Выявление уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий этап
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре проводилась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Росинка» п. Пионерский. В исследовании принимали участие 20 детей группы старшего дошкольного возраста. Десять детей составляли экспериментальную группу и десять детей - контрольную. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 15 ноября 2018 года по 16 декабря 2018 года. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Цель констатирующего этапа: выявление уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования, необходимым этапом стал подбор методик для последующей организации диагностического обследования детей дошкольного возраста.

В качестве основных характеристик выбрали программу Л.P. Мунировой «Изучение коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста» (Приложение А).

Для проведения исследования использовались следующие методики:

1. Для изучения коммуникативных качеств личности ребенка применялась методика А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности» [20, С.45];

2. Для изучения способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу применялась методика А.М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу» [20, С.48].

Методика «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой.

Цель методики: изучение коммуникативных качеств личности ребенка.

Основной метод исследования – наблюдение. Для достижения данной цели нами велось наблюдение за детьми в процессе непосредственно организованной деятельности (развитие речи, познание), во время прогулки, в ходе проведения музыкального и спортивного досугов, коллективной продуктивной, самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Результаты наблюдения вносились в карту наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников. Данная карта состоит из двух разделов:

1. «Коммуникативные качества личности», среди которых эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность;

2. «Коммуникативные действия и умения», включающие организационные, перцептивные, оперативные умения.

Коммуникативные умения оценивались по следующим критериям: каждое проявление коммуникативных способностей и умений оценивается определенным количеством баллов: 1 балл – способность или умение проявляется редко, 2 балла – проявляется чаще всего, 5 баллов – проявляется всегда. По сумме полученных баллов определяется уровень развития коммуникативных умений ребенка.

Высокий уровень (87-145 баллов): ребенок активно выражает готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивно-выразительными средствами.

Средний уровень (58-86 баллов): ребенок проявляет готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, но сам проявляет инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеет договариваться, слушает не всегда внимательно, имеет некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляет не всегда, иногда конфликтует, умеет в ряде случаев проявить эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, недостаточно развита культура общения, достаточно хорошо владеет вербальными и экспрессивными средствами общения.

Низкий уровень (29-57 баллов): ребенок проявляет готовность к общению, но чаще со взрослыми, чем с детьми, редко выражает симпатию и доброжелательное отношение к партнеру по общению, часто конфликтует, почти не умеет эмоционально откликаться на чувства и переживания партнера по общению, не умеет договариваться, слушать, навыки коммуникативного поведения развиты слабо, плохо владеет вербальными средствами общения, а экспрессия зачастую носит негативных оттенок.

Более подробно данная методика описана в Приложении Б.

Методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой

Цель: изучить способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу.

Экспериментатор наблюдает в течение недели за особенностями проявления детьми этих показателей в различных ситуациях, в том числе специально смоделированных (беседа). После этого проводится анализ проведенных наблюдений, его результаты помещаются в таблицу по следующим разделам: способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать.

Критерии оценки способностей детей к партнерскому диалогу: каждый компонент оценивается по 3-х балльной системе. По среднему баллу определяется уровень развития способностей.

Высокий уровень (2,5-3 балла) - ребенок активно общается, умеет спокойно и терпеливо слушать партнера, воспринимать речь; выстраивает общение по ситуации, свободно входит в контакт с детьми и педагогом, легко договаривается, четко и последовательно может выражать свои мысли, пользоваться различными формами речевого этикета.

Средний уровень (1,7-2,4 балла) - ребенок умеет выслушивать собеседника, понимать его речь; однако иногда недостаточно терпелив при слушании партнера и перебивает его, спорит, не соглашается, раздражается, в общении участвует чаще всего по инициативе других; пользование речевым этикетом неустойчивое.

Низкий уровень (1-1,6 баллов) - ребенок не проявляет ни одного из перечисленных компонентов способности к партнерскому диалогу, или проявляется небольшое количество из указанных свойств, при этом он неактивен и неразговорчив в общении с детьми и взрослыми, часто наблюдается отсутствие внимания; редко использует формы речевого этикета, последовательно излагать свои мысли не умеет, передает их содержание неточно.

Подробно данная методика описана в Приложении В.

При выполнении Методики «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой проводилось наблюдение за взаимодействием детей со взрослыми и со сверстниками, во время проведения непосредственно образовательной деятельности, организованной совместной деятельности в различных режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.

По итогам наблюдения были составлены карты наблюдений за проявлениями коммуникативных умений детей экспериментальной и контрольной групп которые представлены в таблице 2.1., и таблице 2.2.

