Цели и задачи практики ………………………………………………..4
3. Организация практики …………………………………………………5
4. Содержание практики ………………………………………………….6
5. Аттестация практики …………………………………………………12
Учебная литература ………………………………………………………14
Приложения ………………………………………………………………17
Общие положения
В соответствии с ФГОС подготовка студентов по специальности 37.03.01 – Психология, профиль «Социальная психология». Необходимость введения педагогической практики в учебные планы обусловлена тем, что практика формирует профессиональное сознание в условиях естественного педагогического процесса.
Педагогическая практика представляет собой организованный и целенаправленный комплекс мероприятий, который направлен на становление, развитие и эффективное функционирование педагогических знаний, навыков и умений обучающихся.
Педагогическая практика направлена на ознакомление со спецификой педагогической деятельности, развитие педагогических коммуникативных способностей обучающихся.
Подготовка и выполнение педагогических мероприятий должны мобилизовать внутренний ресурс обучающихся на саморазвитие их профессионально значимых личностных качеств.
В ходе прохождения практики студенты анализируют и закрепляют знания, полученные в теоретических курсах, и умения, которые начали осваивать на активных семинарах, коллективных тренингах, лабораторных занятиях и практикумах.
Способ проведения педагогической практики – стационарный и непрерывный. Вид практики – педагогическая практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Продолжительность и сроки прохождения практики определяются учебным планом подготовки.
Методические указания включают материалы, которые помогут аспирантам, слушателям дополнительной профессиональной образовательной программы в успешном овладении навыками педагогической деятельности. Практика проводится на кафедре психологии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров по направлению 37.03.01 «Психология» обучающиеся за время обучения должны пройти педагогическую практику по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности.
Цель педагогической практики - приобретение студентами опыта самостоятельной практической работы в рамках таких направлений деятельности психолога и преподавателя психологии в учебном заведении, как: психологическое просвещение, психологическая коррекция, психологическая профилактика и рефлексия этого опыта.
Она помогает формировать саморефлексию студента, научно-педагогическое мировоззрение с учетом современных психолого-педагогических знаний, способствует осознанию им объективных и субъективных трудностей, существующих в профессии психолога.
Задачи педагогической практики:
- Применение студентами в реальной практической деятельности приобретенных теоретических знаний и практических навыков по различным курсам психолого-педагогических дисциплин.
- Отработка в режиме реального взаимодействия базовых профессиональных компетенций практического психолога, необходимых для эффективной деятельности.
- Формирование компетенций, необходимых для эффективного осуществления психолого-профилактической работы в образовательном учреждении – компетенций в проведении семинаров-практикумов и деловых игр различной тематики.
- Отработка навыков психологического наблюдения при проведении учебных занятий просветительской и профилактической направленности и навыков личностной и профессиональной рефлексии.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Обучаемые проходят педагогическую практику в конкретном образовательном учреждении в условиях реального образовательного процесса в качестве одного из его субъектов.
1. Педагогическая практика осуществляется на 3 курсе, в 6 семестре в течение 3 недель в организациях, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Практика в сторонних организациях основывается на договорах, в соответствии с которыми студентам предоставляются места практики, оказывается организационная и информационно-методическая помощь в процессе прохождения практики. Базовые учреждения должны располагать достаточной материально-технической оснащенностью для осуществления педагогической деятельности. В период практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в учреждении.
2. Студенты могут самостоятельно осуществлять поиск мест практики. В этом случае они представляют на кафедру ходатайство (согласие) организации о предоставлении места прохождения практики с указанием срока ее проведения. Ходатайство печатается на фирменном бланке организации, должно быть заверено подписью руководителя организации и печатью и содержать информацию о статусе (должности) студента во время прохождения практики (см. приложение). При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если выполняемая работа соответствует требованиям программы практики.
3. Общая трудоемкость научно-исследовательской практики составляет 5 зачетных единиц. Общий объем выделенных на педагогическую практику часов составляет 180 часов. Таким образом, загруженность студента во время педагогической практики должна составлять 60 ч в неделю самостоятельной работы. Это учитывается при составлении индивидуальных планов педагогической практики студентов. Ежедневно студенты проводят по месту прохождения практики не менее 4 часов (с 9.00 до 13.00). Два часа в день отводятся на методическую работу, место проведения которой студент выбирает самостоятельно.
4. Перед началом практики проводится Установочная конференция, на которой студентам сообщается вся необходимая информация по проведению педагогической практики и назначается руководитель педагогической практики, из числа сотрудников кафедры психологии.
2. Руководство педагогической практикой возлагается на руководителя педагогической практики. Персональное руководство осуществляет также преподаватель кафедры совместно, с которым студент составляет индивидуальный план всей педагогической практики. Комплексный отчет по итогам практики студент предоставляет руководителю практики.
5. Выбор базы практики согласуется с руководителем педагогической практики и определяется при его всяческом содействии.
6. Для прохождения практики на кафедре, студент, совместно с руководителем практики, выбирают учебную дисциплину для проведения анализа занятий, а также самостоятельного проведения занятий по выбранной дисциплине.
7. График работы составляется в соответствии с расписанием учебных дисциплин по согласованию с профессорско-преподавательским составом кафедр, а также других кафедр, обеспечивающих учебный процесс на факультете.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Содержание педагогической практики отражает основные виды деятельности преподавателя в вузе:
- проектирование учебного процесса;
- проведение занятий и руководство внеаудиторной (самостоятельной) работой обучаемых по дисциплине;
- работу куратора учебной группы;
- изучение и обобщение опыта других преподавателей образовательного учреждения (посещение занятий и их анализ, изучение документации, участие в работе методического объединения и т.п.);
- учебно-исследовательскую работу по проблемам теории и методики профессионального образования (впоследствии отражается в содержании курсовой и выпускной квалификационной работе).
Знакомятся с:
- нормативными регламентирующими документами кафедры;
- учебно-методическими материалами;
- программами учебных дисциплин, курсами лекций, содержанием лабораторных и практических занятий;
- научно-методическими материалами: научно-методическими разработками, тематикой научных направлений кафедры, научно-методической литературой.
- посещают занятия преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам (четыре посещения), проводят наблюдение и анализ занятий;
- самостоятельно проводят фрагменты (части) занятий по согласованию с научным руководителем и (или) преподавателем учебной дисциплины;
- самостоятельно проводят занятия по плану учебной дисциплины (не менее пяти занятий);
- проводят определенные мероприятия психолого-педагогического характера, например, тренинги; организация дискуссий, круглых столов, семинаров, организация дискуссий, круглых столов, семинаров и т.д.;
- просветительская деятельность по психолого-педагогическим темам, например, диспуты, беседы и т.д.;
- разрабатывают конспекты всех проводимых занятий, программы тренингов;
- число посещаемых и проведенных занятий не ограничено;
- все занятия оцениваются по анкетам из Приложений в данном документе и в рабочей программе (в отчете прикладывается их краткий конспект).
- выполняют отдельные поручения в рамках программы практики;
- в процессе прохождения педагогической практики студент заполняет дневник, в котором в хронологическом порядке указывает содержание выполняемой работы, а руководитель практики (от организации) расписывается (дневник заверяется печатью организации).
№№ п/п |
Этапы практики
Виды самостоятельной работы
Виды учебной работы
(в часах)
Формы текущего контроля
Подготовительный этап
Основной (дятельностный этап)
Дата: 2019-04-23, просмотров: 204.