Жизненный и творческий путь яркой представительницы Русской вокальной школы Лавровой Татьяны Николаевны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Направление подготовки: 53.03.03 Вокальное искусство.

Профиль – «Академическое пение»

                                                           

 

Выпускающая кафедра – Кафедра сольного пения №1

                                                                             

 

Руководитель – доцент Дубошинская И.Д.

 

                                                     

 

                                                            

                                                           

 

 

                                                        Москва

                                                          2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Истоки. Детство и юность

1.1. Экскурс в историю. Самара - один из культурных центров России...7

1.2. Семья. Школьные годы. Начальное музыкальное образование…...12

Глава 2. Ленинград. Становление таланта

Выдающиеся педагоги, раскрывшие музыкально – сценические

возможности молодой певицы – актрисы………………………………….16

2.2. Военные годы. Начало артистической деятельности в эвакуации...27

Глава 3. Профессиональная работа в театре. Музыкально-сценические образы

3.1. Первая Сталинская премия за создание пленительного образа Наташи Ростовой……………………………………………………………….31

3.2.  Снегурочка – лучшая из партий в репертуаре Лавровой…………...43

3.3. Вторая Сталинская премия за исполнение партии Л. Шевцовой….50

3.4. Работа с С.Я. Лемешевым………………………………………………...53

3.5. Лаврова – признанная артистка своего времени……………………...60

Глава 4. Педагогическая деятельность. Воспоминания современников

4.1. Преподавание в Ленинградской консерватории……………………...66

4.2. О Лавровой с любовью……………………………………………………71

4.3. Творческое наследие Т.Н. Лавровой……………………………………75

Заключение……………………………………………………………………...81

Список использованной литературы и Интернет-Ресурсы......................83

Приложения……………………………………………………………………..85

Введение

Отечественная оперная классика богата талантливыми исполнителями – вокалистами. Лаврова Татьяна Николаевна – из их числа.

           

                                                                                  Т.Н. Лаврова

Эта замечательная артистка пользовалась абсолютным успехом и признанием. Но прошли годы. И интерес к её творчеству несколько угас. Напрасно. В даровании Лавровой счастливое сочетание уникальных артистических данных – (она была очень хороша собой на сцене) женственная, типичная классическая героиня и прекрасное лирико-колоратурное сопрано! Певица обладала удивительным талантом перевоплощения, абсолютной музыкальностью и острым чувством сцены. Татьяна Николаевна щедро делилась со своими героинями душевным благородством, тактом, скромностью, обаянием, сердечной теплотой. Поэтому все её образы отличались необычайно привлекательным отпечатком интеллигентности. Как русская певица, она создавала характер национальной и исторической достоверности, передавала естественные чувства и психологическую выразительность. Певица целиком и полностью поддерживала традиции, которые заложили Собинов, Шаляпин и Нежданова.                     Многие исполнители, известные и очень популярные в своё время, впоследствии как бы забываются широкой аудиторией. Но они продолжают оставаться интереснейшими историческими личностями.  

                   

 

  Л.В. Собинов                                          Ф.И. Шаляпин                                   А.В. Нежданова

Об одних написано очень много. И это, безусловно, богатое историческое наследие. О других известно мало; немногочисленные публикации, разрозненные и немногословные, не передают в полном объёме всей информации. Совершенно непонятно, почему иногда невозможно найти сведения об артистах, которые были очень популярны и их фотографии печатались огромным тиражом. Лаврова была востребована и в мирные, и в военные годы. Своим героиням она дарила шарм и кокетство, всегда соблюдая границы хорошего вкуса. Её отличали спонтанные актёрские озарения, когда голос начинал звучать как-то удивительно. Это была артистка мягкого душевного лиризма, но в тоже время она отличалась большим темпераментом. Поэтому работа над восстановлением интереса к творчеству певицы своевременна и необходима.

Актуальность работы заключается в том, что по данной теме нет ни одного дипломного реферата, где собраны воедино сведения о детстве и юности, творческой карьере Т.Н. Лавровой, её великих соотечественниках и партнёрах по сцене, где бы подробно сообщалось о тех местах, где она жила, училась, работала. Есть публикации известных авторов. Они написаны с огромной любовью и почитанием таланта Лавровой, однако освещают только творчество певицы и дают оценку её таланту с профессиональной точки зрения. В данной работе будет рассказано о Татьяне Николаевне не только как о восхитительной артистке и певице, но и как о человеке. Возможно, на сегодняшний момент, такая работа единственная.

Предметом дальнейшего рассмотрения является жизненный и творческий путь певицы. Поле исследования дополняется подробными сведениями о родном городе Куйбышеве (в то время – Самаре). Газетные заметки или просто высказывания дополняют и украшают исследуемую тему.

Цель работы – соединить воедино разрозненные данные, донести до современников всё богатство красок творчества певицы. Осветить её личность, проследить её биографию, её творческий путь, выявить основные характерные черты исполнительского стиля.

Структура работы состоит из введения, четырёх глав, где подробно раскрывается тема исследования, заключения и списка литературы, использованной в процессе данной работы, а также приложений.

Первая глава  рассказывает о детстве и юности Т.Н. Лавровой, о её родном городе Куйбышеве (Самаре), где она впервые услышала оперу и о переезде в Москву. Вторая глава повествует о годах учёбы в Ленинграде и педагогах. А так же в этой главе рассказывается о трудностях и успехах, признании таланта и получении Сталинской стипендии, о военных годах и начале артистической деятельности в эвакуации. Третья глава даёт полное представление о послевоенных годах, о головокружительной карьере в Малом оперном. С Лавровой сотрудничают выдающиеся исполнители, великие дирижёры и постановщики. Молодая певица получает всеобщее признание и становится лауреатом Сталинских премий. Здесь же можно ознакомиться с репертуаром Татьяны Николаевны. Четвёртая глава посвящена педагогической деятельности. В главе упомянуты фамилии её учеников, ставших  впоследствии известными оперными певцами.  Воспоминания современников завершают главу.

В заключении проведён анализ личности Т.Н. Лавровой и сделаны выводы. 

В списке использованной литературы содержатся все источники, которые были доступны в процессе данного исследования. Следует отметить, что использованная информация даёт исчерпывающие объяснения феномену этой удивительной певицы.

 

Благодарность

Считаю своим долгом выразить искреннюю признательность и благодарность Ержемской Марине Георгиевне за неоценимую помощь и предоставление публикаций, фотографий и записей из личного архива Лавровой Татьяны Николаевны.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 552.