Всеобщее в системе «мир – человек»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Всеобщее в системе «мир – человек»

3. положения Священного писания

4. доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции

2. Греческие слова phileo – «любовь» и sophia – «мудрость» дали начало термину...

1. эклектика

Философия

3. гемофилия

4. софистика

3. Гносеология – это учение о…

1. бытии

2. ценностях

Познании

4. смыслах

4. Антропология – это учение о…

1. бытии

2. ценностях

3. познании

Человеке

5. Проблемы, решаемые философией, ...

1. могут быть решены в рамках конкретной научной дисциплины

Имеют всеобщий, предельный характер

3. не имеют ничего общего с жизнью обычных людей

4. имеют отношение к сверхъестественному, нереальному миру

6. Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, то есть философом, был...

1. Аристотель

2. Эпикур

Пифагор

4. Платон

7. На вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства?» отвечает раздел философского знания –…

1. аксиология

Онтология

3. антропология

4. гносеология

8. Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют…

1. концепцию

2. картину мира

3. теорию

Мировоззрение

9. Философия и мировоззрение соотносятся следующим образом…

1. мировоззрение само по себе является философией

2. философия тождественна мировоззрению

Философия теоретически обосновывает главные принципы мировоззрения, разрабатывает его общетеоретические основы

4. философия является частью мировоззрения

10. Вопросы: существует ли мир сам по себе или он существует от Бога; что лежит в основе изменений, происходящих в мире; каковы основные законы и движущие силы его развития, относятся к…

1. гносеологии

2. философской антропологии

3. социальной философии

Онтологии

Вариант 2 Роль философии в жизни человека и общества

11. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет ______________ функцию.

1. критическую

2. информационную

3. практическую

Эвристическую

12. Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют...

1. мифологию

2. искусство

Философию

4. науку

13. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою _________ функцию.

1. критическую

2. теоретическую

Гуманистическую

4. методологическую

14. Когда философия учит ничего сразу не принимать на веру и не отвергать что-либо без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с _____________ функцией.

Критической

2. аксиологической

3. методологической

4. прогностической

15. Роль философии в научном познании связана с …

1. разработкой умозрительных схем

Разработкой методологии познания

3. утверждением альтернативного способа мировосприятия

4. уточнением абстрактных понятий

16. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется...

Методологической

2. прогностической

3. критической

4. аксиологической

 

 

17. Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия выполняет ________ функцию.

Гуманистическую

2. прогностическую

3. методологическую

4. аксиологическую

18. В высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» речь идет о ___________ функции философии.

1. гносеологической

2. методологической

Гуманистической

4. эвристической

19. Содержание ____________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов.

1. критической

Аксиологической

3. интегральной

4. логической

 

20. Характерной чертой философских проблем является их...

1. бесполезность для жизненного опыта

Принципиальная открытость

3. возможность решения наукой

4. опора на религию

ТЕСТ к теме 1.1. Бытие, материя как исходные философские категории. Теория диалектики: основные принципы бытия и законы развития

 

1. Согласно Пармениду, бытие есть...

a. иллюзия

A. идеализмом

b. дуализмом

c. материализмом

d. плюрализмом

 

3. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного – называется...

A. дуализмом

b. монизмом

c. агностицизмом

d. деизмом

 

4. Дуализм является философским учением, …

a. ограничивающим роль Бога актом творения мира и приведения его в движение

b. рассматривающим многообразие явлений мира, исходя из одного начала единой основы (субстанции)

C. Г. Лейбниц

d. Дж. Бруно

 

6. Утверждение существования двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит...

a. Пифагору

b. Протагору

C. Платону

d. Аристотелю

 

 

7. Проблему существования в её общем виде выражает философская категория...

A. «экзистенция»

b. «явление»

c. «бытие»

d. «сущность»

 

 

8. Истинное бытие, по Платону, есть...

a. разум человека

b. человеческое существование

C. мир эйдосов

d. Космос

 

9. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, философы делятся на...

a. диалектиков и метафизиков

b. монистов и дуалистов

c. сенсуалистов и рационалистов

B. Спинозы

c. Платона

d. Августина

 

11. Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется...

a. совокупностью

b. интегралом

c. моделью

D. системой

 

12. Представление об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений характеризует…

A. детерминизм

b. индетерминизм

c. синергетику

d. мистицизм

 

 

13. Бытие как объективная реальность обозначается термином...

a. «субстрат»

b. «материя»

C. «субстанция»

d. «сознание»

 

14. Первыми материалистами в истории европейской философии считаются…

a. И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель

b. П. Гольбах, Ж.О. де Ламетри, К.А. Гельвеций

c. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин

B. материализма

c. дуализма

d. панлогизма

 

16. Понятие ____________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания.

A. «субстанция»

b. «абстракция»

c. «субстрат»

d. «акциденция»

 

17. Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является...

a. интенцией

b. модусом

C. субстанцией

d. субстратом

 

18. Признание универсального характера обусловленности всякого явления другими явлениями есть выражение принципа...

a. развития

B. детерминизма

c. индетерминизма

d. необходимости

 

19. Древнегреческие натурфилософы VI – V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с...

D. мера

 

22. Существенное различие явлений в рамках общего для них тождества называется...

a. взаимопритяжением

b. взаимодействием

C. противоречием

d. антипатией

 

 

23. Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил…

a. Платон

b. Аристотель

c. Гераклит

D. Сократ

 

24. К диалектическим законам Г. Гегеля не принадлежит закон…

A. исключенного третьего

b. перехода количественных изменений в качественные

c. отрицания отрицания

d. единства и борьбы противоположностей

 

25. Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется...

a. прагматическим

b. диалектическим

C. метафизическим

d. реалистическим

 

26. Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем...

