Цель контрольного этапа исследования: определение эффективности использования сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных.
На контрольном этапе проводилась диагностика уровня сформированности коммуникативных умений старшего дошкольного возраста после проведенной нами работы.
На данном этапе использовались те же методики, что и в ходе констатирующего эксперимента:
1. «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой;
2. «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой.
Полученные с помощью этих методик результаты на этапе контрольного эксперимента позволили проследить изменения динамики сформированности коммуникативных умений у детей экспериментальной группы и сравнить уровень сформированности коммуникативных умений у детей экспериментальной группы после реализации педагогического проекта с уровнем сформированности коммуникативных умений у детей контрольной группы, с которыми занятия не проводились.( таблица 2.5; таблица 2.6)
Анализируя данные таблицы 2.5 можно сказать, что 40% детей (4 ребёнка) имеют высокий уровень развития коммуникативных умений, пять детей – 50% показали средний уровень и один ребёнок – 10% остался на низком уровне.
Таблица 2.5.
Карта наблюдения за проявлениями коммуникативных способностей в экспериментальной группе по методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифорово
Коммуникативные качества личности | Коммуникативные действия и умения | Общее количество баллов | Общий уровень развития коммуникативных умений | |||||||||
№ | Код ребенка | Эмпатийность | Доброжелательность | Непосредственность, аутентичность, искренность | Открытость в общении | Конфронтация | Инициативность | Организационные | Перцептивные | Оперативные | ||
1 | Ребёнок 1 | 7 | 9 | 12 | 10 | 10 | 7 | 11 | 4 | 16 | 86 | С |
2 | Ребёнок 2 | 8 | 13 | 10 | 7 | 4 | 10 | 6 | 7 | 13 | 78 | С |
3 | Ребёнок 3 | 11 | 16 | 4 | 4 | 10 | 10 | 12 | 7 | 10 | 84 | С |
4 | Ребёнок 4 | 16 | 17 | 10 | 10 | 10 | 10 | 15 | 10 | 20 | 118 | В |
5 | Ребёнок 5 | 10 | 9 | 8 | 7 | 10 | 7 | 7 | 7 | 10 | 75 | Н |
6 | Ребёнок 6 | 12 | 17 | 16 | 10 | 7 | 7 | 12 | 10 | 12 | 87 | С |
7 | Ребёнок 7 | 11 | 13 | 14 | 10 | 10 | 4 | 9 | 7 | 16 | 94 | В |
8 | Ребёнок 8 | 16 | 19 | 14 | 10 | 10 | 10 | 15 | 10 | 24 | 128 | В |
9 | Ребёнок 9 | 8 | 10 | 9 | 4 | 3 | 7 | 12 | 7 | 13 | 73 | С |
10 | Ребёнок 10 | 10 | 14 | 12 | 10 | 7 | 10 | 15 | 10 | 19 | 107 | В |
Таблица 2.6.
Карта наблюдения за проявлениями способностей к партнерскому диалогу в экспериментальной группе по методике «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой
Умение слушать | Способность договариваться | Умение вступать в диалог | Умение поддержать и завершать диалог | Средний балл | Уровень речевой коммуникации | |||||||
№ | Имя ребенка | Владение речевыми оборотами для установления контакта | легкость контактирования со взрослыми | легкость контактирования со сверстниками | умение отвечать на вопросы | умение задавать вопросы в ходе диалога | умение своевременно вступать в диалог | умение завершать разговор | ||||
1 | Ребёнок 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 | С |
2 | Ребёнок 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,1 | С |
3 | Ребёнок 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,2 | С |
4 | Ребёнок 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,6 | В |
5 | Ребёнок 5 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,7 | С |
6 | Ребёнок 6 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,6 | В |
7 | Ребёнок 7 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,6 | В |
8 | Ребёнок 8 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2,7 | В |
9 | Ребёнок 9 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,4 | С |
10 | Ребёнок 10 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,1 | С |
Данные таблицы 2.6, показывают: 4 детей имеют высокий уровень способностей к партнёрскому диалогу, что составило 40%, 6 детей имеют средний уровень, что составило 60% от всей группы, низкого показателя нет. Представим эти результаты на рис. 2.6 и 2.7 в виде диаграмм.
