I . ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра педагогической

Психологии и педагогики

Л.А.Леонтьева

Педагогика

Методические указания по выполнению курсовых работ

Казань – 2017

УДК 37.015.3(07)

ББК 88.6я7

Л

 

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

Учебно-методического совета

Казанского инновационного университета (ИЭУП)

 

Леонтьева, Л.А

Педагогика: метод. указания по выполнению курсовых работ / Л.А. Леонтьева. – Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2017. – 43 с.

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.

 

Методические указания по выполнению курсовых работ подготовлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика». Предназначены для студентов-бакалавров, преподавателей.

 

 

                                                   УДК 37.015.3(07)

              ББК 88.6 я7

                                                   © Казанский инновационный

                                                                  университет (ИЭУП), 2017

                                                                  © Леонтьева Л.А., 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ........................................... 4

 

II. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ............. 9

 

III. ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ.................................................................. 11

 

IV. РАЗРАБОТКА ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.............................. 14

 

V. СБОР, АНАЛИЗ, ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА............................... 16

 

VI. НАПИСАНИЕ ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ............................. 20

 

VII. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.............................................. 26

 

VIII. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.................... 28

 

IX. ПРАВИЛА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ.................... 32

 

X. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ...................................................... 35

 

XI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 38

 

Приложения....................................................................................... 40

III . ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ

Выбор темы является наиболее ответственным этапом исследователь­ской деятельности студента. От того, насколько верно будет она опреде­лена и точно сформулирована, во многом зависит эффективность и ре­зультативность всей последующей работы.

Тема курсовой работы определяется и утверждается кафедрой, которая ориентируется на учет специфики всех изучаемых учебных дисциплин.

Однако при этом студентам предоставляется право самостоятельного выбора темы при условии обоснования ее целесообразности в соответст­вии с его познавательными интересами и наработанным опытом (имеются ввиду студенты старших курсов, прошедшие практику и работающие сту­денты). Научные интересы студентов могут проявиться в процессе чтения литературы и периодических изданий, под впечатлением от прослушанной на какую-либо тему лекции, общения с преподавателем, размышления над какой-либо проблемой, волнующей студента. Студент решает сам, какая из тем его больше интересует, как она связана с опытом его работы. Но си­туация, когда студент сам предлагает тему научно-исследовательской рабо­ты, заслуживает особого внимания по двум причинам. Во-первых, нельзя допускать самотека, так как далеко не во всех случаях студент может объек­тивно оценить содержание и объем предстоящей работы над темой, ее соот­ветствие своим интересам и возможностям, что может привести к значитель­ным трудностям при подготовке к работе и даже неудаче. Научный руково­дитель должен оказать студенту помощь в определении целесообразности выбранной студентом темы и уточнении ее формулировки с учетом конкретных условий, возможностей и интересов каждого студента. Во-вторых, самостоя­тельный выбор студентом темы будущего исследования уже содержит в себе элементы научного поиска и творчества, что само по себе заслуживает по­ощрения и поддержки со стороны научного руководителя. Идеальным сле­дует признать вариант, когда студент при выполнении курсовой работы на четвертом курсе, продолжает работать над этой темой при написании выпускной квалификацион-

ной (дипломной) работы.

Тема работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки и иметь практическое значение. Необходимо заметить, что менее разработанные темы нацеливают автора на достижение кон­кретных результатов, отличающихся известной оригинальностью, пред­ставляющих научно-практический интерес для избранной специальности.

Формулировка темы должна быть краткой, отражать суть работы. В ходе выполнения исследования студент должен проявить:

- высокий уровень владения русским (иностранным) языком;

- умение установить степень разработанности данной проблемы и кри­тически подойти к анализу литературы по интересующему вопросу;

- умение корректно и стилистически грамотно изложить свою точку зрения.

Выбор темы является важным этапом в процессе написания работы. Четко определиться в теме, в реальности ее реализации крайне важно. Это позволяет студенту с самого начала сконцентрироваться на работе в нужном направлении.

Выбирая тему, студент должен быть уверен в реальности и возможно­сти исследования этой проблемы с использованием литературы и других источников информации, необходимых для написания работы. Поэтому одновременно с процессом выбора темы целесообразно начинать предва­рительное изучение литературы по проблематике выбранного исследова­ния, цель которого - получить максимальные представления о состоянии научной разработанности проблемы.

Необходимо учитывать, что выполнение студентами научно- исследовательских работ на широкие темы общего характера бывает сопряжено с большими трудностями. Успешнее осуществляется работа на более конфетные и сравнительно узкие темы, в которых раскрывается определенная часть пробле­мы.

Ознакомление с материалами и первоисточниками по проблеме иссле­дования желательно начинать с работ наиболее известных авторов, в кни­гах которых есть указания на другие источники, разрабатывающие соот­ветствующие или схожие проблемы.

Первоначальное знакомство с источниками позволяет более точно сформулировать тему, определить ее объект и предмет, временные рамки исследования, базу исследовательской работы.

При выборе темы, студентам рекомендуется руководствоваться сле­дующими практическими советами:

1. Не браться за тему, которую вам навязывают, и к которой не лежит

 душа Хо­рошо работается тогда, когда тема вызывает у вас интерес.