A. Сократа

b. Джордано Бруно

c. Г. В. Ф. Гегеля

d. Николая Кузанского

 

27. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют...

a. телеологическим

b. метафизическим

c. аксиоматическим

D. диалектическим

 

28. Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития...

a. в виде круговорота

b. как хаотического процесса

C. в виде спирали

d. в виде волнового процесса

 

29. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики...

a. отражают саморазвитие абсолютного духа

b. есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

Вариант 1 Философия Древнего Китая и Индии

 

1. Соотнесите название школы индийской философии и ее характеристику:

 

1 Йога А Чтобы избежать страдание, нужно принимать действительность такой, какая она есть
2 Локаята Б Предлагает тщательно изучать текст «Вед», так как в них уже есть ответы на все вопросы
3 Джайнизм В Душа стремиться к благу, а тело – к греху
    Г Включает в себя систему физических и духовных упражнений, целью которых является избавление от страданий
    Д Отрицает законы кармы, сансары и существование жизни после смерти
    Е Видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны

 

2. Соотнесите философскую категорию и ее определение:

 

1 Ли А Путь, судьба
2 Жень Б Ритуал, порядок, вежливость
3 Инь-ян В Противоположные начала
4 Дао Г Человечность

 

3. Соотнесите разновидность и конкретную школу:

 

1 Ортодоксальные школы А Вайшешика
2 Неортодоксальные школы Б Буддизм
    В Джайнизм
    Г Йога

 

4. Продолжите. Основной книгой конфуцианства является…

 

5. Назовите основные положения даосизма и его основателя.

 



Вариант 2 Философия Древнего Китая и Индии

 

1. Соотнесите разновидность и конкретную школу:

 

1 Ортодоксальные школы А Веданта
2 Неортодоксальные школы Б Локаята
    В Джайнизм
    Г Йога

 

2. Соотнесите название школы индийской философии и ее характеристику:

 

1 Веданта А Чтобы избежать страдание, нужно принимать действительность такой, какая она есть
2 Буддизм Б Предлагает тщательно изучать текст «Вед», так как в них уже есть ответы на все вопросы
3 Вайшешика В Душа стремиться к благу, а тело – к греху
    Г Включает в себя систему физических и духовных упражнений, целью которых является избавление от страданий
    Д Отрицает законы кармы, сансары и существование жизни после смерти
    Е Видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны

 

3. Соотнесите философскую категорию и ее определение:

 

1 Сансара А Закон воздаяния
2 Карма Б Непричинение вреда живому
3 Ахимса В Учение о переселении души из тела в тело

 

4. Продолжите. Основной книгой даосизма является…

 

5. Назовите основные положения конфуцианства и его основателя.

 

 

                                         



Вариант 1 (Античная философия)

 

1. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира:

 

1 Анаксимен А Апейрон
2 Демокрит Б Вода
3 Гераклит В Атом
    Г Огонь
    Д воздух

 

2. Соотнесите философскую школу и ее представителя:

 

1 Милетская школа А Фалес
2 Элейская школа Б Левкипп
3 Школа атомистов В Анаксимандр
    Г Демокрит
    Д Парменид
    Е Анаксимен
    Ж Зенон

 

3. Соотнесите философское направление и идею, которая к нему относилась:

 

1 Стоики А Аскетизм
2 Киники Б Сомнение, критика
3 Киренаики В Чувственность, удовольствие, наслаждение
4 Скептики Г Спокойствие, невозмутимость, бесстрашие

 

4. Продолжите. Слова «человек есть мера всех вещей…» принадлежат…

 

5. Назовите основные идеи философии Сократа.

 



Вариант 2 (Античная философия)

 

1. Соотнесите период развития античной философии и проблему, которая была главной для философов данного периода:

 

1 Досократический период А Человек и политика
2 Классический период Б Будущее человечества
3 Постклассический период В Самопознание
    Г Проблема природы и первоосновы мира

 

2. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира:

 

1 Гераклит А Воздух
2 Анаксимандр Б Вода
3 Фалес В Атом
4 Левкипп Г Огонь
    Д Апейрон

 

3. Соотнесите философское направление и его представителя:

 

1 Киренаики А Аристипп
2 Эпикурейцы Б Плотин
3 Неоплатоники В Эпикур
    Г Пиррон

 

4. Продолжите. Слова «все течет, все развивается» принадлежат…

 

5. Назовите основные идеи философии Платона.

 



Вариант 3 (Античная философия)

 

1. Соотнесите философскую категорию и ее определение:

 

1 Физис А Слово, учение
2 Архее Б Порядок
3 Космос В Первоначало, первопричина
4 Порядок Г Природа, натура

 

2. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира:

 

1 Пифагор А Число
2 Демокрит Б Вода
3 Фалес В Атом
    Г Огонь
    Д воздух

 

3. Соотнесите философское направление и его представителя:

 

1 Киники А Зенон из Кития
2 Стоики Б Антисфен
3 Скептики В Аристипп
    Г Пиррон

 

4. Продолжите. Слова «познай самого себя» принадлежат…

 

5. Назовите основные идеи философии Аристотеля.

Ключи (Античная философия)

1 вариант 2 вариант 3 вариант
1 – 1-Д, 2-В, 3-Г 2 – 1-А, В, Е, 2-Д, Ж, 3-Б, Г 3 – 1-Г, 2-А, 3-В, 4-Б 4 – Протагор 5 – идеи Сократа 1 – 1-Г, 2-А, 3-В 2 – 1-Г, 2-Д, 3-Б, 4-В 3 – 1-А, 2-В, 3-Б 4 – Гераклит 5 – идеи Платона 1 – 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А 2 – 1-А, 2-В, 3-Б 3 – 1-Б, 2-А, 3-Г 4 – Сократ 5 – идеи Аристотеля

 

Вариант 4  (Античная философия)

 

1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».

а) Анаксимен;       

б) Эмпедокл;         

в) Фалес;

г) Платон;

д) Аристотель.

