В В Е Д Е Н И Е
Административное право занимает особое место в системе правового
регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов
управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие
границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной
власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые
складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других
государственных органов, связанных с функцией управления, а также
внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и
предприятий.
Административное право охватывает широкий круг общественных отношений,
которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе
деятельности органов исполнительной власти.
Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом,
которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает
ведущее место.
Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде
всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом
необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных
отношений в тех случаях, когда стороны равноправны например, (договор поставки
продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений,
которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой
(например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у
административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных
отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как
участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют го
сударственно-служебные отношения.
Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и
другими отраслями права.
Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими
отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного
управления. Другими словами административное право регулирует общественные
отношения в сфере государственного управления.
Предложенная ниже тема - "Рассмотрение дел об административных
правонарушениях" -интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить
принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным
организмом, созданного людьми - ГОСУДАРСТВОМ.
1.Понятие производства по делам об административных
правонарушениях,его задачи
Производство по делам об административных правонарушениях определяется как
правовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности.В первом
случае это совокупность административно-процессуальных норм,определяющих порядок
действий участников административно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения
конкретных дел,возникающих в связи с совершением административных
правонарушений;во втором-урегулированный административно-процессуальными
нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных
правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об
административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной
частью административно-юрисдикционного процесса,имеет свою структуру,образуемую
совокупностью стадий,характеризующихся специфической функциональной
направленностью,относительной самостоятельностью и логической завершенностью.
Административное производство,будучи составной частью административного
процесса,отличается от других административных производств главным образом
содержанием решаемых задач.
В систему понятия административного процесса можно включить следующие
административные производства:
1.Производство по предложениям,заявлениям и жалобам граждан;
2.Производства по делам о поощерениях;
3.Производство по делам о дисциплинарных проступках,подлежащих разрешению
администрацией предприятия,учреждения,организации;
4.Производства по делам об административных правонарушениях.
Масленников М.Л.Производство по делам об административных правонарушениях.-М,1994,с.13-14
Все административные производства объединяет то.что они есть различные проявления
единой по своей сути административно-процессуальной деятельности и осуществляются
на принципиально единой организационно-структурной основе.
Законодательством Республики Беларусь в этой связи регламентированы задачи и
цели конкретного вида производства,права и обязанности соответсвующего
органа,порядок обжалования его действий и принимаемых решений.
Производство по делам об административных правонарушениях является составной
частью административного процесса.Вместе с тем оно является самостоятельным
институтом административно-процессуального права,призванным осуществлять
специфические задачи юрисдикционного характера.
Производство по делам об административных правонарушениях-это
Правонарушениях.
В ходе производства по делам об административных правонарушениях в отношении
Кодекс РБ об административных правонарушениях. Ст.227
граждан,привлекаемых к ответственности,могут применятся процессуальные меры
административного принуждения:привод,доставление,задержание,личный
досмотр,досмотр вещей,изъятие вещей и документов,отстранения от управления
транспортом,запрещение эксплуатации транспортного средства.
3.Участники производства по делам об административных
правонарушениях,их права и обязанности.
Производства по делам об административных правонарушениях складывается из действий
ряда органов и лиц.Важную роль в этой деятельности играют государственные и
общественные органы,их должностные лица,которые уполномочены принимать
предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных
проступков,применению и исполнению взысканий.В данном производстве действуют и
другие участники:одни защищают свои интересы,другие привлекаются лишь при
производстве отдельных процессуальных действий,содействуют производству.всех
субъектов производства по делам об административных правонарушениях можно
разделить на несколько групп.
1)Компетентные органы и должностные лица,наделённые правом принимать властные
акты,составлять правовые документы,определяющие движение и судьбу
дела(лидирующие субъекты).
2)Субъекты,имеющие личный интерес в деле:лицо,привлекаемое к административной
ответственности;потерпевший и его законные
представители;адвокат;свидетель;эксперт;переводчик.
3)Оргны и должностные лица,которын могут принимать постановления по делу и
отменять их;
4)Органы и должностные лица,которые исполняют
постановления(бухгалтеры,судебные исполнители и т.д.)
