На формирующем этапе исследования осуществлялась реализация педагогического проекта по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Тема: Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: на социально – педагогическом уровне актуальность проекта определяется несоответствием между высокой значимостью коммуникативной компетентности личности для своевременной успешной социализации и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных умений у дошкольников.
Цель проекта: создание педагогических условий, которые будут способствовать формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи проекта по отношению к детям:
Развивающие задачи:
1. способствовать развитию коммуникативных качеств личности: эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность (аффективно-коммуникативные умения);
2. формировать умение вступать в коммуникативный контакт, умение ориентироваться в ситуации общения, умение употреблять средства вербального и невербального общения (информационно-коммуникативные умения);
3. развивать способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать (регуляционно-коммуникативные умения).
Воспитательные задачи:
1. воспитывать гуманное отношение к сверстникам; воспитывать интерес и симпатию к сверстникам, желание играть с ними;
2. формировать готовность выручить сверстника, умение считаться с мнением и интересами товарищей по игре, сверстников.
Обучающие задачи:
1. знакомить с различными профессиями людей, развивать к ним интерес;
2. учить использовать конструктивные, трудовые, художественные умения в реализации игровых замыслов.
По отношению к педагогам: создание адекватной предметно - игровой среды, стимулирующей формирование игровых, коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Участники проекта: дети экспериментальной группы, педагоги.
Тип проекта: краткосрочный (1 месяц)
Основание для разработки: недостаточная сформированность коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат: положительная динамика формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В основу педагогической работы были положены принципы:
Принцип свободы выбора. В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ребенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать достаточная степень свободы.
Принцип ведущей деятельности. Освоение детьми коммуникативных навыков должно осуществляться в интересной игровой форме, в частности в сюжетно-ролевых играх.
Принцип личностной ориентации. Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт.
Формирующий эксперимент проходил поэтапно.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап. Вначале мы работали над созданием эмоционально-положительной атмосферы в процессе совместной образовательной деятельности и формированием у детей мотивации на общение.
Игровая комната, в которой проводился эксперимент, пополнилась большими мягкими модулями, с помощью которых дети могут быстро и легко трансформировать пространство, пуфами, ковром, на котором педагогу можно сидеть вместе с детьми. В группе появилось большое зеркало, к которому детьми могли свободно подойти и изобразить ту или иную эмоцию.
Мы разнообразили наглядный материал множеством ярких иллюстраций литературных произведений, сюжетными картинками, карточками для составления рассказов, наборами картинок с эмоциональными сюжетами. В речевом и познавательном центрах появились настольно-печатные игры по развитию речи.
В ходе всего формирующего эксперимента нами использовались сюжетно-ролевые игры, способствующие повышению мотивации детей на общение со взрослым.
Свою работу мы строили по системе руководства сюжетно-ролевой игрой Л.П. Князевой.
Второй этап – диагностический.
На данном этапе мы выявили отношение детей к игровой деятельности и определили уровень развития игровой деятельности по следующим методикам:
1. Методика А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности» для изучения коммуникативных качеств личности ребенка;
2. Методика А.М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу» для изучения способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу.
Результаты представлены в предыдущей главе.
Третий этап – основной.
На данном этапе проходила работа по формированию аффективно-коммуникативных и информационно-коммуникативных умений детей. Работа по формированию аффективно-коммуникативных умений воспитанников проходила следующим образом: использовались приемы проблемных ситуаций («Я обидел маму», «У меня забрали игрушку»), чтение художественных произведений, в которых ярко характеризуется настроение («Айболит» К.И. Чуковского), рисование («Моя жизнь в детском саду»).
С начала проведения непосредственно-образовательной деятельности дети вели себя довольно настороженно. Ребенок 3 и Ребенок 10 не хотели участвовать в совместной деятельности. Ребенок 8 постоянно отвлекал на себя внимание. Но постепенно дети активизировались и влились в процесс занятия.
Не все дети привыкли говорить о своих чувствах. Полина затруднялась называть свои чувства при обсуждении проблемных ситуаций, поэтому ребята приходили ей на помощь.
В играх-ситуациях дети пробовали себя в различных ролях, предлагали свои варианты из сложившейся ситуации, часто спорили, решали проблемные вопросы (сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно).
Благодаря работе по формированию аффективно-коммуникативных умений дети стали лучше понимать друг друга, ярче проявлять положительные эмоции, сочувствовать, сопереживать сверстникам. Расширился словарный запас воспитанников. В группе постепенно сложилась доброжелательная, позитивная эмоциональная атмосфера. Дети стали больше доверять, делиться своими переживаниями и впечатлениями со взрослыми и со сверстниками.
Для формирования информационно-коммуникативных умений проводились: игры на формирование умения использовать невербальные средства общения («Изобрази подарок», «Разговор без слов»), игры-ситуации для развития умения вступать в разговор, вести и заканчивать его («Рассказ по кругу», «Продолжи фразу»), экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, игры-инсценировки для формирования знаний о правилах этикета во время общения («Позвони другу/маме/бабушке)».