2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

а) диалектический материализм;

б) механистический материализм;

в) антропологический материализм;

г) стихийный материализм.

 

3. Представителей милетской школы называют стихийными мате­риалистами, потому что они:

а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;     

б) открыто утверждали примат материи над духом;                      

в) отрицали наличие материального;

г) сформулировали атомистическую концепцию;

д) отрицали возможность познания мира.

4. Об учении этого философа позднейший автор писал:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

а) Платон;                 

б) Аристотель;         

в) Демокрит;

г) Парменид;

д) Гераклит.

5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:

а) диалектических мыслей Гераклита;               

б) метафизической концепции Парменида;      

в) релятивизма софистов;

г) логики Аристотеля;

д) критической позиции скептиков.

6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:

а) Парменид;            

б) Фалес;                  

в) Демокрит;

г) Гераклит;

д) Анаксимен.

 

7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

а) Пифагор;    

б) Платон;      

в) Сократ;

г) Аристотель;

д) Демокрит.

 

8. Число в пифагорейской школе – это:

а) абстракция;                                                       

б) первоначало мира, тождественное вещи;     

в) создание разума;

г) творение Бога;

д) психическая иллюзия.

9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:

а) небытие;                

б) первоначало;        

в) бытие;

г) божество;

д) материю.

10. Основоположником античного атомизма является:

а) Сократ;                         

б) Демокрит-Левкипп;   

в) Платон;

г) Аристотель;

д) Гераклит.

 

11. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;     

б) первоэлементом мира является апейрон;                                  

в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;

г) первоэлементом мира является число;

д) познание мира невозможно.

 

12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:

а) Протагор;                   

б) Сократ;                      

в) Ксенофан;

г) Эпикур;

д) Демокрит.

13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»

а) знать все и невозможно;               

б) знания увеличивают скорбь;       

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) попытаюсь узнать;

д) другие не знают и этого.

 

 

14. Майевтика— это:

а) ироничное подтрунивание;               

б) форма назидания;                               

в) легкая беседа «ни о чем»;

г) эксперимент;

д) общение с собеседником с целью обретения им истины.

 

15. Идея, согласно Платону:

а) материальна и умопостигаема;            

б) нематериальна, но умопостигаема;        

в) материальна, но неумопостигаема;

г) нематериальна и неумопостигаема;

д) конструкция сознания.

16. Истинное познание по Платону есть:

а) логически четкое, рациональное познание;

б) мистический опыт;

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

г) знание, основанное на эксперименте;

д) истинное познание невозможно.

 

17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно­го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все осталь­ное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать».

а) Аристотель;                         

б) Демокрит;     

в) Платон;

г) Протагор;

д) Пифагор.

18. "Государство" Платона было:

а) демократическим государством равных возможностей;

б) религиозным государством;

в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

г) абсолютной монархией;

д) деспотией восточного типа.

 

19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:

а) бедных, состоятельных, богатых;           

б) крестьян, ремесленников, мещан;          

в) дворян, священников, крестьян;

г) философов, воинов, ремесленников;

д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.

20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;

б) чувственный образ идеи;

в) единство материи и формы;

г) создано из воды;

д) конструкция сознания.

21. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело­век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»

а) Аристотель;        

б) Платон;              

в) Плотин;

г) Демокрит;

д) Сенека.

22. В своей этической концепции стоики выдвинули:

а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

б) анархические принципы социальной жизни;

в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь;

г) идеал героя, противостоящего всему миру;

д) идеал «страдающего бога».

 

23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона­чала:

Вариант 1 Философия Средневековья

 

 

1. Соотнесите основной принцип средневековой философии и его характеристику:

 

1 Догматизм А Вера и откровение как путь познания
2 Иерархизм Б Бог как истинное бытие
3 Креационизм В Человек как творение бога
    Г Власть как божественное установление

 

2. Выберите правильный ответ. Эпоха Средневековья охватывает период

А) IV-X вв.

Б) V-XV вв.

В) III-IX вв.

Г) VI-XVI вв.

 

3. Выберите правильные ответы. Фома Аквинский развивал идеи:

А) духовного развития личности

Б) проблемы соотношения веры и разума

В) доказательства существования бога

Г) проблемы теодицеи

 

4. Назовите работы Аврелия Августина.

 

5. Дайте характеристику периоду схоластика.

 



Вариант 2 Философия Средневековья

 

1. Соотнесите основной принцип средневековой философии и его характеристику:

 

1 Теоцентризм А Приоритет духовных ценностей
2 Догматизм Б Бог как истинное бытие
3 Психологизм В Человек как творение бога
    Г Вера откровение как путь познания

 

2. Назовите период развития философии Средних веков, который опирался на идеи Платона.

 

3. Выберите правильные ответы. Аврелий Августин развивал идеи:

А) духовного развития личности

Б) проблемы соотношения веры и разума

В) доказательства существования бога

Г) проблемы теодицеи

 

4. Назовите работы Фомы Аквинского.

 

5. Дайте определение. Теодицея – это…

 

Вариант 3. Средневековая философия

1. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):

а) сотворение мира из ничего;                                             

б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц;          

в) богов много, но верховным является Зевс;

г) концепция реинкарнации (переселения душ);

д) человек создан по образу и подобию божьему.

2. Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

а) нет Бога кроме Аллаха;

б) Бог есть Единое;

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

г) Бог есть Все и все есть Бог;

д) Бог есть безличная духовная реальность.

3. Основной догмат христианства:

а) дуализм;                

б) триединство;        

в) деизм;

г) пантеизм;

д) скептицизм.

4. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:

а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Бо­гом;

б) человек — худшее из творений, созданных Богом;

в) человек — случайность, ничего не стоящая;

г) человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом;

д) человек – «думающая машина».

