является план медико-санитарного обеспечения населения в чрезвы-
чайных ситуациях, который разрабатывается соответствующими штабами
ВСМК, согласовывается с членами межведомственной координационной
комиссии ВСМК, подписывается ее председателем, начальником штаба и
утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным
ситуациям.
19
20
К силам службы медицины катастроф относятся существующие и
вновь создаваемые в здравоохранении учреждения и формирования.
К средствам службы относится любое имущество, необходимое для
деятельности службы (медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное)
и санитарно-транспортная техника.
21
Силы службы медицины катастроф условно подразделяются на ста-
ционарные и подвижные (табл. 2). К стационарным силам на разных уров-
нях административно-территориального деления относятся центры медици-
ны катастроф, создаваемые на базе клинических институтов, медицинских
вузов, крупных областных (краевых) больниц или других лечебно-
профилактических учреждений. К подвижным силам службы относятся
штатные формирования, создаваемые на базе центров медицины катастроф и
нештатные формирования, создаваемые по заданию соответствующих меж-
ведомственных комиссий на базе лечебно-профилактических учреждений
различных министерств и ведомств.
Формирования Всероссийской службы медицины катастроф - это
подвижные госпитали, отряды, бригады, группы, создаваемые для решения
задач службы медицины катастроф в соответствии с утвержденными штатами из
персонала лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, меди-
цинских учебных и научно-исследовательских учреждений и обеспеченные по
табелям специальным оснащением. Формирования Всероссийской службы ме-
дицины катастроф предназначаются для работы в районах чрезвычайных ситуа-
ций в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС.
Формирования, финансируемые из бюджета Всероссийской службы
медицины катастроф, являются штатными.
Учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф являются
центры медицины катастроф, больницы и госпитали службы.
На федеральном уровне Всероссийская служба медицины катастроф
представлена: Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (с
входящими в него формированиями и учреждениями), который одновремен-
но выполняет функции регионального центра; медицинскими формирова-
ниями и учреждениями центрального подчинения Министерства обороны
Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федера-
ции, Министерства транспорта Российской Федерации, Государственной са-
нитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, других феде-
ральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с
возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных по-
следствий чрезвычайных ситуаций, клиническими и научными базами.
На региональном уровне Всероссийская служба медицины катастроф
представлена: региональными центрами медицины катастроф (с входящими
в них формированиями и учреждениями), медицинскими формированиями
военных округов, флотов и федеральных органов исполнительной власти,
участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в лик-
видации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.
На территориальном и местном уровнях Всероссийская служба ме-
дицины катастроф представлена: территориальными центрами медицины ка-
тастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями), формиро-
ваниями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, форми-
рованиями органов Министерства внутренних дел Российской Федерации,
22
Министерства транспорта Российской Федерации, Государственной сани-
тарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, учреждениями
Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем
при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Фе-
дерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих
в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрез-
вычайных ситуаций на территориальном уровне.
1.6. Организационная структура службы медицины катастроф
Министерства здравоохранения Российской Федерации
В соответствии со структурой Единой государственной системы пре-
дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и структурой Всерос-
сийской службы медицины катастроф Служба создана на федеральном, ре-
гиональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и располагает
соответствующими учреждениями и формированиями (схема 2).
Начальником службы медицины катастроф Минздравсоцразвития Рос-
сии является Министр здравоохранения и социального развития РФ. Непо-
средственное руководство Службой осуществляет первый заместитель Ми-
нистра здравоохранения и социального развития РФ. Начальниками служб
медицины катастроф на территориальном, местном и объектовом уровнях
являются руководители соответствующих органов управления здравоохра-
нения Минздравсоцразвития России.
Начальники Службы на всех уровнях являются одновременно предсе-
дателями межведомственных координационных комиссий.
На федеральном уровне Служба представлена: Всероссийским цен-
тром медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита») с входящими в него
формированиями, подразделением экстренной и планово-консультативной
медицинской помощи населению, подразделением скорой и неотложной ме-
дицинской помощи; специализированными формированиями и учреждения-
ми Госсанэпидслужбы и Федерального управления «Медбиоэкстрем»; кли-
ническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций, оказания экстренной и планово-
консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению;
научными базами.
ВЦМК «Защита» является головным научно-практическим учреждением
и органом управления Всероссийской службы медицины катастроф и службы
медицины катастроф Минздравсоцразвития России (схема 3). Основным штат-
ным подразделением Центра является штаб ВСМК и Службы. ВЦМК «Защита»
одновременно выполняет функции регионального центра медицины катастроф
Центрального региона Российской Федерации, Евроазиатского центра медици-
ны катастроф государств-участников СНГ и Сотрудничающего центра ВОЗ по
медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям.
