Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре проводилась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Росинка» п. Пионерский. В исследовании принимали участие 20 детей группы старшего дошкольного возраста. Десять детей составляли экспериментальную группу и десять детей - контрольную. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 15 ноября 2018 года по 16 декабря 2018 года. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Цель констатирующего этапа: выявление уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования, необходимым этапом стал подбор методик для последующей организации диагностического обследования детей дошкольного возраста.
В качестве основных характеристик выбрали программу Л.P. Мунировой «Изучение коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста» (Приложение А).
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Для изучения коммуникативных качеств личности ребенка применялась методика А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности» [20, С.45];
2. Для изучения способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу применялась методика А.М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу» [20, С.48].
Методика «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой.
Цель методики: изучение коммуникативных качеств личности ребенка.
Основной метод исследования – наблюдение. Для достижения данной цели нами велось наблюдение за детьми в процессе непосредственно организованной деятельности (развитие речи, познание), во время прогулки, в ходе проведения музыкального и спортивного досугов, коллективной продуктивной, самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Результаты наблюдения вносились в карту наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников. Данная карта состоит из двух разделов:
1. «Коммуникативные качества личности», среди которых эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность;
2. «Коммуникативные действия и умения», включающие организационные, перцептивные, оперативные умения.
Коммуникативные умения оценивались по следующим критериям: каждое проявление коммуникативных способностей и умений оценивается определенным количеством баллов: 1 балл – способность или умение проявляется редко, 2 балла – проявляется чаще всего, 5 баллов – проявляется всегда. По сумме полученных баллов определяется уровень развития коммуникативных умений ребенка.
Высокий уровень (87-145 баллов): ребенок активно выражает готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивно-выразительными средствами.
Средний уровень (58-86 баллов): ребенок проявляет готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, но сам проявляет инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеет договариваться, слушает не всегда внимательно, имеет некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляет не всегда, иногда конфликтует, умеет в ряде случаев проявить эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, недостаточно развита культура общения, достаточно хорошо владеет вербальными и экспрессивными средствами общения.
Низкий уровень (29-57 баллов): ребенок проявляет готовность к общению, но чаще со взрослыми, чем с детьми, редко выражает симпатию и доброжелательное отношение к партнеру по общению, часто конфликтует, почти не умеет эмоционально откликаться на чувства и переживания партнера по общению, не умеет договариваться, слушать, навыки коммуникативного поведения развиты слабо, плохо владеет вербальными средствами общения, а экспрессия зачастую носит негативных оттенок.
Более подробно данная методика описана в Приложении Б.
Методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой
Цель: изучить способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу.
Экспериментатор наблюдает в течение недели за особенностями проявления детьми этих показателей в различных ситуациях, в том числе специально смоделированных (беседа). После этого проводится анализ проведенных наблюдений, его результаты помещаются в таблицу по следующим разделам: способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать.
Критерии оценки способностей детей к партнерскому диалогу: каждый компонент оценивается по 3-х балльной системе. По среднему баллу определяется уровень развития способностей.
Высокий уровень (2,5-3 балла) - ребенок активно общается, умеет спокойно и терпеливо слушать партнера, воспринимать речь; выстраивает общение по ситуации, свободно входит в контакт с детьми и педагогом, легко договаривается, четко и последовательно может выражать свои мысли, пользоваться различными формами речевого этикета.
Средний уровень (1,7-2,4 балла) - ребенок умеет выслушивать собеседника, понимать его речь; однако иногда недостаточно терпелив при слушании партнера и перебивает его, спорит, не соглашается, раздражается, в общении участвует чаще всего по инициативе других; пользование речевым этикетом неустойчивое.
Низкий уровень (1-1,6 баллов) - ребенок не проявляет ни одного из перечисленных компонентов способности к партнерскому диалогу, или проявляется небольшое количество из указанных свойств, при этом он неактивен и неразговорчив в общении с детьми и взрослыми, часто наблюдается отсутствие внимания; редко использует формы речевого этикета, последовательно излагать свои мысли не умеет, передает их содержание неточно.
Подробно данная методика описана в Приложении В.
При выполнении Методики «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой проводилось наблюдение за взаимодействием детей со взрослыми и со сверстниками, во время проведения непосредственно образовательной деятельности, организованной совместной деятельности в различных режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.
По итогам наблюдения были составлены карты наблюдений за проявлениями коммуникативных умений детей экспериментальной и контрольной групп которые представлены в таблице 2.1., и таблице 2.2.
