Как уже говорилось выше, бесконфликтная ситуация при допросе характеризуется согласованным взаимодействием следователя и допрашиваемого, между которыми существует психологический контакт. Задачи следователя в указанной ситуации состоят в том, чтобы, во-первых, поддержать бесконфликтный характер общения, во-вторых, получить от допрашиваемого как можно более полное описание событие, в - третьих, оказать ему помощь в припоминании забытых фактов.
В начале допроса следователь устанавливает с допрашиваемым психологический контакт. Большая роль в этом принадлежит уважительному, доброжелательному обращению с допрашиваемым лицом. Не лишним будет выражение благодарности за явку и готовность помочь следствию. Если у следователя нет оснований сомневаться в добросовестности свидетеля и потерпевшего, то предупреждение об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний должно быть сделано так, чтобы не обидеть необоснованным подозрением в возможном лжесвидетельстве. Можно, например, сказать, что у следствия нет сомнений в том, что допрашиваемый сообщит правдиво все, что ему, известно, по делу, но разъяснение положений ст. 307 и 308 УК РФ предусмотрено законом и подлежит неукоснительному соблюдению.
При установлении психологического контакта с потерпевшим. Здесь следует учесть глубину его психических переживаний и те факторы, которые предопределяют его состояние. В целях активизации мыслительной деятельности потерпевшего по припоминанию отдельных обстоятельств случившегося надо разъяснить ему важность получения как можно более полных сведений о преступлении и лицах, его совершивших. Необходимо, чтобы умело поставленная перед допрашиваемым цель следсвенного действия - получение полной, детальной и объективной информации - на определенный период времени вытеснила из его сознания или оттеснила на второй план психические переживания, мешающие допросу.
Установление психологического контакта позволяет перейти к рабочему этапу допроса, который открывает свободный рассказ допрашиваемого лица. Значение свободного рассказа состоит в том, что он позволяет оценить общий уровень осведомленности лица, диагностирует его установку, помогает вспомнить забытые детали события, факты. В процессе свободного рассказа следователю рекомендуется
- предложить допрашиваемому определенную последовательность рассказа (хронологическую, по эпизодам, по отдельным периодам, по отдельным местам происшествий, по лицам, причастным к расследуемому событию)
- не прерывать допрашиваемого репликами
- не останавливать и не прерывать рассказ с целью более подробного изложения допрашиваемым тех или иных обстоятельств
- не протоколировать показания во время свободного рассказа
- поддерживать речевую активность допрашиваемого лица
- внимательно наблюдать за поведением допрашиваемого с целью пресечения попыток дачи ложных показаний
При допросе свидетелей и потерпевших важное значение имеют приемы оказания помощи в преодолении добросовестного заблуждения и припоминании забытых фактов и обстоятельств.
Данные приемы применяются при условии, что
- интересующие следователя факты действительно воспринимались допрашиваемым, но были им временно забыты, либо допрашиваемый воспроизводит эти факты неполно и неточно
- пропуски, пробелы, несоответствия в показаниях допрашиваемого носят непреднамеренный характер, и следователь выяснил причины, по которым такие искажения произошли
Для установления причины непреднамеренного искажения информации у допрашиваемого выясняют:
- условия наблюдения допрашиваемым обстоятельств, о которых он дает свои показания
- состояние допрашиваемого в момент воспринимавшегося события и как это, по его мнению, это сказалось или могло сказаться на адекватности восприятия им обстоятельств, составляющих предмет допроса
- не страдает ли допрашиваемый каким-либо болезнями и не имеет ли субъективных особенностей, который могли сказаться на точности и объективности восприятия обстоятельств происшедшего события
- не влияет ли время, прошедшее с момента события, о котором допрашиваемый дет показания, на точность передаваемой им информации
- роль допрашиваемого в расследуемом событии, отношение к его участникам.
Существует целый ряд приемов, используемых для оказания помощи в припоминании забытого:
- использование ассоциативных связей
- допрос в разных планах
- «смена перспективы»
- использование изобразительных возможностей допрашиваемого
- предъявление для повторного восприятия тех или иных предметов, связанных с интересующими следствие обстоятельствами
- ознакомление допрашиваемого в необходимых пределах с показаниями других лиц
- допрос на месте события
- повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств
- очная ставка
Рассмотрим эти приемы более подробно.
Использование ассоциативных связей. Восприятие всегда сопровождается образованием в коре головного мозга нескольких взаимосвязанных очагов возбуждения, причем возбуждение при повторном восприятии (например, при предъявлении предмета) или словесном напоминании от одного очага передается другому. Поэтому, когда два воспринятых факта связаны между собой по смыслу, смежности, сходству или контрасту, а воспроизведение одного из них затруднено вследствие забывания, оно может быть облегчено напоминанием о факте, связанном с забытым. Закономерности ассоциативных процессов используются следователем для оказания помощи допрашиваемому в припоминании забытого.