5. В центре размышлений философов средних веков стоит:

а) природа;            

б) личность;         

в) Бог;

г) идеальный мир;

д) процесс познания.

6. Наиболее важный раздел знания в Средневековье:

а) философия;                      

б) теология;                         

в) наука;

г) логика;

д) математика.

 

7. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

а) творения;                  

б) предопределения;       

в) откровения;

г) грехопадения;

д) спасения.

8. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила название:

а) тенденция;      

б) теократия;      

в) теогония;

г) теодицея;

д) теизм.

9. Средневековая философская мысль:

а) отвергала полностью античную философию;

б) продолжала традиции античных философов;

в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соот­ветствии с собственными запросами;

г) использовала мотивы античной мифологии;

д) не знала античной философии.

10. Христианско-религиозное понимание истории означает:

а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;

б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;

в) история есть прогресс науки и техники;

г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;

д) история есть развертывание классовой борьбы.

11. Апологеты во II в. н. э.:

а) являлись сторонниками Юлиана Отступника;                   

б) защищали, оправдывали христианское вероучение;         

в) впервые раскрыли стремление души к первоединству;

г) рассматривали противоположность духа и материи;

д) являлись сторонниками атомизма.

12. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:

а) дух;        

б) душа;     

в) разум;

г) тело;

д) воля.

13. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:

а) человека;                          

б) Бога;                                 

в) природу;

г) логику;

д) математику.

14. Основой духовной жизни в концепции Августина является:

а) разум;

б) воля;

в) переживание;

г) вера;

д) страсть.

 

15. Высший критерий истины в концепции Августина:

а) опыт;                

б) разум;              

в) откровение;

г) эксперимент;

д) нет такого критерия.

16. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформулировать теорию познания;

д) обосновать научный метод.

17. В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом;

б) чувством и мыслью;

в) сознательным и бессознательным;

г) разумом и интуицией.

18. Предметом спора об универсалиях было:

а) триединство Бога;

б) методы спасения;

в) реальное существование общих понятий;

г) место Бога в мире;

д) первооснова бытия.

19. В споре об универсалиях реалисты:

а) приписывали существование общему;

б) не допускали реального существования универсалий;

в) отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысль, понятие, имя;

г) считали, что универсалии есть априорные конструкты познания;

д) считали, что универсалии есть психическая иллюзия.

20. Номинализм в своей атаке на строгую рационали­зацию религиозных догматов, тем самым:

а) укрепил христианскую теологию;

б) подготовил почву для отделения теологии от философии;

в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;

г) затормозил формирование науки Нового времени;

д) дал толчок развитию мистики.

21. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:

а) религия и философия несовместимы;

б) все догматы религии должны быть доказаны разумом;

в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;

г) философия должна быть упразднена;

д) религия должна быть упразднена.

 

22. Фома Аквинский придерживался концепции:

а) о несовместимости веры и знания;        

б) о превосходстве знания над верой;        

в) о гармонии веры и знания;

г) о превосходстве веры над знанием.

23. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;              

б) томизмом;               

в) августинизмом;

г) папизмом;

д) протестантизмом.

24. В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский:

а) безоговорочно защищал идею личного Бога;                                        

б) признавал Бога полностью трансцендентным, непозна­ваемым;         

в) считал, что познание Бога опосредовано его влиянием в природе;

г) полагал, что Бог — это и есть природа;

д) считал, что Бог – это перводвигатель.

25. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский ис­ходил из того, что:

а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;

б) душа является частью тела, выступая его формирую­щим принципом;

в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;

г) душа есть проявление надындивидуального духа, пото­му она неуничтожима.

26. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:

а) Августин Блаженный;

б) Фома Аквинский;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Альберт Великий;

д) Тертуллиан.

27. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. реализм;                   а) Уильям Оккам;

2. номинализм;            б) Ансельм Кентерберийский;

                                      в) Иоанн Росцелин;

                                      г) Фома Аквинский.

 

28. Установите последовательность философов Средневековья:

а) Фома Аквинский;

б) Бл. Августин;

в) Филон Александрийский;

г) Тертуллиан.

 

29. Установите последовательность возникновения философских трудов:

а) «О граде Божьем» Бл. Августин;

б) «Сумма теологии» Фома Аквинский;

в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит;

г) «О началах» Ориген.

30. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «О граде Божьем»;                      а) Дионисий Ареопагит;

2. «Сумма теологии»;                     б) Бл. Августин;

3. «О божественных именах»;       в) Ориген;

4. «О началах»;                                г) Фома Аквинский.

 

 

Ответы к варианту 3 по теме 1.2 Философия Древнего мира и Средних веков в поисках бытия

Вариант 3. Средневековая философия

1. Сотворение мира из ничего;

человек создан по образу и подобию божьему.

2. Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях.

3. Триединство.

4. Человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом.

5. Бог.

6. Теология.

7. Откровения.

8. Теодицея.

9. Использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соот­ветствии с собственными запросами.

Ответы ТЕСТУ по теме 1.3. Бытие в эпоху Возрождения и Нового времени. Философия Возрождения и Нового времени

1. «Об ученом незнании».

2. Двойственной истины.

3. Эмпиризма и материализма.

4. Индукция.                             

5. Театра.

6. Сомнение.             

7. «Во всем должно сомневаться».

8. Существуют независимо друг от друга.

9. Двух независимых субстанций — мышление и протяжение.

10. Протяженность (распространенность).

11. Рациональную дедукцию.

12. Картезианством.      

13. Геометрический.

14. Мышление и протяжение.

15. Космос – это беско­нечность, как вечное несотворенное бытие (бог).

16. Пантеизм.

17. Гоббс.

18. Ощущение.

19. Локк.

20. Вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс.

21. Ламетри.

22. Мошенник и глупец.

23. Дидро.

24. Искусственные.

25. Эмпиризм: Бэкон; Локк; Гоббс;

рационализм: Декарт; Спиноза.