Таблица 2.1
Карта наблюдения за проявлениями коммуникативных умений
в экспериментальной группе по методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой
Коммуникативные качества личности | Коммуникативные действия и умения |
| ||||||||||||
Код ребенка | Эмпатийность | Доброжелательность | Непосредственность, аутентичность, искренность | Открытость в общении | Конфронтация | Инициативность | Организационные | Перцептивные | Оперативные | Общее количество баллов | Общий уровень развития коммуникативных умений | |||
1 | Ребёнок 1 | 6 | 7 | 12 | 14 | 16 | 12 | 4 | 8 | 5 | 84 | С | ||
2 | Ребёнок 2 | 5 | 9 | 10 | 5 | 7 | 12 | 5 | 12 | 3 | 67 | С | ||
3 | Ребёнок 3 | 7 | 14 | 4 | 2 | 10 | 10 | 11 | 6 | 4 | 67 | С | ||
4 | Ребёнок 4 | 13 | 15 | 10 | 9 | 10 | 12 | 15 | 15 | 8 | 108 | Н | ||
5 | Ребёнок 5 | 8 | 5 | 2 | 7 | 12 | 6 | 4 | 5 | 7 | 55 | Н | ||
6 | Ребёнок 6 | 10 | 7 | 12 | 9 | 7 | 6 | 11 | 11 | 9 | 83 | С | ||
7 | Ребёнок 7 | 11 | 10 | 13 | 11 | 10 | 2 | 9 | 5 | 9 | 79 | С | ||
8 | Ребёнок 8 | 14 | 14 | 14 | 14 | 9 | 18 | 13 | 14 | 2 | 110 | В | ||
9 | Ребёнок 9 | 7 | 6 | 11 | 9 | 1 | 9 | 8 | 4 | 7 | 62 | С | ||
10 | Ребёнок 10 | 8 | 14 | 10 | 15 | 4 | 16 | 19 | 11 | 1 | 98 | В | ||
Анализируя данные представленные в таблице 2.1., можно сказать, что 2 детей имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей, что составило 20%, 6 детей имеют средний уровень, что составило 60% от всей группы, а 2 ребенка показали низкий уровень, что составляет 20%. Представим эти результаты в виде диаграммы на рис.2.1
Рис.2.1. Результаты детей по методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой в экспериментальной группе
Из диаграммы видно, что у большей части детей сформированность коммуникативных умений находится на среднем уровне.
Полученные результаты данной диагностической методики можно соотнести с уровнями сформированности аффективно-коммуникативных умений и информационно-коммуникативных умений по Л.Р. Мунировой. В соответствии с ними, 2 детей относятся к высокому уровню развития аффективно-коммуникативных и информационно-коммуникативных умений, 6 детей относятся к среднему уровню, и 2 ребенка относятся к низкому уровню развития аффективно-коммуникативных и информационно-коммуникативных умений.
Результаты по методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой в контрольной группе представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Карта наблюдения за проявлениями коммуникативных способностей
в контрольной группе по методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой
| Коммуникативные качества личности | Коммуникативные действия и уменя | Общее количество баллов | Общий уровень развития коммуникативных умений | |||||||||
№ | Код ребенка | Эмпатийность | Доброжелательность | Непосредственность, аутентичность, искренность | Открытость в общении | Конфронтация | Инициативность | Организационные | Перцептивные | Оперативные | |||
1 | Ребёнок 1 | 15 | 14 | 10 | 10 | 4 | 10 | 6 | 10 | 25 | 104 | В | |
2 | Ребёнок 2 | 8 | 9 | 10 | 4 | 4 | 10 | 12 | 4 | 17 | 78 | С | |
3 | Ребёнок 3 | 8 | 10 | 8 | 4 | 7 | 4 | 12 | 4 | 10 | 67 | С | |
4 | Ребёнок 4 | 17 | 16 | 20 | 10 | 10 | 7 | 12 | 4 | 25 | 121 | В | |
5 | Ребёнок 5 | 12 | 13 | 5 | 10 | 4 | 4 | 4 | 5 | 13 | 74 | С | |
6 | Ребёнок 6 | 8 | 10 | 7 | 10 | 2 | 3 | 6 | 4 | 10 | 60 | С | |
7 | Ребёнок 7 | 6 | 7 | 5 | 7 | 2 | 4 | 4 | 4 | 7 | 55 | Н | |
8 | Ребёнок 8 | 12 | 8 | 6 | 7 | 5 | 6 | 5 | 3 | 7 | 59 | С | |
9 | Ребёнок 9 | 8 | 10 | 8 | 4 | 4 | 4 | 6 | 4 | 22 | 70 | В | |
10 | Ребёнок 10 | 8 | 13 | 17 | 10 | 3 | 10 | 12 | 6 | 18 | 97 | Н | |
Анализируя данные таблицы 2.2., можно сказать, что 3ребенка имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей, что составило 30%, 5 детей имеют средний уровень, что составило 50% от всей группы, а 2 ребенка показали низкий уровень, что составляет 20%. Представим эти результаты в виде диаграммы (рис. 2.2.)
Рис. 2.2. Результаты детей по методике «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой контрольной группы
Полученные результаты данной диагностической методики можно соотнести с уровнями сформированности аффективно-коммуникативных умений и информационно-коммуникативных умений по Л.Р. Мунировой. В соответствии с ними, 3 ребенка относятся к высокому уровню развития аффективно-коммуникативных и информационно-коммуникативных умений, 5 детей относятся к среднему уровню, и 2 ребенка относятся к низкому уровню развития аффективно-коммуникативных и информационно-коммуникативных умений.
Методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой проводилась в виде наблюдения в различных режимных моментах: во время проведения НОД (познавательное занятие, развитие речи), во время дежурства детей по столовой, в природном уголке, на прогулке, перед сном, в свободной самостоятельной деятельности.
В таблице 2.3 и таблице 2.4 фиксировались оценки способностей детей слушать партнера, договариваться с партнером, вступать в диалог, поддерживать и завершать диалог (по 3-х балльной системе).
Таблица 2.3.
Карта наблюдения за проявлениями способностей к партнерскому диалогу
в экспериментальной группе по методике «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой
№ |
Код ребенка | Умение слушать | Способность договариваться | Умение вступать в диалог | Умение поддержать и завершать диалог | Средний балл | Уровень речевой коммуникации | |||||
владение речевыми оборотами установления контакта | Легкость контактированиясо взрослыми | легкость контактирования со сверстниками | умение отвечать на вопросы | умение задавать вопросы в ходе диалога | Умение своевременно вступать в диалог | умение завершать разговор | ||||||
1 | Ребёнок 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,0 | С |
2 | Ребёнок 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,8 | С |
3 | Ребёнок 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,1 | С |
4 | Ребёнок 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,0 | С |
5 | Ребёнок 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,4 | Н |
6 | Ребёнок 6 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 | С |
7 | Ребёнок 7 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2.4 | С |
8 | Ребёнок 8 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,7 | В |
9 | Ребёнок 9 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,2 | С |
10 | Ребёнок 10 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,7 | В |
Анализируя данные таблицы 2.3, можно сказать, что 2 ребенка имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей, что составило 20%, 7 детей имеют средний уровень, что составило 70% от всей группы, а 1 ребёнок показали низкий уровень, что составляет 10%. Представим эти результаты в виде диаграммы на рис. 2.3.
Рис. 2.3 Результаты по методике «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой в экспериментальной группе
Полученные результаты данной диагностической методики можно соотнести с уровнем сформированности регуляционно-коммуникативных умений (Л.Р. Мунирова). В соответствии с ними, 2 ребенка относятся к высокому уровню развития регуляционно-коммуникативных умений, 7 детей относятся к среднему уровню, и 1 ребенок относится к низкому уровню развития регуляционно-коммуникативных умений.
В таблице 2.4 представлены данные по методике «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой в контрольной группе.
Таблица 2.4.
Карта наблюдения за проявлениями способностей к партнерскому диалогу
в контрольной группе по методике «Диагностика способностей детей
к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой
Умение слушать | Способность договариваться | Умение вступать в диалог | Умение поддержать и завершать диалог | Средний балл | Уровень речевой коммуникации | |||||||
№ | Код ребенка | Владение речевыми оборотами для установления контакта | Легкость контактированиясо взрослыми | Легкость контактирования со сверстниками | Умение отвечать на вопросы | Умение задавать вопросы в ходе диалога | Умение своевременно вступать в диалог | Умение завершать разговор | ||||
1 | Ребёнок 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,3 | С |
2 | Ребёнок 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,8 | С |
3 | Ребёнок 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,5 | Н |
4 | Ребёнок 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,1 | С |
5 | Ребёнок 5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,2 | С |
6 | Ребёнок 6 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,3 | С |
7 | Ребёнок 7 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1,6 | Н |
8 | Ребёнок 8 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,8 | С |
9 | Ребёнок 9 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,2 | С |
10 | Ребёнок 10 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,5 | В |
Анализируя данные таблицы 2.4, можно сказать, что 1 ребёнок имеет высокий уровень развития коммуникативных способностей, что составило 10%, 7 детей имеют средний уровень, что составило 70% от всей группы, а 2 ребенка показали низкий уровень, что составляет 20%. Представим эти результаты в виде диаграммы (рис. 2.4.).
Рис.2.4. Результаты по методике «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой в контрольной группе
Полученные результаты диагностической методики можно соотнести с уровнем сформированности регуляционно-коммуникативных умений (Л.Р. Мунирова). В соответствии с ними, 1 ребенок относится к высокому уровню развития регуляционно-коммуникативных умений, 7 детей относятся к среднему уровню, и 2 ребенка относятся к низкому уровню развития регуляционно-коммуникативных умений.
Таким образом, описанные выше методики позволили нам исследовать сформированность коммуникативных умений детей на констатирующем этапе исследования и определить уровень развития способностей каждого ребенка слушать партнера, уметь договариваться с ним, вступать, поддерживать и завершать диалог (рис.2.5).
Рис.2.5. Среднеарифметические результаты уровня сформированности коммуникативных умений у детей экспериментальной группы по двум методикам на констатирующем этапе
Как видно из представленной диаграммы обе группы имеют почти одинаковые показатели уровня сформированности коммуникативных умений.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 4226.