Большую роль в пробуждении ассоциаций играет эмоциональная память. Воспоминание о впечатлении или переживании, связанном с тем или иным объектом или лицом, может оживить в памяти детали или подробности определенного события. Различают ассоциации по смежности во времени, в пространстве, по сходству и контрасту.
Для действия ассоциации по времени следует рекомендовать лицу, дающему показания, вести рассказ в том порядке, в каком развивались события. В других ситуациях может помочь напоминание о последствиях события, его связи с какими-либо обстоятельствами личной жизни допрашиваемого (день рождения, праздник, выезд за город и т.п.). Активизировать ассоциативные связи и оживить память помогают вопросы по смежным с исследуемым событием обстоятельствам, выяснение фактических данных, относящихся к предшествующим или последующим событиям, допрос о том же событии или о тех же обстоятельствах, но в разных планах, в различной (логической или хронологической) последовательности.
Чтобы определить время, в течение которого происходило то или иное событие, рекомендуется вспомнить, как оно развивалось в деталях, в какой последовательности, определить время каждого эпизода и суммировать все эти отрезки.
Для использования ассоциации в пространстве можно предъявить предмет, имеющий отношение к событию, или фотографию места происшествия. Восстановлению в памяти забытого будут способствовать допрос на месте происшествия, использование при допросе различных схем, рисунков, чертежей, а также макетов, особенно по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Предложение допрашиваемому начертить схему, нарисовать тот или иной объект уже само по себе обычно способствует мысленному возвращению к деталям происшедшего и благоприятствует воспоминанию.
Ассоциации по сходству можно использовать для того, чтобы вспомнить забытую фамилию, внешность человека и т.п. Для припоминания фамилии следует предложить просмотреть, например, телефонную книгу с фамилиями абонентов. Рекомендуется использовать и такие системы, как «фоторобот», рисованный портрет, альбомы образцов различных тканей, фасонов одежды, цветных репродукций грузовых и легковых автомашин и т.п. Использование ассоциаций по контрасту основано на противопоставлении различных объектов и явлений (высокий - низкий, черный - белый, толстый - тонкий и т.п.).
Допрос в разных планах. Допрашиваемый повторяет рассказ, изменяя последовательность описания события (с середины, конца, наиболее запомнившегося факта). Благодаря этому между отдельными элементами события выявляются новые связи. Осмысливая эти связи, допрашиваемый выходит за рамки первоначального описания события, вспоминает и сообщает следователю новые факты
«Смена перспективы». Допрашиваемому предлагают мысленно поставить себя на место других участников события и рассказать, что эти лица могли, по мнению допрашиваемого, воспринимать, чувствовать, а так же какие действия при этом совершали. отвечая на вопрос, допрашиваемый может высказать обоснованные предположения о мотивах действий тех или иных лиц, уточнить последовательность, в которой они совершали свои поступки. при этом он становиться более внимательным к второстепенным деталям события, а так же тем обстоятельствам, которые не были для него индивидуально значимыми.
Предъявление предметов, активизирующих у допрашиваемого ассоциативные связи. Процесс вспоминания опирается не только на мыслительные ассоциации, но и на непосредственные зрительные ощущения, оживляющие память допрашиваемого лица. Воспринимая повторно предмет, который он видел в момент расследуемого события, допрашиваемый вспоминает детали, связанные с этим предметом, в том числе расследуемым событием. Для припоминания забытого могут быть предъявлены: орудие преступления; одежда, обувь, личные вещи причастных к событию лиц; фотографии места происшествия; видеозаписи следственных действий; чертежи, аналоги, макеты предметов, с которыми связано расследуемое событие.
Условия применения тактического приема:
- следователь выслушал свободный рассказ допрашиваемого;
- путем постановки вопросов содействовал боле подробному описанию события;
- несмотря на предпринятые усилия, допрашиваемый не смог вспомнить определенные детали события, факты
Близким к рассмотренному выше является тактический прием оглашения показаний других лиц. Он применяется только в том случае, если припоминание забытых фактов не было обеспечено с помощью других тактических средств. Показания оглашаются только в той части, которая касается временно забытых фактов и лишь в том случае, если допрашиваемый может эти факты вспомнить. После оглашения показаний вопросы к допрашиваемому должны носить открытый характер, а не сводиться к выяснению у него, подтверждает ли он эти показания
Использование изобразительных возможностей допрашиваемого. Во время допроса нередко возникает ситуация, при которой допрашиваемый затрудняется описать словами какую-либо ситуацию или объект. В этом случае допрашиваемому целесообразно предложить изобразить данный объект на бумаге, графически. По предложению следователя допрашиваемый может: нарисовать схему места происшествия и указать на ней расположения предметов обстановки; указать на схеме местонахождение каждого участника события; схематически изобразить похищенные вещи, орудия и технические приспособления, использованные преступником и т.п.