На региональном уровне Служба представлена филиалами ВЦМК
«Защита», межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям Гос-
санэпидслужбы России в г. Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпид-
23
надзора регионального уровня. Филиалами ВЦМК «Защита» в федеральных
округах являются: г.Москва (Центральный регион), г. Хабаровск (Дальнево-
сточный регион), г. Новосибирск (Западно-Сибирский регион), г. Екатерин-
бург (Уральский регион), г. Нижний Новгород (Приволжский регион), г.
Санкт-Петербург (Северо-Западный регион), г. Ростов-на-Дону (Северо-
Кавказский регион).
Филиалы ВЦМК «Защита» при выполнении задач применительно к ре-
гиону подчиняются ВЦМК «Защита».
На территориальном уровне Служба представлена: территориаль-
ными центрами медицины катастроф, центрами Госсанэпиднадзора террито-
риального уровня, входящими в них формированиями и учреждениями, кли-
ническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-
консультативной медицинской помощи населению.
Территориальный центр медицины катастроф непосредственно подчи-
нен руководителю территориального органа управления здравоохранения, а
по специальным вопросам - соответствующему региональному центру меди-
цины катастроф.
На местном и объектовом (на объектах экономики) уровнях Служ-
ба представлена имеющимися на данной территории или объекте формиро-
ваниями и учреждениями здравоохранения, предназначенными для ликвида-
ции медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Центры ме-
дицины катастроф являются учреждениями здравоохранения Российской
Федерации и, как правило, включают в свой состав администрацию, опера-
тивное и дежурно-диспетчерское подразделения, подразделение экстренной
и планово-консультативной медицинской помощи, оперативную группу
управления со средствами связи, клиническую базу, бригады специализиро-
ванной медицинской помощи постоянной готовности, транспортное подраз-
деление.
Центры медицины катастроф работают круглосуточно под руково-
дством соответствующих органов здравоохранения. Они в своей работе
взаимодействуют в установленном порядке с имеющимися на данной терри-
тории силами и средствами военно-медицинской службы МО РФ, управле-
ниями Ространснадзора Министерства транспорта, медицинскими подразде-
лениями частей и соединений гражданской обороны, с аварийно-
спасательными формированиями постоянной готовности и транспортными
организациями других министерств и ведомств.
24
25
26
На клинической базе центра медицины катастроф может создаваться
подвижное формирование (госпиталь, отряд), предназначенное для опера-
тивного выдвижения в зону чрезвычайной ситуации, оказания квалифициро-
ванной и специализированной медицинской помощи пострадавшему населе-
нию и автономной работы в течение до 15 суток. В режиме повседневной
деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание экстренной,
планово-консультативной и специализированной медицинской помощи на-
селению в районе постоянной дислокации.
Центры Службы с формированиями и учреждениями постоянной го-
товности, входящими в их состав, являются штатными силами Службы. Ра-
бота филиалов ВЦМК «Защита» и территориальных центров регламентиру-
ется соответственно Положением о региональном центре медицины катаст-
роф и Положением о территориальном центре медицины катастроф, утвер-
жденных приказом Минздрава России от 21 июня 1996 года №261.
На федеральном, региональном, территориальном, местном и объекто-
вом уровнях для участия в ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций создаются нештатные формирования Службы за
счет имеющихся лечебно-профилактических и санитарно-профилактических
учреждений Минздрава России, основными из которых являются следую-
щие.
На федеральном и региональном уровнях:
- бригады специализированной медицинской помощи (хирургические,
травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-
гинекологические, трансфузиологические, токсикологические, психотера-
певтические, инфекционные, детские хирургические, радиологические и
др.);
- санитарно-эпидемиологические отряды;
- санитарно-эпидемиологические бригады (эпидемиологические, ра-
диологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) бригады);
- специализированные противоэпидемические бригады.
На территориальном, местном и объектовом уровнях:
- бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);
- специализированные бригады скорой медицинской помощи (интен-
сивной терапии, токсикологические, радиологические, психиатрические, пе-
диатрические и др.);
- бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады);
- бригады доврачебной помощи;
- медицинские отряды;
- бригады специализированной медицинской помощи;
- санитарно-эпидемиологические отряды;
- санитарно-эпидемиологические бригады;
- противоэпидемические бригады.
27
28
Профиль, количество, сроки готовности и лечебно-профилактические
учреждения, на базе которых создаются нештатные формирования Службы,
определяются исходя из медико-санитарной обстановки при возможных
чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлага-
ется на руководителя учреждения-формирователя; при возникновении чрез-
вычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов
управления Службы соответствующего уровня.
Для создания формирований Службы, подготовки ее кадров и решения
научных задач на всех уровнях используются расположенные на данной тер-
ритории медицинские учебные заведения и научно-исследовательские ин-
ституты, лечебно-профилактические и санитарно-профилактические учреж-
дения.
Центры медицины катастроф обязаны поддерживать в постоянной го-
товности к работе силы и средства и оказывать консультативную помощь
структурным подразделениям службы медицины катастроф.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.