Можно выделить следующие сущностные черты производства по делам об
административных нарушениях:
1.Это специфическая процедура рассмотрения дел по наложению
административных взысканий.
2.Каждая стадия этого производства завершается принятием по делу
соответсвующего акта,не сходного с актами,применяемыми в других производствах.
3.Определённые отношения,охраняемые данным производством,урегулированные
административным правом,обособленность и завершенность которых обеспечивается с
момента возникновения административного спора и до его разрешения.
Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994,: «Молодёжное общество» С.124-125
Согласно законодательства,задачами производства по делам об административных
правонарушениях являются:
-своевременное,всесторонее,полное и объективное выяснение обстоятельств каждого
дела;
-разрешение его в точном соответствии с законодательством;
-обеспечение исполнения вынесенного постановления;
-выявление причин и условий,способствующих совершению административных
правонарушений;
-предупреждение правонарушений,воспитание граждан в духе соблюдения
законов,укрепление законности.
Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно-
процессуальных нормах,которые содержаться в Кодексе РБ об административных
правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях-вид административно-
юрисдикционного производства,имеющий специфическую процедуру рассмотрения дел
по наложению административных взысканий и нуждающийся в единобразном
применении.
При разработке понятия производства по делам об административных
правонарушениях советские учёные подходили к нему со стремлением обеспечить
законность в деятельности государственного управления путём упорядочения законом их
властных действий и процедуры этих действий при взаимоотношениях властей с
гражданами.Поэтому А.Е. Лунев подчеркивал,что под административным процессом
следует понимать порядок деятельности всех органов государственного управления по
осуществлению их компетенции,порядок разрешения дел,возникающих в процессе
Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994 : «Молодёжное общество» С.124-125
Он писал в частности: «Весь этот широкий круг вопросов,имеющих важное значение в
управления,а также применение норм материального административного права.
дальнейшем улучшении работы органов государственного управления,входит в понятие
административного процесса».
Среди редких высказываний теоретиков права о процессе можно привести мнение
О.Э.Лейста; «Различаются нормы материального права(определяющие содержание
прав,обязанностей и запретов,непосредственно направленных на регулирование
общественных отношений) и нормы процессуального права (определяющие
порядок,процедуру,форму реализации норм материального права)» .Не всякая реализация
нормы-это процесс в правовом смысле.Д.М.Чечот пишет,что в некоторых случаях и суд
может действовать как административный орган,а следовательно,его отношения не будут
в этом случае процессуальными .
Схематически всю последовательность административных,управленческих
отношений можно разбить на,во-первых,совокупность мер по принятию правового
решения(изданиие закона,нормы права,акта управления).во-вторых,комплекс мер по
реализации нормы права в ординарном порядке,в-третьих,комплекс правовых мер по
принудительной реализации правовой нормы.При этом третий этап для правового метода
регулирования общественных отношений представляется основным,ибо без
необходимости принуждения,общественные отношения могут регулироватьяс и другими
методами:моралью,внутриорганизационными нормами.
Производство по делам об административных правонарушениях- это системное
образование,комплекс взаимосвязанных процссуальных действий,которые:
1.Образуют определенную совокупность процессуальных
Лунев А.Е. Вопросы административного процесса.//Правоведение.-Л.,1962.-№2.-С.43
Теория государства и права.-М.,1987.-С.313
Чечот Д.М. Административная юстиция. Теоретические проблемы.-Л.,1973.-С.28
правоотношений,отличающихся предметной характеристикой и взаимосвязанностью с
соответствующими материальными правоотношениями.
2.Вызывают потребности установления,доказывания,а также обоснования всех
обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридическогог дела.
3.Обуславливают необходимость закрепления,офицального оформления полученных
процессуальных результатов в соответствующих актах,документах.
