Сущность и показатели экономической эффективности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Рыночная экономика обуславливает необходимость развития экономического анализа в первую очередь на микроуровне, то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) и составляют основу рыночной экономики.

Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной деятельностью, как предприятия, так и его коллектива, менеджеров, владельцев-собственников.

В настоящее время возникает необходимость проведения анализа бизнес-планов, маркетинговых исследований, возможностей производства и сбыта, внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, соотношения спроса и предложения, конкретных потребителей и поставщиков, затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией.

Анализ эффективности деятельности предприятия необходим не только его руководителю для оценки финансового положения, но и ряду лиц, которые принимают непосредственное участие в хозяйственной практике:

1) инвесторам, которым необходимо принять решение о формировании портфеля ценных бумаг предприятия;

2) кредиторам, которые должны выдать при необходимости кредиты предприятию и быть уверенными, что их кредиты вернут вместе с процентами, раньше, чем предприятие обанкротится;

3) аудиторам, которым необходимо проверить отчетность и хозяйственную деятельность предприятия и дать соответствующие рекомендации по ведению бухгалтерского учета;

5) руководителям маркетинговых и рекламных отделов, которые на основе этой информации создают стратегию продвижения товара на рынки.

Кроме того, в настоящее время, экономический анализ получил новую форму представления – форму рекламного характера. Публикация результатов финансового анализа в виде отчетов показывает инвесторам и акционерам результаты работы предприятия за отчетный период времени, тенденции роста прибыли и развития предприятия на следующий год, и служит хорошим рекламным материалом для привлечения новых инвестиций.

Современная экономика, с ее постоянно ужесточающейся конкуренцией, требует от руководителей и менеджеров предприятий, фирм и ассоциаций постоянного повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. Следовательно, необходимо развитие теории и практика анализа хозяйственной деятельности как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку выполнению планов и динамике производственно-торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы (особенно прогнозные) экономического и социального развития, помогать принимать оптимальные тактические и стратегические управленческие решения.

Необходимость дальнейшего совершенствования теории и практики анализа экономической эффективности деятельности предприятий обуславливает актуальность данной выпускной квалификационной работы.

Целью работы является анализ эффективности деятельности исследуемого предприятия и выявление резервов ее повышения.

Объект наблюдения – торговое предприятие ООО «Готти».

Объектом исследования являются экономические процессы по повышению экономической эффективности деятельности организации ООО «Готти».

Предметом исследования являются тенденции, закономерности и направления повышения социально-экономической эффективности работы предприятия, экономические и финансовые результаты его деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получившие отражение через систему экономической информации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- определить сущность экономической эффективности;

- исследовать методику оценки экономической эффективности торгового предприятия;

- выявить основные показатели экономической эффективности;

- проанализировать эффективность деятельности ООО «Готти»;

- оценить имущество предприятия и источники его формирования, платежеспособность и финансовую устойчивость;

- провести анализ эффективности использования ресурсов;

- разработать направления повышения экономической эффективности работы организации.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы анализировались отчеты деятельности ООО «Готти» за 2008–2009 годы и другие материалы бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, обобщались методические рекомендации, по повышению экономической эффективности деятельности предприятий, монографическая научная литература, публикации в периодической печати. При этом изучались научные труды следующих авторов: З.А. Капелюк, К.А. Раицкого, А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина, М.И. Баканова, А.Ю. Денисова, Г.В. Савицкой и др.

Методология экономического анализа производственной и хозяйственной деятельности представляет собой комплексное изучение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными методами системы показателей статистической и бухгалтерской отчетности, а также других источников информации с целью выявления направлений повышения экономической эффективности работы предприятия. Кроме того, исследование основывается на методологии программно-целевого подхода, в основе которой лежит системный анализ, изучающий поведение рассматриваемого объекта в системе внешних и внутренних связей.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении раскрывается актуальность, изученность, объект, предмет, цель и задачи обозначенной темы.

В первой главе – «Сущность и показатели экономической эффективности» – были рассмотрены понятие экономической эффективности и необходимость ее повышения в условиях рыночной экономики; показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятия; факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия.

Во второй главе – «Оценка эффективности деятельности ООО «Готти»» – дана характеристика организационно-финансовой деятельности организации, анализ ее эффективность и комплексная оценка эффективности.