2. Если вы не руководствуетесь серьезным научным интересом, в целях облег­чения работы старайтесь выбирать такую тему, которая потребует минимум практической работы.

3. Если вы не обладаете широким кругозором и культурой письменной речи, то вам лучите взяться за узкую тему и детально ее разработать.

4. Достаточно часто бывают ситуации, когда выбор темы диктуется не просто ин­тересом и желанием, а ограничен стремлением работать с конкретным научным руководителем кафедры. Конечно, роль научного руководителя в жизни студента велика От него многое зависит. Бывает, что выбрать руководителя важнее, чем тему. И, лучше, чтобы приоритетным был выбор руководителя, пусть да­же это приведет к некоторой корректировке темы.

5. Окончательная формулировка темы должна быть четкой и лако­ничной. В ней должна содержаться проблема, над которой студент собира­ется работать и ракурс его подхода к теме. В формулировке темы часто со­держатся ограничения, к которым относятся указания на какой-либо аспект изучаемой проблемы, учебно-воспитательный процесс, внеклассную вос­питательную или внеурочную работу по предмету; на возраст учащихся, применительно к которому выбранная тема будет рассматриваться и др.

6. В процессе работы выявляются новые подходы к рассмотрению вы­бранной проблемы, и это может способствовать корректировке темы работы.

7. Если после выбора и утверждения темы студенту понравилась другая тема, не надо спешить ее менять. Причиной того, что не ладится написание работы часто является не тема, а что-то другое. Возможно это большая отвлекаемость от темы, в частности и от написания работы вообще, лень, сла­бо развитая письменная речь, недостаток проработанной литературы и т.п. Надо формировать у себя такое качество как настойчивость, которое поможет доводить начатое дело до конца.

Тему курсовой работы необходимо выбирать заблаговременно, с учетом рекомендаций научного руководителя, не позжеустановленного срока.

Выбранная тема курсовой работы регистрируется методистом кафедры педагогической психологии и педагогики в специально заведенном журнале. Последующее изменение темы работы не допускается, возможна лишь корректировка темы с разрешения заведующего кафедрой по ходатайству студента и его научного руководителя.

Перечень тем составлен таким образом, что исключается работа над

одной и той же темой одновременно двумя студентами, обучающимися на одном курсе.

IV . РАЗРАБОТКА ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

После выбора темы работы студент под руководством научного руководителя приступает к составлению плана курсовой работы.

В первую очередь должен быть разработан план работы, который должен включать следующие элементы: введение; основная часть с главами, подразделенными на параграфы; заключение; список использованной литературы. Оптимальное количество глав в основной части работы – две. Как правило, каждая глава должна быть разбита на параграфы, число которых может варьироваться от двух до четырех. Не допускается составление плана, в котором фигурирует много глав без структуризации на параграфы. Естественно, что конкретный план индивидуален и зависит от темы работы, тех проблем, которые входят в ее круг. Однако принято строить изложение курсового сочинения по принципу «от общего – к частному». Исследование того или иного явления, которое обозначено как основное в теме работы, стоит начать с рассмотрения понятия, основных признаков, а затем переходить к анализу отдельных аспектов или разновидностей явления.

Заголовки к главам и параграфам являются кратким выражением содержания этих разделов. Заголовок должен отражать сущность содержания, быть четким и немногословным, грамотно сформулированным и недвусмысленным в своем словесном выражении. Правильное выделение глав и параграфов, умелое композиционное построение текста, тщательное продумывание заголовков и оформление выводов по разделам – все это служит характеристикой курсовой работы.

Перед началом работы над курсовым сочинением необходимо составить проспект работы, которым должен отражать логику исследования темы. Он в сжатом виде включает самые главные аспекты тематики, которые необходимо раскрыть. Рекомендуется составлять для себя так называемый расширенный проспект, в котором можно более четко отразить, по какой схеме пойдет изложение в каждой главе и каждом параграфе.

Каждый параграф можно строить по системе: определенный тезис – анализ точек зрения по данному вопросу – критический анализ точек зрения с аргументацией, с изложением фактов, подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения – выводы автора, то есть собственная формулировка понятия, которую предлагает студент. Конечно, подробный обзор научных взглядов может быть затруднительным для студента, так что в этом случае фактологическое обоснование и аргументация, почему студент склоняется именно к изложенной им точке зрения, обязательны.

При составлении расширенного проспекта получится, что у студента есть подробный алгоритм работы над курсовым сочинением. Кроме того, в таком случае более осмысленным и четким будет процесс подбора и обобщения материала. Наконец, расширенный проспект помогает видеть студенту общее построение, структуру работы, то есть ее архитектонику. Здесь очень важно, чтобы были соблюдены пропорции объема глав и параграфов. Нельзя допускать, чтобы одни главы были по объему слишком маленькими, а другие очень большими. То же самое качается и параграфов. Рекомендуется параграф строить по объему не менее чем на 3-4 страницы. Поэтому в плане должен быть сразу определен примерный объем каждой структурной части сочинения.

Следует также учесть, что названия глав не должны повторять название темы работы; названия параграфов – название темы и глав, поскольку общее название темы отражает общее направление исследования, а названия глав и параграфов – только отдельные аспекты.

