Администрация города Великие Луки Псковской области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Администрация города Великие Луки Псковской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

________«Средняя общеобразовательная школа № 2»_______

182108 Псковская область, город Великие Луки, пл. Калинина д. 6а

тел. 8 (81153) 5-78-68, www.eduvluki.ru, e-mail ch2@eduvluki.ru

 

                                   

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ  И ПОЗНАВЕТЕЛЬНОЙ СФЕР»

(коррекционно-развивающий курс)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития

 Составитель:

Павлова М. В.

педагог-психолог.

 

 

2017 – 2018 учебный год

                    СОДЕРЖАНИЕ.

 

1 Пояснительная записка, цели, задачи.  
2 Принципы коррекционной работы.  
3 Специфика организации коррекционной работы с умственно отсталыми обучающимися.  
4 Механизмы реализации программы коррекционной работы.  
5 Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС ОУ  
6 Основные направления деятельности психологического сопровождения  
7 Ожидаемые результаты  
8 Основные понятия.  
9 Организация и структура коррекционно-развивающих занятий.  
10 Тематическое планирование.  
11 Материально-техническое обеспечение.  


Пояснительная записка

В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с задержкой психического развития входит программа коррекционной работы.

Цель коррекционной работы

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи коррекционной работы:

· создание условий для развития сохранных функций;

· формирование положительной мотивации к обучению;

· повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

· коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

· воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика организации коррекционной работы
с обучающимися с задержкой психического развития.

Коррекционная работа с обучающимися с задержкой психического развития проводится:

· в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

· в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

· в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.


Создание развивающей среды

· просветительская и консультативная работа с родителями;

· развивающая психологическая работа с педагогами

Основные понятия.

Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психологическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения умственно отсталого ребёнка в развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.

Исследованиями установлено, что активизация познавательной деятельности у школьников неравномерна. В частности, у детей с лёгкой умственной отсталостью наибольшее продвижение можно заметить в первые два года обучения, а затем на 4-5-ом году и в конце обучения. Поэтому представляется целесообразным организация и проведение дополнительных коррекционно-развивающих занятий, проводимых психологом, направленных на формирование и развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. Тем более что опыт коррекционных школ для детей с умственной отсталостью свидетельствует о том, что несформированность и недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сфер накладывает отпечаток на социальную зрелость и личностное развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием.

Задержка психического развития (ЗПР) - понятие, которое говорит не о стойком и не необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи.
       Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Организация и структура коррекционно-развивающих занятий.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогом-психологом индивидуально или в небольшой группе (не более 6 детей). Планирование занятий осуществляется из расчёта 64 занятия в год. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 2 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 20-25 минут.

    Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Мимическая гимнастика/ Дидактическая игра

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы у школьников. Происходит формирование умения последовательно и логично выражать свои мысли. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на снятие психо-эмоционального напряжения. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

     Критерии эффективности занятий:

Положительная динамика развития познавательных процессов, нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация эмоционального состояния, выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня.

Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в начале и конце учебного года.

Для отслеживания динамики развития интеллектуальной сферы используется следующие методики:

- «Домики», корректурная проба, теппинг-тест, графический диктант, исключение лишнего, аналогии.

- «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек».

Предполагаемый результат:

У учащихся прошедших курс занятий по данной программе:

  • увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
  • совершенствуется фонематический слух;
  • развитие произвольного и непроизвольного внимания;
  • развитие мышления.

Прогнозируемый результат:

Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья на начальном этапе адаптации к школе.

Критерии оценки эффективности:

  • снижение уровня тревожности и психической защиты первоклассников;
  • эмоциональное благополучие ребенка в классе;

развитие коммуникативных навыков

Форма работы: индивидуальная или групповая.

Основные методы: игры, упражнения.

Продолжительность занятия: 20 - 25 мин.

Проведение занятий: два раза в неделю.

Количество человек: До 6 человек

 

