Становление коммуникативных умений в дошкольном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросом общения и формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста занимались такие отечественные педагоги, как: А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г. Арушанова, Т.А. Федосеева, Л.С. Выготский.

Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова рассматривали формы и методы развития коммуникативных способностей у дошкольников.

В дидактике на особую роль общения в обучении указывают труды А.Е. Дмитриева, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера; на единство познания и общения в обучении – труды Ю.К. Бабанского, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина.

Как отмечается в ряде исследований, наиболее разработанным является подход к общению как к процессу, системе взаимодействия субъектов (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов).

По мнению А.А. Бодалева, общение является таким процессом взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга [5, С.60].

Как утверждает Б.П. Никитин, общение – процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками [17, С.210].

По мнению Л.А. Венгер, взаимодействие людей друг c другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, есть общение.

Е.Е. Кравцова считает, что общение – это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека [8, С.54].

Наиболее широкое распространение получила в связи с этим точка зрения, в основе которой лежит понимание общения как коммуникативной деятельности. Такая точка зрения сложилась не сразу и получила широкое развитие в трудах А.В. Запорожца [10, С.72], А.А. Леонтьева [9, С.142], М.И. Лисиной [14, С.169], Б.Ф. Ломова [16, С.240], Д.Б. Эльконина [23, С.593] и др.

Учеными Е. В. Субботским, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, С. В. Проняевой выявлены формы общения, закономерности развития у детей коммуникативных умений, коммуникативных потребностей, коммуникативных действий; доказано, что общение является не просто главным, но и решающим условием становления индивидуально-психологических характеристик и всех психических процессов ребенка. Важность сформированности коммуникативных умений в период подготовки к школе, среди необходимых факторов выделяются умение легко вступать в контакт со сверстниками и педагогами, отсутствие тревожности, отмечали Е. Е. Шулешко, М. И. Лисина, В. А. Петровский, А. Г. Рузская.

Большое место в научных исследованиях отводится роли характера общения детей с педагогом, с родителями, а также со своими сверстниками в ощущении детьми чувства психологической защищенности. Данным вопросом занимались В. А. Петровский, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, З. М. Богуславская, С. В. Корницкая, Л. Н. Башлакова, Т. И. Ерофеева.

С проблемой формирования у детей дошкольного возраста культуры общения связаны имена М.В. Ильяшенко, Т.А. Антоновой, Н.С. Малетиной, С.В. Петериной. Разработан и прикладной аспект данной проблемы. Психологами и педагогами, теоретиками и практическими работниками предлагается достаточно широкий выбор разнообразных упражнений, игр, тренингов по развитию коммуникативности у детей.

Особый интерес для нас представляют работы, посвященные выявлению особенностей общения детей дошкольного возраста (Т.А. Антонова, Л.В. Лидак, М И. Лисина, М.Г. Маркина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Р.К. Терещук и др.).

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы.

М.И. Лисина отмечает, что общение для ребенка это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности [14, С.28]. Она выделяет в сфере общения со взрослыми экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые средства, появляющиеся последовательно, со значительными интервалами. В контактах со сверстниками ребенок использует те же три категории и к началу оформления общения, т.е. к трем годам он, практически, уже владеет ими. Автором отмечено, что у младших дошкольников ведущее положение занимают выразительные и практические операции, однако к старшему дошкольному возрасту речь выступает на передний план и занимает положение ведущей коммуникативной операции.

М.И. Лисина, А.Г. Рузская выделяют последовательно сменяющие друг друга формы общения детей со сверстниками: эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая. Каждая из них характеризуется определенными параметрами (содержанием потребности в общении, ведущим мотивом, основными средствами общения). Форма общения характеризует изменения содержательной стороны коммуникативной деятельности дошкольников, которые обусловлены развитием жизнедеятельности ребенка.

В исследовании Р.К. Терещук определяются параметры коммуникативной деятельности дошкольников [21, С.53]:

1. социальная действительность – способность ребенка воспринимать воздействие партнеров по общению и реагировать на них;

2. коммуникативная инициатива состоит в его способности обращаться к партнеру по своей инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить;

3. эмоциональное отношение складывается по отдельности к каждому ребенку, в зависимости от опыта взаимодействия с них и характеризует степень расположения и оттенки содержания.

Общаясь со сверстниками, по мнению, Л.Л. Галигузовой, Е.О. Смирновой ребенок овладевает такими коммуникативными умениями как умение притворяться, выражать обиду (нарочно не замечать, не отвечать), фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереальное) [9, С.137].

Т.А. Репина усматривала роль общения детей в обмене познавательной и экспрессивной информацией, в планировании и организации совместной деятельности, в восприятии и понимании партнера, придавая огромное значение работе, направленной на формирование у дошкольников качеств и умений, посредством которых они могут успешно строить совместную деятельность. К таким умениям она относит и коммуникативные (речевые, мимические, пантомимические) умения. Т.А. Репина подчеркивает, что задача по формированию коммуникативных умений приобретает особое значение на шестом году жизни ребенка, так как в этом возрасте усиливается потребность в содержательном общении со сверстниками, расширяется диапазон совместных действий, появляется тенденция к увеличению состава свободных объединений [18, С.75].

Общение детей дошкольного возраста трактуется как коммуникативная деятельность (М.И. Лисина), природа которой аналогична общению взрослых. Коммуникативные умения это сложные и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению.

Характеризуя данное определение, мы хотели бы подчеркнуть:

1. коммуникативные умения являются сложными, включающими в себя простые (элементарные) умения;

2. простые (элементарные) коммуникативные умения в ходе постоянных упражнений автоматизируются и доводятся до навыка;

3. коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умений и конкретизируют последние своим содержанием;

4. коммуникативные явления являются осознанными коммуникативными действия детей, что проявляется в способности дошкольников строить общение в соответствии с задачами, адекватно коммуникативной ситуации и партнерам, анализировать и оценивать коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми;

5. коммуникативные умения основаны на теоретических знаниях и практической подготовленности, которые включают в себя целенаправленную работу по созданию мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений, практическое осуществление действий в условиях коммуникативной деятельности.

Таким образом, коммуникативные умения включают в себя знания, элементарные умения, навыки, необходимые в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативной ситуации действий.

 


 


Дата: 2019-04-22, просмотров: 1328.