Ранние представления о научении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Эпистемология и теория научения

 

Эпистемология — это раздел философии, посвященный теории познания. Эпи­стемолог задается такими вопросами, как: «Что такое познание?», «Что может быть познано?», «Какие существуют границы познания?», «Что означает "знать"?», «Ка­ковы истоки познания?». Этими вопросами интересовались еще древние греки. Взгляды Платона и Аристотеля относительно природы познания фактически по­служили основой для развития существующих и поныне философских направле­ний. Платон считал, что знание может наследоваться и, следовательно, является естественной составляющей человеческого разума. Согласно Платону, человек приобретает знания, размышляя над содержанием своей души. Аристотель же, наоборот, считал, что знания приобретаются из чувственного опыта и не являют­ся врожденными.

Несмотря на предположения Платона о том, что знание является врожден­ным, а Аристотеля — что его получают из чувственного опыта, оба философа яв­лялись представителями рационализма, так как считали, что разум активно уча­ствует в процессе приобретения знаний. По Платону, чтобы обнаружить врожден­ные знания, человек должен быть активно занят интроспекцией. По Аристотелю, разуму необходимо активно осмысливать информацию, поступающую от органов чувств, чтобы получить доступ к знаниям, содержащимся в этой информации. К позиции Платона также может быть применен термин нативизм, так как Пла­тон делал акцент на том, что знания являются врожденными. Позиция же, зани­маемая Аристотелем, может быть отнесена к эмпиризму, так как он подчеркивал важность чувственного опыта как основы всякого познания.

На примере философских систем Платона и Аристотеля становится понятной трудность использования таких общефилософских понятий, как рационализм, нативизм и эмпиризм. К любому философу, имеющему отношение к истории теории научения, совершенно правомочно могут быть отнесены все три понятия. Рационалист поддерживает точку зрения о том, что разум должен активно участ­вовать в поиске знаний (например, через размышление, рассуждение или дедук­цию). Несомненно, что и Платон и Аристотель были рационалистами. Нативист полагает, что некоторые важные свойства или отношения являются врожденны­ми. По Платону, одним из таких атрибутов является знание. Аристотель тем не менее не отвергал нативизм полностью. По Аристотелю, способности к рассуж­дению, используемые для получения знания из чувственного опыта, являются врожденными. Эмпирик придерживается мнения, что познание основывается на сенсорной информации, и так как Аристотель в это верил, то его можно отнести к эмпирикам. Нельзя, однако, сказать, что сенсорная информация не имеет ника­кого значения в философском учении Платона. По Платону, часто пусковым ме­ханизмом для поиска или осознания врожденного знания является чувственное восприятие.

Так как для философов характерны только что описанные частичные совпаде­ния, важно помнить, что отнесение философа к какому-то направлению, напри­мер к рационализму, эмпиризму или нативизму, происходит в результате особого акцента, который ставится в работах этого философа. Не существует чистых ра­ционалистов, эмпириков или нативистов. В своей трактовке знания Платон мо­жет быть назван нативистом, потому что он делает акцент на врожденных особен­ностях, Аристотель может быть назван эмпириком, так как он подчеркивает значение сенсорной информации, а Платон и Аристотель могут быть названы ра­ционалистами, так как оба они особо отмечают роль активности разума в приоб­ретении знаний.

Так как взгляды Платона и Аристотеля на природу познания сыграли важную роль в истории теории научения, остановимся на них более подробно.

 

Платон

 

Платон (ок. 427-347 до н. э.) был самым известным учеником Сократа. На самом деле Сократ никогда не написал ни одного слова о своей философии, это сделал Платон. Это чрезвычайно важно, так как ранние диалоги Платона были созданы им главным образом для того, чтобы показать подход Сократа к познанию, и яв­лялись воспоминаниями о великом учителе. Однако более поздние диалоги пред­ставляют философию самого Платона и к Сократу не имеют практически никакого отношения. Платон был так удручен казнью Сократа, что отправился в добро­вольное изгнание в Южную Италию, где попал под влияние пифагорейцев. Этот факт имел важное значение для западного мира и имеет прямое отношение ко всем направлениям эпистемологии, включая теорию научения, которые возникли с тех пор.

Пифагорейцы верили, что числовые отношения управляют Вселенной и ока­зывают влияние на мир вещей. Они считали, что числа и их различные комбина­ции являлись причиной событий в физическом мире. И оба события, как само чис­ло, так и вызываемое им физическое явление, являлись реально существующими. Следовательно, для пифагорейцев абстрактное объективно существовало и имело возможность влиять на физические объекты. Более того, физические явления рассматривались лишь как проявление абстрактного. Хотя во взаимодействие вступают числа и материя, именно материю, а не числа, мы воспринимаем с помо­щью наших органов чувств. Из этого следует дуалистический взгляд на Вселен­ную, в которой один ее аспект может быть познан опытным путем, а другой — нет. Следуя этим представлениям, пифагорейцы достигли больших успехов в матема­тике, медицине и музыке. Однако с течением времени это направление преврати­лось в мистический культ, и лишь избранные могли стать его членами и приоб­щиться к его мудрости. Платон был одним из таких людей.

Более поздние диалоги Платона отражают полное принятие дуалистической Вселенной, в которую верили пифагорейцы. Он развил теорию знаний, основан­ную на представлении пифагорейцев о том, что существование абстрактного яв­ляется объективным и значимым.

 

Теория знания-воспоминания

 

Согласно Платону, каждому объекту физического мира соответствует абстракт­ная «идея», или «форма», являющаяся его причиной. Например, абстрактная идея стула взаимодействует с материей, чтобы произвести то, что мы называем сту­лом. Идея дерева взаимодействует с материей, чтобы сформировать то, что мы воспринимаем как дерево. Все физические объекты имеют такое происхождение. Следовательно, то, что мы воспринимаем с помощью наших органов чувств, явля­ется стулом, деревом или домом, но не «идеей стула», «идеей дерева» или «идеей дома». Чистая идея или сущность этих вещей существуют независимо от материи и иногда теряются, когда идея превращается в материю. Следовательно, если мы пытаемся обрести знания посредством наблюдения за предметами, которые явля­ются частью нашего чувственного опыта, то мы будем введены в заблуждение. Чувственное восприятие предлагает только лишь мнение; абстрактные идеи сами по себе являются единственной основой истинного знания.

Но каким образом мы получаем информацию об идеях, если мы не можем по­знать их посредством чувственного опыта? Платон говорил, что мы познаем их посредством «духовного ока». Мы обращаем наши мысли внутрь себя и размыш­ляем о том, что нам доступно от рождения. Разум всех людей обладает полным знанием обо всех идеях, из которых соткан мир, из этого следует, что настоящее знание обретается посредством интроспекции или самоанализа. Мы должны на­учиться отделять себя от чувственной информации, которая может только ввести нас в заблуждение или в лучшем случае напомнить нам о том, что мы уже знаем.

Как мы получаем знания об идеях? Здесь Платон становится мистиком. У всех людей есть душа. Перед тем как при рождении душа помещается в тело, она оби­тает в чистом и совершенном знании. Поэтому до того, как вселиться в тело, все человеческие души обладают полным знанием. При вхождении в тело знание души начинает «отравляться» чувственной информацией. Согласно Платону, если лю­ди примут поступающую через их органы чувств информацию за истину, они об­речены жить жизнью мнений или невежества. Лишь отвернувшись от «грязного» физического мира и обратившись к миру идей, познаваемому с помощью духов­ного ока, мы можем надеяться достичь истинного знания. Следовательно, все зна­ние является воспоминанием, или воссозданием опыта нашей души, который был у нее «в раю, который за небесами». Платон рекомендует астрономам «оставить небо в покое» и использовать «естественный дар разума» (Republic VII, р. 296).