 

26. «Об ученом незнании» Николай Кузанский;

«О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно;

«Новая Атлантида» Бэкон.

«Этика» Спиноза;

«Об общественном договоре» Руссо;

 

27. «Об ученом незнании» - Николай Кузанский;

«Об общественном договоре» - Руссо.

«Рассуждение о методе» - Декарт;

«Левиафан» - Гоббс;

«Новая Атлантида» - Бэкон.

 


 

 


F. сознанием

g. интуицией

2. Представители вульгарного материализма считают, что сознание...

A. диалектического

b. вульгарного

c. метафизического

d. наивного

4. Структура психики, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из…

a. Эроса и Танатоса

b. Я и Не-Я

C. Сверх-Я, Я, Оно

d. либидо, сублимации

5. Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой…

A. Э. Гуссерля

b. Ж.-П. Сартра

c. З. Фрейда

d. М. Хайдеггера

 

6. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и _____________ взгляда на сознание.

A. естественнонаучного

b. обыденного

c. эстетического

d. мифологического

 

7. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием...

a. «психика»

b. «интроспекция»

c. «ощущение»

D. «сознание»

 

8. Согласно ________, мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями.

a. пантеизму

b. материализму

c. идеализму

D. дуализму

 

9. Родоначальником иррациональной философии и философии жизни в XIX веке считается…

a. А. Бергсон

b. Ф. Шеллинг

C. А. Шопенгауэр

d. С. Кьеркегор

10. Согласно современным научным представлениям, прародиной человека является...

a. Америка

B. Африка

c. Австралия

d. Азия

 

B. София

c. Логос

d. Единое

 

12. Материалистическую позицию в отечественной философии XIX – XX вв. представляют...

a. Н. Бердяев, В. Розанов, С. Франк

b. В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский

c. Н. Трубецкой, Г. Флоровский, В. Ильин

A. принятия христианства

b. составления «Русской Правды»

c. монголо-татарского ига

d. возвышения Московского государства

 

14. Появление светского типа философствования в России происходит в _______ веке.

a. XVI

b. XX

c. XIV

D. XVIII

 

15. Центральным понятием в философии С.Л. Франка было понятие…

A. всеединства

b. Логоса

c. Софии

d. ноосферы

 

16. Характерной чертой русской идеалистической философии является...

a. строгость логических построений

b. детальная разработка гносеологии

c. системность

D. антропологичность

 

17. Автором философии «общего дела» является...

a. Л.Н. Толстой

B. Н.Ф. Федоров

c. К.Э. Циолковский

d. М.В. Ломоносов

 

18. Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является...

a. Н.А. Бердяев

b. А.А. Богданов

C. В.И. Вернадский

d. Н.Ф. Федоров

 

19. Идеализация русских самобытных начал характерна для...

A. славянофилов

b. марксистов

c. западников

d. народников

 

20. Русская идея, с точки зрения В. Соловьева, – это идея…

a. мировой гегемонии

ОТВЕТЫ к тесту по теме 2.1. Сознание как высшая форма отражения.

1. Диалектический материализм.

2. Кибернетике.

3. Явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение.

4. «Первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия.

5. Постоянного конфликта.

6. Явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются.

7. Самосознания. 

8. Взаимодействия человека с реальностью.

9. Сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте.

10. Общение с другими людьми.

11. Душа.

12. Декарт.

13. Просвещение.

14. Автономно от материи.

15. Фрейд.

16. Это – глобальное свойство материи.

17. Сознание есть субстрат, выделяемый мозгом.

18. Наличием абстрактного мышления и речи.

19. Конструктивная (инструмент выражения мысли);

отражательная (инструмент познания);

коммуникативная.

20. Одновременно.

21. Способностью к рефлексии, т.е. самопознанию.

22. Речевой деятельности.

 

23. Раскрывание и закрывание цветков у растений;

раздражимость у амебы;

безусловные рефлексы у животных;

условные рефлексы у животных;

сознание человека.

 

24. Сознание – душа;      

сознание – божественный дар;

сознание – свойство человеческого организма;                            

сознание – функция мозга по отражению действительности.

 

Ответы к тесту по теме 2.2. Сущность познания и теме 2.3. Формы и методы научного познания.

1. О сущности познания, о путях постижения истины.

2. Обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний.

3. Сенсуализма.

4. Логический путь от общего к частному.

5. Восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка.

6. Дедукция.

7. Категория.

8. Направление в теории познания, считающее чувственный опыт источ­ником знания.

9. Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного позна­ния мира.

10. Полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания.

11. Разум.

12. Агностицизм;

скептицизм;

гносеологический оптимизм.

13. Скептицизм.

14. Антропоцентризм.

15. Эмпирический;

теоретический.

16. Представление.

17. Идея.

18. Представление;

восприятие.

19. Обыденным.

20. Успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

21. Объективна.

22. Заблуждение.

23. Методика.

24. Гипотеза.

25. Нового времени.

26. Проблема;

гипотеза;

теория.

27. Конвенционализм.

28. Дедукции.

29. Антиномий.

30. Способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

31. Наблюдение;

эксперимент;

измерение.

32. Анализ;

идеализация;

моделирование.

33. Идеализации.

34. Точностью;

обоснованностью;

большой предсказательной способностью.

35. Совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

36. Неклассическая.

 

37. Мировоззренческая;

 методологическая;

предсказательная.

 

38. Обыденно-практическое;

игровое;

мифологическое.

 

39. Конвенциональную;

прагматическую;

соответствия;

 

40. Опыт в целом.

 

41. «Я знаю, что ничего не знаю»;

«Я верю, чтобы знать»;

«Я мыслю, следовательно, я существую»;

«Мы живем внутри языка».

 

42. Сциентистские направления: неопозитивизм; неокантианство.

