Рациональное использование издержек обращения и увеличение прибыли предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

К основным внешним факторам, оказывающим влияние на размер прибыли и уровень рентабельности торгового предприятия являются: экономическая ситуация в стране; уровень развития экономики; меры государственного регулирования деятельности предприятий; уровень инфляции; изменение цен, тарифов, ставок, торговых надбавок, наценок на продукцию, нарушения поставщиками и другими органами договорных условий, демографическая ситуация, конъюнктура рынка потребительских товаров, процент за кредиты.

К основным внутренним факторам, влияющим на размер прибыли, и рентабельность организации относят: результаты коммерческой деятельности организации, объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота, эффективность использования ресурсов, материальное стимулирование работников, размер издержек обращения, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотных средств, эффективность использования основных фондов.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности [13, с. 187]:

- объема реализации товаров;

- структуры товарооборота;

- покупной стоимости товаров;

- уровня среднереализационных цен.

Объем реализации товаров может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных товаров приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же товар является низкорентабельным, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарооборота может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных товаров в общем объеме товарооборота, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.

Покупная стоимость товаров обратно пропорциональна прибыли: снижение покупной стоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Уровень рентабельности зависит от трех основных факторов первого уровня: изменения структуры товарооборота, покупной стоимости товаров и средних цен реализации.

Следующим наиболее важным этапом проведения анализа финансовых результатов после анализа прибыли и рентабельности торговой организации является анализ динамики уровня доходов от реализации к обороту торговли. Уровень доходов от реализации к обороту в общем случае определяется соотношением между доходами от реализации товаров и оборотом торговли, переведенным в проценты.

К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень валового дохода, относят [1, 5 и др.]:

1) объем и состав, ассортиментная структура товарооборота;

2) условия поставки товаров;

3) экономическая обоснованность торговой надбавки;

4) количество и качество дополнительных услуг.

Увеличение объема товарооборота в организации означает рост массы валового дохода: чем больше товаров продано, тем больше совокупная сумма торговой надбавки.

Управление эффективностью затрагивает следующие факторы и пути повышения интенсивности и эффективности деятельности:

- научно-технический прогресс и научно-технический уровень производства и продукции;

- структура хозяйственной системы и уровень организации реализации продукции;

- хозяйственный механизм и уровень организации управления;

- социальные условия и уровень использования человеческого фактора;

- внешнеэкономические связи и уровень их развития.

Все эти группы непосредственных факторов повышения интенсификации и эффективности деятельности предприятия носят обобщенное название – технико-организационный уровень деятельности. Анализ факторов путей повышения технико-организационного уровня деятельности – ключ к повышению показателей интенсификации и эффективности деятельности.

Использование экономических ресурсов предприятия может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер. Понятие всесторонней интенсификации характеризует использование не только живого, но и овеществленного труда, т.е. все совокупности производственных и финансовых ресурсов.

Как уже говорилось выше, конечной целью и движущим мотивом развития предприятия является прибыль. Она позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников; выступает источником финансовых ресурсов; источником материального стимулирования трудового коллектива; источником образования имущества, капитала, трудовых и социальных льгот для работников предприятия. Получение прибыли – результат реализации товаров и услуг, основанной на привлечении, прежде всего труда и капитала. Организация должна стремиться к достижению оптимального уровня рентабельности. Это может быть обеспечено на основе опережающих темпов роста прибыли по сравнению с объемом продаж.

На величину прибыли от реализации влияет совокупность многих факторов, которые могут зависеть от организации предпринимательской деятельности или не зависеть от нее. Важнейшими факторами роста прибыли являются:

- рост объемов деятельности;

- реализация качественной продукции;

- расширение ассортимента реализуемой продукции;

- рост производительности труда.

Для сохранения существующей тенденции увеличения торгового оборота можно принять следующие меры:

- изучение спроса население и расширение рынка сбыта продукции;

- заключение договоров поставки, установление устойчивых хозяйственных связей с поставщиками;

- расширение ассортимента товаров;

- проведение рекламной компании.

Чтобы получать прибыль от продаж и минимизировать убытки, следует не допускать роста издержек обращения, найти пути их нормализации.

Именно рост издержек обращения очень часто становится причиной снижения рентабельности продаж. Для решения этой проблемы необходимо проработать механизм управления затратами: выделить наиболее весомые статьи затрат и исследовать возможность их снижения; разделять издержки обращения на постоянные и переменные, и установить на каждый квартал и каждый год точку безубыточности; выявить рентабельность продаж по основным видам продукции и изучить возможность увеличения продаж наиболее ликвидных товаров.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации. Для улучшения финансового состояния необходимо:

- следить за согласованием дебиторской и кредиторской задолженности;

- контролировать просроченную задолженность;

- выявить пути и возможности упрощения расчетов с поставщиками;

- выявление возможностей расширения закупки товаров на льготных условиях, увеличение доли кредиторской задолженности в формировании товарных запасов и других оборотных активов;

- детально проанализировать причины возникновения задолженности.