Таблица 2.1

Карта наблюдения за проявлениями коммуникативных умений

в экспериментальной группе по методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой

   

Коммуникативные качества личности

Коммуникативные действия и умения

 

 
    Код ребенка Эмпатийность Доброжелательность Непосредственность, аутентичность, искренность Открытость в общении Конфронтация Инициативность

Организационные

Перцептивные

Оперативные

Общее количество баллов Общий уровень развития коммуникативных умений
1 Ребёнок 1 6 7 12 14 16 12

4

8

5

84 С
2 Ребёнок 2 5 9 10 5 7 12

5

12

3

67 С
3 Ребёнок 3 7 14 4 2 10 10

11

6

4

67 С
4 Ребёнок 4 13 15 10 9 10 12

15

15

8

108 Н
5 Ребёнок 5 8 5 2 7 12 6

4

5

7

55 Н
6 Ребёнок 6 10 7 12 9 7 6

11

11

9

83 С
7 Ребёнок 7 11 10 13 11 10 2

9

5

9

79 С
8 Ребёнок 8 14 14 14 14 9 18

13

14

2

110 В
9 Ребёнок 9 7 6 11 9 1 9

8

4

7

62 С
10 Ребёнок 10 8 14 10 15 4 16

19

11

1

98 В
                             

Анализируя данные представленные в таблице 2.1., можно сказать, что 2 детей имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей, что составило 20%, 6 детей имеют средний уровень, что составило 60% от всей группы, а 2 ребенка показали низкий уровень, что составляет 20%. Представим эти результаты в виде диаграммы на рис.2.1

 

Рис.2.1. Результаты детей по методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой в экспериментальной группе

 

Из диаграммы видно, что у большей части детей сформированность коммуникативных умений находится на среднем уровне.

Полученные результаты данной диагностической методики можно соотнести с уровнями сформированности аффективно-коммуникативных умений и информационно-коммуникативных умений по Л.Р. Мунировой. В соответствии с ними, 2 детей относятся к высокому уровню развития аффективно-коммуникативных и информационно-коммуникативных умений, 6 детей относятся к среднему уровню, и 2 ребенка относятся к низкому уровню развития аффективно-коммуникативных и информационно-коммуникативных умений.

Результаты по методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой в контрольной группе представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Карта наблюдения за проявлениями коммуникативных способностей

в контрольной группе по методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой

 

Коммуникативные качества личности

Коммуникативные действия и

уменя

Общее количество баллов

Общий уровень развития коммуникативных умений

  Код ребенка

Эмпатийность

Доброжелательность Непосредственность, аутентичность, искренность Открытость в общении Конфронтация Инициативность Организационные Перцептивные Оперативные
1 Ребёнок 1

15

14 10 10 4 10 6 10 25 104 В
2 Ребёнок 2

8

9 10 4 4 10 12 4 17 78 С
3 Ребёнок 3

8

10 8 4 7 4 12 4 10 67 С
4 Ребёнок 4

17

16 20 10 10 7 12 4 25 121 В
5 Ребёнок 5

12

13 5 10 4 4 4 5 13 74 С
6 Ребёнок 6

8

10 7 10 2 3 6 4 10 60 С
7 Ребёнок 7

6

7 5 7 2 4 4 4 7 55 Н
8 Ребёнок 8

12

8 6 7 5 6 5 3 7 59 С
9 Ребёнок 9

8

10 8 4 4 4 6 4 22 70 В
10 Ребёнок 10

8

13 17 10 3 10 12 6 18 97 Н
                           

 

Анализируя данные таблицы 2.2., можно сказать, что 3ребенка имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей, что составило 30%, 5 детей имеют средний уровень, что составило 50% от всей группы, а 2 ребенка показали низкий уровень, что составляет 20%. Представим эти результаты в виде диаграммы (рис. 2.2.)

Рис. 2.2. Результаты детей по методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой контрольной группы

 

Полученные результаты данной диагностической методики можно соотнести с уровнями сформированности аффективно-коммуникативных умений и информационно-коммуникативных умений по Л.Р. Мунировой. В соответствии с ними, 3 ребенка относятся к высокому уровню развития аффективно-коммуникативных и информационно-коммуникативных умений, 5 детей относятся к среднему уровню, и 2 ребенка относятся к низкому уровню развития аффективно-коммуникативных и информационно-коммуникативных умений.

Методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой проводилась в виде наблюдения в различных режимных моментах: во время проведения НОД (познавательное занятие, развитие речи), во время дежурства детей по столовой, в природном уголке, на прогулке, перед сном, в свободной самостоятельной деятельности.

В таблице 2.3 и таблице 2.4 фиксировались оценки способностей детей слушать партнера, договариваться с партнером, вступать в диалог, поддерживать и завершать диалог (по 3-х балльной системе).