Как мы уже видели, Платон был нативистом, так как он считал, что знания яв­ляются врожденными. Он также был рационалистом, так как полагал, что знание может быть достигнуто только через размышления. Как мы обсудим позже, дру­гие рационалисты не занимали такой крайней позиции, как Платон, в своем нега­тивном отношении к чувственной информации. Однако именно философия Пла­тона доминировала в Европе в течение двенадцати столетий новой эры. Именно благодаря этому раннему влиянию на христианство до сих пор в западной культу­ре можно обнаружить следы платонизма.

 

 

Аристотель

           

Аристотель (348-322 до н. э) один из учеников Платона, первым последовал учению Платона и позднее почти полностью от него отошел. Основное различие меж­ду двумя мыслителями заключалось в их отношении к чувственной информации. Для Платона она была не заслуживающей внимания помехой, а для Аристотеля — основой познания. Благодаря своему благосклонному отношению к эмпириче­скому наблюдению, Аристотель собрал обширную коллекцию фактов о физиче­ских и биологических феноменах.

Однако ни в коей мере разум не отвергался Аристотелем. Он предполагал, что чувственные восприятия являлись только началом познания, затем разуму необ­ходимо размышлять над этими восприятиями, чтобы найти сокрытые в них логи­ческие связи. Законы, правящие в эмпирическом мире, не могут быть познаны только лишь с помощью чувственной информации, но должны быть открыты по­средством активного размышления. Следовательно, Аристотель верил, что зна­ние приобретается из чувственного опыта и размышления.

Существуют два основных различия между теориями познания Аристотеля и Платона. Во-первых, законы, формы или универсалии, поиском которых зани­мался Аристотель, не существовали отдельно от их эмпирического воплощения, как это было в случае Платона. Они просто являлись наблюдаемыми взаимосвя­зями в естественной среде. Во-вторых, по Аристотелю, все познание основано на чувственном опыте. Для Платона, конечно же, это было не так. Именно потому, что Аристотель утверждал, что источником познания является чувственный опыт, его относят к эмпирикам.

Разрабатывая свои эмпирические взгляды на познание, Аристотель сформу­лировал законы ассоциаций. Он говорил, что опыт или воспоминание об объекте будут вызывать воспоминания о схожих предметах (закон сходства), воспомина­ния о противоположных вещах (закон контраста) или воспоминания о предметах, которые первоначально были связаны с этим объектом (закон смежности). Ари­стотель также заметил, что чем чаще два явления являются частью одного опыта, тем более вероятно, что взаимодействие или воспоминание об одном из этих со­бытий будет вызывать воспоминание о другом. Позже в истории эта закономер­ность стала известна как закон повторения. Следовательно, согласно Аристотелю, чувственный опыт дает начало идеям. Идеи, побуждаемые чувственным опытом, будут стимулом для других идей в соответствии с законами сходства, контраста, смежности и принципом повторения. В философии положение о том, что взаи­мосвязи между идеями могут быть объяснены законами ассоциаций, называется ассоцианизмом. Пример того, как идеи связаны между собой посредством закона смежности, показано на рис. 3.1.

Помимо повышения статуса эмпирического исследования, Аристотель во мно­гом способствовал развитию психологии. Он написал первую историю психоло­гии, названную «О душе» (De Лпіта). Он написал много трудов, посвященных органам чувств человека, к которым он относил зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Он внес значительный вклад в дальнейшее развитие концепций памя­ти, мышления и научения. Как мы отмечали, его ассоциативные принципы схоже­сти, контраста, смежности и повторения позже стали основой доктрины ассоциа­низма, которая по сей день является частью современной теории научения.

 

Рис. 3.1. Пример того, как видение, осязание стула и слышание слова «стул» объединяются посред­ством смежности.

 

Принимая во внимание его колоссальный вклад в развитие науки, можно про­стить ему то, что он помещал разум в сердце и считал мозг системой охлаждения крови. Об огромном влиянии Аристотеля на теорию научения Веймер (Weimer, 1973) сказал:

 

Даже при минутном размышлении... станет очевидно, что доктрины Аристотеля явля­ются стержнем современной эпистемологии и психологии научения. Центральное по­ложение ассоцианизма как механизма разума является таким общепринятым хотя бы в отношении наблюдения, что ни одна теория научения, предложенная для обсуждения в нынешнем столетии, не преминула основать свои доводы на ассоциативных принци­пах .

 

Со смертью Аристотеля приостановилось развитие эмпирической науки. В по­следующие века научные исследования, направление которым было задано фило­софским учением Аристотеля, не получили продолжении Паление древнегрече­ских городов-государств, набеги варваров на Европу и Г» і і j.. распространение христианства остановили развитие научных исследовани, М- жители раннего Средневековья основывались на учениях древних авторитетов, вместо того чтобы искать новые идеи.

Философия Платона оказала большое влияние на раннее христианство. Кон­цепция человека, которая преобладала в то время, так описана Марксом и Кронан-Хилликсом (Marx & Cronan-Hillix, 1987):

 

Люди рассматривались как создания, обладающие душой и свободной волей, которая отдаляла их от простых естественных законов и подчиняла только их собственному своеволию и, возможно, власти Бога. Подобное существо, обладающее свободной во­лей, не могло быть объектом научного исследования.

 

Даже человеческое тело рассматривалось как священное. Медики, занимавшиеся анатомией, вынуждены были становиться гробокопателями, и это делало анатомию очень рискованным или же очень дорогостоящим занятием. Строгое осуждение науч­ных изысканий на столетия замедлило развитие анатомии и медицины и позволило не­мыслимым ложным представлениям главенствовать свыше тысячи лет. Психологиче­ская наука не могла процветать в такой атмосфере .

Религия была определена как философия в связи с отсутствием диалога; когда взгляды Платона относительно природы познания стали частью христианской догмы, их стало невозможно оспаривать. Полтора тысячелетия прошло, пока за­ново открытые писания Аристотеля не были противопоставлены антиэмпиризму церкви.

Когда исследования природы возобновились, они стали распространяться по­добно лесному пожару. Для психологии работы Рене Декарта представляют один из наиболее важных примеров этого возрождения.

 

Истоки современной психологии

 

Рене Декарт (1596-1650) старался рассматривать все философские вопросы с позиции абсолютного сомнения. «Я могу подвергнуть сомнению все, что угодно, — утверждал он, — за исключением одного, а именно самого факта, что я сомнева­юсь. Но когда я сомневаюсь, я мыслю, а когда я мыслю — я должен существо­вать». Таким образом он пришел к своему знаменитому выводу: «Я мыслю, следо­вательно, я существую». Декарт сделал это отправной точкой в попытке доказать существование Бога, и отсюда он заключил, что наш чувственный опыт должен быть отражением объективной реальности, потому что Бог не стал бы вводить нас в заблуждение.