Рынок сбыта предполагается расширить за счет увеличения численности обслуживаемого населения, используя при этом различные способы привлечения потребителей.

Реализация предложенных мероприятий позволит достигнуть плановых показателей эффективности ООО «Готти», приведенных в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1. Планируемые показатели эффективности деятельности ООО «Готти» на 2008 г. с учетом предложенных мероприятий, тыс. руб.

Показатели Ед. изм. 2008 г. 2009 г. Измен. Темп роста%
1 Объем реализации продукции тыс. руб. 12084 15100 3016 25,0%
2 Себестоимость тыс. руб. 9684 11500 1816

18,8%

3 Прибыль от продаж тыс. руб. 2400 4100 1700

70,8%

4 Чистая прибыль тыс. руб. 1824 3250 1426

78,2%

5 Численность торгового и вспомогат. персонала чел. 25 27 2

8,0%

6 Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб. 13012 13800 788

6,1%

7 Среднегодовой остаток оборотных средств тыс. руб. 3332 3400 68

2,0%

8 Затраты на 1 рубль объема реализации продукции тыс. руб. 0,8 0,76 -0,03841

-4,8%

9 Рентабельность общая % 19,9 27,2 7,3

36,7%

10 Фондоотдача руб. выручки на руб. стоимости основных средств руб. 0,92 1,09 0,174203

18,9%

11 Фондоемкость руб. 1,08 0,91 -0,16609

-15,4%

12 Рентабельность основных фондов % 18,4% 29,7% 11,3% 61,5%
13 Объем реализации на 1 работающего (производительность труда) тыс. руб. 483,4 559,3 75,9 15,7%

 

Экономическая эффективность реализации мероприятий по повышению экономической деятельности организации предполагается в виде получения дополнительной чистой прибыли. Прогноз увеличения чистой прибыли от каждого мероприятия представлен в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2. Прогноз увеличения чистой прибыли ООО «Готти» вследствие реализации предложенных мероприятий в 2009 г.

Наименование мероприятия Дополнительная прибыль, тыс. руб.
1. Совершенствование структуры и повышение эффективности использования основных фондов и оборотных средств 380
2. Совершенствование процесса управления поставками и ассортиментной политики 225
3. Рациональное использование производственных затрат 821

 

Таким образом, общий экономический эффект от реализации предложенных мероприятий составит 1426 тыс. руб. Следствием роста прибыли станет увеличение общей рентабельности на 7,3%.

 



Заключение

В ходе выполнения данной выпусконой квалификационной работы произведена оценка результатов хозяйственной деятельности и экономической эффективности ООО «Готти». В заключение сделаем основные выводы.

Экономическая эффективность пронизывает все сферы практической деятельности человека, все стадии общественного производства, является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений, используется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристики хозяйственной деятельности.

Основными задачами анализа эффективности являются:

- оценка хозяйственной ситуации;

- выявление факторов и причин достигнутого состояния;

- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;

- выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Эффективная работа предприятий способствует обеспечению эффективности общественного производства. Она достигается тогда, когда невозможно перестроить использование наличных ресурсов таким образом, чтобы увеличить выпуск одного товара без уменьшения выпуска любого другого товара. В другой редакции – для достижения эффективности необходимо отсутствие возможности получения ресурсов или обмена наличными продуктами между потребителями.

В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности организации необходимо использовать отношение объема реализованной продукции или эффекта в виде прибыли к совокупной величине ресурсов, включающих среднегодовую стоимость основных и оборотных средств или к общей сумме расходов на производство или продажи.

При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода:

- первый подход – когда результаты хозяйственной деятельности анализируемого предприятия можно представить в виде системы показателей;

- второй подход – когда результаты хозяйственной деятельности характеризуются одним свободным комплексным показателем.

На практике при проведении комплексного анализа чаще всего используют оба подхода одновременно.

Целью анализа экономической эффективности деятельности ООО «Готти» является определение дальнейших путей ее развития.

В отчетном (2008) году произошло увеличение объема реализации продукции на 1380 тыс. руб., немного увеличилась себестоимость на 124,8 тыс. руб., но т. к. темпы роста объема реализации продукции значительно превышают темпы роста себестоимости, то произошел значительный рост прибыли от реализации продукции – на 1255,2 тыс. руб. по сравнению с базисным (2007) годом.

Показатель затрат на 1 рубль реализации продукции снизился в отчетном году по сравнению с базисным на 9 копеек. Данный показатель характеризует деятельность фирмы и ее эффективность и показывает величину затрат, которая содержится в 1 рубле выручки.

Показатель рентабельности фирмы в отчетном году достиг 19,9% по сравнению с 10,6% в базисном году.

Реальный собственный капитал фирмы вырос в отчетном году на 954 тыс. руб. или на 109,6%. Величина уставного капитала осталась неизменной. Разница между собственным и уставным капиталом является положительной и говорит о том, что у фирмы есть собственные финансовые источники для текущей деятельности помимо уставного капитала. Собственный капитал фирмы за анализируемый период увеличился. Прирост собственного капитала произошел за счет увеличения прибыли, которая повлияла на рост фондов накопления. Их доля в структуре собственного капитала увеличилась на 20%.