Производством по делам об административных правонарушениях и производство
по делам,возникающим из административно-правовых отношений,теснейшим образом
между собой взаимосвязаны.Для дел,возникающих из административно-правовых
отношений,присуще наличие административного спора о праве,подведомственного
судам,когда:
-возникает из административных,финансовых или иных властеотношений и весьма
тесно связан с взаимообусловленными или правовыми отношениями;
-хотя бы один из его участников должен обладать властными полномочиями;
-заинтересованное лицо имеет право на выбор обращения либо в суд ,либо к
вышестоящему в порядке подчинения административному органу,но иногда
безрезультативность обращения в вышестоящий орган является обязательным элементом
(предпосылкой) для обращения в судебные инстанции;
-важнейшей целью,имеющей самостоятельное значение,является признание
незаконным акта(действия) административного органа (должностного лица);
-принятое судебное решение может значимо для неопределенного круга
лиц,заинтересованных в осуществлении данного субъективного публичного
права,и,наконец,административный иск расматриваеться должен специальным
административным судом.
Основанием для возбуждения расссмотрения административных споров судом по
правилам особой исковой процедуры, но в рамках гражданского судопроизводства,
является жалоба,а для арбитражных судов иск;
-принятие самостоятельного решения по административному делу всегда будет для
суда ограничено определенными пределами. Так, если суд установит,что штраф
наложен без учёта тяжести совершенного проступка,личности виновного,его
имущественного положения,и сумма его занижена,он имеет право изменить ситуацию.
Черты производства по делам об административных правонарушениях.
1.Данное производство возникает в связи с совершением административного
деликта(проступка).
2.Круг субъектов,уполномоченных осуществлять данное административно-
юрисдикционное производство,весьма широк,но их перечень чётко определён законами
РБ.
3.Только посредством данного производства применяються административные
взыскания.
4.Специфика процедуры производства порождена:оперативностью,
экономичностью,активностью правопринимающих органов,простотой,весьма краткими
сроками, которые вообще присущи природе административно-процессуальной
деятельности.
5.Специфичны акты,сопровождающие каждую стадию данного производства.
6.Предусматриваються широкие права лица,привлекаемого к административной
ответственности,но недостаточно регулируеться право на защиту потерпевшего.
2.Принципы производства по делам об административных
правонарушениях.
1.Принцип законности.
Процедура осуществления административного принципа должна реализоваться
строго согласуясь с буквой закона.Необходимо доказать виновность лица,привлекаемого к
административной ответственности.Административное взыскание может быть наложено
только компетентными на то органами(должностными лицами).Существует возможность
обжалования решения по делам об административных правонарушениях и целая система
надзорных органов,следящих за соблюдением законности.Необходимо соблюдать как
материальные,так и процессуальные нормы законодательства.
2.Принцип оперативности.
Необходимо соблюдать краткость материально-правовых и процессуально-
правовых сроков в сфере административной ответственности,принцип неотвратимости
административной ответсвенности в сочетании с быстрым реагированием на совершенные
правонарушения и своевременным применением к виновным мер административного
взыскания.
3.Принцип непосредственности.
Он состоит в требовании присутсвия лица,совершившего административное
правонарушение,на рассмотрении своего дела,его законных представителей, устного
производства компетентным органом,обявления вынесенного постановления по
оканчанию процесса.
4.Принцип равенства.
Перед законом и органом,рассматривающим дело, все,независимо от
происхождения,социального и имущественного положения,расовой национальной
принадлежности,пола,образования,языка,отношения к религии,рода и характера
занятий.места жительства,возраста равны.
5.Принцип гласности.
Дела об административных правонарушениях расматриваются открыто,могут
привлекаться представители общественности,трудовых коллективов.
6.Принцип состязательности.
Состязательность проявляется в разделении функций защиты и обвинения.И тот и
другой элементы процесса могут характеризовать как сторону привлекаемого к
административной отвественности лица,так и сторону
потерпевшего.Органы,рассматривающие дело,обязаны учитывать позицию участников
процесса и мотивировать в постановлении принимаемое решение по делу с учётом мнения
участников процесса.
7.Принцип объективности истины.