Рис. 2.6. Результаты по методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой в экспериментальной группе.
Рис.2.7. «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой в экспериментальной группе.
Из диаграмм видно, что у детей коммуникативные умения находятся на высоком и среднем уровне. На низком уровне остался только один ребёнок.
Сравним полученные результаты с констатирующим этапом исследования (рис. 2.8).
Рис.2.8. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования в экспериментальной группе по двум методикам.
После проведения педагогической работы с детьми экспериментальной группы показатели сформированности коммуникативных умений и способностей к партнерскому диалогу увеличились. На этапе констатации детей с высоким показателем сформированности коммуникативных умений было 20 %, то на контрольном этапе этот показатель увеличился до 40 %. Средний уровень остался с теми же показателями. Низкий уровень на констатирующем этапе был 15 %, на контрольном этапе низкого уровня не стало.
Затем мы провели диагностирование уровня сформированности коммуникативных умений и уровня развития способностей к партнерскому диалогу у детей контрольной группы, которые не были вовлечены в мероприятия педагогического проекта. Показатели сформированности коммуникативных умений изменились незначительно, благодаря работе воспитателей по реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». Процент детей с высоким уровнем увеличился с 20% до 30%. Средний уровень показали 50% детей. Низкий остался на прежнем уровне - 20%.
Сравним результаты исследования уровня сформированности коммуникативных умений и развития способностей к партнерскому диалогу детей экспериментальной группы с результатами исследования контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах. Сравнение представлено с помощью диаграммы на рис.2.9.
I II I II |
I-экспериментальная группа II-контрольная группа |
Рис.2.9. Сравнительные результаты сформированности коммуникативных умений у детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах
Сопоставив результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментальной и контрольной групп, мы выявили положительную динамику в формировании коммуникативных умений у детей после проведения с ними ряда педагогических мероприятий. Это позволило сделать вывод о том, что разработанный нами педагогический проект по формированию коммуникативных умений в условиях сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников является эффективным.
Вывод по главе 2
Таким образом, на данном этапе подтверждается выдвинутая нами гипотеза о том, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, если будут созданы и реализованы следующие педагогические условия: будет разработан и реализован педагогический проект по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, предусматривающий дифференцированную работу с детьми, учитывающий их коммуникативный опыт; будет создана адекватная предметно-игровая среда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическое изучение проблемы нашего исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы.
Формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста - одна из наиболее актуальных проблем теории и практики в системе дошкольного образования, требующая внимательного изучения и теоретического переосмысливания, обновления в связи с меняющимися требованиями к качеству дошкольного образования.
Анализ психолого-педагогической и научной литературы представил сущность исследуемых в нашей работе умений как осознанных, сложных коммуникативных действий детей, базирующихся на полученных ими знаниях, на практической подготовленности.
На основе теоретического анализа, а также в ходе опытно - экспериментальной работы были определены показатели и критерии сформированности коммуникативных умений в общении детей с взрослыми и со сверстниками. Данные показатели и критерии помогли определить уровень сформированности коммуникативных умений у детей, с которыми проводилась специальная развивающая педагогическая работа, и у детей, с которыми эта работа не велась, и проследить динамику данного процесса.
Вместе с тем, в практике работы, педагоги не в полной мере используют развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры для формирования коммуникативных умений детей. Результаты начальной диагностики (констатирующего этапа исследования) привели к необходимости проведения формирующего этапа исследования, целью которого являлось целенаправленное формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры. Для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста был разработан и реализован педагогический проект.
Работа проводилась педагогом со всеми детьми экспериментальной группы, при этом учитывался игровой опыт детей, их игровые интересы, степень сформированности коммуникативных умений мальчиков и девочек группы. Осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход в процессе формирования коммуникативных умений детей.
Для выявления эффективности проведенной работы была проведена итоговая диагностика оценки сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Ее данные свидетельствуют о позитивных изменениях в коммуникативных умениях детей. Так, произошли существенные «сдвиги» в аффективно-коммуникативных и информационно- коммуникативных умениях детей экспериментальной группы. Дети стали чаще проявлять эмпатийность, доброжелательность, искренность, инициативность, открытость в общении, активнее вступают в коммуникативные контакты со сверстниками, лучше ориентируются в ситуации общения, умело употребляют средства вербального и невербального общения.