Если для студента сложно сразу составить полный план работы, то рекомендуется начать с предварительного плана. Однако и в нем нужно обозначить хотя бы названия глав. В последующем количество параграфов в главах и их названия корректируются по согласованию с научным руководителем.

Студент также должен стараться составить план работы над курсовой работой в целом. Это требование не является обязательным, однако составление такого плана полезно для точного распределения времени и сил. Можно составить график совершения действий по сбору материала, написания и представления глав работы по отдельности, затем работы в целом. Этот план также необходимо согласовывать с руководителем. Сроки данного плана не должны устанавливаться более длительными, чем сроки, установленные кафедрой. В то же время более ранние сроки допускаются по согласованию с научным руководителем.

План работы студента над курсовым сочинением можно конкретизировать, то есть подробно расписать, в каких формах будет проходить работа по сбору и обобщению материалов (например, работа в библиотеках, с информационными справочными системами, с использованием поисковых программ), экспериментальное исследование, над текстом (например, сроки написания глав в черновом варианте, работа над выводами и аргументацией, вставка примеров из педагогической практики, если необходимость в ней имеется), над оформлением курсового сочинения.

 

План работы над курсовым сочинением может выглядеть

следующим образом:

Подготовительный этап:

1. Составление плана содержания и плана работы над курсовым сочинением и согласование его с научным руководителем;

2. Работа в библиотеках (далее по каждому виду действий указываются сроки);

3. Работа с информационно-справочными системами;

4. Систематизация материала.

Рабочий этап:

1. Осмысление проблематики и формирование личного отношения студента к постановке и разрешению проблем;

2. Эмпирическое исследование

3. Написание глав;

4. Работа над выводами по главам;

5. Работа над выводами в целом;

6. Оформление научно-справочного аппарата (цитаты, сноски, список литературы);

7. Сдача чернового варианта работы научному руководителю.

Заключительный этап:

1. Доработка чернового варианта с учетом замечаний руководителя;

2. Окончательное оформление курсовой работы с учетом предъявляемых требований;

3. Сдача окончательного варианта работы научному руководителю;

4. Проверка работы руководителем, решение вопроса о допуске работы к защите и составление рецензии с замечаниями;

5. Допуск работы к защите заведующим кафедрой;

6. Подготовка к защите курсовой работы;

7. Защита курсовой работы.

Дополнительный этап(в случае получения оценки «неудовлетворительно» на защите):

1. Исправление замечаний и недочетов, указанных во время защиты;

2. Дополнительная подготовка к новой защите;

3. Новая (повторная) защита работы.

 

Титульный лист.

Титульный лист является первой страницей работы. Надписи на титульном листе выполняются компьютерным или машинописным способом черным цветом. Надписи, относящиеся к наименованию института, факультета, кафедры, темы курсовой работы, выполняются шрифтом 14 прописными буквами, остальные – шрифтом 14, используя строчные буквы.

На титульном листе должно быть:

 – наименование института, факультета, кафедры;

 – обозначение характера работы (курсовая работа);

 – подпись (студента-исполнителя, научного руководителя, заведующего кафедрой);

 – точное наименование курсовой работы;

 – форма обучения (очная, заочная);

 – фамилия, имя, отчество студента;

 – номер учебной группы;

 – фамилия, инициалы, должность, ученая степень и ученое звание научного руководителя; консультанта;

 – название города, в котором находится данное учебное заведение;

 – год написания работы.

Приложения.

Приложения выступает необязательным структурным элементом курсовой работы. В приложения рекомендуется включать статистические или социологические анализы, обзоры педагогической практики, переводы, и др., а также те материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть курсовой работы.

Приложения следует помещать после списка использованных источников информации в порядке упоминания в тексте. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки.

Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и указывается порядковый номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №). Приложение должно иметь заголовок, который располагают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквоз-

ную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в оглавлении работы с указанием их номеров и заголовков.

В «Приложении» помещается вспомогательный материал, который в основной части загромождает текст и затрудняет его восприятие. К вспомогательным материалам относятся:

- полное описание методик исследования,

- результаты первичной обработки данных эмпирического исследования или практической психологической работы, проделанной студентом,

- таблицы некоторых эмпирических данных, полученных в исследовании,

- подробное описание развивающих программ, методик диагностики, использованных студентом в работе.

Приложения должны помочь читателю углубить представление о проделанной работе, убедить его в обоснованности и доказательности представленных выводов. Однако следует помнить, что все материалы исследования, важные для его понимания и доказательности выводов, приводятся в основном тексте работы. Суть всех этапов и результатов исследования должна быть понятна из основного текста (без обращения к приложению).

