чают в себя:
- руководство созданием и функционированием службы в Российской
системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
- контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических
нормативов и норм при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и
военное время;
- учет потенциально опасных объектов, участие в осуществлении кон-
троля за их состоянием и прогнозировании возможности возникновения ава-
рий, катастроф на объектах промышленности (совместно с Госатомнадзо-
ром, Госгортехнадзором России, органами охраны природы и природополь-
зования);
- организация и осуществление контроля за санитарно-
эпидемиологической обстановкой, выявление причин и условий возникнове-
ния инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболева-
ний, прогнозирование (совместно с заинтересованными ведомствами), воз-
можности возникновения эпидемий на территории Российской Федерации;
- организация и участие в проведении мероприятий по предупрежде-
нию, локализации и ликвидации инфекционных и паразитарных заболева-
ний;
- контроль за проведением специфической и неспецифической профи-
лактики инфекционных заболеваний.
Санитарно-эпидемиологические учреждения и формирования предна-
значены для проведения санитарного надзора, санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий среди населения, организационно-
методического руководства при их планировании и осуществлении этих ме-
роприятий объектами здравоохранения.
38
Использование санитарно-эпидемиологических учреждений и форми-
рований определяется планом медицинского обеспечения, характером дея-
тельности населения, конкретно складывающейся санитарно-
эпидемиологической обстановкой и осуществляется на основе единых прин-
ципов, главными из которых являются:
- приближение сил и средств к районам катастроф и к обеспечиваемым
контингентам населения;
- сосредоточение основных усилий, сил и средств на поддержание са-
нитарно-эпидемиологического благополучия населения и наиболее значи-
мых объектов народного хозяйства;
- постоянная готовность санэпидучреждений к работе в эпидемических
очагах, своевременное создание и четкий маневр силами и средствами, а
также своевременное выполнение внезапно возникших задач.
Наиболее общими приоритетными направлениями деятельности сан-
эпидучреждений и формирований при возникновении чрезвычайных ситуа-
ций могут быть:
- санитарно-эпидемиологическая оценка пригодности источников
питьевого водоснабжения;
- определение безопасности потребления продуктов питания в очаге
катастрофы;
- оценка альтернативных методов уничтожения отходов и дезинфек-
ции канализационных стоков;
- контроль санитарного состояния мест питания, пунктов оказания по-
мощи пострадавшим, мест размещения пострадавшего населения и путей его
эвакуации;
- контроль численности грызунов, организация дератизационных ме-
роприятий;
- участие в проведении радиологической, химической и санитарно-
эпидемиологической разведки;
- согласование вопросов по санитарной очистке очагов катастрофы (за-
хоронение погибших, вывоз нечистот и др.);
- координация действий с представителями штаба и соответствующих
служб по вопросам информирования населения об опасности очага катаст-
рофы и правилам поведения при ЧС, смягчения психологического воздейст-
вия на население с целью уменьшения паники;
- регулярное информирование (оповещение) регионального штаба о
проведенной работе и складывающейся обстановке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федера-
ции от 3 августа 1996 года № 924 «О силах и средствах единой государст-
венной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
учреждения и формирования Госсанэпидслужбы России в Единой государ-
ственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в
составе сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей
среды, за обстановкой на социально опасных объектах, прилегающих к ним
39
территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения,
а также входят в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) граж-
данской обороны.
В Госсанэпидслужбе, помимо центров Госсанэпиднадзора, важной со-
ставной частью функциональной подсистемы РСЧС - надзора за санитарно-
эпидемиологической обстановкой, являются противочумные учреждения.
Привязка этих учреждений к природным очагам чумы и других особо опас-
ных инфекций не избавляет их от решения более широкого круга задач по
предупреждению эпидемических осложнений в стране.
В перечень сил постоянной готовности Госсанэпидслужбы России ре-
гионального и территориального уровня включены 89 центров Госсанэпид-
надзора на территориях субъектов Российской Федерации, 5 противочумных
институтов, противочумный центр в Москве и 11 противочумных станций.
Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне чрезвы-
чайной ситуации 70 санитарно-эпидемиологических отрядов и 19 санитарно-
эпидемиологических бригад, а также 15 специализированных противоэпиде-
мических бригад (СПЭБ) на базе противочумных учреждений.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций» соответствующим приказом Госкомсан-
эпиднадзора России утверждены функции органов и учреждений Госсанэпид-
службы России при возникновении чрезвычайных ситуаций (приказ Госкомсан-
эпиднадзора России от 3 января 1996 г. № 1) и определены:
1. Головные центры Госсанэпидслужбы федерального уровня, Феде-
Дата: 2019-04-23, просмотров: 193.