Декарт пошел далее и постулировал раздельность разума и тела. Он рассмат­ривал тело человека как механизм, который двигается предсказуемым образом; в этом отношении мы ничем не отличаемся от любого животного. Разум, однако, является уникальным, присущим только человеку свойством. Разум свободен и может управлять движениями тела. Декарт считал, что шишковидная железа яв­ляется местом, где встречаются разум и тело. Разум может двигать железу из сто­роны в сторону и, таким образом, открывать или закрывать поры мозга. Через эти поры «животные духи» текут по тонким трубкам к мышцам, наполняя их и делая их короткими и толстыми. Таким образом части тела, с которыми они соединены, приводятся в движение. Несмотря на то что физическое действие — это то, что происходит, когда разум определяет то или иное поведение, чувственный опыт также может быть причиной поведения. Движение вне тела приводит в действие систему «туго натянутых цепочек», направляющихся к мозгу, усилие открывает поры мозга, освобождает «животные духи», которые попадают в мускулы и вызы­вают поведение. Следовательно, разум или физическая среда могут вызывать по­ведение. Это описание действия рефлекса имело длительное влияние на психоло­гию. Декарт, таким образом, может рассматриваться в качестве предшественника бихевиористов.

Сравнив человеческое тело с механизмом, Декарт сделал его доступным для научного изучения. Он побудил физиологов использовать анатомирование для лучшего понимания механизмов работы тела. Так как Декарт верил, что люди и животные являются физиологически подобными, то стало возможным изучение животных в целях познания человека. Так Декарт расчистил дорогу для развития общей и сравнительной психологии.

Разум, однако, был свободен и принадлежал только людям. В объяснении ра­боты разума Декарт опирался на врожденные идеи. Это указывает на влияние Платона на его философию. Врожденные идеи не были производными от опыта, но являлись неотъемлемой составляющей разума. В качестве примеров врожден­ных идей приводились такие понятия, как Бог и самость, геометрические аксиомы, а также представления о пространстве, времени и движении. Проблема врожден­ных идей вызывала оживленные философские дискуссии последователей Декарта.

Томас Гоббс (1588-1679) возражал против того, что врожденные идеи состав­ляют источник познания. Он поддерживал идею о том, что чувственное воспри­ятие является источником всего знания. Придерживаясь этих взглядов, Гоббс за­ново открыл философскую школу эмпиризма и связанного с ним ассоцианизма.

Гоббс считал, что стимулы либо помогают, либо мешают работе жизненно важных функций организма. Стимул, помогающий обеспечению этих функций, вызывает чувство удовлетворения, следовательно, человек стремится снова ис­пытать его. Стимул, который препятствует обеспечению жизненно важных функ­ций тела, вызывает аверсию, и человек стремится его избежать. Согласно Гоббсу, человеческое поведение контролируется этими «склонностями» и «антипатия­ми». Приятные для человека явления называются «добром», а те, которые избега­ются, «злом». Таким образом, смысл добра и зла определяется индивидуально, они не являются объективными или абсолютными. Позднее Джереми Бентам (1748-1832) высказал идею, что человеческое поведение управляется «принци­пом наслаждения», она была подхвачена Фрейдом и позже исследователями, за­нимающимися теорией подкрепления.

Гоббс более всего интересовался изучением политических и общественных условий жизни человека. Он полагал, что люди по своей природе являются эгои­стичными и агрессивными, и если бы им позволили жить в соответствии со своей природой, то жизнь представляла бы собой самоудовлетворение и воины. Людьми создаются политические системы и общества, потому что это им выгодно, а не из-за того, что люди по своей природе общественные существа. Без согласованных правил и предписаний касательно поведения человеческое бытие характеризова­лось бы «бесконечным страхом и опасностью насильственной смерти, а человече­ская жизнь была бы одинокой, бедной, отвратительной, жестокой и короткой» (Hobbes, 1962 [1651], р. 100). Другими словами, Гоббс полагал, что формирование человеческого общества явилось меньшим из двух зол, так как это уменьшало ве­роятность постоянной борьбы с другими людьми. Этот взгляд на функциониро­вание общества был очень созвучен тому, о чем писал Фрейд многие годы спустя.

Джон Локк (1632-1704) также выступал против врожденных идей. Он пола­гал, что разум состоит из идей, а идеи приходят из опыта. Он указывал на то, что если бы идеи были врожденными, то люди повсеместно бы ими обладали, но это не так. Наоборот, различные культурные группы значительно отличаются друг от друга в своих системах представлений и убеждений. Следовательно, разум ребен­ка при рождении является tabula rasa, чистой доской, и опыт оставляет на ней за­писи. Разум формируется под воздействием опыта, нет ничего в разуме, чего не было бы сначала в чувствах. Простые идеи приходят из непосредственного опыта, а сложные идеи являются комбинациями простых идей.

Ясно, что Локк был эмпириком. Тем не менее заметьте, что в его философии присутствует важный рационалистский компонент. Несмотря на то что простые идеи происходят из опыта, они связываются между собой в процессе размышле­ний, а размышление является рациональным процессом. Как сказал Лейбниц (1646-1716), подводя итоги философии Локка: «Нет ничего в разуме, чего не бы­ло бы изначально в чувствах, за исключением самого разума».

Как и Галилей до него, Локк проводил различия между первичными и вторич­ными качествами. Первичные качества — это характеристики физического мира, являющиеся настолько яркими, что они четко запечатлеваются в разуме воспри­нимающего их человека. Размер, вес, количество, плотность, форма и изменя­емость являются примерами первичных качеств. Вторичными качествами явля­ются качества физического мира, слишком незначительные или преходящие для того, чтобы вызвать стойкий мыслительный образ у воспринимающего их челове­ка. Электромагнитное излучение, атомы и молекулы, воздушные волны или белые кровяные тельца относятся к вторичным качествам. Вторичные качества вызыва­ют психологический опыт, не имеющий аналогов в физическом мире, например, опыт видения цвета, слышания звуков, чувствования запахов, различения вкусов и уверенность, что кровь имеет чистый красный цвет.

Хотя Локк не использовал эти термины в таком смысле, определение первич­ное качество часто используется по отношению к физическим объектам, а вто­ричное качество — по отношению к любому психологическому опыту, у которого нет точного эквивалента в физическом мире. В дальнейшем и мы будем придер­живаться именно такого различения. Разграничение между первичными и вто­ричными качествами часто рассматривается в качестве причины, по которой пси­хология никогда не сможет стать настоящей наукой. Считается, что поскольку вторичные качества являются исключительно когнитивными, они не могут быть объективно изучены в такой же степени, как первичные. Для многих ученых именно эта недоступность для изучения вторичных качеств выводит их за рамки научных исследований. Многими годами позже именно по причине неограничен­ности ментальных явлений для многих бихевиористов анализ человеческого по­ведения стал невозможным.

Джордж Беркли (1685-1753) утверждал, что Локк не был достаточно после­дователен в своих предположениях. Так или иначе во взглядах Локка существо­вал определенного рода дуализм относительно того, что физические объекты явля­ются причиной идей о них самих. В то время как Локк настаивал, что существует эмпирический мир, о котором у нас есть идеи, Беркли утверждал, что мы можем опытным путем познать только вторичные качества. Ничто не существует до тех пор, пока оно не воспринято посредством чувств, следовательно, существовать — значит быть воспринятым. То, что мы называем первичными качествами, напри­мер форма или размер, являются на самом деле всего лишь вторичными качества­ми или идеями. Идеи — это единственный непосредственный опыт, и, следова­тельно, это единственное, в чем мы можем быть уверены. Однако, несмотря на подобные убеждения, Беркли все же считается эмпириком, так как он верил, что содержание разума происходит из опыта внешней реальности. Внешней же реаль­ностью является не мир материальный или физический, но скорее восприятие Бога: то, что мы познаем посредством органов чувств, это идеи Бога.

Дэвид Юм (1711-1776) продвинул дискуссию еще на один шаг вперед. Хотя он и был согласен с Беркли в том, что мы ничего не можем знать наверняка о ма­териальном мире, он добавил, что мы ничего не можем знать наверняка и об иде­ях. Мы не можем быть уверены ни в чем. Разум, по мнению Юма, являлся не чем иным, как потоком идей, воспоминаний, грез, ассоциаций и чувств.