 

 

VIII . ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Приступая к оформлению работы, необходимо учитывать, что курсовое сочинение должно быть выполнено не только на высоком научно-теоретическом уровне, но также быть безупречным с точки зрения грамотности, стилистики, орфографии. Наличие в работе ошибок соответственно грамматического, стилистического, орфографического характера значительно снижает ее ценность. Научный руководитель в процессе проверки чернового варианта должен указывать на подобного рода ошибки и требовать их устранения.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается наименование учебного заведения и кафедры, на которой выполнялась работа. В среднем поле крупным шрифтом дается тема курсовой работы. Ниже, более мелким шрифтом, - название (тип) квалификационной работы. Далее, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество студента, факультет, курс, группа, где он обучается, затем - фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность. В нижнем поле указывается место (город) выполнения курсовой работы и год ее написания (см. приложение 1)

Содержание

В нем приводятся названия всех разделов и подразделов текста дипломной работы, начиная с раздела «Введение» и кончая разделами «Список использованной литературы» или «Приложение» (если таковое имеется), а также указываются страницы, с которых они начинаются.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускается.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков (или абзацный отступ) вправо, по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.

Техническое оформление курсовой работы. Текст оформляется на одной стороне листа односортной белой бумаги формата А4 (210мм на 297мм) электронным способом. Размеры полей: снизу, сверху – по 20 мм, справа – 10 мм, слева – 30 мм. Объем курсовой работы – 30-35 страниц.

Текст работы выполняется шрифтом Times New Roman, размер кегля – 14, шрифт нормальный, расстояние между буквами обычное. Междустрочный интервал – 1,5. Форматирование производится по ширине (за исключением заголовков, которые форматируются по центру). Установление режима автоматического переноса слов необязательно.

Оформление абзацев: отступ красной строки – 1,25 см. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту.

Оформление ссылок. Ссылки на источник даются непосредственно в тексте курсовой работы в квадратных скобках. Например, [15, 20], где первая цифра означает номер источника в списке использованной литературы, а после запятой приводится страница, на которую идет ссылка в тексте.

Параметры заголовка. Размер кегля – 14. Междустрочный интервал – 1,0; абзацный отступ – 0 см. Переносы не допускаются, точка в конце не допускается. Рекомендуется заголовки глав оформлять заглавными буквами либо использовать полужирное начертание. При этом названия параграфов и подзаголовков в списке использованной литературы могут оформляться только строчными буквами (первая буква, разумеется, заглавная). Расстояние перед и после заголовка должно составлять 6 пт (высота шрифта).

Оформление страниц осуществляется следующим образом: страницы работы должны быть пронумерованы. Номер ставится в правом верхнем углу страницы (или по центру). При этом на титульном листе и листе, на котором напечатано содержание, номера страниц не указываются, то есть нумерация

начинается со страницы, где начинается Введение (ставится цифра 3).

Заголовки глав и структурных частей курсовой работы «ОГЛАВЛЕ­НИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатают прописными буквами, выделяют жирным шрифтом и выравнивают по центру строки. В заголовках сокращения и знаки переноса слов не допускаются, точка в конце не ставится. Если за­головок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой.

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отсту­па и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Не допускается отрыв текста раздела от его заголовка (не должно быть так, чтобы заголовок раздела был в конце страницы, а собственно текст разде­ла начинался со следующей страницы).

Абзацы в тексте начинают отступом от левого поля равным пяти зна­кам (0,5 мм) принятого шрифта.

Правила оформления перечислений в тексте. В тексте курсовой работы могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Например:

-

-

а) ппп................... ;

б).......................... ;

1)........................... ;

2)........................... ;

в)............................

Нужно избегать использования в качестве элементов обозначения перечня использовать различного рода графических обозначений (точек, квадратов, ромбиков, звездочек и т. п.)

Оформление ссылок

При включении в текст работы цитат или упоминании различных пе­чатных работ необходимо давать ссылки на используемые источники.

При этом возможен следующий вариант оформления:

- ссылка на источник в целом оформляется в виде номера, под кото­рым он значится в списке литературы, который ставится после упомина­ния автора или коллектива авторов либо цитаты из работы и заключается в квадратные

 скобки, например:

«К.М. Сухоруков [43] наиболее важными проблемами в международ­ной стандартизации в области библиографии считает...»;

- ссылка на определенные фрагменты источника отличается от преды­дущей указанием через запятую страниц цитируемого документа, напри­мер:

«А.Д. Сахаров [63, с. 201] или [63, с. 201-202] писал, что...»;

- применяется и комбинированная ссылка, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников, например:

«Как видно из исследований [6, с. 4-9; 9, с. 253]...»;

- если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое ря­дом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, кото­рые разделяются точкой с запятой, например:

«Исследованиями ряда авторов [27; 91; 132] установлено, что...».

Литературы

Книга одного автора

Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 2014. – 740 с.

Книга двух и трех авторов

Борозда, И. В. Лечение сочетанных повреждений таза / И. В. Борозда, Н. И. Воронин, А. В. Бушманов. – Владивосток : Дальнаука, 2009. – 195 с.

Книга четырех и более авторов

Маркетинговые исследования в строительстве : учебное пособие для студентов специальности «Менеджмент организаций» / О. В. Михненков, И. З. Коготкова, Е. В. Генкин, Г. Я. Сороко. – М. : Государственный университет управления, 2015. – 59 с.

Словарь

Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М. : Азбуковник, 2009. – 944 с.

Энциклопедия

Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. ; гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая российская энциклопедия, 2009. – Т. 2. – 670 с.