В третьей главе – «Основные направления повышения экономической эффективности деятельности ООО «Готти» – разработан комплекс рекомендаций и мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности рассматриваемой организации.

В заключение работы представлены выводы и рекомендации. Список литературы включает 48 источников. В работе имеется 2 приложения.

 



Собственный капитал

Период окупаемости = – (2.15)

Прибыль до налогов – налог на прибыль

 

Выше перечисленные показатели зависят от многих факторов и существенно варьируют по торговым предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.

Показатели рентабельности капитала являются важными в структуре показателей рентабельности. Они характеризуют степень использования фирмой финансовых рычагов для повышения доходности. Они могут не совпадать между собой, так как отражают различные величины. Данные показатели специфичны еще и тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия: управляющих фирмой интересует доходность всего совокупного капитала; потенциальных инвесторов и кредиторов – доходность инвестируемого или заемного капитала; собственников – доходность собственного капитала [14, с. 157].

Показатели деловой активности характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности фирмы. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании динамики уровней разнообразных коэффициентов – показателей оборачиваемости.

Анализ деловой активности обычно осуществляется по двум направлениям [3, с. 56].

Первое направление – отражение показателей деловой активности через коэффициенты. Система показателей применяемых при анализе деловой активности состоит из следующих коэффициентов.

Коэффициент общей оборачиваемости капитала или коэффициент ресурсоотдачи показывает сколько раз за год совершает полный цикл обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая единица активов. Рост показателя в динамике – благоприятная тенденция, при этом, чем выше показатель – тем больше изношены основные средства:

 

Выручка от реализации

Коэф. ресурсоотдачи = – (2.16)

Итог баланса

 

Коэффициент оборачиваемости мобильных средств показывает скорость оборота всех оборотных средств предприятия.


Выручка от реализации

Коэф. оборачиваемости = – (2.17)

Оборотные активы

 

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала характеризует различные аспекты деятельности: c финансовой точки зрения – скорость оборота вложенного капитала; с экономической – активность денежных средств, которыми рискует вкладчик; с коммерческой – отражает или излишек продаж или их недостаток. Если показатель слишком высок (что означает превышение уровня реализации над вложенным капиталом), это влечет за собой рост кредитных ресурсов и возможность достижения такого уровня, за которым кредиторы начинают участвовать в деле больше, чем собственники.

Низкий показатель означает бездействие части собственных оборотных средств. В этом случае показатель указывает необходимость вложения собственных оборотных средств в другие более подходящие источники доходов.

 

Выручка от реализации

Коэф. оборач. собств. капитала = – (2.18)

Собственный капитал

 

Коэффициент оборачиваемости материальных средств показывает число оборотов запасов и затрат за анализируемый период.

 


Выручка от реализации

Коэф. оборач. мат. средств = – (2.19)

Запасы + НДС


Коэффициент оборачиваемости денежных средств показывает скорость оборота денежных средств.

 


Выручка от реализации

Коэф. оборач. денежных средств = – (2.20)

Денежные средства

 

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого фирмой. По нему судят сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение периода.

 

Выручка от реализации

Коэф. об. деб. задолж. = – (2.21)

Дебиторская задолженность

 

Средний срок оборота дебиторской задолженности – отношение количества дней в году к числу оборотов задолженности за год, характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности.

 

360 дн.

Ср. срок об. деб. задолж. = – (2.22)

Коэф оборачиваемости ДЗ

 

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию.

 


Выручка от реализации

Коэф. об. кред. задолж. = – (2.23)

Кредиторская задолженность

 

Средний срок оборота кредиторской задолженности – отношение количества дней в году к числу оборотов за год, характеризует средний срок погашения кредиторской задолженности.

 

360 дн.

Ср. срок об. деб. задолж. = – (2.24)

Коэф оборачиваемости КЗ

 

Второе направление – выявление динамики основных показателей, так как сделанные выводы формулируются в результате сопоставления темпов их изменения. Оптимальное соотношение темповых показателей выручки, прибыли и совокупного капитала выглядит следующим образом:

 

100% < Т к <Т в <Т п, (2.25)

 

где Т – темп роста капитала, выручки и прибыли.