При осуществлении производства по административнцм правонарушениям
доказыванию и оценке подлежат:
-факт совершения правонарушения;
-виновность (или невиновность) лица,привлекаемого к административной
ответсвенности;
-смягчающие и отягчающие отвественность обстоятельства;
-основания для взыскания имущественного ущерба и его размер;
-основания для прекращения производства по делу.
Доказательства по делу оцениваются соответствующим органом (должностным
лицом) по внутреннему убеждению,основанному на всестороннем,полном и объективном
иследовании обстоятельств дела в их совокупности.
8.Принцип двустепенности.
Потерпевший и лицо,привлекаемое к административной ответсвенности,обладают
правом обжалования постановления по конкретному делу.Данное постановление может
быть проверено в органе второй инстанции.
9.Принцип диспозитивности.
Участники административно-юрисдикционного производства по собственному
усматрению могут распоряжаться своими правами:обращаться или не обращаться с
жалобами в органы административной юстиции,знакомиться или не знакомиться с
материалами дела,заявлять ходатайства,пользоваться услугами переводчика,обжаловать
постановления по делам об административных правонарушениях.
10.Принцип устности.
Участники процесса по делам об административных правонарушениях дают устные
объяснения ,которые записываються в соответсвующие протоколы.
Таким образом,в производстве по делам об административных правонарушениях
уплономоченными на то органами административной юрисдикции реализуются
общеюрисдикционные принципыя.имеющие свою специфику,обусловленную
административно-правовой природой возникающих правоотношений,регулируемых
посредством применения административно-процессуальных норм. Принципы процесса
определяют средства достижения его целей .
Основными же элементами процессуальной формы являются группы
норм,регулирующих:
-цели производства;
-задачи и принципы производства;
-круг его участников,их права и обязанности;
-систему совершаемых действий,их последовательность,стадии производства;
-сроки совершения действий;
-виды и условия использования доказательств;
-подведомственность дел,властных действий;
-содержание и порядок оформления процессуальных документов;
Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994: «Молодёжное общество» С.124-
125
-виды,размеры и порядок применения мер процессуального принуждения;
-порядок возмещение процессуальных расходов.
В КоАП РБ исчерпывающе перечислены обстоятельства,исклющающие производства
по делу. К ним отнесены:
1)отсутствие события и состава административного правонарушения;
2)недостижение лицом на момент совершения административного
правонарушения 16 лет;
3)невменяемость лица ,совершившего противоправное действие либо
бездействие;
4)действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
5)издание акта амнистии, если он устраняет применение административного
взыскания;
6)истечение к моменту рассмотрения дела об административном
правонарушении
сроков, предусмотренных ст. КоАП;
7)отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
8)наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к
административной ответственности, постановления компетентного органа
(должностного лица) о наложении административного взыскания или не
отмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в
товарищеский суд органом (должностным лицам), имеющим право налагать
административное взыскание по данному делу, либо не отмененного
постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а
также наличие по данному факту уголовного дела;
9)смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу;
10)отсутствие жалобы потерпевшего или примирение потерпевшего с
нарушителем по административным правонарушениям, предусмотренным
ст.156 , 156 , 156 КоАП.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется
законодательством Республики Беларусь.
Решение задач административного производства осуществляется посредством
доказывания,которое включает в себя выяление,процессуальное
оформление,исследование и оценку доказательств.
Доказательствами являются фактические данные,информация,на основе которой
устанавливаются обстоятельства дела.
От доказательств как фактических данных сведений следует отличать их
источники,представляющие собой средства сохранения и передачи информации,с
помощью которых оно вовлекается в производство.В то же время необходимо
отметить,что в правовой науке и на практике доказательства нередко понимаются и как
сама информация,и как источник сведений.
Порядок сбора доказательств определён законодательством,причём в ряде случаев
досконально.Поэтому доказательства могут быть использованы вы административном
производстве только в том случае,если они получены в порядке и из
источников,предусмотренных законом.Не могут служить доказательствами фактические
данные,сообщаемые свидетелем,если он не может указать источника своей
осведомленности.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 178.