 

Диссертация

Югова, Е. А. Педагогические условия деятельности образовательных учреждений по профилактике аддиктивного поведения учащихся : дис. … канд. пед. наук :13.00.01 : защищена 22.01.02 : утв. 15.07.02 / Югова Елена Анатольевна. – Екатеринбург, 2001.– 181 c.

 

Статья в газете

Кригер, И. Бумага терпит / И. Кригер // Новая газета. – 2009. – 1 июля.

 

Статья в журнале

Берестова, Т. Ф. Поисковые инструменты библиотеки / Т. Ф. Берестова // Библиография. – 2006. – №6. – С.19.

Книга на иностранном языке

Miller, W. Addictive behaviours: treatment of alchoholism, drug abuse, smoking and obesity / W. Miller. – Oxford etc: Pergamon Press, 1984. – 353 p.

Статья на иностранном языке

Alexander, R. A. Cube popular in all circles / R. A. Alexander // New York Times. – 1981. – 21 July. – P. 6.

Электронные ресурсы

Насырова, Г. А. Модели государственного регулирования страховой деятельности [Электронный ресурс] / Г. А. Насырова // Вестник Финансовой академии. – 2003. – № 4. – Режим доступа : http://vestnik.fa.ru/4(28)2003/4.html.

При оформлении списка литературы важно уделить особое внимание как правильному библиографическому описанию источников, так и точностиих выходных данных.

Списком использованной литературы завершается текст работы. Этот

список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую работу учащегося.

X . ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

После того, как студент доработал черновой вариант работы с учетом замечаний научного руководителя, он оформляет окончательный вариант по всем требованиям и сдает на кафедру педагогической психологии и педагогики. Регистрацию сданных работ ведет менеджер кафедры. Сдача работы должна произойти в соответствии со сроками, отмеченными в плане работы над курсовым сочинением, но не позже сроков, установленных решением кафедры.

Научный руководитель проверяет окончательный вариант работы и составляет рецензию с указанием на актуальность темы, достижение поставленной цели и задач, использование эмпирического и библиографического материала, достоинства и недостатки работы.

Защита курсовых работ происходит по графику, утвержденному на заседании кафедры. Студент должен ознакомиться с замечаниями, изложенными в рецензии, и подготовить на них ответы.

Необходимо иметь в виду, что защита курсовой работы происходит публично, то есть в присутствии не только преподавателей кафедры, но и других студентов, защищающихся в этот день.

Подготовка к защите в целом начинается студентом не за три дня до защиты и не в ночное время суток, предшествующее дню защиты, а заранее. Следует еще раз осмыслить всю тематику работы и подготовить выступление. К подготовке текста выступления нужно отнестись со всей серьезностью и большой ответственностью, так как от его содержания, логической последовательности изложения хода и результатов исследования зависят стройность, четкость, убедительность устного монолога, что, в свою очередь, благоприятствует обсуждению и оценке работы. Текст выступления официально на кафедру не представляется, однако рекомендуется согласовать его с научным руководителем. В тексте выступления нужно кратко, сжато изложить основные идеи, выводы курсового сочинения, показана актуальность, научная (при необходимости – практическая) значимость работы, структура работы, основные положения содержания. В устном сообщении не должно быть пространных рассуждений, развернутых доказательств, примеров, ссылок, сносок, цифровых перечислений, то есть всего того, что плохо воспринимается на слух и в достаточной степени отражено в тексте курсового сочинения.

Можно порекомендовать следующую схему выступления:

1. Обоснование темы и определение актуальности исследования;

2. Цель и задачи работы;

3. Научная и (при наличии) практическая ценность темы исследования;

4. Структура, объем работы;

5. Содержание основных результатов работы с описанием самых главных выводов;

6. Проблемы научного и практического характера, возможные пути их разрешения, предложений и рекомендаций (при их наличии).

Текст устного выступления можно оформить в виде реферата, которым разрешается пользоваться в процессе защиты.

Следует иметь в виду, что реферат выступления не должен рассматриваться как механическое «сжатие» текста работы. В то же время правильно построенные и написанные введение и заключение могут максимально облегчить задачу составления текста выступления.

Устное выступление должно соответствовать курсовому сочинению, то есть быть предельно сжатым, концентрированным отражением его содержания во всей полноте и не содержать информации, которая отсутствует в основном тексте. Если в процессе подготовки текста вступительной речи появятся новые идеи, выводы, догадки, оценки (что вполне естественно на стадии обобщающего осмысливания результатов исследования), то они могут быть высказаны в качестве пожеланий для дальнейшего изучения темы, как гипотезы, требующие новых доказательств.

При подготовке к защите также следует продумать, какие вопросы могут быть заданы присутствующими в связи с тематикой работы. Автору как никому другому должны быть известны сильные и слабые стороны курсового сочинения. Если какая-то проблематика освещена по объему несколько уже, чем она того требует, рекомендуем при подготовке к защите почитать специальную литературу.

Студент должен явиться на защиту в установленный срок и иметь при себе зачетную книжку, а также материалы по выступлению. Курсовая работа во время защиты должна находиться у членов комиссии, поэтому рекомендуем студентам делать копии своей работы, чтобы пользоваться ими во время защиты.