Чёткого размеживания процессуальных функций,как в уголовном процессе,в процессе
по делам об административных правонарушениях нет.
Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ Мн.1994 «Молодёжное общество» С.124-125
4.Организационная структура производства по делам об
административных правонарушениях
Стадии правоприменительной деятельности-обособленная састь,как юридического
процесса,так и соответствующей прцедуры,однако их содержание,естественно,отличается.
Поэтому в юридической литературе предлагается выделение двух разновидностей
стадий:стадию логической последовательности,представляющую собой относительно
замкнутую самостоятельную систему мыслительных операций,протекающих во времени и
направленных на правовое разрешение сложившейся ситуации,и стадию
функционального назначения,которая является отдельной частью
производства,характеризующейся наличием круга непосредственных специфических
задач.
Что касается стадий правоприменительного ппроцесса к ним традиционно
относятся:1)установление фактических обстоятельств(фактической основы дела),2)выбор
и анализ норм права (установление юридической основы дела),3)решение
дела,выраженное в акте применения.
Упомянутые три стадии характерны для правоприменительной деятельности в
целом,поэтому они имеют место и в административно-деликтном процессе-деятельности
по применению мер административного принуждения в случаях совершения
административных правонарушений.
Стадиям производства по делам об административных правонарушениях
прнисущи следующие харакиерные черты.Во-первых,это самостоятельная часть
производства,имеющая свои специфические задачи.Во-вторых,ей присущ особый круг
участников производства.В-третьих,совокупность юридических дествий,осуществляемых
в определённой логической последовательности и в установленных временных
границах,завершается принятием решения специально предусмотренной формы.
Помимо стадий выделяются и менеее крупные элементы по делу-этапы.Этап
характеризует порядок осуществления группы взаимосвязанных процессуальных
действий и представляет относительно самостоятельную часть производства.
Таким образом,несколько этапов образуют стадию.иногда понятия стадия и этап
смешиваются,что приводит к неточностям в анализе правоприменительного
производства.Например,М.Я.Масленников указывает,что стадиями административного
юрисдикционного производства являются этапы совершения соответствующих
действий,он отмечает также,что стадия не всегда заканчивается составлением отдельного
процессуального документа.В частности,это касается установления лица,совершившего
административный проступок.
Обратимся сначала к общему обзору стадий производства по делам об
административных правонарушениях.
В юридической литературе первая стадия производства именуется по разному.
Одни авторы называют её «первычными процессуальными действиями».Однако это не
раскрывает содержания данной стадии.Указанного недостатка лишена следующая
формулировка рассматриваемой стадии: «административное раследование»,но при этом
не обращается внимание на принципиальное процессуальное значение стадии,как делают
другие учёные,именующие её «возбуждением дела».Сопастовление приведенных точек
зрения позволяет сформулировать более полно название данной стадии,отражающее её
содержание «возбуждение дела и его расследование».
Вторая стадия обычно называется «рассмотрением дела об административном
правонарушении»,причём иногда уточняется- «по существу».Однако это не полностью
характеризует данную стадию,и нередко название дополняется следующим образом: «и
Масленников М.Л.Производства по делам об административных правонарушениях.-М.,1994,С.14
разрешение дела» или «разрешениие по существу дела».Думается,что наиболее
предпочтительным является формулировка:»рассмотрение дела об административном
правонарушении и вынесение решения».В таком случае подчеркивается то,что в итоге
рассмотрения дела принимается решение по нему.
Третья стадия производства по делам об административных правонарушениях
представляет собой пересмотр вынесенного постановления по делу в предусмотренных
случаях.Некоторые авторы,видимо исходя из оснований осуществления производства на
данной стадии называют её «обжалованием(опротестованием) постановления по
делу» .Другие акцентируют внимание на сущности правоприменительной
деятельности,давая,например,такую обощённую формулировку,как «пересмотр
постановлениия по делу» .
Четвёртая(заключительная )стадия производства по делу обусловлена
необходимостью исполнения вынесенного постановления.Вместе с тем встречается и
более узкое понимание исполнительных действий: «исполнительное постановление о
наложении взыскания».Думается ,однако,что это не верно,проскольку исполняются и
другие виды решений по делу(отметим,что исполнительные действия по некоторым из
них достаточно просты и не требуют тщательной регламентации)Поэтому полагаем,что
последнюю стадию производствак по делу об административных правонарушениях
целесообразно именовать «исполнением решения по делу».