Это не отрицает того, что Юм стоял на позициях эмпиризма и ассоцианиз­ма. Он твердо верил в то, что знание человека состоит из идей, которые каким-то образом приходят из опыта и начинают объединяться по законам ассоциаций. Однако Юм говорил, что мы можем получать опыт эмпирического мира опосре­дованно через идеи. Даже законы природы являются плодом воображения, «за­конность» природы находится в наших головах, но не обязательно в природе. Об­щие понятия, такие как, например, каузальность (причинность), проистекают из того, что Юм называл «привычным способом мышления».

Излишне говорить о том, что теории Юма многих взволновали. Принять Юма означало подвергнуть ревизии рациональную мысль, науку, психологию и рели­гию. Все догмы, как научные, так и религиозные, теперь ставились под сомнение. Хергенхан (Hergenhahn, 1997) подвел итог философии Юма:

 

Юм настаивал на том, что все выводы о чем бы то ни было основываются на субъектив­ном опыте, так как это единственное, с чем мы непосредственно сталкиваемся. Соглас­но Юму, все утверждения о сущности материального мира или нравственности проис­ходят из впечатлений, идей или чувств, которые они вызывали, а также из того способа, которым они были организованы по законам ассоциаций. Даже каузальность, являв­шаяся такой значимой для многих философов и ученых, в философии Юма была низ­ ведена до привычки ума. Например, если Б всегда следует за А и интервал между ними сохраняется всегда постоянным, мы не можем заключить, что А служит причиной Б, так как мы не можем проверить существующую случайную взаимосвязь между двумя событиями. По Юму, рациональная философия, естественные науки и моральная фи­лософия сводились к субъективной психологии. Следовательно, ничто не могло быть познано с достаточной степенью точности, так как всё познание основывалось на ин­терпретации субъективного опыта .

 

Иммануил Кант (1724-1804) утверждал, что Юм пробудил его от «догматиче­ского сна» и был причиной того, что он попытался спасти философию от юмов-ского скептицизма. Кант попытался изменить непрактичные черты как рациона­лизма, так и эмпиризма. Рационализм может касаться только разбора понятий, а эмпиризм — сводить познание к чувственному опыту и его производным. Кант старался привести в соответствие обе эти точки зрения.

Кант пришел к выводу, что тщательный анализ нашего опыта обнаруживает некоторые категории мысли. Например, Кант указывал на то, что у нас есть такие представления, как казуальность, единство и всеобщность, но мы никогда, как го­ворил Юм, не переживаем никакое из них эмпирически. Эти категории мысли, или «умственные способности», не являются ни частью нашего чувственного опыта, ни его производными. Если эти мысли не являются результатом чувствен­ного восприятия, рассуждал Кант, то, значит, они должны быть априорными ка­тегориями рассудка. Они накладываются на наш чувственный опыт и тем самым обеспечивают его структурой и смыслом. Кант полагал, что существует 12 апри­орных категорий, которые придают смысл нашему опыту в материальном мире, куда включались единство, множественность, целокупность, реальность, отрица­ние, ограничение, субстанция, причина, взаимодействие, возможность, существо­вание, необходимость.

Наш сознательный опыт, согласно Канту, подвержен влиянию как со стороны чувственного опыта, порождаемого эмпирическим миром, так и категорий рас­судка, которые являются априорными. Категории рассудка трансформируют чув­ственный опыт и, таким образом, обеспечивают ему большую структурирован­ность и смысл. Любая попытка определить сущность познания должна, по Канту, принять во внимание активное участие в этом рассудка. Мы увидим современный пример такой точки зрения, когда будем рассматривать гештальт-психологию в главе 10 и теорию Жана Пиаже в главе 11. Философия Канта может считаться предшественницей современной психологии, занимающейся обработкой инфор­мации, и когнитивной науки. Фланаган (Flanagan, 1991, р. 181) говорит: «Когда когнитивисты обсуждают своих предшественников, имя Иммануила Канта мож­но услышать чаще остальных».

Таким образом, Кант поддержал жизнеспособность рационализма, продемон­стрировав, что разум является источником познания. Другими словами, он под­держал подход, не сводящий познание лишь к чувственному опыту. Принимая нативистскую позицию о врожденном знании, Кант оживил взгляды платони-стов, которые со времен Декарта стали терять завоеванные позиции.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) был крайне увлечен идеями ранних ассо-цианистов, таких как Гоббс и Локк, о том, что сложные идеи есть не что иное, как сочетание простых идей. Оставаясь эмпириком и ассоцианистом, он сделал очень важную ревизию позиций, занимаемых другими ассоцианистами. Принимая утверждение о том, что сложные идеи состоят из более простых, Милль добавил предположение, что некоторые простые идеи объединяются в новую целостность, имеющую мало сходства с ее составляющими. Например, если мы соединим си­ний, красный и зеленый свет, то получим белый. Другими словами, Милль счи­тал, что целое отличается от суммы его частей. Следовательно, Милль изменил точку зрения эмпириков о том, что все идеи находят свое отражение в чувствен­ной стимуляции. Он считал, что, объединяясь, несколько идей производят идею, непохожую на каждую изначальную идею.

 

Другие исторические влияния на теорию научения

 

Томас Рейд (1710-1796) также подвергал нападкам элементизм эмпириков, но его несогласие приняло отличную от Джона Стюарта Милля форму. Как и Кант, Рейд верил, что разум сам по себе обладает способностями, которые оказывают огромное влияние на наше восприятие мира. Он выдвинул гипотезу о существо­вании 27 способностей разума, большинство из которых считал врожденными. Вера в существование подобных способностей разума позже было названа психо­логией способностей. Психолог этого направления смешивает нативизм, рацио­нализм и эмпиризм. Например, Кант изучал чувственный опыт (эмпиризм) для того, чтобы открыть новые категории мышления (рационализм), которые были врожденными (нативизм).

Рейд считал утверждение Юма о том, что мы не можем ничего непосредствен­но знать о физическом мире, нелепым. Хергенхан (Hergenhahn, 1997) подвел итог позиции Рейда следующим образом.

Рейд настаивал на том, что так как все убеждены в существовании материального мира, то он должен существовать... Если логика Юма привела его к выводу, что мы никогда не сможем познать материальный мир, тогда, по мнению Рейда, что-то должно быть не в порядке с логикой Юма. Мы можем доверять нашим впечатлениям о материальном ми­ре, потому что здравый смысл подсказывает нам так поступить. По природе мы наделе­ны способностью взаимодействовать с окружающим миром и разумно распоряжаться им (р. 166-167).

Рейд приводит примеры того, какой была бы жизнь, если бы мы отрицали факт того, что наши чувства четко отражают физическую реальность: «Я прини­маю решение не доверять своим чувствам. Я разбиваю себе нос о столб... я попа­даю ногой в водосточную канаву; и после двадцати подобных "мудрых" и "рацио­нальных" поступков меня забирают и увозят в сумасшедший дом» (Beanblossom & Lehrer, 1983, p. 86). Утверждение Рейда о том, что реальность является такой, ка­кой мы ее воспринимаем, получило название наивного реализма (Henle, 1986).