антисциентистские направления: экзистенциализм; неотомизм; «философия жизни».

 

43. Абсолютная истина - Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку;

Относительная истина - Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной                                             системе);

Истина как откровение - Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселен­ной.

 

44. Античность - Истина — это проявление идеи (Платон) или сущно­сти (Аристотель);

Средние века - Бог, вот что является истиной;

Новое время - Истина — это соответствие чувств и идей фактам;

XX в. - Истина — это открывающаяся сущность вещи (гер­меневтика).

 

45. Романтический - XVв.

Классический - XVII в.

Неклассический - XX в.

Постнеклассический - XXI в.

 

46. Эмпирический: Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности; Добыть новые экспериментальные факты;

Теоретический: Придумать новую теорию, которая была бы эф­фективней старой; Провести теоретическую интерпретацию экспери­ментальных фактов.

 

Ответы к тесту по теме 2.4 Основы научной, философской и религиозной картин мира

1. Докритический и критический.

2. Кантом.

3. Абсолютно непознаваемое.

4. Мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания.

5. Мир вещей в себе.                

6. Феномен.

7. Пространство и время.

8. Не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту.

9. Человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.

10. Общим законом.

11. Непреложное нравственное требование, моральный закон.

12. Соответствует действующему закону.

13. Незаинтересованности.

14. Абсолютный объективный идеализм.

15. Спекулятивно-идеалистическая.

16. Абсолютная идея (мировой дух).

17. Развитие духа (абсолютной идеи).

18. Все, что разумно — действительно.

19. Развитие мирового духа во времени.

20. Материализм.

21. Антропологический материализм.

22. Человека.

23. Приписыванием Богу атрибутов человека.

24. Любви.

 

25. Трансцендентальный идеализм - Кант;

антропологический материализм – Фейербах;

абсолютный идеализм - Гегель;

философия тождества - Шеллинг.

 

26. «Критика чистого разума» - Кант;

«О сущности христианства» - Фейербах;

«Наука логики» - Гегель;

«Система трансцендентального идеализма» - Шеллинг.



Вариант 1 к теме 4.1. Философские концепции исторического развития

1. Философия К. Маркса носит название:

а) диалектический материализм;

б) феноменология;

в) историософия;

г) критический реализм;

д) эмпиризм.

2. По Марксу, в основе развития общества лежит раз­витие:

а) сознания;

б) производительных сил;

в) мирового духа;

г) взаимодействия бога и природы;

д) взаимодействия бога и человека.

 

3. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:

а) сознание определяет бытие;

б) бытие определяет сознание;

в) общественное бытие определяет сознание;

г) общественное сознание определяет бытие;

д) бытие есть сознание.

4. Одним из этапов развития позитивизма был:

а) неотомизм;

б) берклианство;

в) трансцендентализм;

г) эмпириокритицизм;

д) экзистенциализм.

 

 

5. Выдающимися деятелями так называемого «первого позитивизма» были:

а) Р. Авенариус;

б) О. Конт;

в) Г. Спенсер;

г) А. Бергсон;

д) К. Маркс.

6. О. Конт был убежден, что в науке необходимо стремиться к замене слова «почему» сло­вом:

а) что;

б) зачем;

в) сколько;

г) как.

7. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии:

а) мифологическую — философскую — позитивную;

б) теологическую — метафизическую — позитивную;

в) религиозную — позитивную — натуралистическую;

г) философскую — позитивную — религиозную.

8. О. Конт надеялся заменить все науки об обществе:

а) менеджментом;

б) синергетикой;

в) социологией;

г) эпистемологией.

9. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изна­чальная, всеобъемлющая и непостижимая:

а) Воля;

б) Материя;

в) Сила;

г) Душа.

10. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение сущест­вующих телесных частиц и их движений — это:

а) эволюция;

б) революция;

в) стагнация;

г) трансформация.

11. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоя­нию:

а) постоянного развития;

б) неизбежного разложения;

в) равновесия;

г) преобразования.

 

12. Известное утверждение прагматизма:

а) истина — то, что доказано;

б) истина — то, что полезно;

в) истина — то, что привычно;

г) истина — то, что непостижимо;

д) истина – это откровение.

13. Представителем «философии жизни» является:

а) Ницше;               

б) Кант;                  

в) Шеллинг;

г) Гегель;

д) Фихте.

 

 

14. Одной из главных категорий «философии жизни» является:

а) разум;

б) мышление;

в) сознание;

г) бог;

д) воля.

15. В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть всего лишь совокупность представлений, ко­торые ассоциируются более всего с понятием:

а) вещь в себе;

б) эйдос;

в) майя;

г) монада;

д) логос.

16. Гравитация, магнетизм, инстинкты животных, поведение человека — все это, по Шопенгауэру, есть проявление:

а) природы;

б) бога;

в) воли;

г) разума.

17. По Шопенгауэру, мировая Воля — это сила (укажите все правильные варианты):

а) разумная и целенаправленная;

б) бессознательная, слепая и дикая;

в) светлая и божественная;

г) ограниченная и слабая;

д) единственная и безосновная.

 

18. По мнению Шопенгауэра, человеческая жизнь в целом есть:

а) счастье;

б) наслаждение;

в) страдание;

г) служение Богу;

д) любовь.

 

19. По мнению Шопенгауэра, спасение от вечного страдания можно обрести, если:

а) вести разумную, умеренную жизнь;

б) молиться;

в) служить обществу;

г) победить желание, страсть;

д) стремиться к наслаждению.

20. Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это:

а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благо­денствия;

б) неизбежное приближение Страшного Суда;

в) бессмысленное сплетение событий;

г) торжество свободы.

21. Набольшее влияние на философию Шопенгауэра оказало (укажите все правильные варианты):

а) учение Канта;

б) учение Гегеля;

в) учение Шеллинга;

г) учение Будды;

д) учение Руссо.

