Понятие и объективные признаки злоупотребления должностными полномочиями и их превышения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий – самые известные деяния среди должностных преступлений. Ответственность за данные преступления установлена Уголовным кодексом РФ статьями 285 и 286.

В Соборном уложении 1649 г. впервые была отражена норма, устанавливающая ответственность за превышение должностных полномочий. В дореволюционном законодательстве следов закрепления ответственности за такое должностное преступление, как злоупотребление должностями полномочиями, нет. Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в качестве самостоятельного преступления была сформулирована в ст. 105 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г[1].

Согласно историческим данным, рассматриваемые деяния отражают преобразования политического характера, которые происходили в государстве. Можно утверждать, в зависимости от конкретной политической обстановки в государстве, нормы, устанавливающие ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и их превышение, эволюционируют и преобразуются.

В целом, под злоупотреблением понимается «употребление во зло, на худое дело, во вред себе или другому. Злоупотребление – обычно, проступок, который выражается в незаконном, преступном использовании своих прав, возможностей»[2].

Злоупотребление должностными полномочиями определяется таким образом: «использование принадлежащих лицу должностных полномочий вопреки установленным законом целям использования – интересам службы»[3].

Настоящий уголовный закон определяет превышение  должностных полномочий исполнение должностным лицом действий, явно выходящих за рамки его полномочий и повлекших значительное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства[4].

Общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти составляют родовой объект рассматриваемых деяний.

Видовой объект этих преступлений – совокупность общественных отношений, обеспечивающих соответствующую закону деятельность, функционирование властного публичного аппарата – органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формирований РФ[5].

Общественные отношения,  возникающие на счет обеспечения отдельных составляющих функционирования властного публичного аппарата должным образом, являются непосредственным объектом рассматриваемых преступлений. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, служат общественные отношения по поводу обязанности должностных лиц и других публичных служащих исполнять свою профессиональную деятельность исключительно в интересах службы. Под непосредственным объектом превышения должностных полномочий понимаются общественные отношения, по поводу обязанности должностных лиц и других публичных служащих реализовывать свою профессиональную деятельность компетентно и неукоснительно на основе закона[6].

Основной непосредственный объект, у рассматриваемых в данной работе преступлений, тождественен. Им является нормальная деятельность отдельного органа государственной власти, дополнительными объектами выступают права и свободы граждан, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства.

Дополнительными непосредственными объектами этих преступлений могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности[7].

Права и обязанности должностного лица, которые обусловлены служебным положением, различны. Объем прав и обязанностей представителя власти и других работников государственных и муниципальных органов и учреждений формируется их должностной компетенцией, которая устанавливается в самых  различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах). Так, для того, чтобы установить факт совершения должностным лицом действий, явно выходящих за рамки его полномочий, или же злоупотребления своими должностными полномочиями, необходимо установить, каким именно правовым актом регламентируются полномочия должностного лица, то есть установить определенные пределы.

По мнению А. Беляева, должностными полномочиями является определенная нормативно-правовыми актами система  прав и обязанностей в их незыблемом единстве, которыми наделено должностное лицо для реализации функций представителя власти либо выполнения организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, реализация которых возможна только на основании и во исполнение законов[8].

Объективная сторона рассматриваемых преступных деяний характеризуется тремя обязательными признаками: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий в противовес интересам службы или реализация действий, явно выходящих за границы полномочий должностного лица; 2) наступление в связи с совершением таких действий общественно опасного последствия в виде значительного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.

Злоупотребление должностными полномочиями может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия (то есть намеренное невыполнение своих обязательств).

Начнем с анализа состава злоупотребления должностными полномочиями. Использование должностным лицом своих служебных полномочий – это конкретные действия лица, которые прямо исходили из его полномочий и являлись реализацией прав и обязанностей, которыми наделялось это лицо вследствие занимаемой должности, то есть составляющими его служебную компетенцию[9].

Злоупотребление должностными полномочиями представляет собой осуществление действий, которыми оно наделено по закону и которые входят формально в компетенцию должностного лица, но осуществление этих действий (или же бездействия), то есть в разрез с интересами службы, предполагает применение своих должностных полномочий «на зло», «в противовес интересам государственной власти».

Необходимо сказать, что такое деяние, как злоупотребление должностными полномочиями, противоречит не только конкретным  целям и задачам занимаемой лицом должности, но и  целям и задачам всего публичного аппарата. Злоупотребить должностными полномочиями можно по-разному. Например, сокрыть какое-либо правонарушение, неоправданно провести проверку или ревизию и т.д.

Проанализируем объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ.

Превышение представляет собой реализацию должностным лицом определенных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, иными словами, на наш взгляд, совершение действий, которые не входят в служебную компетенцию должностного лица.

Так, судебная практика и наука выделяют четыре основные формы превышения должностных полномочий:

1) осуществление действий, которые не входят в компетенцию должностного лица, представителя власти;

2) реализацию действий, которые могут быть по закону совершены только коллегиально;

3) совершение действий, которые одобрены законом, но при конкретных обстоятельствах;

4) осуществление действий, которые должностное лицо не вправе совершать ни при каких обстоятельствах[10].

Во всех перечисленных случаях действия должны явно, иными словами, в полной мере очевидно для виновного выходить за рамки, или же пределы,  его полномочий и при этом быть с ними связанными.

Обязательным признаком объективной стороны для рассматриваемых преступлений является и наступление общественно-опасных последствий, которые могут проявляться в причинении материального (имущественный ущерб в виде прямых убытков или упущенной выгоды) и нематериального (нарушение конституционных прав и свобод граждан, в подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений, в создании помех и сбоев в их работе и т.п.) вреда, а также причинно-следственная связь между действиями и последствиями[11].

Но следует сказать, что для преступного превышения должностных полномочий типичен нравственный или материальный вред личности, нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Общественная опасность рассматриваемых преступных деяний  объясняется тем,  что вследствие совершения данных деяний нарушается нормальная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.

Важно знать,  что  если превышение должностных полномочий не причинило существенного вреда в силу своей малозначительности, то уголовная ответственность отсутствует[12].

Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда должностное лицо имело какие-либо  права и обязанности по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых значительно нарушены действиями данного должностного лица.

При определении существенного нарушения крайне важно  принимать во внимание следующие факторы: количество потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, других структурных звеньев государственного аппарата[13].

Оба рассматриваемых преступления имеют материальный состав.

Из всего вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий считаются самыми часто встречающимися деяниями среди должностных преступлений. 

Следует сказать, что для того чтобы определить совершило ли должностное лицо преступление, необходимо найти границы, пределы  должностных полномочий, которые получили свое отражение в различных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность субъекта должностного преступления.

Мы считаем, что злоупотребление должностными полномочиями – это осуществление законной деятельности должностным лицом, которая противоречит установкам должностного лица и интересам публичного аппарата государственной власти.

Превышение же представляет собой реализацию должностным лицом определенных действий, которые явно выходят за пределы его полномочий, другими словами, совершение действий, не входящих в служебную компетенцию должностного лица.

Общественная опасность рассматриваемых преступных деяний  проявляется в том, что в результате их совершения нарушается правильная, регламентированная законом деятельность публичного аппарата государственной власти.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 261.