Франц Джозеф Галль (1758-1828) продвинул психологию способностей еще на несколько шагов вперед. Во-первых, он предположил, что способности распо­лагаются в определенных отделах мозга. Во-вторых, он верил, что способности разума в каждом индивиде развиты неодинаково. В-третьих, он считал, что если способность развита хорошо, то на черепе человека в соответствующей мозговой области, где находится эта способность, будет выпуклость или шишка. Аналогично если способность развита плохо, то на черепе будет найдена либо впадина, либо углубление. Вооружившись подобными предположениями, Галль имел все не­обходимое для изучения формы черепа человека. Он разработал детальную схе­му, показывающую, к каким способностям относятся различные участки черепа.

 

 

 

        Аффективные способности                     Интеллектуальные способности

 

Склонности Чувства Перцептивные Рефлексивные
Желание жить Осторожность Индивидуальность Сравнение
Способность помочать Способность одобрять Целостная Форма Причинность
Деструктивность сАмоуважение Размер  
Влюбчивость Доброжелательность Вес и устойчивость  
Плодовитость Почтительность Окраска  
Приверженость Твердость Располажение  
Способность заселять планету Добросовестность Порядок  
Воинственность Надежда Расчет  
Скрытость Удивительность Случайность  
Жадность Идеалистичность Время  
Конструктивность Веселость Звук  
  Имитация Язык  

 

Рис. 3.2. Френологическая схема (предложена Г. Спартзхейм, «Френология, или Доктрина о ментальных феноменах». Бостон: Marsh, Capen & Lyon, 1934)

 

 

Используя эту схему и делая анализ шишек и впадин на черепе человека, Галль и его последователи утверждали, что они могут сказать, какие способности у чело­века наиболее развиты, а какие не развиты вовсе. Такой анализ умственных спо­собностей посредством исследования черепа называется френологией. Типичная френологическая схема показана на рис. 3.2.

Френология оказала определенное влияние на психологию. Во-первых, были проведены исследования по изучению принципов работы различных частей моз­га. Именно эти исследования, однако, и опровергли предположения, на которых строилась френология. Во-вторых, многие психологи, занимавшиеся изучением способностей, считали, что с практикой способности развиваются точно так же, как и мускулы благодаря тренировке становятся сильнее. По этой причине счита­лось, что психологи, занимающиеся изучением способностей, по отношению к научению развили подход «ментальной мышцы». Научение, по их мнению, озна­чало усиление способностей посредством тренировки тех навыков, которые с ни­ми связаны. Например, человек мог улучшить свои умственные способности по­ средством формального изучения таких предметов, как математика или латынь. Убеждение, что конкретный курс обучения может развить определенные способ­ности, было названо формальной дисциплиной, концепцией, которая предлагала ответ на вопрос о том, как научение переносится от одной ситуации к другой. Мы скажем больше о переносе научения, когда будем говорить о Торндайке в главе 4. Однако здесь стоит заметить, что идея формальной дисциплины, основывающая­ся на психологии способностей, доминировала в курсах школьного обучения мно­го лет и использовалась для убеждения учеников в необходимости интенсивных занятий по наиболее трудным предметам, таким как математика и латынь, вне за­висимости от профессионального выбора. Можно предположить, что многие со­временные педагоги до сих пор уверены в пользе формальных дисциплин. Дейст­вительно, существуют некоторые доказательства их эффективности (см. Lehman, Lempert & Nisbett, 1988).

Чарльз Дарвин (1809-1882) поддержал идею о биологической эволюции та­ким количеством доказательств, что в конечном итоге она была воспринята серь­езно. Церковь резко отвергала положения Дарвина. В действительности Дарвин сам был так обеспокоен теми последствиями, которые его открытия возымеют на религиозное мировоззрение, что пожелал, чтобы его исследование было опубли­ковано только после его смерти.

Окончательное принятие теории эволюции научным сообществом пробило брешь в коллективном эго человечества, сравнимую только с открытиями Копер­ника и в будущем с именем Фрейда. Эволюция утвердила преемственность меж­ду человеком и животными, которая отрицалась веками. Больше не существовало четкой грани между человеком и другими животными, являвшейся краеуголь­ным камнем большого количества философских учений, например Платона, Ари­стотеля, Декарта и Канта. Если мы биологически родственны «низшим» живот­ным, то есть ли у них разум, душа, врожденные мыслительные категории, и если да, то как они представлены? Очевидно, что исследования животных приобрели теперь большую значимость. Система взглядов Декарта сделала возможным ис­следование животных для того, чтобы понять принцип работы человеческого те­ла, но с этой точки зрения невозможно узнать ничего о человеческом разуме. До Дарвина поведение человека считалось рациональным, а поведение животных — инстинктивным. С появлением Дарвина эта удобная дихотомия была потеряна. Возникло множество вопросов, таких как «Может ли поведение животных хотя бы отчасти быть рациональным?», «Может ли поведение человека быть хотя бы отчасти инстинктивным?». Разум, возникший в процессе длительной эволюции, рассматривался иначе, не так, как разум, который был вложен в тело Богом.

Дарвин бросил вызов всем представлениям о природе человека. Люди рас­сматривались теперь как комбинация биологического наследия и жизненного опыта. Чистый ассоцианизм эмпириков теперь был соединен с психологией в по­исках механизмов, лежащих в основе мышления, а также интенсивно изучались функции поведения как способа приспособления к среде. Индивидуальность принималась во внимание как никогда ранее, и ее изучение стало популярным. Этот новый подход был пояснен двоюродным братом Дарвина, Фрэнсисом Гальтоном (1822-1911), который создал несколько специально разработанных для из­мерения индивидуальных различий методов, таких как опросник, свободные ас­социации и корреляционный метод. Возможно, самым известным человеком, на которого Дарвин оказал прямое влияние, был Зигмунд Фрейд (1856-1939), кото­рый исследовал проблемы мыслящего животного, стремящегося жить в цивили­зованном мире.

Такие философские вопросы, как «Как люди мыслят?» и «Что люди могут знать?», превратились в «Как люди приспосабливаются к среде?» и «Что люди делают при определенных обстоятельствах?». Таким образом, сложились необ­ходимые условия для возникновения науки о поведении. Если человеческое по­ведение теперь можно было изучать так же, как и любой другой аспект природы, то экспериментальный подход, доказавший свою эффективность в естественных науках, мог быть применен к изучению человека.

 

 

Герман Эббингауз (с разрешения Corbis)

 

Герман Эббингауз (1850-1909), как считается, отделил психологию от фи­лософии, продемонстрировав, что «высшие мыслительные процессы» научения и запоминания могут изучаться экспериментально. Вместо того чтобы предпо­ложить, что ассоциации уже сформированы, и изучать их посредством размыш­лений, как это делалось на протяжении многих веков, Эббингауз изучал ассо­циативный процесс. Следовательно, он мог систематически изучать условия, оказывающие влияние на развитие ассоциаций. Эббингауз был исключительно осторожным исследователем и повторял свои эксперименты в течение несколь­ких лет, прежде чем опубликовать результаты экспериментов в 1885 г. Многие из его выводов касательно природы научения и памяти до сих пор являются обще­принятыми.