 

22. Философия Шопенгауэра является:

а) оптимистическим учением;

б) пессимистическим учением;

в) гедонистическим учением;

г) рационалистическим учением;

д) эвдемонистическим учением.

23. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Къеркегора:

а) любовь;

б) страх;

в) зависть;

г) радость.

24. Центральная идея философии С. Къеркегора:

а) человек — это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит поль­зы обществу и улучшает его;

б) основная антропологическая единица — народ. Он про­являет свои возможности, таланты и деятельные спо­собности в отдельных индивидах;

в) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;

г) реально существуют только универсальные явления — род, класс, государство, общество. Отдельные индиви­ды безлики, анонимны и неистинны.

25. С. Къеркегор рассматривал три стадии существо­вания человеческого духа:

а) гносеологическая — этическая — эстетическая;

б) гносеологическая — эстетическая — религиозная;

в) эстетическая — этическая — религиозная;

г) эстетическая — этическая — гносеологическая.

26. Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:

а) воля к жизни;

б) воля к власти;

в) воля к богатству;

г) воля к богу;

д) воля к человечности.

27. Ф. Ницше обосновал идею:

а) экономического прогресса человечества;

б) нравственного прогресса человечества;

в) вечного возвращения;

г) неизбежности победы социализма;

д) научно-технического прогресса.

28. В области научного познания, по мысли Ницше, ис­тина — это:

а) цель научного познания;

б) объективное отражение действительности;

в) актуальное мнение;

г) полезное заблуждение.

29. Идеальный человек будущего, по Ницше, - это:

а) человек-коллективист;

б) человек-масса;

в) маргинальный человек;

г) человек-машина;

д) сверхчеловек.

 

30. В философии А. Бергсона жизнь понимается как:

а) изменчивый, творческий поток сознания;

б) процесс рационального, логического познания;

в) система ощущений и чувств;

г) совокупность животных и растительных форм;

д) форма состояния белка.

31. Перу Берсона принадлежит трактат:

а) «Эволюция видов»;

б) «Космогония»;

в) «О небесной иерархии»;

г) «Творческая эволюция»;

д) «Творчество человека».

32. Основу познания, по А. Бергсону, составляет:

а) опыт;

б) разум;

в) логика;

г) эксперимент;

д) интуиция.

33. Согласно учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

а) мышлением;

б) бессознательным;

в) разумом;

г) рассудком;

д) опытом.

34. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;

б) уменьшении чувства вины человека;

в) снижении тревожности индивида;

г) сублимации первичных комплексов;

д) стремлении к труду.

35. Архетип, согласно К. Юнгу, — это:

а) начальные моменты всякого научного познания;

б) образ лидера, вождя;

в) исходные составляющие человеческой психики;

г) коллективные формы и образы, исходящие из мифологического сознания и образа жизни;

д) парадигма познания.

36. Основная установка экзистенциализма означает:

а) бытие определяет сознание;

б) отрицание реальности мира;

в) сущность предшествует существованию;

г) существование предшествует сущности;

д) сущность и существование тождественны.

 

37. Фундаментальной характеристикой человеческого существования в экзистенциализме является:

а) любовь;

б) свобода;

в) долг;

г) совесть;

д) разум.

 

38. В экзистенциализме время экзистен­циальное связано с такими понятиями, как (укажите все правильные варианты):

а) бесконечность;

б) структура;

в) решимость;

г) заброшенность;

д) метрика.

39. Согласно М. Хайдеггеру и Ж.П. Сартру, бытие, на­правленное к ничто и сознающее свою конечность, — это:

а) мышление;

б) переживание;

в) экзистенция;

г) научный факт;

д) движение материи.

40. Ключевой категорией Хайдеггера является:

а) бытие-к-богу;

б) бытие-к-разочарованию;

в) бытие-к-жизни;

г) бытие-к-счастью;

д) бытие-к-смерти.

41. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в:

а) прагматизме;

б) персонализме;

в) феноменологии;

г) структурализме;

д) экзистенциализме.

42. Жизнь есть абсурд, согласно:

а) Ницше;

б) Дильтею;

в) Камю;

г) Фрейду;

д) Сартру.

 

43. С точки зрения баденской школы неокантианства, существует два основ­ных научных метода:

а) натурфилософский и физический;

б) аналитический и синтетический;

в) генерализующий и индивидуализирующий;

г) наблюдения и эксперимента.

 

44. Представитель баденской школы неоканти­анства В. Виндельбанд предложил свое деление наук на науки:

а) о природе и о духе;

б) о законах и о событиях;

в) о материи и о сознании;

г) об ощущениях и об идеях;

д) о разуме и об опыте.

45. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональность»это:

а) существенное свойство всех актов сознания, направлен­ность сознания на объект, находящийся вне самого соз­нания;

б) анализ символических аспектов социальных взаимодей­ствий;

в) зависимость истинностного значения высказываний от психологических, прагматических оттенков смысла этих вы­сказываний;

г) заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений.

46. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это:

а) исследование философских письменных памятников;

б) современная интерпретация древних идей;

в) толкование и осмысление текста, в качестве которого может предстать любой предмет;

г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

47. Центральной характеристикой существования че­ловека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:

а) предрассудок;

б) объяснение;

в) познание;

г) понимание.

48. Установите принадлежность философа той или иной философской школе (направлению):

а) Сартр, Камю, Хайдеггер;    1) «философия жизни»;

б) Ницше, Шопенгауэр;          2) экзистенциализм;

в) Виндельбанд, Риккерт;       3) психоанализ;

г) Фрейд, Юнг;                         4) позитивизм;

д) Миль, Спенсер.                    5) неокантианство.

49. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «Бытие и время»;                                      а) Конт;

2. «Воля к власти»;                                       б) Маркс;

3. «Капитал»;                                                 в) Ницше;

4. «Мир как воля и представление»;           г) Хайдеггер;

5. «Курс позитивной философии»;             д) Шопенгауэр.

