Роберт Боллс и эволюционная психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В главе 1 мы убедились, что научение и выживание тесно связаны между собой. Классическое обусловливание позволяет организмам различать способствующие и препятствующие выживанию стимулы. Как только эти стимулы начинают узна­ваться, инструментальное и оперантное обусловливание позволяют организмам научиться реагировать в соответствии с поступающими из окружающей среды стимулами. Хотя такие ассоцианистские теории, как, например, теория Павлова, имеют непосредственное отношение к выживанию, именно функциональные тео­рии, например Торндайка и Уотсона, отводят эволюционной теории основное ме­сто в своих объяснениях научения. Необходимо отметить, что также возможно исследовать отношения между невыученным поведением и выживанием. В пери­од расцвета бихевиоризма группа этологов подчеркивала важность видоспеци-фичного (невыученного) поведения, направленного на выживание. В эту группу входили Карл фон Фриш (1886-1983), Конрад Лоренц (1903-1989) и Нико Тин-берген (1907-1988), которые получили Нобелевскую премию по биологии в 1973 г. Обычно этологи изучали специфическую категорию поведения (например, агрессию, миграцию, коммуникацию, территориальное поведение) в естествен­ной для животного среде и пытались объяснить такое поведение в терминах тео­рии эволюции. Методы, которых придерживались этологи, отражены в трудах не­которых современных психологов. Уильям Тимберлейк и его коллеги (Timberlake, 1997, 1999; Timberlake & Lucas, 1989; Timberlake & Silva, 1995) были, например, сторонниками «биологического бихевиоризма, сконцентрированного на живот­ных», подхода, который объединяет биологическое, эволюционное и физиологи­ческое понимание специфических категорий поведения, имеющего место в есте­ственной среде. Этологи впервые заговорили о том, что для полного понимания поведения необходимо принять во внимание и выученные и невыученные стрем­ления. Осознание этого проложило путь к значительным изменениям в бихевио­ристской теории, которые мы обсудим в этой главе.

В последнее время детально исследовался вклад эволюционной теории в по­нимание процесса научения. Например, было обнаружено, что некоторые виды животных с легкостью научаются тому, что особям другого вида дается с трудом или не дается вообще. Объяснение этих видоспецифичных различий является од­ной из задач эволюционной психологии, которая детально исследует вклад тео­рии Дарвина и неодарвинизма в объяснение поведения организмов. В этой главе мы рассмотрим дальнейшие разработки теории эволюции в области понимания процесса научения.

После краткого обзора теории эволюции мы остановимся на научной деятель­ности Боллса (1928-1994), пытавшегося, как и многие другие ученые, объяснить процесс научения согласно эволюционным принципам. В заключении мы кратко осветим взгляд эволюционной психологии на научение человека.

 

 

Теория Дарвина и эволюционная психология. Естественный отбор и адаптация

 

Хотя ранние биологи и натуралисты временами обращались к различиям видов и биологических структур, именно работа Дарвина «Происхождение видов в ре­зультате естественного отбора» (On the original of species by means of natural selec­tion, Darwin, 1859/1958) предложила причину этих различий — естественный отбор. Основные принципы естественного отбора и их значение для эволюцион­ной психологии изложены ниже.

Во-первых, существует естественное разнообразие внутри видов. Это разнооб­разие может выражаться в большей остроте зрения, физической силе или скоро­сти научения некоторых особей внутри одного вида. Эти индивидуальные разли­чия служат базовыми составляющими, необходимыми для процесса эволюции (Buss, Haselton, Shackelford, Bleske & Wakefield, 1998; Crawford, 1998).

Во-вторых, лишь некоторые индивидуальные особенности передаются по на­следству. То есть только некоторые черты дети могут наследовать от своих роди­телей и передать последующим поколениям. Как правило, изменения вследствие генетических мутаций или влияний среды невыгодны членам рода и не переда­дутся потомству. Аналогично приобретенные паттерны поведения вне зависи­мости от их адаптивной функции могут передаваться последующим поколени­ям через научение, но не наследуются. Теория эволюции скорее имеет дело с передаваемой по наследству вариативностью поведения, чем с отклонениями по­ведения, возникшими в результате других причин.

Наконец, естественный отбор может существовать благодаря взаимодействию между свойствами организма и требованиями среды его обитания. По словам Басса и коллег (Buss, Haselton, Shackelford, Bleske & Wakefield, 1998):

 

Организмы с определенными наследуемыми свойствами дают больше потомства в среднем, чем особи, у которых эти черты отсутствуют, потому что эти особенности по­могают решить специфические проблемы и способствуют репродукции в данной среде. Различная репродуктивная успешность вследствие обладания наследственными осо­бенностями служит двигателем эволюции путем естественного отбора.

 

Адаптацией называется физиологическая или анатомическая структура, био­логический процесс или паттерн поведения, которые исторически способствова­ли выживанию и размножению вида (Wilson, 1975). По определению адаптация происходит путем естественного отбора и должна передаваться по наследству (Buss, Haselton, Shackelford, Bleske & Wakefield, 1998; Tooby & Cosmides, 1992). Так, определенное генетическое отличие — например, цветовое зрение — может привести к лучшей выживаемости и, что еще важнее, к более высокой репродук­тивное™ среди особей, обладающих данными адаптационными способностями. В результате эта адаптационная особенность распространяется на последующие поколения, даже если в будущем она уже не принимает непосредственного уча­стия в выживании и воспроизводстве.

Заблуждения относительно адаптации. Кроуфорд (Crawford, 1998) предосте­регает от ошибочного понимания принципа «выживания сильнейшего». Бытует мнение, что при естественном отборе предпочтение отдается наиболее сильным и агрессивным членам рода и за эволюционными успехами кроются жестокие бит­вы, в которых побеждают только доминантные особи. Однако в некоторых видах успешными могут быть особи, чьим приспособлением служит способность пря­таться или избегать столкновений, носящих угрожающий для жизни характер. Иными словами, эволюционная приспособляемость, определяемая репродуктив­ной успешностью, часто не зависит от физической силы особи, с которой мы обычно связываем это понятие.

Другие ученые (Buss, Haselton, Shackelford, Bleske & Wakefield, 1998, p. 538) также призывали нас избегать заблуждений о том, что естественный отбор приво­дит к оптимальной адаптации в данных условиях. «Селекция не похожа на инже­нера, последовательно от начала до конца выполняющего проект. Отбор работает только с имеющимся в наличии материалом и не предвидит результат». Таким образом, в ходе медленного процесса эволюции, использующего исключительно генетический материал организма и скованного другими биологическими харак­теристиками организма, вырабатываются приспособления, применимые к проб­лемам специфической среды, которая может измениться в будущем. «Приспособ­ления не являются оптимально сконструированными механизмами. Они скорее описываются как оснащенные улучшенные решения... сдерживаемые по качеству и конструкции различными историческими и современными силами». Также важно разрушить общепринятое мнение, что у эволюции есть конечная цель, к которой она движется. Например, многие верят, что эволюция разворачи­вается в соответствии с заданным планом. Это не так. Эволюция не обязательно несет прогресс. Естественный отбор означает, что организмы, обладающие адап­тивными для данной среды чертами, скорее выживут и размножатся. Как сказано выше, эволюция не обладает «предвидением».

Наконец, Басе с коллегами (Buss, Haselton, Shackelford, Bleske & Wakefield, 1998) и Гоулд (Gould, 1991) требовали не злоупотреблять адаптационными объ­яснениями. Использование биологической структуры с определенной целью не означает, что данная структура развивалась с этой целью. В качестве примера Го­улд обращает внимание на то отношение, какое оперение птиц имеет к полету. По его мнению, оперение эволюционировало как механизм терморегуляции тела птицы и позже было приспособлено для полета. Гоулд называет кооптирование органов (в данном случае оперения) к полезному, но не соответствующему назна­чению (полету в сравнении с терморегуляцией) коадаптацией.

Наравне с коадаптацией кооптированными могут быть и побочные результа­ты, так называемые надстройки, которые могут сопровождать определенную адаптацию. Например, развитие способностей человеческого мозга может предо­ставить множество адаптивных возможностей. Эти возможности могут включать в себя усовершенствованные навыки решения проблем, навыки изготовления ин­струментов более высокого качества, лучшую память в отношении местонахожде­ния пищи или мест обитания опасных хищников и т. д. К побочным результатам развития способностей человеческого мозга можно, видимо, отнести способности к созданию музыки, письменности и сложных социальных норм, которые можно ошибочно все без исключения считать приспособлениями, ведущими к выжива­нию и улучшению репродуктивной способности.

 

Совокупная приспособленность и неодарвинизм

 

Как мы видели, Дарвин измерял приспособляемость количеством воспроизведен­ного организмом потомства. В 1964 г. Уильям Гамильтон (1936-2000) расширил границы определения Дарвина, предложив идею совокупной приспособленно­сти. В совокупной приспособленности фокус смещается от успешности воспроиз­водства конкретной особи вида к закреплению индивидуальных и общевидовых генов. Так мы подходим к рассмотрению родительского поведения или сотрудни­чества внутри семейной группы как адаптивного, поскольку они способствуют выживанию и, возможно, репродуктивной успешности скорее через общие, чем индивидуальные гены. С точки зрения совокупной приспособленности поведе­ние, которое может быть опасным для отдельных особей, рассматривается как адаптивное, так как жертва индивида может обеспечить выживание другим чле­нам вида, которые имеют общие с ним гены.

