II . НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» выполняется под научным руководством преподавателей кафедры педагогической психологии и педагогики. В исключительных случаях к руководству курсовыми работами привлекаются преподаватели других кафедр Университета. По общему правилу, научный руководитель назначается тому или иному студенту, а не студент выбирает себе руководителя. Исключения возможны в том случае, если студент занимается научно-исследовательской работой в рамках научного студенческого общества по педагогической психологии и педагогике, либо работает по индивидуальному плану. Руководство научной работой студентов, являющихся членами научного студенческого общества по педагогической психологии и педагогике, осуществляют преподаватели, ответственные за работу указанного кружка.

Основной формой руководства исследовательской работой студентов являются групповые (на первых этапах) и индивидуальные консультации, ко­торые могут проводиться на кафедрах по расписанию, составленному в начале учебного года или по индивидуальному согласованию студента с научным руко­водителем. Количество консультаций определяется рамками отводимого преподава­телю на тот или иной вид студенческой работы времени, а также характером темы работы, условиями ее выполнения, индивидуальными особенностями студента и преподавателя, перспективами самой работы (возможностью ее продолжения в виде дипломной работы, предстоящее участие в каком-либо конкурсе и т.д.). Опыт свидетельствует, что встречи руководителя со студентами следует проводить не реже 1 -2 раз в месяц.

Руководители курсовых работ студентов:

- систематически консультируют и контролируют выполнение заданий студен­тами;

- дают рекомендации по способам обработки результатов исследований прове­денных по теме, фиксирования этих результатов и по расположению этих мате­риалов;

- помогают в подборе и составлении списка литературы по теме исследования;

- тщательно проверяют, редактируют, оказывают необходимую помощь в лите­ратурном оформлении выполненной работы;

- составляют мотивированиый письменный отзыв на текст работы студента, при­нимают решение о ее допуске к защите и оказывают студенту помощь в подго­товке к процедуре защиты;

- проводят защиту работы студента и оценивают ее;

- оказывают содействие в участии студентов в работе научно-практических конференций разного уровня и опубликовании наиболее интересных материа­лов студенческих работ.

В обязанности студентов, выполняющих письменные учебно-научные ра­боты, входит:

- регулярно по графику являться на консультации к научному руководителю информировать его о ходе работы;

- самостоятельно и систематически работать с научной литературой, накапли­вая соответствующий теме материал;

- вносить в содержание работы необходимые исправления и изменения в соот­ветствии с замечаниями и рекомендациями научного руководи теля;

- в установленный кафедрой срок защитить курсовую работу и сдать работу на кафедру (письменный и электронный варианты);

- в назначенный срок явиться на защиту с подготовленным текстом выступле­ния.

 

Студент должен периодически информировать научного руководителя

 о ходе исследования, вовремя и в установленные сроки определить тему работы, являться на консультации, сдавать черновые и окончательный вариант курсовой работы, в случае допуска последней к защите – присутствовать на защите работы в назначенный кафедрой день.

Кафедра может поставить на обсуждение вопрос о студентах, которые не выполняют график работы, отсутствуют на консультациях. При необходимости на заседании кафедры заслушиваются преподаватели, осуществляющие научное руководство студентами.

 

III . ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ

Выбор темы является наиболее ответственным этапом исследователь­ской деятельности студента. От того, насколько верно будет она опреде­лена и точно сформулирована, во многом зависит эффективность и ре­зультативность всей последующей работы.

Тема курсовой работы определяется и утверждается кафедрой, которая ориентируется на учет специфики всех изучаемых учебных дисциплин.

Однако при этом студентам предоставляется право самостоятельного выбора темы при условии обоснования ее целесообразности в соответст­вии с его познавательными интересами и наработанным опытом (имеются ввиду студенты старших курсов, прошедшие практику и работающие сту­денты). Научные интересы студентов могут проявиться в процессе чтения литературы и периодических изданий, под впечатлением от прослушанной на какую-либо тему лекции, общения с преподавателем, размышления над какой-либо проблемой, волнующей студента. Студент решает сам, какая из тем его больше интересует, как она связана с опытом его работы. Но си­туация, когда студент сам предлагает тему научно-исследовательской рабо­ты, заслуживает особого внимания по двум причинам. Во-первых, нельзя допускать самотека, так как далеко не во всех случаях студент может объек­тивно оценить содержание и объем предстоящей работы над темой, ее соот­ветствие своим интересам и возможностям, что может привести к значитель­ным трудностям при подготовке к работе и даже неудаче. Научный руково­дитель должен оказать студенту помощь в определении целесообразности выбранной студентом темы и уточнении ее формулировки с учетом конкретных условий, возможностей и интересов каждого студента. Во-вторых, самостоя­тельный выбор студентом темы будущего исследования уже содержит в себе элементы научного поиска и творчества, что само по себе заслуживает по­ощрения и поддержки со стороны научного руководителя. Идеальным сле­дует признать вариант, когда студент при выполнении курсовой работы на четвертом курсе, продолжает работать над этой темой при написании выпускной квалификацион-

ной (дипломной) работы.