Тематическое планирование

№ Занятия Дата Задачи урока Содержание занятий
1-3   -диагностика познавательной сферы обучающихся -диагностика личностной сферы обучающихся - знакомство с эмоциями - разбор понятий «радость» и «благодарность» -«Домики», корректурная проба, теппинг-тест, графический диктант, исключение лишнего, аналогии -«Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек» - Упражнение «Назови эмоцию» - Упражнение «Тренируем эмоции» - Чтение рассказов о радости и благодарности. - Обсуждение «Для чего говорят спасибо?» - Рисунок радости - Релаксация «Замедленное движение»
2-4   -развитие оперативной зрительной памяти Развитие оперативной зрительной памяти -развитие логического мышления   - Тексты Федоренко: набор №1 - Упражнение «Найди лишнее слово»; - Упражнение «Составь поезд» - Упражнение «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №1 - Релакс-пауза
5-7   - разбор понятий «неблагодарность» и «злость» - Чтение рассказа о неблагодарности и последующее обсуждение - Рисунок злости - Релаксация «Лимон»
6-8   - развитие оперативной зрительной памяти - тренировка зрительно- пространственного восприятия - развитие мышления, внимания - развитие воображения, связной речи - развитие слуховой памяти - Тексты Федоренко: набор №1 - Упражнение «Сломалась печатная машинка» - Упражнение «Деление сплошного текста на предложения» набор №1 - Упражнение «Составление связного текста по опорным словам» набор №1 - Текст для запоминания - Релакс-пауза  
9-11   - разбор понятий «грусть» и «печаль» - разбор понятия «страх» - Упражнение «Назови отличия» - Беседа - Чтение рассказа - Ответы на вопросы - Релаксация «Радуга»
10-12   - развитие оперативной зрительной памяти - тренировка зрительно-пространственного восприятия - развитие мышления, внимания - развитие воображения, связной речи - Тексты Федоренко: набор №1 - Упражнение «Сломалась печатная машинка»; - Упражнение «Непонятные строчки»; - Упражнение «Письмо из Зазеркалья» - Упражнение «Составление связного текста из неполных предложений» набор №1 - Упражнение «Составление связного текста по опорным словам» набор №2 - Релакс-пауза
13-15   - знакомство с понятием «настроение» - развить понимание эмоциональных состояний «печали», «удивления» - Упражнение «Гномы настроений» -  Упражнение «Произнеси фразу» - Этюд «Золушка» - Упражнение «Закончи фразу» - Релаксация «Шалтай-Болтай»
14-16   - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, связной речи, внимания - тренировка зрительно-пространственного восприятия   - Тексты Федоренко: набор №2 - Упражнение «Составления своего текста по вопросам» набор №1 - Текст без пробелов – необходимо отделить слова друг от друга; - Упражнение «Допиши элемент – узнаешь букву» - Упражнение «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №1 - Релакс-пауза
17-19   - развивать мимические и пантомимические способности - развивать понимание эмоциональных состояний «страха», «злости». - Мимическая гимнастика - Этюд «ночные звуки» - Этюд «родители рассердились» - Беседа на тему «Злость» - Релаксация «Рот на замочке»
18-20   - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - развитие слуховой памяти - тренировка зрительно- пространственного восприятия - Тексты Федоренко: набор №2 - Упражнение «Письменные ответы на вопросы» набор №1 - Текст для прослушивания - Упражннеие «Деление сплошного текста на предложения» набор №2     - Упражнение «Письмо из Зазеркалья» - Кроссворд «Двенадцать месяцев» - Релакс-пауза  
21-23   - развивать понимание эмоциональных состояний «любопытства», «отвращения» - развивать понимание эмоциональных состояний «радости», «спокойствия» - Мимическая гимнастика - Этюд «любопытный Карлосон» - Этюд «Солёный чай» - Упражнение «Закончи фразу» - Упражнение «Вспомни случай» - Беседа на тему «Покой» - Релаксация «Палуба»
22-24   - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - развитие слуховой памяти - Тексты Федоренко: набор №2 - Упражнение «Деление сплошного текста на предложения»  набор №3 - Текст для прослушивания - Упражнение «Составление связного текста из неполных предложений» набор №2 - Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?» - Релакс-пауза
25-27   - упражнять в определении настроения по описанию - развивать понимание эмоциональных состояний «самодовольство», «радость»   - Мимическая гимнастика - Этюд «Дюймовочка у майских жуков» - Упражнение «Произнеси фразу» - Этюд «Вальс цветов» - Релаксация «Фея сна»
26-28   - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - тренировка зрительно- пространственного восприятия - развитие слуховой памяти - Тексты Федоренко: набор №3 - Упражнение «Письменные ответы на вопросы» набор №2 - Упражнение «Письмо наоборот» - Пары слов для запоминания - Упражнение «Составление связного текста из данных предложений» набор №1 -Релакс-пауза
29-31   - упражнять в распознании эмоциональных состояний по схематических изображениям - помочь осознать, какое настроение вызывает та или иная погода - Мимическая гимнастика - Игра «Угадай настроение» - Беседа на тему «Погода и настроение» - Упражнение «Зато…» - Сюжетная игра «Облака» - Релаксация «Облака»  
30-32   - развитие оперативной зрительной памяти - тренировка зрительно- пространственного восприятия - развитие мышления, речи - Тексты Федоренко: набор №3 - Упражнение «Сломалась печатная машинка» - Упражнение «Составление связного текста по вопросам» набор №1 -Упражнение «Составление связного текста из неполных предложений» набор №3 - Кроссворд «Что на свете зелёного цвета?» - Релакс-пауза