Данное неравенство имеет следующий экономический смысл. Если 100%< Т к, следовательно, экономический потенциал фирмы возрастает, увеличивается масштаб ее деятельности. Если Т к < Т в, то по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами; ресурсы фирмы используются более эффективно, повышается отдача с каждого рубля вложенного в организацию. Если Т в < Т п, то прибыль возрастает опережающими темпами, это свидетельствует, как правило, об имеющимся в отчетном периоде относительном снижении издержек производства и обращения. Данные соотношения темповых показателей являются идеальными и в настоящих условиях не все фирмы смогут достигнуть их.

Для анализа рентабельности ООО «Готти» воспользуемся вышеприведенными формулами. Результаты представлены в таблице 2.9

 

Таблица 2.9. Коэффициенты, характеризующие рентабельность ООО «Готти»

Показатели 2007 г. 2008 г. Изменение
Общая рентабельность (продаж) 10,6 19,9 + 9,3
Рентабельность собственного капитала. 5,1 9,8 + 4,7
Рентабельность совокупного капитала 2,7 4,7 + 2
Фондорентабельность 6,2 10,6 + 4,4
Рентабельность основной деятельности 12 25 + 13
Рентабельность перманентного капитала 4,6 8,6 + 4
Период окупаемости собственного капитала 19,4 10,2 – 9,2

 

Таблица 2.9 позволяет сделать определенные выводы. Так, при расчете общей рентабельности определяется, что за 2008 г. произошло увеличение чистой прибыли, принесенной каждой единицей реализованной продукции на 9,3%. Расчет рентабельности собственного капитала показывает, что в 2008 г. каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия заработала чистой прибыли в два раза больше, чем в 2007 г. Можно отметить, что произошло увеличение эффективности использования основных средств и прочих внеоборотных активов, определяемой при расчете фондорентабельности на 4,4% за 2007–2008 гг. Расчет рентабельности основной деятельности показывает рост прибыли от реализации, приходящейся на 1 руб. затрат, в 2 раза больше в 2008 г., чем в 2007 г. Так же наблюдается увеличение эффективности использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок, определяемой при расчете рентабельности перманентного капитала на 4% за период 2007–2008 гг. В результате произошло сокращение на 9,2 года срока, в течение которого в течение которого полностью окупятся вложения в данное предприятие.

Для анализа деловой активности также воспользуемся вышеприведенными формулами. Результаты представлены в таблице 2.10.


Таблица 2.10. Коэффициенты, характеризующие деловую активность ООО «Готти»

Показатели 2007 г. 2008 г. Изменение
Коэффицент общей оборачиваемости 0,33 0,31 – 0,02
Коэффицент оборачиваемости мобильных средств   0,58   0,56   – 0,02
Коэффицент оборачиваемости собственного капитала   0,63   0,64   + 0,01
Коэффицент оборачиваемости материальных средств   7,2   4,8   – 2,4
Коэффицент оборачиваемости денежных средств   0,68   0,69   – 0,01
Коэффицент оборачиваемости дебиторской задолженности   8,92   8,032   – 0,6
Срок оборачиваемости дебиторской задолженности   40,3   44,8   + 4,5
Коэффицент оборачиваемости кредиторской задолженности   1,29   1,31   + 0,02
Срок оборачиваемости кредиторской задолженности   279   274,8   – 4,2

 

Из таблицы 2.10 можно сделать следующие выводы.

Во-первых, по группе общих показателей оборачиваемости активов можно сказать следующее: расчет коэффициента общей оборачиваемости показывает, что каждая единица активов в 2007 и 2008 гг. принесла 0,33 и 0,31 руб. реализованной продукции; с другой стороны он показывает, что за год полный цикл производства и обращения, совершается 0,33 и 0,31 раз. Помимо этого снижение показателя в динамике говорит о снижении изношенности основных средств. Рост скорости оборота всех оборотных средств (из расчета показателя оборачиваемости мобильных средств) снизился и составил 0,56% в 2008 г. по сравнению с 2007 г.

Во-вторых, по группе показателей управления активами: расчет показателя оборачиваемости собственного капитала показывает, с финансовой точки зрения, что скорость оборота вложенного капитала составила 0,63 и 0,64 оборота за период. Такое значение показателя и его увеличение в динамике означает повышение уровня реализации над вложенным капиталом, а это влечет за собой рост кредитных ресурсов.

