Кафедра «Геометрии и методики преподавания математики»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра «Геометрии и методики преподавания математики»

«К защите»

И.о. зав. каф. геометрии и МПМ

________________/Исаева М.А./

«___» ______________ 2018г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(квалификация – бакалавр)

Тема: «Методика преподования темы «действительные числа» в условиях уровневой дифференциации обучения»

Выполнил: студент 5 курса, направления 44.03.05 – Педагогическое образование (профили подготовки «Математика» и «Информатика») очной формы обучения _______________ /Тимирбулатова М.М../
Руководитель ВКР: доцент _______________ /Манаева Д,Х,/

Консультанты:

1. Аналитическая часть _______________ /Манаева Д,Х,/
2. Практическая часть _______________ /Манаева Д,Х,/
Нормоконтроль, нач. УМУ _______________ /Хатаева Р.С./

ВКР защищена на оценку ______________ (протокол № ___ «___» ___________ 2018 г.)

 

 

Грозный, 2018

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы дифференциации обучения в школе

1.1. Сущность понятия дифференциация

1.2. Возможности и пути использования дифференциации в учебном процессе

Глава 2. Преподавание темы «Действительные числа» в условиях уровневой дифференциации обучения

2.1. Роль и место темы «Действительные числа» в систематическом курсе математики

2.2. Методические рекомендации к реализации концепции дифференциации при обучении действительным числам

2.3. Результаты экспериментальной проверки

2.4. Система упражнений для подготовки к ОГЭ учащихся девятых классов по теме «Действительные числа»

Заключение

Приложения

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной системе обучения не каждый школьник способен освоить программу. По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы и формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения.

В обучении математике эта проблема занимает особое место, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.

Как показали многочисленные психолого-педагогические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному. Одни школьники достаточно полно усвоят новое и могут применить его в новых, но сходных с учебной обстановкой условиях, требующих самостоятельного развития новых знаний (высший уровень усвоения).

Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем, которые разбирались в процессе объяснения нового материала (средний уровень усвоения). Наконец, будут и такие, кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономерности и не может применить их к решению даже простых задач (низший уровень усвоения). При этом потребуется различное количество упражнений и различная мера помощи со стороны учителя тем учащимся, которых предстоит довести до высшего уровня усвоения.

Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности учеников. И подходом, который учитывает эти особенности, является дифференциация.

Объектом исследования является процесс обучения математике в условиях уровневой дифференциации в школе.

Предметом исследования: методика преподавания темы «Действительные числа» в школьном курсе математики.

Цель дипломного исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность дифференциации в обучении математике.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Раскрыть сущность понятия дифференциация.

3. Рассмотреть виды и типы дифференциации, возможности и пути использования дифференциации в учебном процессе.

4. Рассмотреть  роль и место темы «Действительные числа» в систематическом курсе математики.

5. Представить методические подходы к реализации концепции дифференциации при обучении действительным числам.

6. Провести экспериментальное исследование и проанализировать результаты.

7. Составить систему упражнений для подготовки к ОГЭ учащихся девятых классов по теме «Действительные числа».

 

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.

Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, объект, предмет, цель и задачи.

Глава I посвящена психолого-педагогическим основам дифференциации обучения в школе. В данной главе даны основные определения по теме исследования, представлены исторические аспекты возникновения и развития идеи дифференциации, рассмотрены виды дифференциации.

Во II главе представлены роль и место темы «Действительные числа» в систематическом курсе математики, рассмотрены методические рекомендации к реализации концепции дифференциации при обучении действительным числам. Представлена экспериментальная работа и система упражнений для подготовки к ОГЭ учащихся 9-ых классов по теме «Действительные числа».

В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.

Список литературы содержит … наименования.


 


Задания I уровня (группа A )

Понятие о действительном числе

1. Какое из чисел  ,  ,  ,  , является иррациональным [15]?

1)       2)         3)   4)

2. Какое из чисел , , является рациональным [15]?

1)           2)      3)   4)

3. Среди чисел , , , , , ,  найдите иррациональное [15].

1)          2)       3) 4)   5)

6)      7)     8) все числа рациональны.

4. Укажите рациональное число среди данных  [15].

1)              3)

2)                    4) нет рационального числа

5. Укажите рациональное число среди данных  [15].

1)               2

3) 4) нет рационального числа

Ответы:

1 2 3 4 5
1 3 4.7 3 2

 

Сравнение действительных чисел

1. Расположите в порядке возрастания числа ; и 6 [16].

Ответ: ___________ .

2. Расположите числа  ;  ;  ; в порядке убывания [16].

Ответ: ___________ .

3. Найдите сумму целых чисел, между которыми заключено число  [16].

1) 23             2) 17             3) 19            4) 11

4. Какому промежутку принадлежит число  [16]?

1)      2)        3)      4) [ )

Ответы:

1 2 3 4
,  6, , , , 4 2

Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

1. Найдите значение выражения  [15].