Важным принципом ассоциаций являлся закон повторения, на котором Эб­бингауз сделал акцент в своих исследованиях. Закон повторения гласил, что чем чаще повторяется событие, тем легче оно вспоминается. Другими словами, па­мять развивается за счет повторения. Для проверки этого утверждения Эббингаузу был необходим материал, на котором предыдущий опыт испытуемого никаким образом не отражался. Для того чтобы контролировать влияние предыдущего опыта, он изобрел бессмысленные ряды слогов. Это слова, состоящие из двух со­гласных и гласной между ними (например, КАВ, ДУГ, ХЫЗ, МАФ или ЦЯЧ). Вопреки принятому мнению в исследовании Эббингауза не слоги сами по себе были бессмысленными. Слоги, которые он использользо­вал, довольно часто напоминали слова или были сло­вами. Взаимосвязь между слогами, вот что было по-настоящему бессмысленным. Поэтому мы использу­ем термин бессмысленный материал вместо бессмыс­ленные слоги. Слоги первоначально были собраны в группы по 12 в каждой, но Эббингауз менял количе­ство слов в группе, чтобы измерить скорость научения как функцию количества материала, который должен быть усвоен. Он обнаружил, что, как только количе­ство слов для запоминания увеличивается, требует­ся большее количество времени для их заучивания. Эббингауз был первым, кто продемонстрировал этот факт, который кажется сейчас таким очевидным.

Используя себя самого в качестве испытуемого, Эббингауз рассматривал каждое слово в группе в те­чение нескольких секунд и затем делал паузу на пятнаддать секунд перед тем, как снова их просмотреть. Он придерживался этого способа до «полного овла­дения» предметом, что означало отсутствие ошибок при повторении слогов в каждой группе. К этому мо­менту он отмечал, сколько предъявлений группы слогов необходимо сделать до полного запоминания. Также он схематично изобразил количество ошибок в виде функции последовательных предъявлений груп­пы слогов, тем самым создав первую кривую науче­ния в психологии.

В различные промежутки времени после исходно­го «овладения предметом» Эббингауз возвращался и заучивал вновь группу слогов. Он отмечал количест­во попыток, необходимых для восстановления в па­мяти группы слогов и вычитал это количество из количества первоначальных попыток, необходимых (с разрешения СогЫб) для запоминания этого списка. Разница была названа сбережениями. Он представил сбережения в виде функции времени, прошедшего с момента первичного научения, создав, таким образом, первую психологическую кривую сохранения информации в памяти. Его график указывал, что скорость за­бывания очень высока в течение нескольких часов после эксперимента и очень низка впоследствии. Он также обнаружил, что дополнительное повторение зна­чительно уменьшает скорость забывания. То есть если он продолжал повторять группу слогов даже после того, как он их запомнил, они удерживались в памяти намного дольше, чем когда научение закончилось на однократном успешном по­вторении слогов.

 

Вильгельм Вундт (с разрешения Corbis)

 

Эббингауз также изучал воздействие того, что сейчас называют значимостью, на научение и удержание материала в памяти. Он обнаружил, например, что ему потребовалось 9 прочтений, чтобы запомнить 80 слов из текста «Дон Жуана» Байрона, но примерно в 9 раз больше предъявлений, чтобы запомнить 80 бес­смысленных слогов. Не только скорость научения была быстрее в случае осмыс­ленного материала, но и удержание в памяти было также более высоким.

Исследования Эббингауза произвели революцию в ассоциативном методе. Вместо того чтобы делать предположения о законе повторения, он продемонстри­ровал принцип его действия. Эббингауз привнес «высшие мыслительные процес­сы» в стены лаборатории, где они и находятся с тех пор.

 

Ранние школы в психологии Волюнтаризм

 

Первой психологической школой был волюнтаризм, основанный Вильгельмом Максимилианом Вундтом (1832-1920), продолжателем немецкой рационалисти­ческой традиции. Целями Вундта были изучение непосредственного восприятия сознания и изучение продуктов сознания, таких как разнообразные культурные достижения. Вундт считал, что непосредственное сознание может изучаться на­учными методами, т. е. как систематическая функция влияний среды. Одной из экспериментальных целей, поставленных им, было обнаружение элементов мыш­ления, тех базовых элементов, из которых состоят все мысли. В 1879 г. Вундт ос­новал то, что принято считать первой психологической лабораторией. Ее главной задачей являлось открытие элементов мышления и базовых процессов, управ­ляющих сознательным опытом.

Однако Вундту экспериментальная психология представлялась недостаточно эффективной для изучения человеческого разума. Наиболее важные аспекты ра­зума могли изучаться только непрямыми методами посредством изучения его про­дуктов, таких как религия, нравственность, мифы, искусство, социальные устои, язык и закон. Эти продукты умственной деятельности не могли изучаться экспе­риментально, а лишь с помощью метода естественного наблюдения. То есть их можно было исследовать только в исторической перспективе или же в процессе жизнедеятельности. Вундт провел последние 20 лет своей жизни за написанием десятитомного труда Volkerpsychologie (групповая или культурная психология), в которой он описывает свои наблюдения относительно культурного поведения, о котором упоминалось выше.

В соответствии с немецкой рационалистической традицией Вундт интересо­вался главным образом человеческой волей. Он отметил, что люди могут быть выборочно внимательными к любым элементам мышления по собственному же­ланию, при этом воспринимая эти элементы отчетливо. Вундт называл подобное селективное внимание апперцепцией. Несмотря на то что элементы мышления могут быть сознательно организованы в какие угодно комбинации, процесс, к ко­торому обращался Вундт, назывался творческим синтезом. Школа Вундта полу­чила название «волюнтаризм» из-за особого значения, которое он придавал воле.

 

 

Структурализм

 

Аспекты волюнтаризма, перенесенные в США студентами Вундта, претерпели изменения и стали принадлежать к школе структурализма. Эдвард Титченер (1867-1927) создал школу структурализма при Корнелльском университете. Це­лью структурализма, как экспериментального аспекта волюнтаризма Вундта бы­ло систематичное изучение человеческого сознания, а также поиск элементов мышления. В процессе анализа элементов мышления главным методом, который использовали как волюнтаристы, так и структуралисты, была интроспекция.

Необходимо было предварительно обучить испытуемых, участвовавших в экс­периментах, правильному использованию техники интроспекции. Они были обу­чены сообщать свои непосредственные впечатления в тот момент, когда они вос­принимали объект, а не сообщать о своих интерпретациях этого объекта. Другими словами, Вундт и Титченер были заинтересованы в «сыром» опыте, а не в том, че­му испытуемые в нем могли научиться. В этом смысле научение рассматривалось скорее как помеха, а не как предмет, достойный изучения. Например, при демон­страции яблока испытуемый должен был сообщить об окраске, яркости и про­странственных характеристиках, а не идентифицировать этот предмет как ябло­ко. Называние объекта из опыта по имени во время интроспективного сообщения было названо стимульной ошибкой, например называние яблока яблоком. Други­ми словами, испытуемый сообщал скорее о сложной идее, а не о простой, и, следо­вательно, компоненты мышления оставались непонятными. Очевидно, что волюн­таристы и структуралисты были более заинтересованы в содержании мышления, нежели в происхождении этого содержания.

Поиск элементов мышления — вот то главное, что объединяло волюнтаризм и структурализм. При объяснении объединения элементов для формирования сложных мыслей волюнтаризм подчеркивал волю, апперцепцию и творческий синтез в соответствии с рационалистической традицией. Другими словами, во­люнтаристы постулировали активность разума. В своем объяснении формиро­вания сложных представлений структуралисты подчеркивали влияние законов ассоциаций в соответствии с эмпирической традицией. Другими словами, они постулировали пассивность разума. Следовательно, уравнивать волюнтаризм и структурализм, как это часто делается, неправильно.