Расчет показателя оборачиваемости материальных средств показывает, что число оборотов запасов и затрат составило в 2007 г. – 7,2; а в 2008 г. – 4,8; что увеличило срок оборачиваемости материальных средств на 2,4 дня. А при расчете показателя оборачиваемости денежных средств установили, что скорость оборота денежных средств снизилась на 0,01. Снижение показателя оборачиваемости дебиторской задолженности в 2008 г. на 0,6 показывает сокращение коммерческого кредита, предоставляемого фирмой, а значение этого же показателя в днях говорит, что в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение периода соответственно в 2007 и 2008 гг. полных 40 и 44 раза. Расчет показателя оборачиваемости кредиторской задолженности показывает увеличение коммерческого кредита, предоставляемого фирмой в 2008 г. на 0,02 или на 10,3%, а значение его в днях показывает, что в среднем для продажи продукции фирме потребуется на 4,2 дня меньше в 2008 г., чем в 2007 г.

 

Итог баланса

 

Коэффициент самофинансировая дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости фирмы. Он имеет простую интерпретацию: его значение, например, равное 0,178, означает, что на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия, приходится 17,8 коп. заемных средств. Нормативное значение показателя должно быть не более 1. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот.

 

Долгоср. обязательства + Краткоср. обязательства

Коэф. самофин. = – (2.27)

Собственный капитал

 

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – характеризует долю собственных оборотных средств или чистого оборотного капитала в оборотных активах.

 

Краткосрочные пассивы

 

Общий показатель ликвидности, с помощью него осуществляется оценка финансовой ситуации на данный период, его значение должно быть не ниже 1.

 

А1 + 0,5 х А2 + 0,3 х А3

Коэф. общей ликвидности = – (2.33)

П1 + 0,5 х П2 + 0,3 х П3

 

Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Рост показателя в динамике – положительная тенденция.

 

A1 + A2 + А3

Коэф. текущей ликвидности = – (2.34)

П1 + П2

 

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности аналогичен по смыслу коэффициенту текущей ликвидности, отражает прогнозируемые платежные возможности фирмы при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Его значение должно быть больше или равно 1.

 

Оборотные активы – Запасы – НДС

Коэф. быстрой ликвидности = – – (2.35)

Краткосрочные пассивы

 

Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствам. Традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния предприятий торговли, его нормативное значение в этом случае – не ниже 50%.

 

Собственные оборотные средства

Доля соб. об. сред. в покр. зап. = – (2.36)

Запасы

 

Коэффициент покрытия показывает платежные возможности фирмы, оцениваемые при условии своевременных расчетов с дебиторами, и при продаже в случае необходимости элементов оборотных средств.

 

Оборотные активы

Коэф. покрытия = – (2.37)

Краткосрочные пассивы

 

Результаты расчетов коэффициентов ликвидности представлены в таблице 2.13.

 

Таблица 2.13

Результаты расчета коэффициентов ликвидности ООО «Готти»

Показатели 01.01. 2008 г. 01.01. 2009 г. Изменение
Коэффициент абсолютной ликвидности 1,18 0,98 – 0,2
Общий показатель платежеспособности 1,3 1,2 – 0,1
Коэффициент текущей ликвидности 1,4 1,2 – 0,2
Коэффициент быстрой ликвидности 1,28 1,07 – 0,21
Доля оборотных средств в активах 0,50 0,55 + 0,05
Коэффициент покрытия 1,4 1,2 – 0,2

 

Анализируя данные таблицы 2.13 можно сделать следующие выводы: из результатов расчета коэффициента абсолютной ликвидности следует, что величина краткосрочных заемных обязательств в 2008 г. увеличилась по сравнению с 2007 г. Значение коэффициента абсолютной ликвидности на 01.01.09 г. немного меньше 1, что свидетельствует о возможных проблемах с платежеспособностью в ближайшее время, если не принять определенных антикризисных мер.

Показатель текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, что на один рубль текущих обязательств в 2008 г. приходится меньше собственных средств, чем в 2007 г. и что величина ликвидной части оборотных активов фирмы уменьшилась.

Из результатов расчета показателя быстрой ликвидности видно, что наблюдается его снижение на 0,21 ед. это связанно с незначительным ростом запасов.