Рассмотрим более тщательно отдельные стадии производства по делам об
административных правонарнушениях.
Тищенко Н.М.Правовой статус субъектов производства по делам об административных правонарушениях/Автореф.дисс..-Харьков,с.13
Бахрак Д.Н.,Ренов Э.Н.Производства по делам об административных правонарушениях.-М.1989
И его раследование
Эта стадия будет начальным этапом производства по делу,имеет определяющее значение
для всего предварительного процесса.Именно на этой стадии закладываются основы для
вполнения задач по делам об административных правонарушениях.На этой стадии по
абсолютному большинству дел правомочные должностные лица соответствующих
органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно-
процессуальных действий,в ходе которых устанавливается факт совершения проступка,
Производится его фиксация в протоколе об административном
правонарушении,определяются круг допустимых доказательств и средств
доказывания,подведомственность дела для рассмотрения по существу,и дело направляется
по подведомственности.От полноты,всесторонности и объективности предварительной
правовой оценки нарушения и обстоятельств его совершения зависит правильность
юридической квалификации проступка,а в конечном итоге-обоснованость и
справедливость постаногвления по делу.В своей совокупности эти факторы обеспечивают
социальную объективность законодательства об административных правонарушениях и
воспитательное значение правоприменительного процесса.
На стадии возбуждения дела об административном правонарушении по сути своей
производистя так называемое административное расследование.Предварительная
подготовка по делу об административном правонарушении производистя в упрощенном
порядке.Например,в органах милиции это действия совершается без вынесения
отдельного процессуального документа в форме постановления.При наличии оснований
соответсвующее должностное лицо составляет протокол об административном
правонарушении,своего рода обвинительный акт;он может иметь определённое
доказательственное значение при рассмотрении дела по существу(например,в случае
невозможности получить повторноу или дополнительные объяснения от потерпевших и
свидетелей).Но придание такого качества протоколу допустимо только при условии,если
он составлен правильно,в полном соответствии с требованиями.Один экземпляр
протокола должен приобщаться к материалам дела для рассмотрения его по существу,а
второй экзепляр протокола может потребоваться на случай разрешения в порядке
гражданского судопроизводства вопроса о взыскании с нарушителя имущественного
ущерба,причененного правонарушителем.
При предварительной подготовке по делам об административных
правонарушениях,в том числе и во время составления протокола,решается вопрос о
юридической оценке совершенного деяния,носящего признаки административного
правонарушения.Правильная юридическая оценка
административногоправонарушенияимеет очень важное значение,так как она
предопределяет направления дела по подведомственности для рассмотрения по
существу.Но решение вопроса о юридической квалификации иногда бывает
затруднительно,особенно-в случае отграничения так называемых смежных проступков и
административных проступков от «сходных» преступлений.Меры по предупреждению
ошибок при предварительной подготовке по делам об административных
правонарушениях могут быть различными и зависят от особенностей конкретного дела.По
трудно доказываемым правонарушениям пользукються помощью экспертов,принимают
оперативные меры по установлению очевидцев правонарушений.
Административных взысканий.
На данной стадии производства по делам об административных правонарушениях
возникает много сложных вопросов,связанных не только с «собственно» исполнением
постановлений,но и с разрешением иных вопросов,предопределяющих
своевременность,правильность и полноту исполнения постановлений органов
административной юрисдикции.На основе анализа практики и действующих норм можно
представить следующий перечень вопросов,которые приходится разрешать органам
административной юрисдикции при исполнении постановлений по дела об
административных правонарушениях:
1.Отсрочка исполнения постановления;
2.сокращение срока лишения специального права,предоставленного гражданину;
3.Замена неотбытых исправительных работ на штраф или административный арест;
4.Прекращение исполнительного производства;
5.Поворот исполнения постановления;
6.Привлечение к ответственности должностных лиц,виновных в неисправлении
или ненадлежащем исполнении постановлений по делам об административных
правонарушениях;
7.Привлечение к ответсвенности должностных лиц,виновных в утрате
исполнительного документа.