Тема работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки и иметь практическое значение. Необходимо заметить, что менее разработанные темы нацеливают автора на достижение кон­кретных результатов, отличающихся известной оригинальностью, пред­ставляющих научно-практический интерес для избранной специальности.

Формулировка темы должна быть краткой, отражать суть работы. В ходе выполнения исследования студент должен проявить:

- высокий уровень владения русским (иностранным) языком;

- умение установить степень разработанности данной проблемы и кри­тически подойти к анализу литературы по интересующему вопросу;

- умение корректно и стилистически грамотно изложить свою точку зрения.

Выбор темы является важным этапом в процессе написания работы. Четко определиться в теме, в реальности ее реализации крайне важно. Это позволяет студенту с самого начала сконцентрироваться на работе в нужном направлении.

Выбирая тему, студент должен быть уверен в реальности и возможно­сти исследования этой проблемы с использованием литературы и других источников информации, необходимых для написания работы. Поэтому одновременно с процессом выбора темы целесообразно начинать предва­рительное изучение литературы по проблематике выбранного исследова­ния, цель которого - получить максимальные представления о состоянии научной разработанности проблемы.

Необходимо учитывать, что выполнение студентами научно- исследовательских работ на широкие темы общего характера бывает сопряжено с большими трудностями. Успешнее осуществляется работа на более конфетные и сравнительно узкие темы, в которых раскрывается определенная часть пробле­мы.

Ознакомление с материалами и первоисточниками по проблеме иссле­дования желательно начинать с работ наиболее известных авторов, в кни­гах которых есть указания на другие источники, разрабатывающие соот­ветствующие или схожие проблемы.

Первоначальное знакомство с источниками позволяет более точно сформулировать тему, определить ее объект и предмет, временные рамки исследования, базу исследовательской работы.

При выборе темы, студентам рекомендуется руководствоваться сле­дующими практическими советами:

1. Не браться за тему, которую вам навязывают, и к которой не лежит

 душа Хо­рошо работается тогда, когда тема вызывает у вас интерес.

2. Если вы не руководствуетесь серьезным научным интересом, в целях облег­чения работы старайтесь выбирать такую тему, которая потребует минимум практической работы.

3. Если вы не обладаете широким кругозором и культурой письменной речи, то вам лучите взяться за узкую тему и детально ее разработать.

4. Достаточно часто бывают ситуации, когда выбор темы диктуется не просто ин­тересом и желанием, а ограничен стремлением работать с конкретным научным руководителем кафедры. Конечно, роль научного руководителя в жизни студента велика От него многое зависит. Бывает, что выбрать руководителя важнее, чем тему. И, лучше, чтобы приоритетным был выбор руководителя, пусть да­же это приведет к некоторой корректировке темы.

5. Окончательная формулировка темы должна быть четкой и лако­ничной. В ней должна содержаться проблема, над которой студент собира­ется работать и ракурс его подхода к теме. В формулировке темы часто со­держатся ограничения, к которым относятся указания на какой-либо аспект изучаемой проблемы, учебно-воспитательный процесс, внеклассную вос­питательную или внеурочную работу по предмету; на возраст учащихся, применительно к которому выбранная тема будет рассматриваться и др.

6. В процессе работы выявляются новые подходы к рассмотрению вы­бранной проблемы, и это может способствовать корректировке темы работы.

7. Если после выбора и утверждения темы студенту понравилась другая тема, не надо спешить ее менять. Причиной того, что не ладится написание работы часто является не тема, а что-то другое. Возможно это большая отвлекаемость от темы, в частности и от написания работы вообще, лень, сла­бо развитая письменная речь, недостаток проработанной литературы и т.п. Надо формировать у себя такое качество как настойчивость, которое поможет доводить начатое дело до конца.

Тему курсовой работы необходимо выбирать заблаговременно, с учетом рекомендаций научного руководителя, не позжеустановленного срока.

Выбранная тема курсовой работы регистрируется методистом кафедры педагогической психологии и педагогики в специально заведенном журнале. Последующее изменение темы работы не допускается, возможна лишь корректировка темы с разрешения заведующего кафедрой по ходатайству студента и его научного руководителя.

Перечень тем составлен таким образом, что исключается работа над

одной и той же темой одновременно двумя студентами, обучающимися на одном курсе.

IV . РАЗРАБОТКА ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

После выбора темы работы студент под руководством научного руководителя приступает к составлению плана курсовой работы.

В первую очередь должен быть разработан план работы, который должен включать следующие элементы: введение; основная часть с главами, подразделенными на параграфы; заключение; список использованной литературы. Оптимальное количество глав в основной части работы – две. Как правило, каждая глава должна быть разбита на параграфы, число которых может варьироваться от двух до четырех. Не допускается составление плана, в котором фигурирует много глав без структуризации на параграфы. Естественно, что конкретный план индивидуален и зависит от темы работы, тех проблем, которые входят в ее круг. Однако принято строить изложение курсового сочинения по принципу «от общего – к частному». Исследование того или иного явления, которое обозначено как основное в теме работы, стоит начать с рассмотрения понятия, основных признаков, а затем переходить к анализу отдельных аспектов или разновидностей явления.