33-35   -  углубить понимание эмоциональных состояний «злости», «радости», «грусти», «страха», «спокойствия» - активизировать эмоциональный словарь детей - Мимическая гимнастика - Дидактическая игра «Покажи настроение» - Этюд «Умывальник и Крокодил» - Упражнение «Произнеси фразу» - Сюжетная игра «Котята» - Релаксация «Холодно-жарко»
34-36   - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - отработка навыков чтения, развитие логического мышления - Тексты Федоренко: набор №3 - Упражнение «Деление сплошного текста на предложения» набор №3 - Упражнение «Узнайте по описанию и запишите» - Текст В. Осеевой «По улице шли...» -Упражнение «Назови одним словом и запиши» - Релакс-пауза
37-39   - упражнять в распознании эмоциональных состояний по схематическим изображениям - упражнять в определении настроения по описанию - Мимическая гимнастика - Упражнение «Подбери настроение» - Загадки - Упражнение «Угадай эмоцию» -Релаксация «Шалтай-Болтай»
38-40   - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - развитие слуховой памяти - Тексты Федоренко: набор №3 - Упражнение «Письменные ответы на вопросы» набор №3 -Упражнение «Узнайте по описанию и запишите» - Пары слов для запоминания - Релакс-пауза
41-43   - развивать внимание, восприятие, память, распознание различных эмоций - развивать способность распознавать и выражать различные эмоции; развивать эмпатию - Мимическая гимнастика - Игра «Четвертый лишний» - Игра «Кого-куда?» - Игра «Что было бы, если бы» - Игра «Что случилось?» - Релаксация «Лимон»
42-44   - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - отработка навыка чтения, развитие логического мышления - Тексты Федоренко: набор №4 - Упражнение «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №2 - Текст Тихомирова «Идёт мужик за возом...» - Упражнение «Решение логических задач» - Кроссворд «Кто живёт на юге?» - Релакс-пауза
45-47   - развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть - развивать способность распознавать и выражать различные эмоции - Мимическая гимнастика - Игра «Выражение эмоций» - Игра «Крошка Енот» - Упражнение «Закончи предложение» - Игра «Фантазии» - Релаксация «Рот на замочке»
46-48   - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - развитие воображения, связной речи - Тексты Федоренко: набор №4 - Упражнение «Составление текста из не полных предложений» набор №4 - Упражнение «Составление умозаключений» - Упражнение «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №1 - Упражнение «Составление связного текста по вопросам» набор №2 - Релакс-пауза
49-51   - помочь в проявлении чувств по отношению к страху - закрепление полученных знаний об эмоции «страх» - Мимическая гимнастика - Игра «Одень страшилку» - Упражнение «Мусорное ведро» - Упражнение «Воспитай свой страх» - Релаксация «Фея сна»
50-52   - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания -тренировка зрительно- пространственного восприятия - развитие слуховой памяти - Тексты Федоренко: набор №4 - Упражнение «Составление связного текста из неполных предложений» набор №5 - Упражнение «Сломалась печатная машинка» -Упражнение «Свободный диктант» набор №1 -Упражнение «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №3 -Релакс-пауза
53-55   - закрепление полученных знаний об эмоции «радость» - развивать способность распознавать и выражать различные эмоции - Мимическая гимнастика - Упражнение «Изобрази» - Упражнение «Закончи фразу» - Упражнение «Вспомни случай» -Релаксация «Палуба»
54-56   - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - развитие слуховой памяти - Тексты Федоренко: набор №5 - Упражнение «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №4 - Упражнение «Свободный диктант» набор №1 - Упражнение «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №2 - Релакс-пауза
57-59   - упражнять в распознании эмоциональных состояний по схематическим изображениям - упражнять в определении настроения по описанию - Мимическая гимнастика - Упражнение «Подбери настроение» - Загадки - Упражнение «Угадай эмоцию» -Релаксация «Облака»  
58-60   - развитие оперативной зрительной памяти - отработка навыка чтения, развитие логического мышления - развитие слуховой памяти - развитие мышления, внимания - развитие мышления, расширение кругозора - Тексты Федоренко: набор №5 - Текст Толстого «Мальчик стерёг овец...» - Упражнение «Свободный диктант» набор №2 - Упражнение «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №3  -«Диктант в картинках»: «Профессии» - Релакс-пауза
61-63   - углубить понимание эмоциональных состояний «злости», «радости», «грусти», «страха», «спокойствия» - активизировать эмоциональный словарь детей - Мимическая гимнастика - Дидактическая игра «Покажи настроение» - Этюд «Умывальник и Крокодил» - Упражнение «Произнеси фразу» - Сюжетная игра «Котята» - Релаксация «Холодно-жарко»  
62-64   - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания, воображение - тренировка зрительно- пространственного восприятия - Тексты Федоренко: набор №5 - Упражнение «Письменные ответы на вопросы» набор №5 - Упражнение «Кто есть кто?» - Игра «Поймай слово» - Упражнение «Составление связного текста по вопросам» набор №3 - Упражнение «Непонятные строчки» - Релакс-пауза

 




Администрация города Великие Луки Псковской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

________«Средняя общеобразовательная школа № 2»_______

182108 Псковская область, город Великие Луки, пл. Калинина д. 6а

тел. 8 (81153) 5-78-68, www.eduvluki.ru, e-mail ch2@eduvluki.ru

 

                                   

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.