Возникшая в рамках неодарвинизма концепция совокупной приспособленно­сти оказалась чрезвычайно эвристической. Помимо трактовки «альтруистическо­го» поведения, ее использовали для объяснения совершенно иных тем, например суицида и гомосексуальности (см. Hergenhahn & Olson, 1999).

 

Теория научения Боллса

 

Роберт Боллс родился в 1928 г. в городе Сакраменто, штат Калифорния, и нахо­дился на домашнем обучении до 12 лет. Он получил степень бакалавра гумани­тарных наук в Стэнфордском университете в 1948 г., а через год там же — сте­пень магистра в области математики. Он был принят на работу в Американскую морскую радиологическую оборонную лабораторию, расположенную около Сан-Франциско, штат Калифорния, где он встретил своего будущего коллегу и друга на всю жизнь Джона Гарсиа (вспомните знаменитый эффект Гарсиа), находивше­гося здесь по докторской программе в области психологии от Калифорнийского университета в Беркли (Garcia, 1997). Вскоре Боллс присоединился к Гарсиа и тоже стал работать по этой программе в Беркли, где они оба обучались у Толмена. Именно тогда, во время учебы в аспирантуре, Боллс и Петрайнович провели ранние эксперименты, напра­вившие интересы Боллса на теорию эволюционного научения (Bolles & Petrinovitch, 1954; Petrinovitch & Bolles, 1954). После защиты докторской диссертации и получения степени доктора философии в 1956 г. Боллс некоторое время работал на факультете Уни­верситета Пенсильвании, а затем в Принстонском университете. В 1959 г. он перешел в университет­ский колледж Холлинз, а в 1964 г. — в Университет Вашингтона, где и проработал всю оставшуюся жизнь, до дня своей кончины от сердечного приступа 8 апреля 1994 г.

В ходе своей научной карьеры Боллс опубликовал более 160 научных статей и выпустил три важных учебника, включая книгу о теории научения. В 1981-1984 гг. он был редактором журнала «Поведение и научение животных» ( Animal Learning and Behavior ), и многие его студенты с успе­хом продолжили исследование этой темы и внесли важный научный вклад, отне­ся эволюционные процессы к научению (см. Bouton & Fanselow, 1997).

 

 

Основные теоретические положения

 

Ожидания. Согласно Боллсу, научение включает в себя выработку ожиданий. То есть организм научается тому, что какое-либо одно событие, как правило, пред­шествует другому. Мы уже знаем из главы 7, что Боллс объясняет классическое обусловливание как выученное ожидание того, что за одним предъявленным сти­мулом (условным стимулом) последует другой (безусловный стимул). В повсе­дневной жизни иллюстрацией этого типа ожидания стимул-стимул (С-С) может быть молния, за которой должен последовать гром. Если классическое обуслов­ливание включает в себя развитие ожиданий С-С, то оперантное и инструмен­тальное обусловливание включает в себя развитие ожиданий стимул-реакция (С-Р) (Bolles, 1972). Например, крыса научается ожидать, что после нажатия на рычаг в проблемном ящике Скиннера она получит подкрепление. В повседневной жизни ожидание услышать звук после нажатия на кнопку звонка является приме­ром ожидания по типу Р-С. При обсуждении Р-С ожиданий можно представлять С как последствие реакции. Научение ожиданию в теории Боллса не требует под­крепления. Вообще очередность и близость двух стимулов или реакции и ее по­следствий определяет природу выученных ожиданий: вспышка молнии становит­ся предвестником грома, и нажатие на кнопку предвещает мелодию звонка, а не наоборот (Staddon, 1988). Следовательно, Боллса можно отнести к теоретикам, отводящим особое место «направленной» смежности стимулов.

Врожденная предрасположенность. Акцентирование Боллсом ожидания сви­детельствует о влиянии на него Толмена (см. главу 12). Так или иначе между эти­ми теориями существовали различия. В то время как Толмен главным образом фокусировался на выученных С-С и Р-С ожиданиях, Боллс подчеркивал важ­ность врожденных С-С и Р-С ожиданий в анализе поведения, и именно выделе­ние им врожденных С-С и Р-С ожиданий поставило его в один ряд с другими психологами, которые интересовались объяснениями поведения с точки зрения теории эволюции. Примером врожденной связи С-С служит проявление страха при громком звуке у младенца, на основе чего можно предположить, что младенец ожидает появления опасности вслед за звуком. Врожденные Р-С ожидания про­являются в стереотипном поведении, которое начинают демонстрировать разные виды животных в присутствии еды, воды, опасности и других биологически важ­ных объектов или событий.

Согласно Домжану (Domjan, 1997, р. 32), недостатком таких традиционных эмпирических теорий научения, как, например, Торндайка, Уотсона, Скиннера и Халла, является утверждение, известное под названием эмпирический принцип эквипотенциальности (не путать с законом эквипотенциальности Карла Лэшли). Эмпирический принцип эквипотенциальности гласит, что законы научения «от­носятся в равной степени ко всем типам стимулов и реакций». Таким образом, эм­пирический принцип эквипотенциальности подтолкнул ученых к исследованию научения конкретных видов животных без учета эволюционной истории этих ви­дов. Более того, было сделано неверное предположение, что феномен научения, наблюдаемый у одного вида, например крыс, можно перенести на большинство, если не на все другие виды. А когда члены вида не научались выполнять реакцию при заданных условиях, неудовлетворительный результат относили к поломкам оборудования, ошибке экспериментатора или необъяснимым «помехам».

В опровержение положения об эквипотенциальности Боллс говорил (Bolles, 1988):

 

Я убежден, что невозможно многого достичь, делая предположение о наличии некоей структуры в событиях, о которых узнает животное, и о существовании соответству­ющей структуры в научающемся организме... Организм может достичь успеха, если будет способен научаться тому, что необходимо выучить. Здесь работает генетически запрограммированная способность к научению нативиста, а не проявляющаяся время от времени способность к научению эмпирика.

 

Ниже мы увидим, как эволюционная психология, подчеркивающая важность скорее врожденных, чем приобретенных С-С и Р-С ожиданий, помогает прояс­нить многие аномалии, обнаруженные в период ранних исследований в области научения. Мы уже рассмотрели один такой пример в главе 5 при обсуждении «аномального поведения организмов».

Мотивация ограничивает гибкость реакции. Некоторые ученые, теории кото­рых мы рассмотрели, минимизировали или отрицали роль мотивации в процессе научения (например, Газри и Толмен). Другие исследователи (например, Халл) придавали большое значение мотивационному состоянию организма. Очевидно, что Боллс разделял точку зрения последних. Для него мотивация и научение бы­ли неразделимы. Однако в подходе Боллса необходимо знать как текущие потреб­ности организма, так и действия организма в естественных условиях при наличии данных потребностей. Согласно Боллсу (Bolles, 1979,1988), хотя организм может быть достаточно гибким в отношении С-С ожиданий, которым он научается, Р-С ожидания более ограничены, поскольку мотивация создает искажения реакции. То есть животному будет очень трудно научиться поведению, которое противоречит естественному поведению в данной ситуации. Например, оно не выучит реакцию, относящуюся к избеганию, в целях получения доступа к пище, равно как и реак­цию пробуждения аппетита для избежания опасных или болезненных стимулов.

Дискуссия по поводу ниши. Боллс (Bolles, 1988) настаивал на том, что по­нимание научения неотделимо от понимания истории эволюции организма. Он утверждал, что животные обязаны научиться одному и не научиться другому в зависимости от ниши, которую они занимают в окружающем мире. Нам следует ожидать, что какой-то опыт отразится в научении, а какой-то нет... Задача на выработку навыка, нарушающая апри­орную биологическую принадлежность животного к определенной нише, скорее всего спровоцирует аномальное поведение. Задача на выработку навыка, учитывающая пред­расположенность животного к определенным типам поведения, с большой вероятно­стью будет успешно выполнена. Это и есть дискуссия по поводу ниши.

Другие эволюционные психологи расширили тему дискуссии по поводу ниши, внеся идею о среде эволюционной адаптации (СЭА), понятии, которое относит­ся к среде как социальной, так и физической, в которой возникла специфическая адаптация (Bowlby, 1969; Tooby & Cosmides, 1990). Эти и другие авторы (напри­мер, Sherman & Reeve, 1997) подчеркивали, что СЭА — это не просто доисториче­ский временной период или место, существовавшее в эпоху развития видов. Это скорее комбинация социальных и средовых факторов, действующих в определен­ный временной период, и остается открытым вопрос, могут ли различные адапта­ции видов происходить при разных СЭА. Более того, возвращаясь к идее о том, что эволюция не гарантирует прогресс, они отмечают, что, возможно, сейчас орга­низмы испытывают воздействие отбора, отличное от существовавшего в опреде­ленной СЭА. Существуют примеры, когда поведение, сформированное эволюци­онными влияниями, недостаточно приспособлено для современной среды.