Защиты курсовых работ проводятся комиссионно. Состав комиссии по защите курсовых работ (в количестве трех преподавателей кафедры педагогической психологии и педагогики) утверждается на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.

Вступительная речь обычно читается по тексту, но она должна быть рассчитана на живое восприятие слушателей – как по дикции, так и по темпу устного монолога. Не рекомендуется зачитывать текст выступления, т. к. это может оказать отрицательное впечатление на слушающих. Необходимо пока-

зать свободное владение материалом темы.

По окончании вступительной речи студенту могут быть заданы вопросы, на которые можно ответить сразу или после оглашения рецензии научного руководителя. Вопросы могут быть заданы членами комиссии по защите, а также присутствующими студентами. Вопросы и замечания нужно записать без искажений, ответить на них по существу, кратко, убедительно, аргументировано и доброжелательно.

Для вступительной речи студенту дается 5 минут. Ответы на вопросы и объяснения по поводу замечаний, изложенных научным руководителем в рецензии, временем не регламентируются, однако, защищающийся должен знать, что затягивать ответы не в его интересах, ибо это создает впечатление недостаточности в овладении материалами исследования, неуверенности в знаниях по изученной теме. Четкость, ясность, простота ответов обнаруживают умение ориентироваться в вопросах темы и знание предмета.

В ходе защиты может завязаться дискуссия по проблематике темы. В этом случае допускается выступление неофициальных оппонентов из числа присутствующих студентов.

По окончании ответов на вопросы студенту может быть представлено заключительное слово, которое обычно используется для окончательных выводов по результатам дискуссии, для уточнения или подтверждения своей позиции.

Оценка складывается из качества самой работы (ее текста и оформления), выступления, ответов на защите.

КУРСОВАЯ РАБОТА ПРОВЕРЯЕТСЯ НА ПЛАГИАТ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА ДОЛЖНА БЫТЬ НЕ МЕНЕЕ 70 % в студенческом варианте программы,ЕСЛИ МЕНЬШЕ ТО К ЗАЩИТЕ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.



XI . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Специальная литература:

1. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по пе­дагогике /Е.В. Бережнова. – М., 2009. – 48 с.

2. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д., 2010. – 38 с.

3. Бордовская, Н.В. Системная методология педагогических исследований / Н. В. Бордовская // Методологические ориентиры педагогических исследований / Н.В. Бордовская. – СПб.: Изд-во СПб. университета, 2004. –317 с.

4. Ващенко, Е. Д. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Е. Д. Ващенко. – 6-е изд., испр. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 349 с.

5. Габай, Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов/ Т. В. Габай. – М.: Академия, 2008. – 240 с.

6. Ганенко, А. П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД) : учебник для нач. проф. образования / А. П. Ганенко, М. И. Лапсарь. – 6-е изд., стер. – М. : ИЦ «Академия», 2010. – 336 с.

7. Голодаева, В.С. Рекомендации по оформлению диссертаций, дипломных и курсовых работ / В. С. Голодавева. – М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 22 с.

8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учеб. пособие для вузов/ В. В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

9. Климов, Е. А. Педагогический труд. Психологические составляющие: учеб. пособие/ Е. А. Климов. – М.: Изд-во МГУ: Академия, 2004. – 240 с.

10. Методические указания к написанию курсовой работы (для студентов факультета лингвистики всех форм бучения) / под. ред. Е.Д. Груверман. – СПб. : издательство СПб государственного университета, 2009. 36 с.

11. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / Б.Б. Айсмонтас [и др.] ; Московский городской психолого-педагогический университет; под ред. В.А. Гуружапова. – М. : Изд-во Юрайт, 2013. – 493 с.

12. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. В.И. Максимова; А.В. Голубевой. – М. : Изд-во Юрайт : Юрайт-Издат, 2011. – 358с.

13. Савина, Н.Н. Курсовые, выпускные квалификационные и

дипломные работы по педагогике / Н.Н. Савина. – Елабуга : издательство

 Елабужского госпедуниверситета, 2009. – 62 с.

14. Педагогика: метод. указания по выполнению курсовых работ / А. И. Скоробогатова. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 53 с.

15. Сластенин, В.А. Педагогика : учебное пособие для студ. пед. учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – М. : Школь­ная пресса, 2009. – 512 с.

16. Филатова, Г.Е. Педагогический дневник студента-практиканта / Г.Е. Филатова. – Ростов н/ Д. : РГПУ. – 2010. – 280 с.



Приложение 1

КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В.Г. ТИМИРЯСОВА

Нижнекамский филиал

Факультет психологии и педагогики

Кафедра «Педагогической психологии и педагогики»

 

Курсовая работа

по дисциплине Педагогика

Выполнила: _____________________

студентка гр. 1151 очного отделения

Фатыхова Алина Рафаиловна

Научный руководитель: _________

к.п.н., Леонтьева Любовь Александровна

 

 


Нижнекамск-2017


Приложение 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ………………   5
1.1. Понятие развития как всеобщего универсального закона. …… 5
1.2. Понятие и сущность процессов воспитания и обучения …..…… 10
1.3. Нормативный подход к исследованию детского развития ……… 16
ГЛАВА II . ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ...   21
2.1. Проблема обучения и развития личности в работах Л.С. Выготского ……………………………………………………………...   21
2.2. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка ....... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………. 37
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….... 39

Приложение 3

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Образование как образ жизни и фактор развития личности.