Выполняя рисунок, допрашиваемый не только материализует мысленный образ, но и припоминает забытые факты. При необходимости изготовления рисунка со слов допрашиваемого лица может быть привлечен художник-специалист. Изготовленные таким образом схемы, чертежи, рисунки являются приложениями к протоколу допроса и оцениваются наряду с другими доказательствами по уголовному делу.
Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств.
Следователь должен помнить, что процесс забывания может быть обратимым. При благоприятных условиях забытые события и факты могут быть восстановлены в памяти потерпевшего и свидетеля. как уже было сказано, это вяление в психологии называется реминисценцией. Используя данную психологическую закономерность, можно получить новые данные при повторном допросе свидетеля или потерпевшего. Первый допрос нередко дает толчок к припоминанию забытых обстоятельств, мобилизует возможности памяти и создает благоприятные предпосылки для восполнения пробелов в показаниях в дальнейшем.
Проведение повторного допроса целесообразно, если во время первого допроса:
- допрашиваемый сильно волновался, что отрицательно сказалось на полноте и достоверности его показаний
- допрашиваемый ссылается на то, что забыл определенные обстоятельства дела, но надеется их вспомнить в дальнейшем
- следователь упустил, не воспринял или не занес в протокол часть поступившей от допрашиваемого информации
- допрашиваемый просит допросить его повторно, мотивируя это тем, что вспомнил новые обстоятельства дела
Повторный допрос проводится при условии, что пропуски и пробелы в показания допрашиваемого вызваны забыванием, а не дефектами восприятия. Если какие-либо факты не воспринимались допрашиваемым, не имеет смысла выяснять их на повторном допросе.
Тактика проведения повторного допроса. Повторный допрос проводится по тем вопросам, которые допрашиваемый забыл и затрудняется вспомнить. при необходимости повторный допрос может быть произведен по всем обстоятельствам расследуемого события. такая ситуация нередко возникает при допросе потерпевших, первоначальны показания которых из - за сильных эмоциональных переживаний могут быть односторонними и неполными. в этом случае по окончании первого допроса целесообразно оговорить с потерпевшим время, когда будет произведен его повторный допрос.
Следует учитывать, что зачастую при повторном допросе свидетель или потерпевший помнит и иногда текстуально воспроизводит свои первоначальные показания, а не первичную информацию, основанную на реально произошедших событиях. То есть налицо подмена самого события преступления первоначальными показаниями о нем. Ценность такого повторного допроса сомнительна. Поэтому при производстве повторного допроса допрашиваемого целесообразно попросить мысленно отвлечься от своих показаний на первом допросе и повторные показания давать только на основе того, что ему довелось воспринимать с помощью органов чувств. При этом допрос не следует начинать с вопроса о том, подтверждает ли допрашиваемый ранее данные показания.
При повторном допросе отрицательную роль может сыграть также неправильное понимание допрашиваемым лицом сущности предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Иногда даже добросовестные свидетели в силу этого обстоятельства избегают вносить изменения и дополнения в свои прежние показания, хотя необходимость в этом очевидна. Поэтому, на наш взгляд, при повторном допросе целесообразно разъяснить свидетелю или потерпевшему, что само по себе устранение неточностей и ошибок в показаниях, зафиксированных при предыдущих допросах, не свидетельствует об их ложности. Настаивание же на прежних показаниях при очевидной ошибочности отдельных их положений может свидетельствовать о перерастании добросовестного заблуждения при первоначальных показаниях в преднамеренную ложь. Именно по этой причине следователь при повторном допросе должен особо обращать внимание на то, чтобы свидетель или потерпевший сообщал ему фактические данные, имеющие отношение к расследуемому преступлению.
Причины расхождений в показаниях должны следователем тщательно выясняться и сопоставляться с условиями восприятия, запоминания и воспроизведения событий допрашиваемым лицом. Только такой подход позволяет правильно оценить достоверность повторных показаний.
Особо хотелось бы обратить внимание на случаи изменения показаний потерпевшими, которые, как показывает практика, особенно подвержены внушению и самовнушению. В силу своего положения, под влиянием различных причин, таких, как внезапность преступного посягательства, сильный испуг, они чаще всего неосознанно воспринимают те или иные обстоятельства преступления и нередко воспроизводят их в искаженном виде. Повторные допросы зачастую расцениваются ими как своего рода недоверие следователя к их показаниям и побуждают упорствовать в своем заблуждении.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 247.