 

Биологические границы научения

 

В этой части мы обобщим факты, которые продолжают свидетельствовать против утверждения о том, что формирование условных рефлексов происходит автома­тически, если непроизвольно возникшая реакция получает подкрепление или ка­кой-либо условный стимул сопровождается безусловным. Как мы уже видели, все большее признание получает тот факт, что в любом эксперименте, касающем­ся научения, необходимо принимать во внимание природные способности орга­низма. Концепция Брилендов об инстинктивном дрейфе (глава 5) продемонстри­ровала значимость тенденции к инстинктивному реагированию в ситуации оперантного обусловливания. Как мы убедились, теория Боллса основывается на идее о том, что врожденные склонности ограничивают количество связей, кото­рым организм может научиться, и реакции организма на специфические ситуа­ции. Это положение поддерживает Селигман (Seligman, 1970), настаивающий на том, что одни виды осваивают связи с большей легкостью, чем другие, поскольку они к этому биологически подготовлены. Аналогично усвоение связей для неко­торых видов будет сложной задачей, так как они биологически не готовы к подоб­ному обучению. Таким образом, легкость научения определяется тем, какое место в континууме готовности занимает связь.

 

Инструментальное обусловливание

 

Затруднения с эмпирическим принципом эквипотенциальности возникали в не­которых ранних исследованиях научения. Торндайк (Torndike, 1898), к примеру, рассказывал, что кошки могут научиться ряду реакций, используя лапы для до­бывания пищи, но они не научатся вылизываться для получения подкрепления в виде еды. Очевидно, это был тот самый случай, когда естественная реакция кош­ки на голод не включала в себя поведение, связанное с вылизыванием. Или, как объяснил бы Селигман, кошка не была биологически готова ассоциировать чист­ку шерстки с едой. Боллс (Bolles, 1988 р. 5) так прокомментировал данные Торн­дайка: «Никто не обращал никакого внимания». В начале 1950-х, окончив универ­ситет в Беркли, Боллс и Петрайнович провели исследование, вызвавшее новую волну интереса к влиянию эволюции на научение.

В предварительном эксперименте Петрайнович и Боллс (Bolles & Petrinovitch, 1954) обучали одну группу крыс поворачивать налево, а вторую направо в Т-об­разном лабиринте. Т-образный лабиринт назван так, потому что по своей форме он напоминает заглавную букву Т. Крыса начинает движение из «подножия» Т и бежит к точке выбора на пересечении горизонтальной и вертикальной секций, где она может повернуть направо или налево. Половине крыс в обеих группах не дава­ли воды, и когда они выполняли поворот в нужную сторону, в качестве подкреп­ления они получали воду; оставшихся крыс не кормили и давали подкрепление

в виде пищи за правильный поворот. В этом исследовании крысы, которые утоляли жажду, получая воду как подкрепление, осваивали задание быстрее и делали мень­ше ошибок, чем голодные крысы, работавшие за пищу. Было интересно: почему тип подкрепления (еда либо вода) воздействовал на эффективность научения?

Во втором эксперименте крыс снова лишали воды или пищи. При первой по­пытке они получали воду или еду в качестве соответствующего подкрепления не­зависимо от направления поворота, которое они выбрали, например направо. Во второй раз они подкреплялись только в случае выполнения поворота в другую сторону — в нашем примере налево. В третий раз они получали подкрепление за выбор, противоположный сделанному во второй попытке, и так на протяжении всего эксперимента. Таким образом, крысы получали подкрепление за чередова­ние право- и левосторонней реакции. В этом исследовании голодные крысы, рабо­тавшие за пищу, научались выполнять задание быстрее, нежели те, которые хоте­ли получить воду. Результаты обоих экспериментов изображены на рис. 15.1.

Почему подкрепление водой способствовало лучшему выполнению задания в первом эксперименте и не давало того же результата во втором? Такие ученые, как Халл и Скиннер, затруднились бы объяснить полученные результаты. Одна­ко эволюционное объяснение разрешает проблему. Петрайнович и Боллс полага­ли, что поскольку крысы эволюционировали как всеядные, у них выработалось предубеждение против поиска пищи в том же месте, где попытка была успешной. Для всеядных пища — нестабильный ресурс, который вряд ли можно отыскать се­годня там же, где он был обнаружен вчера. С другой стороны, для крыс будет ло­гично искать воду на том же месте, что и раньше. Вода — более стабильный ресурс; маловероятно, что река или пруд исчезнут за ночь. Итак, крысы в эксперименте продемонстрировали тенденции реагирования, сложившиеся в процессе эволю­ции. Иначе говоря, крысы привыкли идти в одном направлении за водой, но не были подготовлены искать еду в том же месте более чем один раз.

Бегство и избегание. Особи могут демонстрировать определенную гибкость реакций и исследовательские способности, добывая воду или пищу. Например, голодные крысы могут нажать на рычаг, пройти лабиринт, заглянуть в маленькую чашечку и пр., чтобы получить шарик корма. Однако Боллс (Bolles, 1970) обраща­ет внимание на случаи, когда животное не получает вознаграждения при науче­нии методом проб и ошибок. Бегство от хищника должно быть успешным с пер­вой попытки, когда речь идет о выживании организма. Поэтому Боллс утверждал, что врожденные Р-С ожидания существуют для решения проблем во внешней среде, несущих угрозу выживанию. Боллс (Bolles, 1988) писал:

 

Стратегия крысы заключается в использовании фиксированных паттернов поведения для самозащиты, которые я называю видоспецифичными защитными реакциями (Bolles, 1970). В реакции самой по себе очень мало гибкости; животное главным образом науча­ется распознавать стимулы; оно узнает, какие стимулы опасны и какие безопасны.

 

Боллс (Bolles, 1970, 1972) отмечал, что в видоспецифичные защитные реак­ции (ВСЗР) крысы входят застывание на месте, бегство, визг, подпрыгивание и агрессия по отношению к объекту. В естественной среде одна или несколько та­ких реакций приводят к спасению, и в этом случае проблема решена. Также в ла­боратории, если одна из этих врожденных реакций на боль позволит животному избежать боли, реакция избегания будет быстро усвоена. При только что описан­ных обстоятельствах животное в действительности не научается никаким новым реакциям; негативная стимуляция просто вызывает ВСЗР.

Обусловливание избегания немного сложнее. Согласно Боллсу, обусловлива­ние избегания предполагает как С-С, так и Р-С ожидания. Поскольку при обу­словливании избегания сигнал предшествует неприятному событию, например удару током, животное научается ожидать появления боли, скажем, после звуко­вого сигнала. Так как звук сигнализирует об опасности, он вызывает те же ВСЗР, которые вызывают болезненные стимулы сами по себе. Поэтому, по Боллсу, либо предвестники боли, либо сама боль вызывают ВСЗР.

Очевидный прогноз, вытекающий из анализа Боллса, состоит в том, что чем ближе реакция, требующаяся от животного в эксперименте, к его естественным действиям в данной ситуации, тем вероятнее научение данной реакции. Если не­обходимая реакция не является частью врожденного поведенческого репертуара животного, она будет усвоена с большим трудом, а возможно, и вовсе не закре­пится. Примером служит тот факт, что голубей можно легко научить перелетать с одной ветки на другую для избегания удара током, но практически невозможно обучить их клевать кнопку для избегания удара (Bolles, 1979, р. 185). Таким обра­зом, выбор реакции для научения животного в условиях эксперимента является главным фактором, определяющим результаты эксперимента.

Даже случайное наблюдение за крысами в различных ситуациях научения избеганию обнаруживает огромную значимость типа реакции, который требуется от животного; это может определить, состоится ли научение с первой попытки или не произойдет и за тысячу проб. Это гораздо важнее, чем вероятность подкрепления, различные парамет­ры эксперимента, предыдущий опыт животного или различные виды физиологических вмешательств. Выбор необходимой реакции, очевидно, не является делом случая или просто вопросом убеждений, это главный фактор, от которого зависит скорость науче­ния. Серьезным обвинением в адрес классических теорий научения является то, что они не делали и намека на важность выбора реакции.

 

Оперантное обусловливание

 

В главе 5, где упоминалась деятельность Брилендов, мы говорили, что оперантное научение, подобно вышеописанным типам научения, ограничено природными тенденциями реагирования, присущими организму. Случаи оперантных неудач из-за несоответствия требований задачи природной предрасположенности (или биологической готовности) к определенному набору реакций имеются в доста­точном количестве. С другой стороны, довольно часто встречаются эксперимен­ты, в которых голуби клюют подсвечивающиеся кнопки для получения подкреп­ления в виде пищи. Как и голуби, зяблики научаются клевать кнопку для получения корма; и хотя они способны выучить некоторые оперантные реакции для того, чтобы услышать запись с пением зяблика, они не научатся клевать кноп­ку с этой целью (Stevenson-Hinde, 1973). Клевание является естественной реак­цией на наличие пищи, но зяблики биологически не предрасположены ассоции­ровать клевание с пением птиц. Было экспериметально доказано (Bolles, Riley, Cantor & Duncan, 1974), что крысы научаются ожидать появления пищи, если она предъявляется в одном и том же режиме подкрепления с фиксированными про­межутками (ФП) (раз в день), но они не способны научиться предвидеть болез­ненные удары электрошока, если они подаются в том же ФП режиме. Боллс пи­сал (Bolles, 1988):

 

Крысы без труда могут научиться бежать взад-вперед, чтобы избежать удара током. Но им необычайно трудно нажать на рычаг для предотвращения электрического удара. Также не раз отмечалось, что было легко обучить крысу нажимать на рычаг для получе­ния корма, но совсем другое дело было обучить ее нажимать на рычаг, чтобы предот­вратить негативные последствия. В литературе встречалось огромное количество таких аномалий. Никогда не сообщалось, что голуби, столь искусные в проявлении тонкой сенсорной проницательности при клевании кнопки для получения пищи, так же умело решали другую биологическую проблему (избежание негативных последствий).