Таким образом, целенаправленная педагогическая работа по формированию коммуникативных умений у детей экспериментальной группы оказалась эффективной, так как был разработан и реализован педагогический проект, предусматривающий дифференцированную работу с детьми, учитывающий их коммуникативный опыт; создана адекватная предметно-игровая среда.
Сравнительные данные сформированности коммуникативных умений детей контрольной группы свидетельствуют о некоторой позитивной динамике, чему способствовала целенаправленная работа педагогов по решению соответствующих задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», однако в процентном соотношении результаты детей этой группы ниже результатов детей экспериментальной группы.
В целом, можно судить о положительной динамике сформированности коммуникативных умений детей экспериментальной группы. Так, дети стали активно выражать готовность к общению с взрослыми и сверстниками, научились договариваться, слушать друг друга, стали чаще употреблять вербальные и невербальные средства общения, что свидетельствует о сформированности информационно-коммуникативных умений. Дети проявляли доброжелательность в общении, симпатию к партнеру, понимали его потребности, умели уступить, оказать и с благодарностью принять помощь, что свидетельствует о сформированности аффективно - коммуникативных умений.
Дети стали активно общаться, спокойно и терпеливо слушать партнера, выстраивать общение по ситуации, легко договаривались, четко выражали свои мысли, пользовались в речи различными формами речевого этикета, что свидетельствует о сформированности регуляционно-коммуникативных умений.
Большую роль в формировании игровых, коммуникативных умений старших дошкольников играет соответствующая организация предметно - развивающей среды, которая способствует объединению предметных и социальных средств и моделирует содержание формируемых коммуникативных умений детей в различных видах детской деятельности в целом и в сюжетно-ролевой игре, в частности.
В результате проведенного исследования подтверждается правомерность выдвинутой гипотезы о том, что сюжетно-ролевая игра будет выступать эффективным средством формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, если будут созданы и реализованы следующие педагогические условия: будет разработан и реализован педагогический проект по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, предусматривающий дифференцированную работу с детьми, учитывающий их коммуникативный опыт; будет создана адекватная предметно-игровая среда.
Цель исследования достигнута.
Данное исследование имеет перспективы дальнейшего развития - активное включение родителей в педагогический процесс обеспечит успешное формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014.-32 с.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы и др. –М.: Мозайка-синтез, 2016. -365с.
3. Арушанова А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 35-40.
4. Богуславская Н.Г., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург:
«АРГО», 2017. – 192 с.
5. Бодалев А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь/ А. А. Бодалев. – М. : Когито-Центр, 2015. – 600 с.
6. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
7. Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // журнал «Ребенок в детском саду». –2014. –№1. – С. 8-35.
8. Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // журнал «Ребенок в детском саду». –2014. –№1. – С. 8-35.
9. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет – М.: Просвещение, 2016.–142 с.
10. Запорожец А.В. Общение как проблема общей психологии. М., 2013
11. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности к школьному обучению. М, 2015.
12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2016 – 220с.
13. Лежнева Л.И. Научим детей общаться // Начальная школа. 2014. - С. 79
14. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / под ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. –М.: Просвещение, 2015. –169 с.
15. Лысюк Л.Г. Различные планы взаимодействий детей в игровой деятельности. М., 2017 с. 57
16. Мещерякова С.Ю. Галигузова Л.Н., Ганощенко Н.И. и др., Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет Текст. / / под ред. Е. О. Смирновой. –М.: Моск. психол.-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014.–240 с.
17. Никитин Б.П. Психология общения: основы. – М.: Остов, 2016. – 210 с.
18. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. –М.: Педагогика, 2014. -218с
19. Смирнова Е. О., Рябикова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 42–48.
20. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Типология сюжетных игр дошкольника // Вопросы психологии. – 2014. – № 3. – С. 42–48.
21. Терещук Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Р.К. Терещук – М., 2014. - 453 с.