Названный перечень вопросов,подлежащих разрешению при исполнений
постановлений о наложении административных взысканий,является примерным.В него
можно включить вопросы,связаные с уточнением каких-либо неточностей в
постановлениях,с устранением описок и опечаток при изготовлении текста и копий
постановлений,с устранением арифмитических ошибок в определении подлежащего
взысканию имущественногоущерба,причинённого административным
правонарушителем,с определением очередности исполнения постановления в части
применения имущественных взысканий,с определением судьбы вещественных
доказательств или предметов конфискации(либо предметов,подлежащих изъятию).
На практике иногда возникают вопросы,связанные с зачётом в срок отбытия
административного ареста времени содержания под стражей(например,при применении
этого взыскания в связи с прекращением уголовного дела).Подобный вопрос возникает и
при применении административного взыскания в виде исправительных работ.Наконец,не
исключаются случаи освобождения от отбытия взыскания в виде административного
ареста или исправительных работ при наличии обстоятельств,препятствующих отбытию
видов взысканий.Кроме того,возможна постановка вопроса о замене строго
административного взыскание на более мягкое.Нелогичные ситуации возникают иногда
даже при соблюдении установленного законом порядка пересмотра постановлений(по
протестам прокуроров):из-за того,что легализованный порядок усложнён излишними
формальностями,нередко изменяютяс и отменяются вполне законные,обаснованные и
справедливые постановления.А формальности обставляютяс многими
документами:сначала орган исполнения должен внести предстваление
прокурору,содержание этого документа дублируется в протесте прокурора;протест
поступает в орган ,вынесший постановление;при вынесении нового постановления в
значительной мере повторяется содержание представлениие органа исполнения
постановления(например,в случаях замены административного ареста на более мягкое
взыскание).Наделение органов административной юрисдикции правом пересмотра
вынесенных ими постановлений о наложении административных взысканий по
представлению органов исполнения исключило бы во многих случаях несогласованность
в действиях правоохранительных органов и способствовало бы обеспечению реального
исполнения таких постановлений.
Исполнение постановления заняты различные государственные органы.При этом
они осуществляют двоякую по своему характеру деятельность:по обращению
постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в исполнение.
Первую из них,согласно ст.278 КоАП,осуществляют юрисдикционные органы,то
есть те,которые решают вопрос об ответсвенности виновных и выносят постановления о
наложении административных взысканий.
Вторую в соответсвии со ст.279 КоАП осуществляют специально уполномоченные
на то органы государства в порядке,установленном законодательством РБ.И та,и другая
деятельность образют единую стадию исполнения постановлений,но являются её разными
этапами.
Основанием предоставления отсрочки исполнения постановлений служат
обстоятельства,наличие которых делает невозможным его немедленное исполнение.
Законодательство устанавливает давность исполнения постановления о
наложении административных взысканий.Не подлежит исполнению постановление о
наложении административного взыскания,если оно не было обращено к исполнению в
течении трех месяцев со дня вынесения.
Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о
наложении административного взыскания возлакается на орган(должностное
лицо),вынесший постановление.
Кодекс РБ об административных правонарушениях.Мн.:Амалфея,2001,с.255-256
Заключение
В данной курсовой работе были изложены основные принципы и элементы
производства по делам об административных правонарушениях.Сложно было провести
глубокий и всесторонний анализ ввиду отсутствия знаний в области методологии
административно-правовых исследований .в результате знакомства с исследованием в
области производства по дела об административных правонарушениях можно сделать
следующие выводы.
В области права понятие процесса неразрывно связано с разбирательством спора,а при
производстве по делам об административных правонарушениях спор в правовом смысле
отсутствует.Самостоятельность производства по делам об административных
правонарушениях обуславливается как минимум двумя причинами:1)спецификой
разбираемой материи:споры из отношений власти и принуждения по своему существу
чужды гражданскому разбирательству с его принципами устности,равенства
сторон,состязательности,материального интереса;2)особенностями самого
производства,заклющающимся,по мнению многих его исследователей,в упрощенной
процедуре.