 

Классическое обусловливание

 

Обусловленная вкусовая аверсия. В главе 7 мы вкратце познакомили вас с эф­фектом Гарсиа. В этом разделе мы предоставим более полное описание экспери­мента, поставленного Гарсией и Келлингом (Garcia & Koelling, 1966), и рассмот­рим важный вклад эффекта Гарсиа в понимание влияния эволюции на научение. Гарсиа и Келлинг дали возможность крысам, которые хотели пить, получить воду в четырех ситуациях. Первой группе предложили светящуюся и шумящую воду, питье которой сразу же сопровождалось ударом током по лапам. Светящаяся и шумящая вода была создана путем прикрепления электрода к питьевой трубе та­ким образом, что прикосновение организма к трубе вызывало вспышки света и громкие трещащие звуки. Второй группе дали светящуюся и шумящую воду, но вместо получения электрошока при питье их облучали рентгеном, чтобы вызвать тошноту. Третья группа получала воду без вспышек света и треска, но со вкусом сахарина; эти животные, как и в первой группе, подвергались электрошоку сразу после питья раствора сахарина. Четвертой группе дали раствор сахарина и про­светили рентгеновскими лучами, после чего животные плохо себя чувствовали.

Гарсиа и Келлинг (Garcia & Koelling, 1966) обнаружили, что у животных из первой группы развилась аверсия к светящейся и шумящей воде, а с животными из второй группы этого не произошло. К тому же у третьей группы животных не сформировалась аверсия к воде со вкусом сахарина, тогда как у четвертой она появилась. План эксперимента и результаты отражены в данной схеме.

Группа 1. Светящаяся и шумящая вода -> электрошок. Появилось отвращение к воде.

Группа 2. Светящаяся и шумящая вода -> тошнота. Нет отвращения к воде.

Группа 3. Раствор сахарина -> электрошок. Нет отвращения к раствору.

Группа 4. Раствор сахарина -> тошнота. Появилось отвращение к раствору.

Видно, что светящаяся и шумящая вода становится действенным УС в паре с электрошоком, но совместно с тошнотой. Так же дело обстоит со вкусом сахари­на, являющимся эффективным УС вместе с тошнотой, а не с электрическим раз­рядом. Гарсиа и Келлинг (Garcia & Koelling, 1966) объяснили полученные резуль­таты наличием естественных взаимосвязей между внешними событиями и болью, которую испытывали животные. Иными словами, боль приходила «извне», и по­этому животные искали внешний предвестник боли, которым в данном случае были свет и шум, ассоциирующиеся с питьем. Тошнота же переживалась скорее внутренне, чем внешне. Поэтому животные связывали вкус сахарина (внутрен­ний признак), а не светящуюся шумящую воду (внешний признак) с тошнотой. Используя терминологию Селигмана, можно сказать, что крысы были биологиче­ски готовы создать ассоциацию между светящейся шумящей водой и болью, но не способны к образованию связи между светящейся шумящей водой и тошнотой. Аналогично животные были биологически подготовлены сформировать ассоциа­цию между вкусом сахарина и тошнотой и не были биологически готовы связать вкус сахарина с болью.

Другое исследование (Wilcoxon, Dragoin & Krai, 1971) служит примером кон­цепции готовности Селигмана, так как относится к различиям между видами. В этом исследовании крысам и перепелкам давалась соленая вода голубого цвета, которая вызывала у них болезненное состояние. После того как оба вида пили во­ду и заболевали, им предлагался выбор между голубой и соленой водой. Крысы избегали пить соленую воду, а перепелки — голубую. Эти данные отражают тот факт, что крысы в еде (или питье) полагаются на вкус, а перепелки — на визуаль­ные признаки. Таким образом, каждый вид образовал взаимосвязь в соответствии со своими генетическими особенностями. Другими словами, хотя БС (голубая со­леная вода) и БР (болезнь) были одинаковы для обоих видов, каждый вид выбрал УС в соответствии со своей генетической информацией. Для крыс вкус соли стал УС, в то время как для перепелки УС послужил голубой цвет. На языке Селигма­на, крысы были более биологически подготовлены к созданию связи «соль — бо­лезнь», а перепелки — взаимосвязи «голубой цвет — болезнь».

Исследование Гарсиа показывает, что внутри видов определенные связи будут легче сформированы, чем другие, из-за истории эволюции этих видов. Экспери­мент Вилкоксона с соавторами (Wilcoxon, Dragoin & Krai, 1971) демонстрирует различия между видами: разные ассоциации будут оп­тимальными для разных видов. Однако, как отмечали другие исследователи (Logue, 1988; Rosin & Fallon, 1981), последним стимулом, который испытывает ор­ганизм, прежде чем проглотить токсичное вещество, является вкус этого вещества. Поэтому данные авто­ры утверждают, что о хорошей приспособляемости свидетельствовала бы скорее способность организма приобретать аверсию к вкусу, чем к форме, цвету или фактуре еды или напитка, приводящих к заболевани­ям. Конечно, несмотря на вышеописанные типы ви­довых различий, большинство позвоночных могут научиться испытывать аверсию только к оттенкам вкуса самим по себе (Gustavson, 1977).

Как и другие условные реакции, выученная вкусо­вая аверсия подвержена угасанию. Иными словами, если запах (УС) периодически присутствует без по­ следующего заболевания (БР), животные вновь начнут употреблять в пищу от­вергнутое однажды вещество. Кэтлин Чамберз, одна из выпускниц Боллса в нача­ле 1970-х, обнаружила: вкусовые аверсии быстрее угасают у крыс-самок, чем у крыс-самцов (Chambers, 1985;Chambers & Sengstake, 1976); и впоследствии она интенсивно исследовала половые различия (см. Chambers, Yuan, Brownson & Wang, 1977). Ее интерпретация различий в скорости угасания, с которой Боллс был согласен, очевидно, из ряда эволюционных. Чамберз считала, что поскольку самки ответственны за выживание плода и новорожденного, заботу о потомстве, для них чрезвычайно важно удовлетворять потребности в питании. Поэтому для них адаптивной является способность четко определить, была ли на самом деле болезнь связана с определенной пищей. То есть они биологически подготовлены «перепроверить» потенциально питательную еду с учетом того, что заболевание могло быть вызвано другими факторами.

 

 

Однако следует отметить, что для угасания вкусовой аверсии организму необ­ходимо вновь попробовать еду на вкус (УС), не испытывая болезненных ощуще­ний (БР). Принимая во внимание природу эффекта Гарсиа, угасание может про­изойти в лабораторных условиях, но в естественной среде организм будет продол­жать избегать УС, делая угасание аверсии невозможным.

 

Автоформирование

 

В главе 5 мы говорили о загадке автоформирования. Наверное, вы помните, что в эксперименте Брауна и Дженкинса (Brown & Jenkins, 1968) диск для клевания ненадолго подсвечивался перед не зависящим от поведения предъявлением корма. Независимо от поведения голубей, продемонстрированного в этом эксперименте в интервале перед предъявлением пищи, фактически все голуби начинали кле­вать подсвеченный круг. Не потребовалось никакого систематического формиро­вания реакции клевания диска. Как было отмечено в главе 5, Боллс (Bolles, 1979) предлагал объяснение, что автоформирование включает С-С научение, но ника­кого научения новой реакции не происходит. Скорее он интерпретировал клева­ния как врожденную реакцию на стимул, который благодаря временной ассоциа­ции с предъявлением пищи вызывает свойственное приему пищи поведение.

Мы стали думать о реакции клевания кнопки как об оперантной, произвольной, удобной, легкоизмеряемой реакции, интенсивность которой можно контролировать за счет ее последствий. Но мы можем видеть в процедуре автоматического формирования услов­ных рефлексов... что сила ответной реакции не зависит от ее последствий. Очевидно, она контролируется свойствами подсвеченной кнопки, сигнализирующими о появле­нии пищи.

Стаддон (Staddon, 1988), который провел исследование под руководством Боллса, подчеркивает прогнозируемую ценность подсвеченной кнопки для кле­вания и соглашается с трактовкой Боллса.

 

Если за каждым подсвечиванием кнопки следует пища (и она не предъявляется ни в ка­кое другое время), вскоре свет будет рассматриваться как имеющий отношение к еде. Небольшие, связанные с питанием объекты стимулируют клевания как наиболее пред­почтительную деятельность (автоформирование). Когда механизм устроен так, что клевания вызывают подачу корма, происходит дальнейшее закрепление корреляции между светом и пищей... Ситуации, ассоциирующиеся с приемом пищи, вызывают дей­ствия, связанные с питанием.

 

Неадаптивные ограничения этого типа С-С научения показаны в работе Уиль­ямса и Уильямса (Williams & Williams, 1969), которую мы обсуждали в главе 5. Напомним, что в данном эксперименте, направленном на автоформирование, кле­вание снижало уровень подкрепления, но, несмотря на это, удары клювом по кнопке продолжались. Таким образом, подсвеченный диск служил признаком по­явления пищи и вызывал связанное с приемом пищи поведение вне зависимости от последствий этого поведения. Как мы установили в начале этой главы, у эво­люции нет глобального плана, направленного на прогресс. Приспособление, кото­рое адекватно в своей собственной нише (или СЭА), может столкнуться с затруд­нениями в современной среде или лаборатории, где оно потерпит неудачу.