Заголовки к главам и параграфам являются кратким выражением содержания этих разделов. Заголовок должен отражать сущность содержания, быть четким и немногословным, грамотно сформулированным и недвусмысленным в своем словесном выражении. Правильное выделение глав и параграфов, умелое композиционное построение текста, тщательное продумывание заголовков и оформление выводов по разделам – все это служит характеристикой курсовой работы.

Перед началом работы над курсовым сочинением необходимо составить проспект работы, которым должен отражать логику исследования темы. Он в сжатом виде включает самые главные аспекты тематики, которые необходимо раскрыть. Рекомендуется составлять для себя так называемый расширенный проспект, в котором можно более четко отразить, по какой схеме пойдет изложение в каждой главе и каждом параграфе.

Каждый параграф можно строить по системе: определенный тезис – анализ точек зрения по данному вопросу – критический анализ точек зрения с аргументацией, с изложением фактов, подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения – выводы автора, то есть собственная формулировка понятия, которую предлагает студент. Конечно, подробный обзор научных взглядов может быть затруднительным для студента, так что в этом случае фактологическое обоснование и аргументация, почему студент склоняется именно к изложенной им точке зрения, обязательны.

При составлении расширенного проспекта получится, что у студента есть подробный алгоритм работы над курсовым сочинением. Кроме того, в таком случае более осмысленным и четким будет процесс подбора и обобщения материала. Наконец, расширенный проспект помогает видеть студенту общее построение, структуру работы, то есть ее архитектонику. Здесь очень важно, чтобы были соблюдены пропорции объема глав и параграфов. Нельзя допускать, чтобы одни главы были по объему слишком маленькими, а другие очень большими. То же самое качается и параграфов. Рекомендуется параграф строить по объему не менее чем на 3-4 страницы. Поэтому в плане должен быть сразу определен примерный объем каждой структурной части сочинения.

Следует также учесть, что названия глав не должны повторять название темы работы; названия параграфов – название темы и глав, поскольку общее название темы отражает общее направление исследования, а названия глав и параграфов – только отдельные аспекты.

Если для студента сложно сразу составить полный план работы, то рекомендуется начать с предварительного плана. Однако и в нем нужно обозначить хотя бы названия глав. В последующем количество параграфов в главах и их названия корректируются по согласованию с научным руководителем.

Студент также должен стараться составить план работы над курсовой работой в целом. Это требование не является обязательным, однако составление такого плана полезно для точного распределения времени и сил. Можно составить график совершения действий по сбору материала, написания и представления глав работы по отдельности, затем работы в целом. Этот план также необходимо согласовывать с руководителем. Сроки данного плана не должны устанавливаться более длительными, чем сроки, установленные кафедрой. В то же время более ранние сроки допускаются по согласованию с научным руководителем.

План работы студента над курсовым сочинением можно конкретизировать, то есть подробно расписать, в каких формах будет проходить работа по сбору и обобщению материалов (например, работа в библиотеках, с информационными справочными системами, с использованием поисковых программ), экспериментальное исследование, над текстом (например, сроки написания глав в черновом варианте, работа над выводами и аргументацией, вставка примеров из педагогической практики, если необходимость в ней имеется), над оформлением курсового сочинения.

 

План работы над курсовым сочинением может выглядеть

следующим образом:

Подготовительный этап:

1. Составление плана содержания и плана работы над курсовым сочинением и согласование его с научным руководителем;

2. Работа в библиотеках (далее по каждому виду действий указываются сроки);

3. Работа с информационно-справочными системами;

4. Систематизация материала.

Рабочий этап:

1. Осмысление проблематики и формирование личного отношения студента к постановке и разрешению проблем;

2. Эмпирическое исследование

3. Написание глав;

4. Работа над выводами по главам;

5. Работа над выводами в целом;

6. Оформление научно-справочного аппарата (цитаты, сноски, список литературы);

7. Сдача чернового варианта работы научному руководителю.

Заключительный этап:

1. Доработка чернового варианта с учетом замечаний руководителя;

2. Окончательное оформление курсовой работы с учетом предъявляемых требований;

3. Сдача окончательного варианта работы научному руководителю;

4. Проверка работы руководителем, решение вопроса о допуске работы к защите и составление рецензии с замечаниями;

5. Допуск работы к защите заведующим кафедрой;

6. Подготовка к защите курсовой работы;

7. Защита курсовой работы.

Дополнительный этап(в случае получения оценки «неудовлетворительно» на защите):

1. Исправление замечаний и недочетов, указанных во время защиты;

2. Дополнительная подготовка к новой защите;

3. Новая (повторная) защита работы.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 190.