22. Щетинина А.М. Условия развития коммуникативной компетентности у детей / А.М. Щетинина // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 3. – С. 37-45.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры ...— 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.-210с. Маклаков, А.Г. «Общая психология». - СПб.: Питер, 2014. - 593 с.
24. Дошкольный возраст [Электронный ресурс]: - http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt09.htm
25. Пальчиковая гимнастика [Электронный ресурс]: - http://budetrebenok.ru/palchikovaya-gimnastika-2863.html
26. Методические консультации [Электронный ресурс]: - http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac67.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ А
«ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Л.P. МУНИРОВОЙ
Коммуникативные умения | Критерии и показатели сформированности коммуникативных умений на основе исследований Л.P. Мунировой | Параметры, диагностируемые методиками | Диагностическая методика | |
показатели | критерии | |||
Аффективно-коммуникативные | Развитие личностных качеств: эмпатия, отзывчивость,сопереживание, умение поделиться своим настроением, ощущениями, чувствами с собеседником; Эмоциональное восприятие партнера (умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам). | Коммуникативные качества личности: эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность | умение почувствовать эмоциональное состояние собеседника, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь | Методика «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой |
Информационно-коммуникативные | Умение вступать в коммуникативный контакт; Умение ориентироваться в ситуации общения (умение начать, поддержать и завершить общение; умение адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять его намерения и мотивы); Употребление вербальных невербальных средств общения (умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости). | Коммуникативные действия и умения: организационные, перцептивные, оперативные умения | ребенок активно выражает готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивновыразительными средствами | Методика «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой |
Регуляционно- коммуникативные умения | Умение организовать процесс общения (умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь); Умение оценить результаты коммуникативного контакта; Преодоление конфликтов (умение решать конфликты адекватными способами). | способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать | ребенок активно общается, умеет спокойно и терпеливо слушать партнера, воспринимать речь; выстраивает общение по ситуации, свободно входит в контакт с детьми и педагогом, легко договаривается, четко и последовательно может выражать свои мысли, пользоваться различными формами речевого этикета | Методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
МЕТОДИКА «КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ» А.М. ЩЕТИНИНОЙ, М.А. НИКИФОРОВОЙ
В процессе наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в Карте наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников отмечаются коммуникативные качества личности ребенка.
Карта наблюдения за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников
Проявления | Редко | Чаще всего | Всегда |
1 балл | 2 балла | 5 баллов | |
1. Коммуникативные качества личности 1.1. Эмпатийность: - ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению; - идентифицируется с партнером, заражается его чувствами; - выражает сочувствие, сопереживание собеседнику; - выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь). 1.2. Доброжелательность - ребенок проявляет расположенность слушать партнера; - старается понять и ответить на вопросы собеседника; - выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером); - не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его; - проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник. 1.3. Непосредственность, аутентичность, искренность: - ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам; - искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств; - открыто заявляет о своих намерениях ("Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю"); - не "подхалимничает". 1.4. Открытость в общении: - ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой); - выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. 1.5. Конфронтация: - ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию; - доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте. 1.6. Инициативность: - ребенок сам проявляет инициативу в общении; - понимает и поддерживает инициативу другого. 2. Коммуникативные действия и умения 2.1. Организационные: - ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия; - является лидером в отдельных видах деятельности; - владеет организаторскими навыками. 2.2 Перцептивные: - ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства ("А чего ты обиделся?"); - наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых. 2.3. Оперативные: - ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы); - свободно владеет вербальными средствами общения (язык); - увлекает партнера по общению своими действиями; - умеет продолжительное время поддерживать контакт; - умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера. |
Обработка результатов: каждое проявление оценивается различным количеством баллов:
«Редко» - 1 балл, «Чаще всего» - 2 балла, «Всегда» - 5 баллов. Затем подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных умений:
Высокий уровень (87 - 145 баллов): ребенок активно выражает готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивно-выразительными средствами.
Средний уровень (58-86 баллов): ребенок проявляет готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, но сам проявляет инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеет договариваться, слушает не всегда внимательно, имеет некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляет не всегда, иногда конфликтует, умеет в ряде случаев проявить эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, недостаточно развита культура общения, достаточно хорошо владеет вербальными и экспрессивными средствами общения.