 

Эволюционная психология и человеческое поведение

 

Несмотря на то что при освещении эволюционной психологии мы делали акцент на исследовании животных, нужно отметить, что эволюционная психология ши­роко применяется для объяснения человеческого поведения. В первой работе та­кого рода «Социобиология: новый синтез» (Sociobiology: the new synthesis, Wilson, 1975) Эдварда Уилсона принципы эволюции прежде всего применяются для трактовки социального поведения животных; человеческое же поведение упоми­нается вскользь. Однако в книге, получившей Пулитцеровскую премию, «О при­роде человека» (On human nature, Wilson, 1988) Уилсон рассматривает биологи­ческую основу социального поведения человека, заявляя, что эволюционирует как мышление, так и культура, поскольку они обеспечивают выживание. В своей последней книге «Согласие: единство знания» (Consiliense: the unity of knowledge, Wilson, 1988) он выступает за объединение естественных, социальных и гумани­тарных наук. В этом синтезе решающее место отдано эволюционной психологии. Роль психологии в новом синтезе была охарактеризована в докладе Уилсона в 1999 г. на национальном собрании Американской психологической ассоциации в Бостоне.

То, что Уилсон обозначал как социобиологию, теперь носит название эволю­ционной психологии и является чрезвычайно популярной темой в современной психологической науке. В дополнение к разработкам Уилсона (Wilson, 1988) су­ществуют другие исследования в области применения эволюционной психологии к человеку (Buss, Haselton, Shackelford, Bleske & Wakefield, 1998; Crawford & Krebs, 1998; Hergenhahn & Olson, 1999). Хотя в последующем изложении мы ограничим­ся обсуждением влияния предварительного научения на развитие фобий, выбор партнера, воспитание детей, насилие в семье, «альтруизм» и нравственное поведе­ние, речевое развитие, существуют другие типы поведения, к которым примени­мы эволюционные принципы. Сюда входят агрессия и жажда войны; изнасилова­ние, инцест и суицид; избегание инцеста; религия.

По многим параметрам принципы объяснения человеческого поведения в тер­минах эволюции сходны с боллсовскими принципами применения эволюцион­ных трактовок к поведению животных (Bolles, 1972,1988). Эволюционная психо­логия полагает, что, несмотря на значительный прогресс, достигнутый человече­ством, особенно за два последних столетия, мы по-прежнему являемся продуктом тысяч лет эволюции. Поэтому, подобно другим животным, мы иногда склонны проявлять именно врожденные предрасположенности реагирования на стимул и более готовы обучаться одним видам ожиданий в противоположность другим. Как и другие животные, мы склонны к врожденным тенденциям реагирования, особенно когда нами управляют сильные, биологически значимые мотивацион­ные состояния. Иными словами, концепция готовности Селигмана подходит к че­ловеческому научению, так же как и к научению животных. И наконец, аргумент ниши применим к нам, так же как и к другим животным. Более точное понимание человеческого поведения достигается, если соотнести современное поведение с СЭА этого поведения. Ни одно из этих утверждений не подразумевает, что люди находятся в рамках негибкого инстинктивного поведения. Однако они свидетель­ствуют о том, что эмпирический принцип эквипотенциальности неадекватен при объяснении человеческого научения, а также при интерпретации возможностей научения животных. Боллс (Bolles, 1988) говорил о врожденной структуре, управ­ляющей научением, и эволюционные психологи ссылаются на его структуру как на биологически запрограммированную (Barash, 1979). В обоих источниках пред­полагается, что научением руководят природные склонности и оно возможно бла­годаря нашей эволюционной истории. Так или иначе, по мнению эволюционных психологов, следует избегать принципа «ничего кроме» любой ценой. То есть ошибочно полагать, что человеческое поведение не представляет собой «ничего кроме» культурально или «ничего кроме» биологически заданного (т. е. врожден­ного). С позиции эволюционной психологии и культура и биология должны быть приняты во внимание для более полного понимания человеческого поведения.

 

Развитие фобий

 

Нижеприведенная концепция развития фобий, предложенная Люмсденом и Уил-соном (Lumsden & Wilson, 1981), во многом согласуется с выдвинутой Селигма-ном концепцией готовности.

 

Готовность человека к научению наиболее отчетливо проявляется в случаях фобий, т. е. страхов, характеризующихся набором черт. Прежде всего их отличает экстремальность реакции... Они обычно вспыхивают со всей силой даже после единичного негативного подкрепления [и] угасают с большим трудом... Примечателен тот факт, что явления, вызывающие эти реакции (замкнутые пространства, высота, гроза, текущая вода, змеи и пауки), содержат одни из самых страшных опасностей, присутствующих в древней среде обитания человека, в то время как пистолеты, ножи, автомобили, электрические розетки и другие, куда более страшные опасности технологически развитых обществ оказывают меньшее воздействие. Разумно сделать заключение, что фобии являются крайними случаями иррациональных реакций страха, толкающими людей на экстрен­ные меры для обеспечения выживания... Лучше отползти от утеса с головокружением от страха, чем пройти по его краю.

 

Предметом обсуждения эволюционных психологов также является ксенофо­бия, или боязнь незнакомых людей. Эта фобия, как они считают, берет свое начало в примитивных установках разделять всех людей на членов своей группы (клана, деревни, племени) и на не принадлежащих к группе. Члены группы подчиняются одним правилам и придерживаются одинаковых убеждений (например, религи­озных принципов) и в целом воспринимаются как друзья; не принадлежащие к данной группе индивидуумы живут по другим правилам и принципам и воспри­нимаются как потенциальные враги.

В ксенофобии можно увидеть природную склонность к предрассудкам. Здесь необходимо сделать два важных предостережения. Во-первых, согласно эволю­ционным психологам, природное происхождение тенденции не означает ее авто­матическую пользу. Предполагать, что природное является благом, — значит при­нимать натуралистический софизм. Во-вторых, эволюционные психологи не утверждают, что люди «неотрывно привязаны» к определенному стереотипу по­ведения. Как мы отмечали, они говорят о биологически заложенных склонностях или тенденциях. Бараш (Barash, 1979) называет их «внутренним голосом». Более того, как мы только что видели, эволюционные психологи настаивают на том, что человеческое поведение всегда является результатом взаимодействия биологиче­ских наклонностей и влияния культуры. Таким образом, даже если наша биоло­гия склоняет нас к действиям, которые считаются неприемлемыми, на них могут наложить запрет культуральные влияния. Бараш (Barash, 1986) говорит:

 

К счастью, есть хорошие новости. Человеческие существа, разумные приматы, которыми мы являемся, имеют возможность выбора. Мы можем преодолеть наши примитивные ограничения и недальновидность. Мы можем научиться всем видам сложных действий, если убеждены в их важности или неизбежности. Мы даже можем научиться вещам, ко­торые идут вразрез с нашей природой. Примат, который сможет научиться пользовать­ся туалетом, при дальнейшем обучении может стать даже влиятельным лицом.

 

Выбор партнера

 

Хотя есть общества, в которых браки устраиваются другими людьми, обычно сами мужчина и женщина принимают активное участие в выборе партнера и ухаживании. Как мы выбираем из множества потенциальных партнеров одного (или нескольких), с которым мы производим потомство? Ответ прост: мы ищем продолжительных партнерских взаимоотношений с наиболее привлекательными для нас индивидуумами. Но как мы определяем, что привлекательно, а что нет? На некотором уровне анализа может показаться, что существует столько же стан­дартов красоты, сколько и культур; и даже внутри одной культуры стандарты внешней привлекательности могут существенно различаться. Приверженец соци­ального когнитивного научения предположит, что понятие красоты складывается путем следования явно выделяющимся моделям, признанным в нашей культуре (родителями, сверстниками, лидерами и т. п.) и в технологических обществах из тех моделей, чью привлекательность пропагандируют СМИ. Однако с позиции эволюционной психологии многие стандарты, навязанные культурой, поверхност­ны. Многие общественные идеалы красоты претерпевают изменения; например, прически, нательные украшения, стиль одежды и даже предпочитаемые формы тела видоизменяются. По мнению эволюционного психолога, должны существо­вать универсальные для всех культур критерии выбора партнера, куда более ос­новательные, чем социальные стандарты физической привлекательности внутри конкретной культуры.

Дэвид Басе, выдающийся исследователь в области выбора партнера, замечает (Buss, 1998):

Мы никогда не выбираем пару случайно. Мы не привлекаем партнеров беспорядочно... Мы планируем встречи и разрабатываем стратегии специально для решения опреде­ленных проблем, связанных с успешным браком... Те в нашем эволюционном прошлом, кто не был удачлив в выборе партнера, не стали нашими предками. Все мы произошли от длинной и непрерывной череды предшественников, которые победили в борьбе за желанных партнеров, привлекли особей, способных к ре­продукции, удержали партнера на достаточное для вос­производства время, отразили натиски соперников и решили проблемы, которые могли бы препятствовать успешному воспроизводству.