Доля оборотных средств в активах выросла незначительно, в основном это связано с ростом денежных средств и нераспределенной прибыли в отчетном году. Также в динамике наблюдается снижение коэффициента покрытия заемных средств на 0,2 ед. в отчетном (2008) году.

После расчета показателей ликвидности необходимо проанализировать и оценить финансовое состояние фирмы на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Вначале оценим ликвидность баланса. Для этого сгруппируем активы и пассивы по степени их ликвидности (табл. 2.14 и 2.15).

 

Таблица 2.14. Группировка активов ООО «Готти» по степени ликвидности

Активы 01.01. 2008 г. 01.01. 2009 г.
Денежные средства стр. 260 15759,2 17330,4
Краткосрочные финансовые вложения стр. 250 - -
Итого по А1: 15759,2 17330,4
Готовая продукция стр. 215 600 700
Дебиторская задолженность, по которой платежи ожидаются платежи в течение 12 мес. стр. 240   1200   1500
Итого по А2: 1800 2200
Запасы за исключением расходов будущих периодов 1170 1400
Итого по А3 1170 1400
Нематериальные активы стр. 110 630 790
Основные средства стр. 120 11530 14500
Долгосрочные финансовые вложения стр. 140 1070 1070
Прочие внеоборотные активы - -
Итого по А4: 13860 17150

 

Таблица 2.15. Группировка пассивов по степени ликвидности

Пассивы 01.01. 2008 г. 01.01. 2009 г.
Кредиторская задолженность стр. 620 8283,2 9136,4
Дивиденды стр. 630 - -
Доходы будущих периодов стр. 640 - -
Прочие краткосрочные пассивы стр. 660 3000 400
Итого по П1: 1283,2 536,4
Краткосрочные кредиты и займы стр. 610 2000 3000
Итого по П2: 2000 3000
Долгосрочные кредиты и займы стр. 510 2150 2300
Итого по П3: 2150 2300
Собственный капитал стр. 490 16870 18624
Итого по П4: 16870 8624

 

Из таблиц 2.14 и 2.15 следует, что у ООО «Готти» на начало 2008 года: А1 > П1; А2< П2; А3 < П3; А4 < П4, соблюдаются только 2 условия, баланс неликвиден, на начало 2009 года: А1 > П1; А2 < П2; А3 < П3; А4 < П4, баланс неликвиден.

Оценка финансового состояния на краткосрочную перспективу производится с помощью показателя текущей ликвидности. Значение показателя на начало периода – 1,4 на конец периода – 1,2.

Учитывая, что нормативное значение показателя составляет 1,0 можно сделать вывод, что по итогам 2007 года предприятие было более ликвидным, чем в 2008 году. В 2008 году финансовое положение фирмы было неустойчивым, у фирмы нет свободного капитала, обеспечивающего покрытие текущих займов и кредитов. Фирма с такой ликвидностью, как правило, имеет низкий кредитный рейтинг.

Оценивая финансовое состояние ООО «Готти» на долгосрочную перспективу рассмотрим, прежде всего, структуру источников финансирования (пассив баланса) и коэффициент финансирования. Значения показателя на начало периода составило 0,91 и в конце периода 1,06. По полученным результатам видно, что наилучшим соотношением собственного и заемного капитала было в 2007 г. Так как значение показателя меньше 1, то, по российскому стандарту, финансовое положение фирмы на долгосрочную перспективу следует считать устойчивым.

В 2008 году заемный капитал превышал собственные источники финансирования. Значение коэффициента финансирования 1,06 говорит о текущей финансовой неустойчивости фирмы по российскому стандарту.

Оценивая далее финансовое состояние ООО «Готти» на долгосрочную перспективу, рассмотрим долгосрочную структуру баланса. Оценка структуры баланса по коэффициенту покрытия следующая: на начало периода – 1,4 на конец периода – 1,2.