Таблица 2.3.

Карта наблюдения за проявлениями способностей к партнерскому диалогу

в экспериментальной группе по методике «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой

 

 

Код ребенка

Умение слушать

Способность договариваться

Умение вступать в диалог

Умение поддержать и завершать диалог

Средний балл

Уровень речевой коммуникации

владение речевыми оборотами установления контакта Легкость контактированиясо взрослыми легкость контактирования со сверстниками умение отвечать на вопросы умение задавать вопросы в ходе диалога Умение своевременно вступать в диалог умение завершать разговор
1 Ребёнок 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2,0 С
2 Ребёнок 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1,8 С
3 Ребёнок 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2,1 С
4 Ребёнок 4 3 2 2 2 2 2 3 2 2 2,0 С
5 Ребёнок 5 1 2 1 1 1 2 2 1 2 1,4 Н
6 Ребёнок 6 3 2 2 2 2 3 2 2 2 2,2 С
7 Ребёнок 7 2 2 3 3 2 3 3 2 2 2.4 С
8 Ребёнок 8 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2,7 В
9 Ребёнок 9 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2,2 С
10 Ребёнок 10 3 2 2 3 2 3 3 3 3 2,7 В

 

Анализируя данные таблицы 2.3, можно сказать, что 2 ребенка имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей, что составило 20%, 7 детей имеют средний уровень, что составило 70% от всей группы, а 1 ребёнок показали низкий уровень, что составляет 10%. Представим эти результаты в виде диаграммы на рис. 2.3.

Рис. 2.3 Результаты по методике «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой в экспериментальной группе

 

Полученные результаты данной диагностической методики можно соотнести с уровнем сформированности регуляционно-коммуникативных умений (Л.Р. Мунирова). В соответствии с ними, 2 ребенка относятся к высокому уровню развития регуляционно-коммуникативных умений, 7 детей относятся к среднему уровню, и 1 ребенок относится к низкому уровню развития регуляционно-коммуникативных умений.

В таблице 2.4 представлены данные по методике «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой в контрольной группе.

 

 

Таблица 2.4.

Карта наблюдения за проявлениями способностей к партнерскому диалогу

в контрольной группе по методике «Диагностика способностей детей

к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой

 

   

Умение слушать

Способность договариваться

Умение вступать в диалог

Умение поддержать и завершать диалог

Средний балл

Уровень речевой коммуникации

Код ребенка Владение речевыми оборотами для установления контакта Легкость контактированиясо взрослыми Легкость контактирования со сверстниками Умение отвечать на вопросы Умение задавать вопросы в ходе диалога Умение своевременно вступать в диалог Умение завершать разговор
1 Ребёнок 1 3 2 2 3 2 2 3 2 2 2,3 С
2 Ребёнок 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1,8 С
3 Ребёнок 3 2 2 1 1 2 2 1 1 2 1,5 Н
4 Ребёнок 4 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2,1 С
5 Ребёнок 5 3 2 2 2 2 3 2 2 2 2,2 С
6 Ребёнок 6 3 3 2 2 3 2 2 2 2 2,3 С
7 Ребёнок 7 2 2 1 2 2 1 1 2 2 1,6 Н
8 Ребёнок 8 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1,8 С
9 Ребёнок 9 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2,2 С
10 Ребёнок 10 2 2 2 3 3 3 2 3 3 2,5 В

 

Анализируя данные таблицы 2.4, можно сказать, что 1 ребёнок имеет высокий уровень развития коммуникативных способностей, что составило 10%, 7 детей имеют средний уровень, что составило 70% от всей группы, а 2 ребенка показали низкий уровень, что составляет 20%. Представим эти результаты в виде диаграммы (рис. 2.4.).

 

 

Рис.2.4. Результаты по методике «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой в контрольной группе

 

Полученные результаты диагностической методики можно соотнести с уровнем сформированности регуляционно-коммуникативных умений (Л.Р. Мунирова). В соответствии с ними, 1 ребенок относится к высокому уровню развития регуляционно-коммуникативных умений, 7 детей относятся к среднему уровню, и 2 ребенка относятся к низкому уровню развития регуляционно-коммуникативных умений.

Таким образом, описанные выше методики позволили нам исследовать сформированность коммуникативных умений детей на констатирующем этапе исследования и определить уровень развития способностей каждого ребенка слушать партнера, уметь договариваться с ним, вступать, поддерживать и завершать диалог (рис.2.5).

Рис.2.5. Среднеарифметические результаты уровня сформированности коммуникативных умений у детей экспериментальной группы по двум методикам на констатирующем этапе

 

Как видно из представленной диаграммы обе группы имеют почти одинаковые показатели уровня сформированности коммуникативных умений.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 4226.