 

Таким образом, с точки зрения эволюционной пси­хологии привлекательный партнер будет обладать чертами, возможно, не имеющими отношения к фи­зической привлекательности. Сюда можно включить ценность партнера как добытчика и защитника, ре­продуктивную совместимость, достоинство партнера в качестве родителя и т. д. Иными словами, привле­кательный партнер будет иметь характеристики, сви­детельствующие о том, что он поможет обеспечить нам выживание, воспроизводство и повысит выжи­ваемость наших детей.

Басе и его коллеги опросили более 10 ООО человек из 37 различных культур, чтобы выявить наличие универсальных признаков, ко­торые ценятся в потенциальных партнерах (Buss, 1989, 1994, 1998; Buss & Schmitt, 1993). Результаты неопровержимо свидетельствуют о том, что, несмотря на вне­сенное культурой разнообразие, эволюция выбрала черты, которые мы распозна­ем (скорее, чем научаемся) в качестве важных характеристик хорошего партнера. Как показано в табл. 15.1, самые главные характеристики, выделенные мужчина­ми и женщинами, это доброта и понимание, вслед за ними интеллект и другие факторы, способствующие выживанию партнера, нас и нашего потомства.

Можно принять к сведению сходство критериев у мужчин и женщин с двумя важными исключениями. Мужчины имеют тенденцию ставить «физическую при­влекательность» выше, нежели женщины, а женщины, в отличие от мужчин, дают более высокую оценку «способности хорошо зарабатывать». С позиций эволюци­онной психологии объяснение этих различий таково: женщины расходуют значи­тельное количество биологических ресурсов при вынашивании и рождении ре­бенка, и до недавних пор женщины использовали свои биологические ресурсы как единственный родитель, способный выкормить новорожденного. Поэтому женщины придают большее значение способности мужчины защищать и обеспе­чивать нуклеарную семью, пока ее ресурсы (и силы) направлены на другое. И на­оборот, мужчины должны уделять внимание физическим данным, свидетельст­вующим о хорошей репродуктивной способности женщины. В подтверждение этой гипотезы было обнаружено (Buss, 1989; Buss & Schmitt, 1993), что женщины боль­ше, чем мужчины, ценят такие факторы, как амбиции партнера, трудолюбие, со­циальный статус и силу. С другой стороны, мужчины больше женщин обращают внимание на возраст партнера, состояние здоровья, чистую кожу и ясность взгляда.

 

 

Воспитание потомства

 

Хотя специфические роли, играемые родителями в образовании, социализации и воспитании своих детей, формируются под влиянием культуры, в них также при­сутствует влияние биологии. Например, Тайгер (Tiger, 1979, р. 96) отметил, что родительство влечет за собой жертвование времени и средств для «ряда крайне бесполезных и весьма неудобных занятий». Задача эволюционной психологии со­стоит в объяснении того, почему двое рациональных взрослых людей способны к истощению своих биологических и физических ресурсов (ставя, таким образом, свою жизнь под угрозу) ради других, которые, в чем убедятся родители, редко (ес­ли вообще когда-нибудь) говорят «спасибо» и могут не заметить значительность альтруистичных и малоприятных действий, долгие годы совершавшихся их роди­телями.

Выбор по родству. Эволюционная трактовка родительства начинается с нео­дарвинистского принципа родственного выбора, идеи о том, что эволюционная приспособленность включает в себя увековечивание не только наших собствен­ных генов, но и генов наших родственников (включающая приспособленность). Правило Гамильтона (Hamilton, 1964) отводит ведущую роль родственным ге­нам, так как они имеют отношение к альтруизму, представляющему собой совер­шение жертвенного поступка в пользу другого человека. Правило гласит, что аль­труистическое поведение имеет место, когда гВ > С, где:

В = выгода реципиента от альтруистического поступка;

С = затраты человека, который совершил альтруистический поступок;

г = соотношение генов совершающего альтруистический акт и его реципиента.

На самом простом примере эгоизма рассмотрим действие, которое кто-либо совершает для своей же пользы. В этом случае г = 1,00; то есть мы разделяем 100% генов на самих себя. Согласно правилу Гамильтона, мы склонны поступать по­добным образом для своей выгоды, даже когда выгода едва превышает затраты. Поэтому возможность получить выгоду всегда довольно высока. Половина генов ребенка родительские, т. е. г = 0,50. Это означает, что выгода от альтруистического поступка должна более чем в два раза превышать затраты на него. Поэтому мы скорее склонны к альтруизму по отношению к себе, чем к нашим детям. На самом деле до тех пор пока отношение выгоды к затратам не будет велико, а так произой­дет в случае, если здоровье или жизнь ребенка окажутся под угрозой, правило Га­мильтона говорит о том, что мы будем поступать эгоистично. Если мы включим других родственников в уравнение, мы начнем понимать смысл правила Гамиль­тона. Наши братья, сестры и родители также разделяют 50% наших генов, но пле­мянники, дяди, тети и бабушки с дедушками разделяют только 25% наших генов. И в соответствии с правилом, чтобы совершить альтруистический акт ради этих родственников, выгода должна превышать затраты в четыре раза. Поэтому мы более всего склонны совершать альтруистические поступки ради нас самих, затем ради отпрысков и нуклеарной семьи и в последнюю очередь — для более отдален­ных родственников. Чем меньше генов мы разделяем с другим индивидуумом, тем меньше вероятность неэгоистичного поведения, и вероятность совершения альтруистического поступка ради неродственника является нулевой.

В этом смысле эволюционные психологи смотрят на родительство как на дей­ствия, подчиняющиеся принципам выбора по родству. Нашим отпрыскам доста­ется выгода, поскольку они среди тех, кто скорее всего будет реципиентом наших неэгоистичных поступков. Как считает Кребс (Krebs, 1998, р. 353), родители «про­сто делают то, что должны для того, чтобы распространить свои гены. Говоря на языке генетики, они помогают сами себе».

Половые различия. Бараш (Barash, 1979) отмечает, что родительство было и остается теперь в основном женским делом.

 

Не существует человеческого общества, в анналах истории или в современности, в кото­ром женщина не несла бы главной ответственности за заботу о ребенке. Родительство во многом связано с полом. Во всех культурах мужчины выполняют мужскую работу, удел женщины — уход за ребенком. Но почему так происходит? Поскольку по половине ге­нов индивидуума закладывается обоими родителями, каждый из родителей должен быть одинаково заинтересован в каждом ребенке. Так ли это на самом деле? Нет.

По мнению эволюционных психологов, есть две основные причины, почему женщины занимаются воспитанием детей больше, чем мужчины. Во-первых, жен­щины сильнее, чем мужчины, заинтересованы в своем потомстве. Бараш (Barash, 1979) объясняет:

Яйцеклетка оплодотворяется спермой, а не наоборот. Беременеет женщина, не мужчи­на. Именно женщина должна вырабатывать плаценту и кормить плод; она вынашивает эмбрион, который растет и прибавляет в весе, делая женщину все более неуклюжей по мере развития беременности; и когда ребенок рождается, она должна ухаживать за ним. Поскольку женщины беременеют, они просто не могут воспроизвести столько детей, сколько способны зачать мужчины. Мы можем сожалеть об этом факте, гордиться им или просто принять, но, несмотря ни на что, он остается неотъемлемой частью нашей биологии.

 

Во-вторых, для того чтобы поведение самопожертвования следовало правилу Гамильтона, должны существовать механизмы, с помощью которых мы узнаем родственников, включая наших собственных детей как носителей наших генов. Полагают, что половые различия в воспитании детей отчасти возникают потому, что мужчины и женщины должны полагаться на разные признаки для решения проблемы определения отцовства (или материнства). Для матерей это простой вопрос. Басе (Buss, 1988, р. 415-416) отмечает: «Нет женщины, которая, дав жизнь ребенку, сомневается в том, что ребенок, появившийся из ее тела, ее ребенок. И напротив, мужчина никогда не может быть в этом уверен». Поэтому женщины более склонны к выполнению обязанностей родителя, нежели мужчины. Это не значит, что мужчины не способны идти на жертвы ради своих детей. Однако они должны полагаться на такие признаки, как фенотипическая (физическая) внеш­ность, менее очевидные, чем те, на которые опирается мать (Krebs, 1988).

Насилие в семье. Важным заключением из правила Гамильтона и выбора по родству является тот факт, что жестокое поведение вряд ли будет направлено против тех, кто имеет общие с нами гены. Следовательно, насилие в семьях должно происходить редко. Тем не менее широко известно, что насилие в семьях происхо­дит ежедневно. Геллз и Страус (Gelles & Straus, 1985, p. 88), к примеру, предупре­ждали, что если не рассматривать военных и защитников правопорядка, индиви­дуум «скорее всего будет убит или ранен в своем собственном доме другим членом семьи, чем кем-либо или где-либо еще».

Дейли и Уилсон (Daly & Wilson, 1982, 1998) утверждают, что, несмотря на ежевечерние выпуски новостей и заявления таких исследователей, как Геллз и Страус, выбор по родству оказывает сильное влияние на насилие в семье. В част­ности, выбор по родству склоняет к жестокому поведению против членов семьи, которые не являются родственными генетически. Например, в компиляции ста­тистики убийств в Детройте, показанной на рис. 15.2, Дейли и Уилсон обнаружи­ли, что убийства более чем в 20 раз чаще совершаются в отношении супруга (не генетического родственника) или неродственного индивидуума, чем в отношении ребенка, родителя или других генетических родственников. Объединив данные различных культур, они пишут (Daly & Wilson, 1998):

Близкие генетические взаимоотношения гораздо более превалируют среди соучастни­ков насилия, чем между жертвой и убийцей... Даже для патриархальных обществ, где братья поочередно наследуют семейные земли и титулы, характерно, что близкие ге-неологические связи смягчают конфликты и снижают количество прецедентов жесто­кого обращения... Единство семьи не может быть просто следствием родства и близкого знакомства (р. 440).