Ответ: ______ .

2. Вычислите:

1) ; 2) ; 3) ; 4) [15].

Ответы:

1

2

13 176 1,25 4 6

 

Свойства квадратных корней

1. Найдите значение выражения [15].

Ответ: ______ .

2. Найдите значение выражения [15].

Ответ: ______ .

3. Вычислите [15].

Ответ: ______ .

 

4. Вычислите [15].

Ответ: ______ .

5. Найдите значение выражения [15].

Ответ: ______ .

Ответы:

1 2 3 4 5
3 2 2,5 0,2 10

Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня

1. Внесите множитель под знак корня [16].

2. Внесите множитель под знак корня [16].

3. Вынесите множитель из-под знака корня [16].

4. Вынесите множитель из-под знака корня  [16].

5. Упростите выражение  [16].

6. Упростите выражение  [16].

7. Упростите выражение  [16].

8. Упростите выражение  [16].

9. Найдите значение выражения при  [16].

10. Найдите значение выражения при  [16].

11. Вычислите [16].

12. Вычислите   [16].

Ответы:

1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12
-3 0.25 77.2 1.85

 

Задания II уровня (группа B )

Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня

1. Найдите значение выражения [17].

Ответ: ______ .

2. Найдите значение выражения [17].

Ответ: ______ .

3. Вычислите  [17].

Ответ: ______ .

4. Вычислите [17].

Ответ: ______ .

5. Сравните значения выражений [17].

Ответ: ______ .

6. Сравните значения выражений [17].

Ответ: ______ .

7. Упростите числовое выражение [17].

Ответ: ______ .

8. Упростите числовое выражение [18].

Ответ: ______ .

Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8
4 5 -14 -4 равно больше 6 1

 

Формула

1. Найдите значение выражения [17].

Ответ: ______ .

2. Найдите значение выражения  [17].

Ответ: ______ .

3. Найдите значение выражения [17].

Ответ: ______ .

Ответы:

1 2 3
1 1

 



Числа и вычисления

Пример 1. Сколько целых чисел расположено между числами  и  [19]?

Решение: 

1)

2)

3) тогда получаем:

Ответ: 6.

Пример 2. Какое из чисел отмечено на координатной прямой точкой 𝐴 [19]?

                        A                                        x

     0   1 2      3     4

1) ;     2) ;     2) ;     2) .

Решение: Возведем в квадрат числа :

Число  лежит между числами  = 1 и  = 4 и ближе к числу . Поэтому точкой  A отмечено число .

Ответ: 2.

Пример 3. Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка [19]? 

       A       B   C       D                 x

  7                  8                   9

1) точка A;    2) точка B;    3) точка C;    4) точка D.

Решение:

Возведем в квадрат числа :

.

Число 77 лежит между числами 64 и 81 и находится ближе к числу 81, поэтому  соответствует точке D.

Ответ: 4.

Задания: 

1. Сколько целых чисел расположено между числами  ?

2. Сколько целых чисел расположено между числами  ?

3. Сколько целых чисел расположено между числами  и  ?

4. Сколько целых чисел расположено между числами  ?

5. Какое из чисел отмечено на координатной прямой точкой A? 

                                                       A              x

     0        1        2         3        4

1) ;     2) ;     3) ;     4) .

6. Какое из чисел отмечено на координатной прямой точкой A?

                                                     A                     x

    0         1        2         3        4            

1) ;     2) ;     3) ;     4) .

7. Какое из чисел отмечено на координатной прямой точкой A?

                                    A                                      x

    0         1        2         3        4

1) ;     2) ;     3) ;     4) .

8. Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка?

         M N    P  Q                  x  

    3              4              5

1) точка M;   2) точка N;    3) точка P;      4) точка Q.

9. Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка? 

         M  N   P   Q         x

    5              6              7

1) точка M;    2) точка N;     3) точка P;      4) точка Q.

10. Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу . Какая это точка? 

         M  N   P  Q

    6              7              8

1) точка M;   2) точка N;    3) точка P;              4) точка Q.

Алгебраические выражения

Пример 1. Укажите наибольшее из следующих чисел [19]:

1) ;     2) ;     3) 5;     4) .

Решение: Возведем в квадрат числа ; ; 5; :

Поскольку .

Таким образом, наибольшее число 5.

Ответ: 3.

Пример 2. Расположите в порядке возрастания числа ; ; 5,5 [19].

1) ; ; 5,5; 2) 5,5; ; ; 3) ; 5,5; ; 4) ; ; 5,5.

Решение: Возведем каждое из чисел в квадрат:

Сравним квадраты заданных чисел:  

Следовательно, ; ; 5,5.

Ответ: 4.

Пример 3. Найдите значение выражения  [19].

1) ;     2) ;     3) 2;     4) 4.

Решение: Последовательно получаем:

 .

Ответ: 1.