Низкий уровень (29-57 баллов): ребенок проявляет готовность к общению, но чаще со взрослыми, чем с детьми, редко выражает симпатию и доброжелательное отношение к партнеру по общению, часто конфликтует, почти не умеет проявлять эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, не умеет договариваться, слушать, навыки
коммуникативного поведения развиты слабо, плохо владеет вербальными средствами общения, а экспрессия зачастую носит негативных оттенок.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ К ПАРТНЕРСКОМУ ДИАЛОГУ» А. М. ЩЕТИНИНОЙ
В способности к партнерскому диалогу мы выделили следующие компоненты:
1 – способность слушать партнера,
– способность договариваться с партнером,
– умение вступать в диалог,
– умение поддерживать и завершать диалог.
Педагог наблюдает в течение недели за особенностями проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу (или это могут быть таблицы по каждому из показателей).
Каждое проявление способностей оценивается по 3-хбалльной шкале:
3 балла – способность проявляется в полной мере;
2 балла – способность проявляется иногда;
1 балл – способность не проявляется.
Затем выводится средний балл и определяется уровень развития способностей.
Высокий уровень (2,5-3 балла) – ребенок активен в общении, умеет спокойно и терпеливо слушать партнера, понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, легко договаривается, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета.
Средний уровень (1,7-2,4 балла) – ребенок умеет слушать и понимать речь, но иногда перебивает собеседника, спорит, не соглашается, раздражается, проявляет недостаточно терпения при слушании партнера, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.
Низкий уровень (1-1,6 баллов) – ребенок не проявляет ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу, или проявляется небольшое количество из указанных свойств, при этом он малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Организация сюжетно-ролевой игры «Семья»
Цель: формирование положительных взаимоотношений между детьми.
Задачи:
1. развивать умение детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, используя ранее полученные знания;
2. учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку, подбирать атрибуты;
3. способствовать формированию гуманности, сочувствия к близкому человеку, доброжелательных отношений в группе;
4. развивать диалогическую речь детей в ходе игры;
Игровое оборудование: куклы; мебель для оборудования уголка; посуда; игровые атрибуты (косынки, передники, коляски); предметы-заместители.
Этапы | Задачи | Формы и методы |
Диагностический | Выявить отношение детей к игровой деятельности | Беседы, наблюдение за игрой детей. Для изучения коммуникативных качеств личности ребенка применялась методика А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности»; Для изучения способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу применялась методика А.М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу». |
Подготовительный | Стимулировать интерес к предстоящей игре. Обогащать представления детей о взаимоотношениях детей и родителей, родственников, о способах проявления заботы к близкому через умение эмоционально откликнуться, сочувствовать, сопереживать. Воспитывать заботливое отношение к младшему; уважительное отношение к старшему. | Беседа о семье, о профессиях родителей, о семейных традициях, о братьях, сестрах: «Моя семья» «Профессии родителей» «Традиции семьи» Рассматривание иллюстраций на тему «Дружная семья» Создание проблемных ситуаций «Я обидел маму» «У меня забрали игрушку» Чтение и анализ стихов, рассказов о маме Е. Благинина «Посидим в тишине» А. Барто «Все она» Конструирование мебели к из конструктора (стол, диван) Игры с использованием невербальных средств общения «Изобрази подарок», «Разговор без слов» Игра-инсценировка «Позвони другу/маме/бабушке» |
Обучение игре | Учить переносить впечатления, знания в игровую деятельность Учить действовать согласно принятой роли Учить создавать необходимые для игры атрибуты | Беседа перед игрой с целью определения темы игры, сюжета, напоминание о правилах поведения. Помощь в распределении ролей Оказание помощи в игре детям, испытывающим затруднения Беседа после игры, оценка результатов игры |
Самостоятельная игра детей | Развивать творческие способности Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, способность к сопереживанию. Воспитывать коллективные взаимоотношения. | Беседа после игры для оценки поведения Беседа о перспективах игры Изготовление нового игрового оборудования Использование предметов-заместителей |
Роли:
Мама: заботится о детях, готовит кушать, играет с детьми, ходит на работу, укладывает спать детей, гладит белье.