Структурализм как психологическая школа прекратил свое существование еще при жизни Титченера. Для смерти структурализма было множество причин, но одной из самых важных, возможно, была возрастающая популярность функ­ционализма, который мы рассмотрим в этой главе. Структуралисты сделали бес­плодную попытку использовать научные методы для доказательства древнего философского утверждения о том, что простые идеи объединяются в сложные по­средством законов ассоциаций. Они не приняли во внимание одно из самых круп­ных открытий в истории человечества — доктрину эволюции. Как только значи­мость эволюционного процесса стала более очевидной, адаптации организма к среде стали уделять более пристальное внимание. Также доктрина об эволюции сделала вполне приемлемыми исследования «низших» животных с целью изуче­ния человека. Структурализм проигнорировал обе эти тенденции. Он также про­игнорировал возрастающую очевидность существования бессознательного, ко­торое было предметом изучения таких исследователей, как Фрейд. Наконец, структурализм выступал против прикладной психологии, популярность которой тоже росла. Структуралисты считали, что изучение принципов работы сознания должно производиться ради самого процесса, и не видели необходимости забо­титься о практическом применении своей деятельности. По этим и другим причи­нам структурализм пришел и ушел. Возможно, самым важным в структурализме было то, что он появился, был опробован и потерпел фиаско.

 

Функционализм

 

Функционализм был основан в США и поначалу существовал совместно со структурализмом. Хотя мнения функционалистов расходились, тем не менее ос­новной упор они делали всегда на пользе сознания и поведения в приспособлении к среде. Очевидно, что функционалисты находились под большим влиянием тео­рии эволюции Дарвина.

Основателем функционализма принято считать Уильяма Джемса (1842— 1910). В своей весьма влиятельной книге «Принципы психологии» (Theprinciples of psychology , James , 1890) Джемс призвал структуралистов к ответу. Сознание, говорил он, не может быть разложено на элементы. Скорее наоборот, сознание ра­ботает как единый механизм, и его цель состоит в помощи организму в адаптации к среде. «Поток сознания» меняется с изменением опыта. Подобный процесс не может быть разложен на элементы, так как сознательные процессы человека как единое целое включены в процесс адаптации человека к среде. Самое главное в сознании, по Джемсу, — наличие у него цели. Джемс также писал о важности на­учного изучения психологии. Он делал акцент на том, что люди являются по сво­ей природе как рациональными, так и иррациональными (эмоциональными).

Джемс отмечал важность понимания биологических основ психических феноменов и рекомендовал изу­чение низших животных для большего понимания че­ловека. Многие из его идей до сих пор широко рас­пространены. Также необходимо отметить, что Джемс оказал огромное влияние на психологию как посред­ством своих трудов, так и своего вдохновляющего пе­дагогического таланта. Многие считают Джемса ве­личайшим психологом всех времен.

Вместе с Джемсом двумя другими наиболее влия­тельными представителями движения функционали­стов были Джон Дьюи (1859-1952) и Джемс Р. Энд-желл (1869-1949). В своей знаменитой статье «Кон­цепция рефлекторной дуги в психологии» Дьюи (Dewey, 1896) подверг резкой критике возрастаю­щую тенденцию в психологии обособлять для изуче­ния связь стимул-реакция. Он утверждал, что изоли­рование подобного элемента для исследования было пустой потерей времени, так как цель поведения осталась без внимания. Задачей психологии должно быть изучение многообразия поведения в приспособлении к среде. Главной заслугой Энджелла было основание в университете Чикаго фа­культета психологии, на котором преобладали идеи функционализма.

Главный вклад функционалистов в теорию научения заключается в том, что они изучали сознание во взаимосвязи со средой, а не как самостоятельный фено­мен. Они противостояли интроспективной технике структуралистов, так как она являлась элементалистской, а не потому, что она изучала сознание. Функциона­листы не выступали против изучения психических процессов, но настаивали на том, что они должны изучаться всегда в связи с выживанием. В отличие от струк­туралистов функционалисты живо интересовались прикладной психологией. Большинство функционалистов считали одной из своих основных задач предо­ставление информации, которую можно было бы использовать для улучшения условий человеческого существования.

 

 

Бихевиоризм

 

Основателем бихевиоризма был Джон Б. Уотсон (1878-1958), который отметил, что сознание может быть изучено только посредством интроспекции, общеизвест­но ненадежным исследовательским методом. Из-за того что сознание невозможно изучить достоверно, говорил он, его вообще не нужно изучать. Для того чтобы быть научной дисциплиной, психологии необходим предмет изучения, являю­щийся в достаточной степени стабильным для проведения измерений, и таковым предметом является поведение. Уотсон считал, что главной заботой психологов должно быть само поведение и его изменения с опытом. Он заявлял, что нужно оставить изучение сознания философам. Следовательно, то, на чем были сфоку­сированы эпистемологические изыскания на протяжении тысячелетий, рассмат­ривалось бихевиористами лишь как помеха в изучении человеческого поведения.

Никакой интроспекции, никаких разговоров об инстинктивном поведении, больше никаких попыток изучать человеческое сознание или бессознательное.

 

Уильям Джемс (с разрешения Нью-Йоркской публичной библиотеки)

Поведение — это то, что мы можем наблюдать, следовательно, поведение — это то, что является предметом изучения. По Уотсону (Watson, 1913):

Психология с точки зрения бихевиориста является сугубо объективной эксперимен­тальной отраслью естественной науки. Ее теоретическими задачами являются прогноз и контроль поведения. Как интроспекционные формы не являются основной частью ее методического аппарата, так и научная ценность ее данных не зависит от того, насколько они готовы быть проинтерпретированными в терминах сознания. Бихевиорист в своей попытке постичь общий принцип животных реакций не признает никаких различий между человеком и животным. Поведение человека, со всеми его тонкостями и сложно­стями, является только частью общей схемы исследования бихевиориста .

 

В другой работе Уотсон писал (Watson & McDougall, 1929):

 

Бихевиорист не может обнаружить сознание в пробирке своей науки. Он нигде не нахо­дит подтверждения потоку сознания, даже такого убедительного, как в работах Уилья­ма Джемса. Он, однако, находит убедительное подтверждение все увеличивающемуся потоку поведения .

 

Уотсон был оптимистически настроен относительно своей работы и ее резуль­татов. Он рассматривал бихевиоризм как средство избавления от невежества и предрассудков в жизни человека, таким образом расчищая путь для более рацио­нального и осмысленного существования. Он думал, что понимание принципов поведения станет первым шагом к подобной жизни. Уотсон писал (Watson, 1925):

 

Я думаю, что бихевиоризм является основой для более благополучной жизни. Он должен являться наукой, подготавливающей мужчин и женщин к пониманию первич­ных принципов своего собственного поведения. Он должен заставить людей захотеть переделать свою собственную жизнь и особенно захотеть подготовить себя для воспи­тания своих детей здоровым методом. Жаль, что у меня нет времени описать это более подробно, чтобы обрисовать вам образ могущественного и прекрасного человека, ко­торого мы должны сделать из каждого здорового ребенка. Если бы только мы могли позволить ему полностью сформироваться и затем предоставить ему мир, свободный от легендарной истории событий тысячелетней давности, свободный от постыдной политической истории, свободный от дурацких обычаев и условностей, которые сами по себе не имеют никакого значения, но ограничивают человека как тугие стальные обручи — бочку.

 

Очевиден революционный настрой Уотсона. Он воспринял различные объективные подходы к изуче­нию психологии, которые появлялись в разных мес­тах, и за счет своих убедительных письменных тру­дов и ораторского мастерства сформировал из них новую школу психологии. К сожалению, карьера Уотсона в качестве профессионального психолога быстро оборвалась, когда его попросили уйти из уни­верситета Джона Хопкинса по семейным обстоятель­ствам, приведшим к разводу. В тот же год, когда он ушел из университета, он женился на Розали Рейнер, вместе с которой он осуществил свое знаменитое ис­следование с младенцем по имени Альберт (мы обсу­дим это исследование в главе 7), и ушел в рекламный бизнес. Начиная с этого момента, вместо того чтобы писать для профессиональных журналов, Уотсон публикует свои идеи в женских журналах McCall's, Harper's и Collier's.