Среди особенностей производства по делам об административных правонарушениях
можно назвать следующие:1)возложение времени доказательства на властную сторону
административного процесса,в отличие от традиционного процесса;2)возможность и
устного,и письменного ведения дела,разрешение дела в отсутствии ответчика,отсутствие
многих жёстких правил гражданского и уголовного процессов;3)в производстве по делам
об административных правонарушениях участвуют два субъекта,а не как в гражданском
процессе;4)публичный характер правонарушений,вызывающих спор.
Список использованной литературы
1.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях:Текст с
изменениями и дополнениями по состоянию на 20 сентября 2001 г.-Мн.:Амалфея,2001.
2.Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994 : «Молодёжное
общество».
3.Бахрах Д.Н.,Ренов Э.Н.Производство по делам об административных
правонарушениях.-М.,1994.
4.Масленников М.Л.Производство по делам об административных правонарушениях.-
М.,1994.
5.Тищенко Н.М.Правовой статус субъектов производства по делам об административных
правонарушениях /Автореф.дис. … канд.юрид.наук.-Харьков,1988 С.13
6.Якимов А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-
юрисдикционное производство //Государство и право.-1999.-№3.-С.5-11.
7.Лунев А.Е.Вопросы административного процесса.//Правоведение.-Л.,1962.-№2.-С.43
8.Теория государства и права.-М.,1987.-С.313
9.Чечот Д.М.Административная юстиция.Теоритические проблемы.-Л.,1973.-С.28
В В Е Д Е Н И Е
Административное право занимает особое место в системе правового
регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов
управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие
границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной
власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые
складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других
государственных органов, связанных с функцией управления, а также
внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и
предприятий.
Административное право охватывает широкий круг общественных отношений,
которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе
деятельности органов исполнительной власти.
Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом,
которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает
ведущее место.
Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде
всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом
необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных
отношений в тех случаях, когда стороны равноправны например, (договор поставки
продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений,
которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой
(например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у
административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных
отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как
участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют го
сударственно-служебные отношения.
Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и
другими отраслями права.
Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими
отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного
управления. Другими словами административное право регулирует общественные
отношения в сфере государственного управления.
Предложенная ниже тема - "Рассмотрение дел об административных
правонарушениях" -интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить
принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным
организмом, созданного людьми - ГОСУДАРСТВОМ.
1.Понятие производства по делам об административных
правонарушениях,его задачи
Производство по делам об административных правонарушениях определяется как
правовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности.В первом
случае это совокупность административно-процессуальных норм,определяющих порядок
действий участников административно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения
конкретных дел,возникающих в связи с совершением административных
правонарушений;во втором-урегулированный административно-процессуальными
нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных
правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об
административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной
частью административно-юрисдикционного процесса,имеет свою структуру,образуемую
совокупностью стадий,характеризующихся специфической функциональной
направленностью,относительной самостоятельностью и логической завершенностью.
Административное производство,будучи составной частью административного
процесса,отличается от других административных производств главным образом
содержанием решаемых задач.
В систему понятия административного процесса можно включить следующие
административные производства:
1.Производство по предложениям,заявлениям и жалобам граждан;
2.Производства по делам о поощерениях;
3.Производство по делам о дисциплинарных проступках,подлежащих разрешению
администрацией предприятия,учреждения,организации;
4.Производства по делам об административных правонарушениях.
Масленников М.Л.Производство по делам об административных правонарушениях.-М,1994,с.13-14
Все административные производства объединяет то.что они есть различные проявления
единой по своей сути административно-процессуальной деятельности и осуществляются
на принципиально единой организационно-структурной основе.
Законодательством Республики Беларусь в этой связи регламентированы задачи и
цели конкретного вида производства,права и обязанности соответсвующего
органа,порядок обжалования его действий и принимаемых решений.
Производство по делам об административных правонарушениях является составной
частью административного процесса.Вместе с тем оно является самостоятельным
институтом административно-процессуального права,призванным осуществлять
специфические задачи юрисдикционного характера.
Производство по делам об административных правонарушениях-это
деятельность уполномоченных субъектов по применению административных
Дата: 2019-05-29, просмотров: 224.