Папа: помогает маме заботиться о детях, ходит на работу, приносит покупки из магазина, делает ремонт в доме.
Бабушка: готовит еду, вяжет, читает книжки детям, стряпает пирожки, ходит на прогулку с внуками.
Дедушка: смотрит телевизор, играет с внуками, помогает папе делать ремонт.
Брат/сестра: играют, смотрят телевизор, помогают маме, папе, бабушке, дедушке.
Организация сюжетно-ролевой игры «Больница»
Цель: развивать доверительные отношения в совместной игре.
Задачи:
формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия;
развивать у детей творческое отношение к игре, умение использовать предметы-заместители;
обогащать представления детей о профессии врача;
формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему;
развивать организаторские способности.
Игровое оборудование: набор доктора (стетоскоп, шпатель, градусник, ящик для хранения медицинских принадлежностей, молоточек), медицинский халат, муляжи лекарственных препаратов, рецептурные листы.
Этапы | Задачи | Формы и методы |
Диагностический | Выявить отношение детей к игровой деятельности | Беседы, наблюдение за игрой детей. Для изучения коммуникативных качеств личности ребенка применялась методика А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности»; Для изучения способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу применялась методика А.М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу». |
Подготовительный | Стимулировать интерес к предстоящей игре. Обогащать представления детей о профессии врача Воспитывать желание следовать положительным примерам взрослых, литературных героев Формировать умения совместной игры (слушать партнера,обсуждать план игры) | Экскурсия в медицинский кабинет, общение с медицинским работником о данной профессии; Рассматривание иллюстраций «На приеме у врача»,«Аптека», «Карета скорой помощи». Беседы: «Что нужно доктору для работы», «Зачем нужно закаляться?», «Что такое витамины?» Чтение и анализ художественных произведений: «Айболит» К.И. Чуковского, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова; Инсценировка произведения «Айболит» К.И. Чуковского. Игры- ситуации «Рассказ по кругу», «Продолжи фразу» |
Обучение игре | Учить переносить впечатления, знания в игровую деятельность Учить действовать согласно принятой роли Учить создавать необходимые для игры атрибуты | Беседа перед игрой с целью определения темы игры, сюжета, напоминание о правилах поведения. Помощь в распределении ролей.Оказание помощи в игре детям, испытывающим затруднения Беседа после игры, оценка результатов игры Пример взрослого в совместной игре |
Самостоятельная игра детей | Развивать творческие способности Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, способность к сопереживанию. Воспитывать коллективные взаимоотношения. | Беседа после игры для оценки поведения Беседа о перспективах игры Изготовление нового игрового оборудования Использование предметов-заместителей |
Роли:
Доктор: ведет прием, измеряет давление, смотрит горло, выписывает рецепт, прослушивает.
Медсестра: помогает вести прием, заполняет карту больного, измеряет рост, делает уколы, выполняет задания доктора.
Пациент: приходит на прием, рассказывает, что его беспокоит, покупает лекарственные препараты.
Фармацевт: работает в аптеке, отпускает лекарства по рецепту.
Организация сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру магазин.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с профессиями (продавец, директор магазина)
2. Развивать навыки диалогической речи;
3. Развивать творческое воображение, инициативу, организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.
Игровое оборудование: муляжи фруктов, овощей, деньги, корзины для покупок, кошельки, кассовый аппарат, фартуки, коробки из под конфет, ценники.