Джон Б. Уотсон (с разрешения Corbis)

 

 

Уотсон никогда не отказывался от своих бихевиористских взглядов, и в 1936 г. он сказал следующее о позиции, которую занимал в 1912 г.

Я до сих пор верю так же твердо, как и раньше, в основную бихевиористскую позицию, которую я открыто занял в 1912 году. Я думаю, что она оказала влияние на психологию. Странно, но я думаю, что это временно замедлило развитие психологии, так как старые преподаватели не могли полностью ее принять и, следовательно, не смогли убежденно говорить о ней на своих лекциях. У молодежи не сложилось полной картины, и поэто­му они с полной отдачей не могли посвятить себя бихевиоризму и в то же время не мог­ли больше принимать учения Джемса, Титчснера и Энджелла. Я на самом деле думаю, что в течение нескольких лет психология была бесплодной. Нам нужны молодые пре­подаватели, которые могли бы учить объективной психологии без всякого отношения к мифологии, на которой большинство современных психологов было воспитано. Когда настанет этот день, психология испытает подъем, который будет значительнее, чем средневековое Возрождение для науки. Я верю сейчас, как никогда, в будущее бихевио­ризма — бихевиоризма как спутника зоологии, физиологии, психиатрии и физической хирургии.

Конечно же, основной идеей бихевиористов было изучение поведения мето­дом естественного наблюдения. Психические процессы могут быть проигнориро­ваны, так как их нельзя непосредственно наблюдать. Бихевиоризм оказал сильное влияние на американскую теорию научения. В действительности все теории нау­чения, рассматривающиеся в этой книге, могут считаться бихевиористскими. Од­нако возможно произвести деление на подгруппы внутри бихевиористского лагеря. Некоторые теории сконцентрированы вокруг поведения, имеющего отношение к выживанию организма. Подобные бихевиористские теории могут быть названы функциональными. Другие теории менее озабочены адаптивным поведением и описывают все приобретенное поведение в понятиях законов ассоциаций. Подоб­ные теории склонны обращаться с функциональным и нефункциональным поведе­нием одинаково. Следовательно, под общей вывеской бихевиоризма могут быть представлены как функциональные, так и ассоциативные теории. То, считается ли теория функциональной или ассоциативной, зависит от типа поведения, на ко­тором сосредоточена теория, и от того, как теория объясняет происхождение это­го поведения. Научная деятельность Уотсона оказала два долговременных влия­ния на психологию. Во-первых, она изменила направление цели психологии от стремления понять сознание до прогноза и контроля поведения. Во-вторых, она сделала поведение предметом рассмотрения психологии. С тех пор практически все психологи изучают поведение. Даже когнитивные психологи используют пове­дение в качестве показателя постулируемых ими когнитивных событий. По этой причине можно сказать, что все современные психологи являются бихевиористами.

 

Резюме и обзор

 

Из краткой истории, представленной в этой главе, хорошо видно, что теория на­учения имеет богатое и разнообразное прошлое. Как результат этого прошлого на сегодняшний день существует большое количество точек зрения на процесс на­учения. В главе 2 мы называли точку зрения, разделяемую достаточным количе­ством ученых, парадигмой. По крайней мере пять подобных парадигм могут быть найдены среди современных теорий научения.

Об одной такой парадигме мы говорим как о функциональной. Эта парадигма, отражая влияние дарвинизма, делает акцент на взаимосвязи научения и приспо­собления к среде. Вторая парадигма называется ассоциативной, потому что она изучает процесс научения в понятиях законов ассоциаций. Начало этой парадигме было положено Аристотелем и было увековечено и переработано Локком, Беркли и Юмом. Третья парадигма называется когнитивной, так как она отмечает когни­тивную природу научения. Эта парадигма была основана Платоном и пришла к нам через Декарта, Канта и психологов, занимавшихся исследованием способно­стей. Четвертая парадигма рассматривается как нейрофизиологическая, так как она стремится выделить нейрофизиологические корреляты таких понятий, как науче­ние, восприятие, мышление и интеллект. Эта парадигма представляет современ­ное развитие линии исследований, которая была положена разделением Декар­том тела и разума. Однако современной задачей большинства нейрофизиологов является соединение вновь психических и физиологических процессов. Пятая парадигма носит имя эволюционной, так как она особо отмечает эволюционную историю обучающегося организма. Эта парадигма фокусируется на способах, ко­торыми эволюционные процессы подготавливают организм к некоторому типу научения, но делают другие типы научения сложными или невозможными.

Эти парадигмы должны рассматриваться только в качестве очень приблизи­тельных категорий, так как сложно найти какую-либо теорию научения, которая несомненно подходила бы к каждой из них. Мы помещаем теорию в какую-то определенную парадигму в зависимости от ее основных акцентов. Однако внутри практически любой теории могут быть найдены некоторые аспекты других пара­дигм. Например, несмотря на то что теория Халла причисляется к функциональ­ной парадигме, она основывается в большой степени на ассоциативных идеях. Похожим образом теория Пиаже относится к когнитивной парадигме только из-за ее основных акцентов. Теория Пиаже, как и многие другие подвергшаяся влия­нию дарвинизма, имеет много общего с теориями, причисленными к функцио-налистским парадигмам. Теорию Толмена также трудно отнести к какой-либо ка­тегории, потому что в ней содержатся элементы как функционализма, так и ког-нитивизма. Мы относим ее к когнитивным теориям только потому, что основной акцент этой теории — когнитивный. Также теория Хебба, несмотря на свой основ­ной нейрофизиологический акцент, подчеркивает когнитивные процессы. На са­мом деле теория Хебба может рассматриваться как попытка описать нейрофизио­логические корреляты когнитивного опыта.

Принимая во внимание эти замечания, основные теории научения, освеща­емые в этой книге, можно представить следующим образом.

Функциональная парадигма

Торндайк

Скиннер

Халл

Эволюционная парадигма

Боллс

Ассоциативная парадигма

Павлов

Газри

Эстес

Когнитивная парадигма

Теория гештальта Пиаже Толмеп Бандура

Нейрофизиологическая парадигма

Хебб

Какая парадигма является верной? Вероятно, каждая из них. Без сомнения, все они делают акцент на некоторых справедливых утверждениях относительно теории научения и игнорируют остальные. В этот момент истории кажется, что для получения правильного представления о процессе научения необходимо иметь желание учесть при его рассмотрении различные точки зрения. Хочется на­деяться, что эта книга позволит студенту сделать именно это.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сравните теории знания Платона и Аристотеля. Включите в ваш ответ опре­деление понятий рационализма, нативизма и эмпиризма.

2. Подведите итог влияния Декарта на психологию.

3. Кратко опишите, что Кант понимал под «врожденными категориями мыш­ления».

4. Резюмируйте аргументы Рейда против скептицизма Юма.

5. Обсудите френологию и теорию разума, на которой она была основана.

6. Обсудите влияние Дарвина на теорию научения.

7. Какова была значимость работы Эббингауза для истории теории научения?

8. Подведите итог важных особенностей школ волюнтаризма, структурализ­ма, функционализма и бихевиоризма.

9. Что послужило причиной распада структурализма?

10. Каковы были долговременные влияния бихевиоризма Уотсона на совре­менную психологию?

 

 

Часть II

Дата: 2019-04-23, просмотров: 306.