Дети с удовольствием участвовали в играх. Сначала были трудности с использованием невербальных средств общения у троих детей, для этого мы привлекли детей с хорошим владением средств невербального общения в качестве примера. Впоследствии все дети могли использовать невербальные средства общения в речи.
Некоторым детям было проблемно говорить перед аудиторией. Страх и стеснение мешали им. Чтобы помочь детям, мы предложили им для начала сказать только одно слово (например, «Привет» или любое другое по выбору), но громко и уверенно, почти прокричать. Сняв, таким образом, барьер, дети постепенно стали произносить все больше и больше слов.
В играх-инсценировках использовался телефонный аппарат для разговора с собеседником, по которым дети могли разговаривать друг с другом, тем самым развивая диалогическую речь и культуру общения.
Особое место в работе с детьми занимали беседы на темы из личного опыта, в которых специально ставились задачи развития способностей вести партнерский диалог: умение слушать другого, проявлять инициативу в разговоре, адекватно реагировать на высказывания сверстника, говорить по очереди, быть доброжелательным к собеседнику, выдавать личный опыт в устном тексте.
Таким образом, дети постепенно стали активно включаться в общение, поддерживать разговор, внимательнее слушать собеседника, отвечать на вопросы и задавать их как взрослым, так и сверстникам, освоили уместное употребление вежливых слов, вербальные и невербальные средства общения, стали преодолевать трудности выступления перед аудиторией. К третьему этапу – обучению игре - переход осуществлялся постепенно, по мере того, как совершенствовались коммуникативные умения у большинства детей.
Если на предыдущем этапе большое внимание уделялось упражнениям в использовании умений в наиболее часто возникающих ситуациях общения, постепенно приобретался личный опыт воспитанников, который затем мог пригодиться и реализоваться в новых ситуациях свободного общения, в творческих видах деятельности.
Именно творческая деятельность, в том числе и коллективная, помогла детям «раскрепоститься», выйти за пределы строго регламентированного поведения, потренироваться в использовании приобретенных умений в игровых и творческих ситуациях, вариативно применять известные способы общения, использовать их в самостоятельной коммуникативной деятельности.
В работе мы использовали сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Магазин», «Детский сад». (Приложение Г) Для игр мы использовали предметы-заместители, атрибуты, сделанные руками детей.
Перед игрой определялся сюжет игры, справедливое распределение ролей, напоминались правила поведения. При возникновении трудностей с распределением ролей, мы предлагали уступить товарищу, либо установить очередность.
Некоторые дети вначале отказывались играть какую-либо роль, но постепенно пример более активных детей побудил ребят к творчеству, они стали играть пусть небольшие роли, но все же участвовать в совместной игре.
После игры проходила положительная оценка качества выполнения ролей. Каждый ребенок мог высказаться о своих чувствах, эмоциях. В начале работы с детьми мы наблюдали частые конфликтные ситуации, ссоры, жалобы детей друг на друга, нежелание детей уступать друг другу, неподчинение правилам игры и руководству лидеров. Но постепенно дети искали адекватные способы решения конфликтов, старались договариваться, уступать, согласовывать свои действия, мнение.
Дифференцированный подход в нашей работе реализовывался следующим образом:
Детям с высоким уровнем сформированности коммуникативных умений мы чаще предлагали выступить первыми в роли, показать пример, как может персонаж отображать данное действие.
Детям со средним уровнем мы старались оказывать больше внимания в плане стимулирования их активности и инициативности, для того, чтобы они могли проявлять себя в ситуации общения.
Детям с низким уровнем сформированности коммуникативных умений оказывали дополнительную помощь. Перед проведением игры обсуждали персонажей, возможные действия героя, использовали с ними в работе психогимнастические этюды.
Далее обсуждали с детьми дальнейшее усложнение игры, объединение нескольких игр в одну, обогащали среду новыми атрибутами. После игры проводилась взаимооценка детей друг другом, оценивался результат игры.
Дети охотно высказывались о своих ролях, обсуждали ее дальнейшее развитие, стали более уступчивыми друг к другу. Они объединялись в игры на основе игровых интересов. В процессе проведения совместной деятельности по развитию коммуникативных умений дети учились: изображать мимикой, речевой интонацией различные эмоции; активно употреблять «вежливые» слова в общении со взрослыми и сверстниками; рассуждать о правилах поведения в различных местах; сопереживать литературным персонажам, оценивать их поступки; находить варианты выхода из сложившейся ситуации; принимать роль участника заданной ситуации и переживать ее; находить слова поддержки и утешения для друзей; говорить комплименты.
Прогнозируемый результат:
1. тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности;
2. предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;
3. в ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к режиссерским играм, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе;
4. удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта;
5. посредством реализации проекта ребенок помещается в благоприятную среду, где он может проявить свои социально значимые навыки;
6. целенаправленная работа создаст основу для развития у детей положительных нравственных качеств.
Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 970.