Учитывая, что финансово устойчивым фирма может считаться тогда, когда долгосрочные активы покрыты долгосрочным капиталом, значение коэффициента в этом случае должно быть меньше или равно 1. По этому дополнительному критерию оценки финансовой устойчивости можно сделать вывод о финансовой неустойчивости фирмы ООО «Готти» в 2007 и 2008 гг. Очевидно, что в 2008 году ООО «Готти» реализовало инвестиционную программу, что выразилось в приобретении основных средств (оборудования) и существенным увеличением внеоборотных активов. Но по состоянию на 1 января 2009 года в балансе отражены большие расходы будущих периодов. Поэтому ожидать в 2009 году улучшения финансового состояния не следует. Возможно, реализация инвестиционной программы будет способствовать укреплению финансовой устойчивости в перспективе. Однако опасная тенденция с ликвидностью может привести фирму к угрозе банкротства. Поэтому уровень ликвидности следует довести хотя бы до значения 1,5.

 



Заключение

В ходе выполнения данной выпусконой квалификационной работы произведена оценка результатов хозяйственной деятельности и экономической эффективности ООО «Готти». В заключение сделаем основные выводы.

Экономическая эффективность пронизывает все сферы практической деятельности человека, все стадии общественного производства, является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений, используется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристики хозяйственной деятельности.

Основными задачами анализа эффективности являются:

- оценка хозяйственной ситуации;

- выявление факторов и причин достигнутого состояния;

- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;

- выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Эффективная работа предприятий способствует обеспечению эффективности общественного производства. Она достигается тогда, когда невозможно перестроить использование наличных ресурсов таким образом, чтобы увеличить выпуск одного товара без уменьшения выпуска любого другого товара. В другой редакции – для достижения эффективности необходимо отсутствие возможности получения ресурсов или обмена наличными продуктами между потребителями.

В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности организации необходимо использовать отношение объема реализованной продукции или эффекта в виде прибыли к совокупной величине ресурсов, включающих среднегодовую стоимость основных и оборотных средств или к общей сумме расходов на производство или продажи.

При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода:

- первый подход – когда результаты хозяйственной деятельности анализируемого предприятия можно представить в виде системы показателей;

- второй подход – когда результаты хозяйственной деятельности характеризуются одним свободным комплексным показателем.

На практике при проведении комплексного анализа чаще всего используют оба подхода одновременно.

Целью анализа экономической эффективности деятельности ООО «Готти» является определение дальнейших путей ее развития.

В отчетном (2008) году произошло увеличение объема реализации продукции на 1380 тыс. руб., немного увеличилась себестоимость на 124,8 тыс. руб., но т. к. темпы роста объема реализации продукции значительно превышают темпы роста себестоимости, то произошел значительный рост прибыли от реализации продукции – на 1255,2 тыс. руб. по сравнению с базисным (2007) годом.

Показатель затрат на 1 рубль реализации продукции снизился в отчетном году по сравнению с базисным на 9 копеек. Данный показатель характеризует деятельность фирмы и ее эффективность и показывает величину затрат, которая содержится в 1 рубле выручки.

Показатель рентабельности фирмы в отчетном году достиг 19,9% по сравнению с 10,6% в базисном году.

Реальный собственный капитал фирмы вырос в отчетном году на 954 тыс. руб. или на 109,6%. Величина уставного капитала осталась неизменной. Разница между собственным и уставным капиталом является положительной и говорит о том, что у фирмы есть собственные финансовые источники для текущей деятельности помимо уставного капитала. Собственный капитал фирмы за анализируемый период увеличился. Прирост собственного капитала произошел за счет увеличения прибыли, которая повлияла на рост фондов накопления. Их доля в структуре собственного капитала увеличилась на 20%.

За анализируемый период обеспеченность основными средствами возросла. Стоимость зданий, находящихся на балансе, за 2 года уменьшилась на 150 тыс. руб. или на 1,8%. Это было связано с изменением оценочной стоимости данных объектов. Стоимость оборудования возросла на 1270 тыс. руб. или на 52,2%, стоимость транспортных средств увеличилась также на 530 тыс. руб. или на 75,7%. Прочие основные средства возросли на 1320 тыс. руб. или на 330%.

В целом активная часть основных средств (оборудование и транспортные средства) росла высокими темпами по сравнению с пассивной частью. Все это свидетельствует о правильной экономической политике проводимой на фирме для повышения эффективности использования основных средств.

Показатели эффективности использования основных фондов имеют в целом тенденцию к увеличению. Фондоотдача за анализируемый период увеличилась на 0,01 рубля или на 1,09%. За счет роста фондоотдачи получен прирост реализации продукции на сумму 138 тыс. руб., что составляет 12,9% от общего объема реализованной продукции. Вместе с тем темпы роста прибыли приближаются к темпам роста стоимости основных производственных фондов.