Представляется затруднительным трактовать отношения между детьми и при­емными родителями с позиций правила Гамильтона. Пинкер (Pinker, 1997, р. 433) пишет: «Отчим сделал покупку для супруги, но не для ребенка; ребенок — это це­на, которая является частью сделки». Дэйли и Уилсон (Daly & Wilson, 1998) пред­ставляют проблему следующим образом.

Адаптивно и нормально для биологических родителей подвергать риску собственные жизни, заботясь о ребенке, но селекция, вероятно, предполагает в воспитании прием­ных детей гораздо более низкие пороги допустимых затрат... В таком случае неудиви­тельно, что эксплуатация и плохое обращение с приемными детьми является фольк­лорной тематикой во всем мире (р. 441).

Но только ли это сказки? Действительно ли приемные дети скорее, чем биоло­гические, выбираются в качестве мишени для насилия? Ответ: «Да». При исследовании убийств в Канаде, совершенных между 1974 и 1990 гг., Дэйли и Уилсон (Daly & Wilson, 1988, 1994) обнаружили, что приемные родители убивали детей, особенно от рождения до пяти лет, в 50-100 раз чаще, чем биологические. Эти драматичные факты отображены на рис. 15.3.

 

 

Альтруизм и нравственное поведение

 

Вид альтруизма, который мы рассматривали выше, называется родственный аль­труизм; его проявления определены правилом Гамильтона. Эволюционные пси­хологи также рассматривают обоюдный альтруизм, который представляет собой помощь со стороны генетически не связанных между собой индивидуумов. Обо­юдный альтруизм основывается на факте того, что люди, которые сотрудничают, выживут с большей вероятностью, чем одиночки (например, на охоте или войне). Обоюдный альтруизм базируется на предположении о том, что если один член со­общества поможет другому, когда-нибудь в будущем тот или другой соплеменник ответит на доброту. Подобный альтруизм следует принципу: «Поступай с други­ми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Почему при том, что успех в конечном счете определяется с точки зрения вы­живания наших генов и генов родственников, мы должны развивать стратегии со­трудничества, способствующие благополучию людей, с которыми у нас нет родст­венных связей? Почему поведение, на котором базируется «нравственность» — делиться с другими, помогать, сотрудничать, сострадать, — должно развиваться в первую очередь? Кребс (Krebs, 1998) дает следующий ответ.

 

Следование собственным интересам и эксплуатация других не являются эффективны­ми межличностными стратегиями поведения по трем основным причинам. Во-первых, некоторые ресурсы находятся вне досягаемости человека, действующего в одиночку. Во-вторых, несдерживаемый эгоизм может разрушить систему кооперации, за счет ко­торой он снабжается. В третьих, другие люди в процессе эволюции научились сопро­тивляться эксплуатации. В-сущности, индивидуумы в группах сотрудничества согла­шаются, хотя не всегда осознанно и отчетливо, принять нравственные принципы взаимодействия для максимизации общей выгоды. Правила морали придерживаются этих стратегий, определяя вложения (т. е. обязанности), которые должен выполнять каждый человек, чтобы получить нечто взамен (т. е. права).

 

Среди стратегий нравственного поведения, принятых людьми для максимиза­ции общей выгоды и сопротивления индивидуальной эксплуатации, можно выде­лить почитание власти, разработку системы правосудия и механизмы отслежива­ния «жульничества» (Krebs, 1998).

Важно отметить, что как родственный, так и обоюдный альтруизм не является подлинным альтруизмом. В обоих случаях «альтруистическое» поведение в ко­нечном счете относится к увековечению копий чьих-либо генов и потому эгои­стично. Бараш (1979, р. 135) говорит: «Настоящего искреннего перед Богом аль­труизма просто не существует в природе».

 

Речь

 

Как мы видели в главе 5, Скиннер предполагал, что развитие речи можно объяс­нить с помощью принципов оперантного обусловливания. В главе 7 упоминалось, что Павлов подходил к проблеме речи, привлекая принципы классического обу­словливания выше первого порядка. Хотя мы и не обращались к этой проблеме в главе 13, социально-когнитивную теорию научения Бандуры можно применить и к вопросу развития речи, предположив, что оно происходит за счет научения че­рез наблюдение. Однако эволюционные психологи считают эти теории научения неполными, поскольку они не обращаются к различным данным, свидетельству­ющим о роли физической подготовленности организма в развитии речи. На самом деле обучение речи демонстрирует значение биологической подготовленности в человеческом научении, возможно, наиболее ярко, чем любое другое явление, ко­торое мы рассматривали.

Высказываниям против принятых в классической теории научения объясне­ний речи положили начало два весомых контраргумента, выдвинутых Ноамом Хомским (Chomsky, 1959,1975), хотя важно отметить, что сам Хомский скептиче­ски относился к эволюционным объяснениям феномена речи (Chomsky, 1972, 1988). Во-первых, Хомский указывает на то, что дети скорее составляют собст­венные уникальные фразы и предложения, чем просто повторяют те слова и пред­ложения, за которые они получили подкрепление. Также дети говорят такие сло­ва, которые не были и в некоторых случаях не могли быть смоделированы в их среде. Например, было бы несвойственно ребенку выучить признание: «Да, я съел леденец. Я сделал это!» Во-вторых, Хомский утверждает, что у детей развивается понимание грамматики без какой-либо формальной инструкции. То есть они рас­познают и обобщают основные правила языка и способны понять как стандарт­ные, так и нестандартные предложения и фразы. С позиции Хомского мозг отча­сти является органом, созданным природой для использования и понимания языка. Поэтому в разговорах о научении речи не больше смысла, чем о необходи­мости научения для пользования руками, сердцем или любым другим биологиче­ским органом.

Стивен Пинкер в своей книге «Инстинкт языка» (The language instinct, Pinker, 1995), оказавшей значительное влияние, переходит на следующую логическую ступеньку и приводит весомые доказательства отнесения «органа языка» Хом­ского к сфере эволюционной психологии. Во-первых, Пинкер утверждает, что су­ществуют универсалии, характеристики, типичные для всех известных языков. Примем на веру то, что касается других языков; во всех языках есть разделение на прошлое, настоящее и будущее время, все имеют падежи и конструкции субъ­ект/действие (причина-следствие). Также во всех языках присутствуют простые правила для образования множественного числа, даже при наличии исключений из этих правил. Во всех языках существуют относительно простые правила для преобразования утверждений в вопросы, но ни в одном известном языке вопросы не образуются путем изменения порядка слов в утверждении. Ранние исследова­тели в области лингвистики обнаружили целых 45 грамматических универсалий в 30 различных языках (Greenberg, 1963), и последующие исследования выявили гораздо больше (Hawkins, 1988). Это именно те данные, которые подтверждают заявление Хомского о том, что мозг снабжен врожденной «универсальной грам­матикой».

Во-вторых, Пинкер утверждает, что дети биологически подготовлены к созда­нию грамматических структур даже при отсутствии моделей или руководства. Креольские языки демонстрируют подобную врожденную изобретательность (см. Bickerton, 1981, 1984, 1998). Когда рабочие, принадлежащие к нескольким различным культурам и грамматическим группам, живут вместе, например как работники фермы, они разрабатывают функциональный стенографический язык под названием пиджин. Язык пиджин обычно содержит существительные и гла­голы из представленных языковых групп, но в нем не будет «согласующегося по­рядка слов, приставок или суффиксов, времени или других указателей на время или логику, структуры сложнее, чем простое предложение, и никакого способа обозначения кто, что и кому сделал» (Pinker, 1994, р. 34). Дети, растущие в языко­вой среде пиджин, не используют его для общения друг с другом. Скорее они соз­дают сложные грамматические правила, изобретая несуществующую в языке ро­дителей пиджин структуру, таким образом создавая новую языковую форму под названием креол. Что самое главное, грамматика, превращающая креол в настоя­щий язык, разрабатывается детьми, а не предлагается родителями или педагога­ми. Таким образом, дети биологически подготовлены к созданию грамматических систем, имея под рукой фундаментальные лингвистические инструменты, даже если грамматическая структура не входит в эти механизмы. Недавно были про­ведены наблюдения за преобразованием пиджина в креол в языке жестов глухих детей Никарагуа. В 1979 г. были созданы первые школы для глухих детей в Ника­рагуа, и дети, посещавшие их, разработали форму жестового языка пиджин (не­смотря на то, что учебные планы делали акцент на чтение по губам и речевую дея­тельность). Второе поколение глухих учеников сделало скачок от пиджина до более грамматически сложного креольского языка жестов, и этот скачок был го­раздо более быстрым по сравнению с тем, какой сделали люди, говорящие на язы­ке креол и использующие только разговорную речь (Kegl & Iwata, 1989). Откуда берутся правила грамматики при отсутствии формального грамматического ру­ководства и взрослых для моделирования сложных структур предложения, изме­нения времени глагола, местоимений и так далее? Пинкер согласен в этом вопро­се с Хомским, что грамматическое научение биологически подготовлено.