2. Становление российской системы образования.

3. Гуманизация и гуманитаризация образования.

4. Актуальные проблемы современного образования.

5. Человек, культура и образование на современном этапе.

6. Новые парадигмы образования.

7. Переход на Болонскую систему образования. Плюсы и минусы.

8. Сравнительная характеристика российской и зарубежной систем образования.

9. Системы образования за рубежом (любая страна на выбор).

10. Государственные стандарты образования.

11. История развития содержательной составляющей образования.

12. Европейская философия и классические педагогические системы нового времени.

13. Концептуальные идеи русского национального воспитания и педагогики (XVII-начало XX века).

14. Национальный идеал в образовании России 19 века.

15. Основные тенденции развития образования в современном мире.

16. Функциональные компоненты педагогической системы.

17. Инновационные педагогические технологии.

18. Педагогическая технология В.М. Монахова.

19. Сравнительный анализ педагогических теорий А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

20. Теория и технология развивающего обучения.

21. Принципы педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике.

22. Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкова, М.П. Щетинина, И.П. Иванова и др.

23. Технология проблемного обучения в школе.

24. Технология развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер).

25. Личностно-ориентированное обучение в школе.

26. Проблема соотношения воспитания, обучения и развития.

27. Способности и мастерство преподавателя в педагогике.

28. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя.

29. Причины, характер и пути преодоления конфликтов в профессионально-педагогической деятельности учителя.

30. Такт как основа педагогического общения учителя.

31. Элементы театральной педагогики в деятельности учителя.

32. Авторитет учителя-воспитателя как педагогический феномен.

33. Проблема манипуляции в педагогической деятельности.

34. Сущность и методы педагогического стимулирования.

35. Формирование учебной мотивации школьников.

36. Самообразование как фактор самосовершенствования, саморазвития и самоактуализации.

37. Развитие творческих способностей у детей.

38. Проблемы дисциплины учащихся в современной школе и пути их решения.

39. Сравнительная характеристика педагогической деятельности в школе и в ВУЗе.

40. Учет возрастных и психофизиологических особенностей в обучении.

41. Формирование коммуникативной культуры школьников.

42. Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности школьников.

43. Нетрадиционные формы обучения как средство создания здоровьесберегающей среды в классе.

44. Формирование здорового образа жизни у школьников.

45. Методика подготовки и проведения коллективных творческих дел (воспитательных дел).

46. Девиантное поведение несовершеннолетних подростков: гендерные аспекты.

47. Самостоятельная работа учащихся на уроке как важнейший путь развития их познавательных способностей.

48. Диагностика обученности школьников. Проблемы школьной оценки.

49. Возможности использования поощрения и наказания в образовательном процессе.

50. Тестовый контроль знаний.

51. Педагогическая диагностика в системе работы классного руководителя.

52. Основные механизмы познания педагогом личности учащегося.

53. Роль народных традиций в воспитании.

54. Проблемы семейного воспитания в истории педагогики.

55. Истоки народной педагогики.

56. Этнопедагогические аспекты воспитательной работы.

57. Воспитательная система сельской школы.

58. Влияние стратегии семейного воспитания на формирование личности.

59. Воспитание в семье как одно из условий формирования личности школьника.

60. Использование новых технологий воспитания в современных образовательных учреждениях.

 

Кафедра педагогической

Психологии и педагогики

Л.А.Леонтьева

Педагогика

Методические указания по выполнению курсовых работ

Казань – 2017

УДК 37.015.3(07)

ББК 88.6я7

Л

 

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

Учебно-методического совета

Казанского инновационного университета (ИЭУП)

 

Леонтьева, Л.А

Педагогика: метод. указания по выполнению курсовых работ / Л.А. Леонтьева. – Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2017. – 43 с.

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.

 

Методические указания по выполнению курсовых работ подготовлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика». Предназначены для студентов-бакалавров, преподавателей.

 

 

                                                   УДК 37.015.3(07)

              ББК 88.6 я7

                                                   © Казанский инновационный

                                                                  университет (ИЭУП), 2017

                                                                  © Леонтьева Л.А., 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ........................................... 4

 

II. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ............. 9

 

III. ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ.................................................................. 11

 

IV. РАЗРАБОТКА ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.............................. 14

 

V. СБОР, АНАЛИЗ, ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА............................... 16

 

VI. НАПИСАНИЕ ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ............................. 20

 

VII. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.............................................. 26

 

VIII. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.................... 28

 

IX. ПРАВИЛА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ.................... 32

 

X. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ...................................................... 35

 

XI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 38

 

Приложения....................................................................................... 40

I . ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Курсовые работы являются неотъемлемной и обязательной частью учебного процесса, их выполнение предусмотрено государственным обра­зовательным стандартом РФ. Она является составной частью аттестации студента, проходящего обучение по направлению подготовки «Лингвистика», дает дополнительную оценку знаний, полученных при изучении соответствующих дисциплин.

