Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья, обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
· психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
· развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
· развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
· определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
· мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
· анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
· сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
· психолого-педагогический эксперимент,
· наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
· беседы с учащимися, учителями и родителями,
· изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
· оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
· составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
· формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
· организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
· разработку оптимальных для развития умственно отсталых школьников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
· организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
· развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
· социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
· занятия индивидуальные и групповые,
· игры, упражнения, этюды,
· психокоррекционные методики,
· беседы с учащимися,
· организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
· психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
· консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
· беседа, семинар, лекция, консультация,
· анкетирование педагогов, родителей,
· разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление
· разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
· проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
· оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
· психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
· психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
· разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,
· взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально- педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
· индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
· лекции для родителей,
· анкетирование педагогов, родителей,
· разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 190.