Задания

1. Укажите наибольшее из следующих чисел:

1) ;     2) ;     3) 6;     4) .

2. Укажите наименьшее из следующих чисел:

1) ;     2) ;     3) 6;     4) .

3. Укажите наибольшее из следующих чисел:

1) ;     2) ;     3) 3;     4) .

4. Укажите наименьшее из следующих чисел:

1) ;     2) ;     3) ;     4)  .

5. Расположите в порядке возрастания числа ; ; 6.

1) ; ; 6; 2) ; ; ; 3) ; 6; ; 4) ; 6; .

6. Расположите в порядке возрастания числа ; 9,5; .

1) 9,5; ; ; 2) ; ; 9,5; 3) 9,5; ; ; 4) ; 9,5; .

7. Расположите в порядке возрастания числа ; ; 4,5.

1) ; ; 4,5; 2) ; 4,5; ; 3) ; ; 4,5; 4) 4,5; ; .

8. Расположите в порядке возрастания числа ; ; 3,5.

1) ; 3,5; ; 2) 3,5; ; ; 3) ; ; 3,5; 4) ; ; 3,5.

9. Найдите значение выражения  .

1) ;     2) 3;     3) ;     4)  .

10. Найдите значение выражения  .

1) ;     2) 27;     3) ;     4) 1.

11) Найдите значение выражения  .

1) ;     2) ;     3) ;     4) .

12. Найдите значение выражения  .

1) ;     2) ;     3) ;     4) .



ПРИЛОЖЕНИЯ

1.2.3.4.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успех проводимой в нашей стране модернизации образования во многом зависит от правильного определения роли и места каждого школьного предмета в новых, быстро меняющихся условиях. При этом определены приоритетные направления развития школы, такие как гуманизация, гуманитаризация, ориентированные на формирование личности школьников, реализацию их задатков, склонностей, способностей, интересов и других индивидуальных особенностей. В этом большую роль играет школьный курс математики.

Современная тенденция в раскрытии сущности дифференциации обучения состоит в том, что дифференциацию обучения понимают как систему, которая лежит в основе учебно-воспитательного процесса (то есть является организационно-методическим принципом построения школы) и направлена ​​на реализацию индивидуального подхода в обучении.

Внедрение в практику учебно-воспитательной работы принципа индивидуального подхода требует разработки системы воздействия на ученика с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей, то есть внедрение дифференциации обучения.

Опыт внедрения дифференциального метода для преподавания темы «Действительные числа» показал свою эффективность, улучшено усвоение знаний, о чем свидетельствует повышение успеваемости класса.



ЛИТЕРАТУРА

1. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. – Киев: Радянська школа, 1979, т1.

2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.:Педагогика,1990.

3. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе.- М.: Просвещение,1988.

4. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников.- М.: Педагогика, 1975.

5. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках.- М.: Просвещение,1973.

6. Блонский П.П. о фуркации на втором концентре школы второй ступени

7. Андронов, И.К. Математика действительных и комплексных чисел [Текст]/ И.К.Андронов. – М.: Просвещение, 1975. – 158 с. Блок А.Я. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по физ-мат спец. / А.Я. Блок, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев [и др.]; сост. В.И. Мишин. – М: Просвеще- ние, 1987

8. Александров, А.Д. Математика, ее содержание, методы и значение [Текст]/ Под ред. Александрова А.Д., Колмогорова А.Н., Лаврентьева М.А. – М.: Изд. Академии наук СССР, 2016.

9. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов[Текст]/ Под ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2015.

10. Столяр, А.А. Логические проблемы преподавания математики [Текст]/ А.А. Столяр. – Минск: Высшая школа, 2015.

11. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. - М .: Просвещение, 2016.

12. Аргунов Б.И., Балк М.Б. Элементарная геометрия. – М.: Просвещение, 2016.

13. Алфутова, А.Б. Алгебра и теория чисел для математических школ [Текст]/ А.Б. Алфутова, А.В. Устинов. – М.: МЦНМО, 2013.

14. Ключникова Е.М., Рабочая тетрадь по алгебре. 8 класс. К учебнику А.Г. Мордковича [Текст] / Е.М. Ключникова, И.В. Комиссарова. – М: Мнемозина, 2013.

15. Задачи по математике: алгебра и начала анализа [Текст]/ М.И. Башмаков, Б.М. Беккер, В.М. Гольховой. – М.: Высшая школа, 2004.

16.  Байдак В.А. Теория и методика обучения математики: Учебное пособие [Текст] / В.А. Байдак. – М.: Флинта, 2011.

17. ОГЭ. 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1. Под. ред. Ященко И.В. М.: 2015.

Кафедра «Геометрии и методики преподавания математики»

«К защите»

И.о. зав. каф. геометрии и МПМ

________________/Исаева М.А./

«___» ______________ 2018г.

 

 



Дата: 2019-04-22, просмотров: 450.