Курсовая работа (КР) представляет собой научно-практическое ис­следование, при выполнении которого студент должен показать:

- знание теоретического материала;

- навыки пользования специальной литературой;

- умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Курсовая работа должна соответствовать теоретическим и методиче­ским положениям науки, содержать элементы новизны и, желательно, иметь самостоятельные идеи по решению данного вопроса.

На втором курсе студенты выполняют курсовую работу по дисциплине «Педагогика». В результате изучения данной дисциплины и выполнения курсовой работы студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

– способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

профессиональными компетенциями (ПК):

– осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

в области педагогической деятельности:

– готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

– способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

В результате освоения данных компетенций студент должен

Знать:

– особенности современного этапа развития образования в мире;

– способы профессионального самопознания и саморазвития;

– технологии эффективного воздействия, педагогического общения в оптимальном функциональном режиме;

– содержание ведущих психологических концепций, теоретических направлений, технологий обучения, организации воспитательного процесса;

– структуру и функции педагогической деятельности педагога; основные группы профессиональных умений педагога: рефлексивные, проективные, конструктивные, креативные, коммуникативные, организаторские; основные профессионально значимые личностные качества педагога образовательной организации: педагогическая рефлексия, эмпатия, педагогический такт, креативность, коммуникативность и др.; содержание деятельности педагога.

Уметь:

– системно анализировать и выбирать образовательные концепции,

– взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса;

– осуществлять реализацию управленческих функций по основным направлениям работы образовательного учреждения на различных ступенях;

– вырабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

отбирать содержание, методы и приемы работы в соответствии с категорией участников взаимодействия;

– участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях.

Владеть:

– системой знаний о психологии обучения и воспитания как отрасли психологической науки, ее методологии;

– техникой предупреждения и преодоления трудностей в профессионально-педагогическом общении;

– техникой управления эмоциями, подкрепления положительных эмоций;

– навыками конспектирования и рецензирования учебной литературы;

– навыками решения психолого-педагогические задач, направленных на формирование аналитических, проективных, конструктивных умений педагога;

– навыками анализировать и оценивать уровень развития, обученности и воспитанности детей дошкольного возраста;

– методами создания атмосферы сотрудничества с детьми;

– методами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательной организации.

Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» предполагается как самостоятельная исследовательская работа. Студент должен изложить свою личную позицию по вопросам, рассматриваемым в работе. В ходе подготовки курсовой работы студент должен показать умение работать с литературными источниками, научной литературой, при необходимости – материалами педагогической практики.

Курсовая работа выступает одной из наиболее важных форм научной работы студентов. Соответственно при написании работы студент учится анализировать, сопоставлять точки зрения на проблему, которые высказывались различными деятелями науки, при необходимости – полемизировать с учеными. Подходы к рассмотрению научных проблем должны быть взяты в развитии, с учетом принципа историзма. При этом студенту необходимо показать знание современной общественной жизни, закономерностей ее функционирования. Для этого следует изучить и обобщить данные педагогической практики, прежде всего, деятельность образовательных учреждений, относящуюся к выбранной теме курсовой работы и смежным с ней темам. Работа должна быть методологически выверена, то есть в ней должны использоваться методы исследования, характерные для современной педагогической науки.

Курсовая работа предполагается как творческое сочинение, которое носит самостоятельный характер, показывает способность изложить теорию и общественную практику в пределах выбранной темы. Творческий элемент курсового сочинения может выражаться в том, что студент самостоятельно ставит те или иные вопросы, предлагает оригинальные пути решения тех или иных научных (по определенным темам – практических) проблем, находит новые аргументы, обосновывающие или опровергающие уже имеющиеся точки зрения. Кроме того, это могут быть обоснованные рекомендации по внесению изменений в действующую практику воспитания, выявление недостатков и позитивных сторон воспитательной деятельности образовательных учреждений (по отдельным темам).

В курсовой работе не допускается плагиат, то есть использование работ и мыслей других авторов без ссылок на источник. Не рекомендуется также использовать курсовые работы, написанные ранее по той же или аналогичной теме. Использование уже имеющихся работ может быть признано как нарушение авторских прав.

Исходя из вышеизложенного, к курсовой работе предъявляются следующие основные требования: самостоятельный и творческий характер, актуальность используемого теоретического и практического материала; точное и логичное изложение материала; использование студентом апробированных в психологии и педагогике методов исследования, обобщения, систематизации материала; правильное оформление.

Тематика курсовых работ разрабатывается, предлагается и утвержда­ется преподавателями кафедры педагогики, но студент имеет право предложить свою тему курсовой работы, обосновав целесообраз­ность ее исследования.

Целью курсовой работы по дисциплине «Педагогика» является закрепление и расширение теоретических и практических (по определенным темам) знаний и применение этих знаний при дальнейшем обучении по направлению подготовки «Лингвистика»; формирование навыков самостоятельной исследовательской работы, овладение основами современных методик научных исследований. Курсовая работа не является самоцелью, а преследует важную методи­ческую цель - подготовить студентов к написанию выпускной квалифи­кационной работы.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 172.