За анализируемый период обеспеченность основными средствами возросла. Стоимость зданий, находящихся на балансе, за 2 года уменьшилась на 150 тыс. руб. или на 1,8%. Это было связано с изменением оценочной стоимости данных объектов. Стоимость оборудования возросла на 1270 тыс. руб. или на 52,2%, стоимость транспортных средств увеличилась также на 530 тыс. руб. или на 75,7%. Прочие основные средства возросли на 1320 тыс. руб. или на 330%.

В целом активная часть основных средств (оборудование и транспортные средства) росла высокими темпами по сравнению с пассивной частью. Все это свидетельствует о правильной экономической политике проводимой на фирме для повышения эффективности использования основных средств.

Показатели эффективности использования основных фондов имеют в целом тенденцию к увеличению. Фондоотдача за анализируемый период увеличилась на 0,01 рубля или на 1,09%. За счет роста фондоотдачи получен прирост реализации продукции на сумму 138 тыс. руб., что составляет 12,9% от общего объема реализованной продукции. Вместе с тем темпы роста прибыли приближаются к темпам роста стоимости основных производственных фондов.

Динамика оборотных средств показывает, что наибольший удельный вес в структуре оборотных активов имеют запасы, их прирост составил 70,8%, это говорит о том, что фирма наращивает величину материальных запасов.

За анализируемый период дебиторская задолженность выросла на 300 тыс. руб. или на 25%. То же можно сказать и о кредиторской задолженности, которая также росла значительными темпами и за период возросла на 853,2 тыс. руб. или на 10,3%. В течение анализируемого периода кредиторская задолженность превышала дебиторскую в 6 раз. Сопоставление сумм дебиторской и кредиторской задолженности показывает, что предприятие на протяжении анализируемого периода имело пассивный остаток задолженности, то есть, кредиторская задолженность превышала дебиторскую. Таким образом, фирма отсрочила платежи должников за счет неплатежей кредиторам.

При расчете общей рентабельности определено, что за 2008 г. произошло увеличение чистой прибыли, принесенной каждой единицей реализованной продукции на 9,3%. Расчет рентабельности собственного капитала показывает, что в 2008 г. каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия заработала чистой прибыли в два раза больше, чем в 2007 г. Можно отметить, что произошло увеличение эффективности использования основных средств и прочих внеоборотных активов, определяемой при расчете фондорентабельности на 4,4% за 2007–2008 гг.

Расчет рентабельности основной деятельности показывает рост прибыли от реализации, приходящейся на 1 руб. затрат, в 2 раза больше в 2008 г., чем в 2007 г. Так же наблюдается увеличение эффективности использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок, определяемой при расчете рентабельности перманентного капитала на 4% за период 2007–2008 гг. В результате произошло сокращение на 9,2 года срока, в течение которого в течение которого полностью окупятся вложения в данное предприятие.

В целом ООО «Готти» работает достаточно эффективно – интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности в отчетном году по сравнению с предшествующим увеличился с 1,56 до 1,88 или на 20,5%, несмотря на то, что показатель эффективности торгового потенциала за год снизился с 2,72 до 2,63.

Значение коэффициента абсолютной ликвидности на 01.01.08 г. немного меньше 1, что свидетельствует о возможных проблемах с платежеспособностью в ближайшее время, если не принять определенных антикризисных мер. У ООО «Готти» на начало 2007 года: А1 > П1; А2< П2; А3 < П3; А4 < П4, соблюдаются 2 условия, баланс ликвиден на 50%; на начало 2009 года: А1 > П1; А2 < П2; А3 < П3; А4 < П4, баланс ликвиден на 50%.

Проведенный предварительный сравнительный анализ направлений совершенствования деятельности фирмы ООО «Готти» показал, что наибольший экономический эффект с высокой степенью вероятности (0,75) можно ожидать от введения системы нормирования оборотных средств, одновременно с внедрением автоматизированной системы управления складским хозяйством (АСУ СХ) и реорганизации маркетинговой деятельности

Для совершенствования системы товароснабжения была разработана комплексная схема формирования заказа на поставку, упрощена процедура заказа и заключения договоров с одновременным повышением оперативности и применением индивидуального подхода к каждому контракту, рекомендовано применение новейших технологических систем поставок, сотрудничество с диспетчерскими службами завоза, использование новейших информационных технологий, совершенствование претензионной работы.

Для совершенствования ассортиментной политики предложен системный подход к прогнозированию товарной структуры потребительского спроса, для улучшения ценовой политики предложены более эффективные методы ценообразования.

Экономическая эффективность реализации мероприятий по повышению экономической деятельности организации предполагается в виде получения дополнительной чистой прибыли на сумму 1426 тыс. руб. Следствием роста прибыли станет увеличение общей рентабельности на 7,3%.

Таким образом, определенную во введение цель работы следует признать достигнутой, а задачи исследования решенными в полном объеме.

 

 



Дата: 2019-04-22, просмотров: 455.