Этапы | Задачи | Формы и методы |
Диагностический | Выявить отношение детей к игровой деятельности | Беседы, наблюдение за игрой детей. Для изучения коммуникативных качеств личности ребенка применялась методика А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности»; 2) Для изучения способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу применялась методика А.М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу». |
Подготовительный | Стимулировать интерес к предстоящей игре. Обогащать представления детей о профессии продавца Формирование умений и навыков сотрудничества в совместной игре. Воспитывать симпатию к сверстникам, желание играть вместе. | Рассматривание иллюстраций с изображением магазина, кассы, товаров, продавца Изготовление денег; Дидактические игры «Ягоды-фрукты», лото «Магазин». Экскурсия в магазин; Лепка овощей; Чтение художественной литературы: «Кем быть?» В. Маяковский, «Овощи» С. Михалков, оценка действий и поступков героев произведений. |
Обучение игре | Совершенствовать умения Переносить впечатления, знания в игровую деятельность Совершенствовать умения оценивать себя в игре Учить создавать необходимые для игры атрибуты | Беседа перед игрой с целью определения темы игры, сюжета, напоминание о правилах поведения. Рассматривание перед игрой иллюстраций, способствующих определению содержания определенной роли. Помощь в распределении ролей Оказание помощи в игре детям, испытывающим затруднения Беседа после игры, оценка результатов игры |
Самостоятельная игра детей | Поощрять желание детей к самостоятельному обогащению содержания игр Способствовать применению правил поведения в общественных местах Замечать настроение партнера по игре Развивать целеустремленность в достижении игрового результата | Беседа после игры для оценки поведения Беседа о перспективах игры Изготовление нового игрового оборудования Использование предметов-заместителей |
Роли:
Продавец: отпускает товар, вежливо общается с покупателями, следит за качеством товара, считает деньги.
Покупатель: приобретает товар, рассматривает товар, платит деньги.
Директор магазина: контролирует работу продавца, вежливо общается с покупателями, работает за компьютером.
Организация сюжетно-ролевой игры «Детский сад»
Цель: формирование уважительного отношения к сотрудникам детского сада.
Задачи:
1. Расширить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада;
2. Воспитывать интерес и уважение к труду работников детского сада;
3. Развивать у детей чувство благодарности за труд взрослых;
4. Воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым.
Игровое оборудование: куклы, игрушечная посуда, телефон, тетради, ручки, медицинские инструменты, одежда для повара, медсестры, воспитателя.
Этапы | Задачи | Формы и методы |
Диагностический | Выявить отношение детей к игровой деятельности | Беседы, наблюдение за игрой детей. Для изучения коммуникативных качеств личности ребенка применялась методика А.М. Щетининой и М.А.Никифоровой «Коммуникативные качества личности»; Для изучения способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу применялась методика А.М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу». |
Подготовительный | Стимулировать интерес к предстоящей игре. Обогащать представления детей о коллективном труде людей Воспитывать интерес к действиям людей Воспитывать гуманное отношение к взрослым Упражнять детей в свободном использовании группового пространства | Наблюдение за работой воспитателя, няни, медицинского работника, музыкального работника; Рассматривание иллюстраций о предстоящем сюжете игры; Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню; Рисование на тему «Моя жизнь в детском саду» Лепка продуктов питания для кухни; Чтение и анализ стихов «Почему так говорят?» В. Товарков, «Второй ваш дом» Г. Шалаева Беседы о значимости труда людей в детском саду Хороводная игра «Каравай» |
Обучение игре | Способствовать выполнению правил поведения в обществе Воспитывать стремление к сотрудничеству Совершенствовать умения оценивать себя в игре | Беседа перед игрой с целью определения темы игры, сюжета, напоминание о правилах поведения. Рассматривание перед игрой иллюстраций, способствующих определению содержания определенной роли Положительная оценка поступков и поведения в игре Беседа после игры «Каким был ты в игре? Каким был партнер?» Объединение в игре сюжетов игр «Семья», «Больница» |
Самостоятельная игра детей | Развивать желание играть на разные темы Способствовать применению правил поведения в общественных местах Формировать умение считаться с интересами товарищей по игре, конструктивно решать конфликтные ситуации; Содействовать проявлению умений сотрудничества | Обсуждение усложнения игр Дополнять знания детей при помощи чтения литературы Изготовление нового игрового оборудования Использование предметов-заместителей |
Роли:
Воспитатель: принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю гимнастику, занятия, гуляет с детьми, организует игры;
Младший воспитатель: следит за порядком в группе, кормит детей, помогает воспитателю в проведении занятий
Повар: готовит еду, выдает ее младшим воспитателям;
Музыкальный руководитель: разучивает песни, ставит сценки, проводит праздники;
Медсестра: измеряет рост, вес детей, делает прививки, измеряет температуру тела;
Заведующий: проводит собрания, пишет отчеты, следит за работой воспитателей.
Родители: приводят ребенка в детский сад, забирают из детского сада.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 2174.