Ответы к варианту 1

Вариант 2 к теме 4.1. Философские концепции исторического развития

 

1. Сценарий «столкновения цивилизаций» в ХХI веке был выдвинут...

A. С. Хантингтоном

b. Н. Данилевским

c. О. Шпенглером

d. П. Сорокиным

 

2. Э. Тоффлер предложил футурологическую модель...

a. «заката Европы»

B. «третьей волны»

c. «массового общества»

d. «столкновения цивилизаций»

 

3. В постиндустриальном обществе на первый план выходит...

a. производство товаров массового спроса

b. сфера услуг, образования и науки

c. машиностроение и металлургия

d. сельское хозяйство

 

4. «Осевое время», охватывающее период между 800 и 200 гг. до н.э., является, по мнению К. Ясперса,…

C. Д. Белл

d. Н. Бердяев

 

6. Под эсхатологией понимается...

a. учение о будущем социальном порядке

D. индустриальное

 

8. Цивилизационный подход к истории предполагает…

a. установление общих закономерностей развития общества

b. европоцентризм

c. деление истории на формационные этапы

A. Т. Мальтус

b. П. Сорокин

c. Б. Рассел

d. М. Фуко

 

 

 

A. в XVI – XVII вв.

b. и V – IV вв. до н.э.

c. в XI – XIII вв.

d. в XX веке

5. Идея самопроизвольного и спонтанного зарождения жизни характерна для

a. гипотезы панспермии

B. мифологии

c. теории эволюционизма

d. креационизма

6. Самой большой ценностью в философии является...

a. построение справедливых отношений между людьми

B. истинное знание о мире

c. обретение веры в себя

d. создание умозрительных систем

7. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе...

a. философских идей

B. Священного писания

c. мифологических представлений

d. повседневного опыта

8. Монотеистической религией не является

a. христианство

B. буддизм

c. ислам

d. иудаизм

9. Характерной чертой мифологической картины мира является...

a. стремление познать причинно-следственные связи между явлениями

b. рациональный характер познания

c. связь с философскими размышлениями

A. креационизма

b. верификации

c. независимости жизни человека от воли Творца

d. веры в бесконечный прогресс человеческого общества

C. прекрасного

d. священного

 

2. Положительная значимость чего-либо для человека называется...

a. нормой

B. ценностью

c. достоинством

d. ценой

 

3. Слово «культура» в переводе с _____ языка означает «возделывание», «обработка земли».

a. греческого

b. немецкого

C. латинского

d. английского

 

4. Формой деятельности людей по воспроизводству и обновлению социального бытия, а также включаемыми в эту деятельность её продуктами и результатами, является…

a. религия

b. научная деятельность

C. культура

d. философия

 

5. Объектом гуманитарного знания является (-ются)...

a. материальное производство

b. явления природы

C. духовный мир человека

d. медицина и врачевание

 

6. Современный этап в развитии культуры характеризуется...

a. медленными темпами смены систем ценностей

C. аксиология

d. этика

 

8. Особое внимание системе эстетических ценностей уделяли в…

A. неокантианстве

b. психоанализе

c. аналитической философии

d. неотомизме

 

9. Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется...

a. адаптационной

B. аксиологической

c. познавательной

d. коммуникативной

B. индукцией

c. аналогией

d. моделированием

3. Мысленное объединение частей в единое целое есть...

a. анализ

b. корреляция

C. синтез

d. отождествление

4. Научная теория, выступающая в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки, называется...

A. парадигмой

b. учением

c. идеологией

d. доктриной

5.  «Философия науки» как направление философского знания появилась в(во)...

a. философии марксизма

D. аналогия

7. Отличительными признаками научного знания считают систематизированность, доказательность, а также...

a. правдоподобность

b. личностный характер

C. проверяемость

d. устойчивость

 

8. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть...

A. теория

b. гипотеза

c. обобщение

d. факт

 

9. Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому __________ знанию.

a. научному

b. эзотерическому

c. квазинаучному

D. паранаучному


 


D. промышленной

 

2. Решающую роль техники в общественном развитии признают сторонники...

a. географического детерминизма

D. научное знание

 

4. Наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни в(во)...

a. время первой научной революции в XYII веке

b. аграрном обществе

C. сциентизм

d. нигилизм

 

6. Технические науки нацелены на...

a. анализ нравственных аспектов взаимоотношений человека и техники

C. «техника»

d. «религия»

 

8. По мнению сторонников __________, научно-технический прогресс способствует росту этического нигилизма.

a. догматизма

b. сциентизма

C. антисциентизма

d. либерализма

 

9. Особенностью современного научно-технического прогресса является...

a. массовое машинное производство

b. автоматизация производства

A. экологическая проблема

b. освоение ресурсов Мирового океана

c. освоение космоса

d. борьба с наркоманией

 

3. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии...

a. «информатизация»

b. «технологизация»

c. «идеологизация»

D. «глобализация»

 

4. Для разрешения глобальных проблем необходимо...

a. прекратить исследование космоса

b. снизить темп научно-технического прогресса

c. унифицировать национальные культуры

A. Римский

b. Парижский

c. Венский

d. Гейдельбергский

 

 

 

всеобщее в системе «мир – человек»

3. положения Священного писания

4. доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции

2. Греческие слова phileo – «любовь» и sophia – «мудрость» дали начало термину...

1. эклектика

Философия

3. гемофилия

4. софистика

3. Гносеология – это учение о…

1. бытии

2. ценностях

Познании

4. смыслах

4. Антропология – это учение о…

1. бытии

2. ценностях

3. познании

Человеке

5. Проблемы, решаемые философией, ...

1. могут быть решены в рамках конкретной научной дисциплины

Дата: 2019-04-23, просмотров: 331.