Динамика оборотных средств показывает, что наибольший удельный вес в структуре оборотных активов имеют запасы, их прирост составил 70,8%, это говорит о том, что фирма наращивает величину материальных запасов.

За анализируемый период дебиторская задолженность выросла на 300 тыс. руб. или на 25%. То же можно сказать и о кредиторской задолженности, которая также росла значительными темпами и за период возросла на 853,2 тыс. руб. или на 10,3%. В течение анализируемого периода кредиторская задолженность превышала дебиторскую в 6 раз. Сопоставление сумм дебиторской и кредиторской задолженности показывает, что предприятие на протяжении анализируемого периода имело пассивный остаток задолженности, то есть, кредиторская задолженность превышала дебиторскую. Таким образом, фирма отсрочила платежи должников за счет неплатежей кредиторам.

При расчете общей рентабельности определено, что за 2008 г. произошло увеличение чистой прибыли, принесенной каждой единицей реализованной продукции на 9,3%. Расчет рентабельности собственного капитала показывает, что в 2008 г. каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия заработала чистой прибыли в два раза больше, чем в 2007 г. Можно отметить, что произошло увеличение эффективности использования основных средств и прочих внеоборотных активов, определяемой при расчете фондорентабельности на 4,4% за 2007–2008 гг.

Расчет рентабельности основной деятельности показывает рост прибыли от реализации, приходящейся на 1 руб. затрат, в 2 раза больше в 2008 г., чем в 2007 г. Так же наблюдается увеличение эффективности использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок, определяемой при расчете рентабельности перманентного капитала на 4% за период 2007–2008 гг. В результате произошло сокращение на 9,2 года срока, в течение которого в течение которого полностью окупятся вложения в данное предприятие.

В целом ООО «Готти» работает достаточно эффективно – интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности в отчетном году по сравнению с предшествующим увеличился с 1,56 до 1,88 или на 20,5%, несмотря на то, что показатель эффективности торгового потенциала за год снизился с 2,72 до 2,63.

Значение коэффициента абсолютной ликвидности на 01.01.08 г. немного меньше 1, что свидетельствует о возможных проблемах с платежеспособностью в ближайшее время, если не принять определенных антикризисных мер. У ООО «Готти» на начало 2007 года: А1 > П1; А2< П2; А3 < П3; А4 < П4, соблюдаются 2 условия, баланс ликвиден на 50%; на начало 2009 года: А1 > П1; А2 < П2; А3 < П3; А4 < П4, баланс ликвиден на 50%.

Проведенный предварительный сравнительный анализ направлений совершенствования деятельности фирмы ООО «Готти» показал, что наибольший экономический эффект с высокой степенью вероятности (0,75) можно ожидать от введения системы нормирования оборотных средств, одновременно с внедрением автоматизированной системы управления складским хозяйством (АСУ СХ) и реорганизации маркетинговой деятельности

Для совершенствования системы товароснабжения была разработана комплексная схема формирования заказа на поставку, упрощена процедура заказа и заключения договоров с одновременным повышением оперативности и применением индивидуального подхода к каждому контракту, рекомендовано применение новейших технологических систем поставок, сотрудничество с диспетчерскими службами завоза, использование новейших информационных технологий, совершенствование претензионной работы.

Для совершенствования ассортиментной политики предложен системный подход к прогнозированию товарной структуры потребительского спроса, для улучшения ценовой политики предложены более эффективные методы ценообразования.

Экономическая эффективность реализации мероприятий по повышению экономической деятельности организации предполагается в виде получения дополнительной чистой прибыли на сумму 1426 тыс. руб. Следствием роста прибыли станет увеличение общей рентабельности на 7,3%.

Таким образом, определенную во введение цель работы следует признать достигнутой, а задачи исследования решенными в полном объеме.

 

 



Введение

 

Рыночная экономика обуславливает необходимость развития экономического анализа в первую очередь на микроуровне, то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) и составляют основу рыночной экономики.

Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной деятельностью, как предприятия, так и его коллектива, менеджеров, владельцев-собственников.