И наконец, весомый аргумент за врожденную предрасположенность к речи бу­дет включать в себя факт наследственного генетического механизма. Конечно, сложность понимания и использования речи делает невозможным предположе­ние о том, что один ген или даже небольшое скопление генов лежат в основании феномена речи. Однако Пинкер предоставляет доказательства следующей заме­чательной концепции — генетической неспособности выучить грамматические структуры. Специфическое нарушение речи (СНР) (Gopnik, 1990; Gopnik & Crago, 1991) — это наследственное расстройство, которое проявляется в замед­ленном развитии речи, неразвитой артикуляции и грамматических ошибках при отсутствии указаний на общую умственную дисфункцию. Например, четырехлет­ние дети в норме успешно проходят Wug-mecm. Он заключается в том, что детям показывают линейный рисунок несуществующего животного и сообщают, что оно называется Wug. Затем детям показывают изображения двух (или более) та­ких существ. Следовательно, там находятся два...? Четырехлетние дети без откло­нений обычно пишут в бланке слово Wugs. Дети и взрослые с СНР не могут ре­шить подобного рода задачу правильно, но они не испытывают затруднений при решении математических или неязыковых задач.

Хотя Пинкер (Pinker, 1994) признает, что многое еще предстоит узнать об эво­люции языка, развитии речи и роли человеческого мозга в данном явлении, он с энтузиазмом защищает перспективность эволюционной психологии:

 

Итак, мы знаем, какие биологические характеристики участвуют в естественном отбо­ре, а какие относятся к другим эволюционным процессам. Что можно сказать о языке? По моему мнению, вывод напрашивается сам собой. Каждая дискуссия... подчеркивала приспособительную сложность речевого инстинкта. Он состоит из многих частей: син­таксис, с его комбинаторной системой построения структуры фразы; морфология, вто­рая комбинаторная система построения слов; большой словарный запас; голосовой аппа­рат; фонологические правила и структуры; восприятие речи; алгоритмы грамматиче­ского разбора; алгоритмы научения. Физиологическим механизмом реализации дан­ных составляющих являются нервные контуры, образованные рядом определенно сле­дующих во времени событий. Благодаря нервным контурам открываются немыслимые возможности: способность передавать бесконечное число четко структурированных мыслей из головы в голову, модулируя выдыхание воздуха.

 

Оценка эволюционной психологииж. Вклад в развитие науки

 

Эволюционные психологи провели различие между предварительными объясне­ниями и окончательными объяснениями поведения. Предварительные объясне­ния включают условия депривации, наблюдаемый стимул среды, вероятность под­крепления и непосредственную историю научения организма. Окончательные объ­яснения делают акцент на характеристиках и стереотипах поведения организмов, которые сформировались в процессе естественного отбора. Большинство теорий научения, рассмотренных в данном издании, подчеркивают первое и не обращают внимания или полностью игнорируют последнее. Возможно, самым важным вкладом Боллса и других эволюционных психологов является то, что они настаи­вали на равном учете как примерных, так и окончательных объяснений. Отдавая дань Боллсу, Гарсиа (Garcia, 1997, р. 13) замечает: «Боллс сделал шаг вперед по сравнению с Толменом. Контекстуальная карта и последующие чувственные впе­чатления должны соответствовать эволюции конкретного вида под наблюде­нием». Боутон и Фэнслоу (Bouton & Fanselow, 1997) расширили представление о вкладе Боллса в науку.

Его подход был скорее молярным, чем атомистичным или редукционистским. Боллс расширил ориентированный на цель подход Толмена, рассматривая поведение с точки зрения как его непосредственной или ближайшей цели, так и конечной или эволюци­онной. Он всегда помещал поведение в контекст его функции... Невозможно достиг­нуть полного понимания поведения вне его функционального контекста.

Это не значит, что эволюционная психология облегчает задачу психологов. Плоткин (Plotkin, 1998) пишет:

 

Итак, когда к каузальному объяснению примешивается естественный отбор, подобное толкование становится гораздо более сложным, чем было, поскольку непосредствен­ные причины не исчезают. Вместо этого к ним прилагается длинный ряд других при­чин... Это не просто более значительная история причин, которую необходимо расска­зать. Она еще и более законченная.

 

Польза от этой более полной истории должна быть очевидна. Мы видели, как результаты исследований, нарушающие известные принципы научения, интер­претируются за счет привлечения эволюционного объяснения. Озадачивающие «исключения из правил» оборачиваются и не исключениями вовсе. Также эволю­ционная психология выполнила важную эвристическую функцию. Она стимули­ровала возникновение новых вопросов для изучения, многие из которых фокуси­руются на феномене человеческого научения, приближая нас к более полному пониманию научения и человека и животных.

 

Критика

 

Возможно, самой типичной критикой в адрес эволюционной психологии и тео­рии эволюции как таковой будет утверждение о том, что эволюционные аргумен­ты представляют собой замкнутый круг. То есть критики заявляют, что успешная адаптация определяется по тем физическим или поведенческим характеристи­кам, которые отсеиваются в процессе естественного отбора (и передаются по на­следству); поэтому если поведение имеет место в текущем поколении, оно было отобрано и, следовательно, способствует успешной адаптации. Дискуссия, упомя­нутая ранее (о надстройках и коадаптации), показывает, что эволюционные пси­хологи избегали ловушки адаптации и проблемы замкнутого круга.

Второе критическое положение касается того, что эволюционное объяснение поведения избирает доктрину о генетическом детерминизме. То есть если мы представляем собой результат генетического отбора, мы обречены быть продукта­ми наших эгоистичных и жадных генов. Однако, как мы уже видели, эволюцион­ная психология не принимает принцип «ничего кроме». Петрайнович (Petrino-vich, 1997, p. 23) указывает на то, что эволюционная психология «не постулирует генетическую обусловленность, поскольку эволюционно детерминированные черты могут измениться, если среда, в которой развивается индивидуум, модифи­цируется. Сердцевиной современной социобиологии и эволюционной психоло­гии является их широкое взаимодействие».

В-третьих, критики опасаются, что эволюционная психология представляет возврат к социальному дарвинизму, учению, которое оправдывает семействен­ность, расизм и, возможно, даже селекцию для людей. Как мы отмечали ранее, нравственное поведение, включающее в себя доброту к посторонним людям и увеличение помощи людям, не связанным с нами родством, эволюционировало, поскольку в наших интересах совершать подобные действия. Вновь Петрайнович (Petrinovich, 1997) выступает в защиту эволюционной психологии:

 

Так или иначе важность совокупной приспособленности не означает, что люди предна­значены для поиска выгоды своему роду и друзьям в ущерб всем другим людям, обре­кая человечество на среду, состоящую из «нас» и «их». Она всего лишь предполагает наличие склонности к общению и сотрудничеству преимущественно со знакомыми, чем с незнакомцами. Сам факт существования пристрастий не означает, что люди без­надежно обречены погрузиться в глубины ксенофобии.

 

В-четвертых, критики убеждены, что генетическая предрасположенность ис­ключает научение. В сущности, говорят они, если поведение является результатом генетических процессов, ему не обучаются. Ситуации просто вызывают поведе­ние; таким образом, поведение описывается как кластеры безусловных рефлек­сов. Однако, как мы видели, эволюционная психология утверждает, что эволюци­онные влияния направляют научение. Отклоняя эмпирический принцип эквипо­тенциальности, эволюционная психология придерживается мнения, что научение сдерживается врожденными факторами, но это не значит, что оно вообще не про­исходит. Как говорит Пинкер (Pinker, 1994, р. 410): «Эволюционная психология не пренебрегает научением, но пытается объяснить его... не существует научения без какого-либо врожденного механизма, благодаря которому научение состоится».

 

Вопросы для обсуждения

1. Обсудите главные положения эволюционной психологии.

2. Кратко изложите теорию эволюции Дарвина.

3. Объясните, почему коадаптации и надстройки свидетельствуют против мнения, что все приспособления были обретены в результате естественного отбора.

4. Проведите различие между совокупной приспособленностью и более уз­ким определением приспособленности Дарвина.

5. Каким образом Боллс расширил теорию научения ожиданиям Толмена, включив в нее принципы эволюции?

6. В чем заключается эмпирический принцип эквипотенциальности? Почему приверженцы эволюционной теории не согласны с ним?

7. Кратко опишите аргумент ниши Боллса. Включите в ваше описание поня­тие о среде эволюционной адаптации (СЭА).

8. Приведите примеры того, как биология ограничивает инструментальное, оперантное и классическое обусловливание. Включите в свой ответ обсуж­дение понятия видоспецифических защитных реакций (ВСЗР), введенного Боллсом.

9. Объясните автоформирование с позиции эволюционной психологии.

10. Обсудите следующие категории человеческого поведения в контексте под­готовленного научения: развитие фобий, выбор партнера, воспитание де­тей, насилие в семье, альтруизм и нравственное поведение.

11. Объясните различие между альтруистическим поведением ради родствен­ников и взаимным альтруизмом и приведите пример к каждому.

12. Обсудите развитие речи с позиции эволюционной психологии.

13. Каков вклад эволюционной психологии в понимание процесса научения? За что критиковали данный подход?

 

Часть VII

Дата: 2019-04-23, просмотров: 403.