В настоящее время возникает необходимость проведения анализа бизнес-планов, маркетинговых исследований, возможностей производства и сбыта, внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, соотношения спроса и предложения, конкретных потребителей и поставщиков, затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией.

Анализ эффективности деятельности предприятия необходим не только его руководителю для оценки финансового положения, но и ряду лиц, которые принимают непосредственное участие в хозяйственной практике:

1) инвесторам, которым необходимо принять решение о формировании портфеля ценных бумаг предприятия;

2) кредиторам, которые должны выдать при необходимости кредиты предприятию и быть уверенными, что их кредиты вернут вместе с процентами, раньше, чем предприятие обанкротится;

3) аудиторам, которым необходимо проверить отчетность и хозяйственную деятельность предприятия и дать соответствующие рекомендации по ведению бухгалтерского учета;

5) руководителям маркетинговых и рекламных отделов, которые на основе этой информации создают стратегию продвижения товара на рынки.

Кроме того, в настоящее время, экономический анализ получил новую форму представления – форму рекламного характера. Публикация результатов финансового анализа в виде отчетов показывает инвесторам и акционерам результаты работы предприятия за отчетный период времени, тенденции роста прибыли и развития предприятия на следующий год, и служит хорошим рекламным материалом для привлечения новых инвестиций.

Современная экономика, с ее постоянно ужесточающейся конкуренцией, требует от руководителей и менеджеров предприятий, фирм и ассоциаций постоянного повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. Следовательно, необходимо развитие теории и практика анализа хозяйственной деятельности как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку выполнению планов и динамике производственно-торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы (особенно прогнозные) экономического и социального развития, помогать принимать оптимальные тактические и стратегические управленческие решения.

Необходимость дальнейшего совершенствования теории и практики анализа экономической эффективности деятельности предприятий обуславливает актуальность данной выпускной квалификационной работы.

Целью работы является анализ эффективности деятельности исследуемого предприятия и выявление резервов ее повышения.

Объект наблюдения – торговое предприятие ООО «Готти».

Объектом исследования являются экономические процессы по повышению экономической эффективности деятельности организации ООО «Готти».

Предметом исследования являются тенденции, закономерности и направления повышения социально-экономической эффективности работы предприятия, экономические и финансовые результаты его деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получившие отражение через систему экономической информации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- определить сущность экономической эффективности;

- исследовать методику оценки экономической эффективности торгового предприятия;

- выявить основные показатели экономической эффективности;

- проанализировать эффективность деятельности ООО «Готти»;

- оценить имущество предприятия и источники его формирования, платежеспособность и финансовую устойчивость;

- провести анализ эффективности использования ресурсов;

- разработать направления повышения экономической эффективности работы организации.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы анализировались отчеты деятельности ООО «Готти» за 2008–2009 годы и другие материалы бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, обобщались методические рекомендации, по повышению экономической эффективности деятельности предприятий, монографическая научная литература, публикации в периодической печати. При этом изучались научные труды следующих авторов: З.А. Капелюк, К.А. Раицкого, А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина, М.И. Баканова, А.Ю. Денисова, Г.В. Савицкой и др.

Методология экономического анализа производственной и хозяйственной деятельности представляет собой комплексное изучение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными методами системы показателей статистической и бухгалтерской отчетности, а также других источников информации с целью выявления направлений повышения экономической эффективности работы предприятия. Кроме того, исследование основывается на методологии программно-целевого подхода, в основе которой лежит системный анализ, изучающий поведение рассматриваемого объекта в системе внешних и внутренних связей.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении раскрывается актуальность, изученность, объект, предмет, цель и задачи обозначенной темы.

В первой главе – «Сущность и показатели экономической эффективности» – были рассмотрены понятие экономической эффективности и необходимость ее повышения в условиях рыночной экономики; показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятия; факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия.

Во второй главе – «Оценка эффективности деятельности ООО «Готти»» – дана характеристика организационно-финансовой деятельности организации, анализ ее эффективность и комплексная оценка эффективности.

В третьей главе – «Основные направления повышения экономической эффективности деятельности ООО «Готти» – разработан комплекс рекомендаций и мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности рассматриваемой организации.

В заключение работы представлены выводы и рекомендации. Список литературы включает 48 источников. В работе имеется 2 приложения.

 



Сущность и показатели экономической эффективности

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 418.