Администрация города Великие Луки Псковской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
________«Средняя общеобразовательная школа № 2»_______
182108 Псковская область, город Великие Луки, пл. Калинина д. 6а
тел. 8 (81153) 5-78-68, www.eduvluki.ru, e-mail ch2@eduvluki.ru
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И ПОЗНАВЕТЕЛЬНОЙ СФЕР»
(коррекционно-развивающий курс)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития
Составитель:
Павлова М. В.
педагог-психолог.
2017 – 2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ.
1 | Пояснительная записка, цели, задачи. | |
2 | Принципы коррекционной работы. | |
3 | Специфика организации коррекционной работы с умственно отсталыми обучающимися. | |
4 | Механизмы реализации программы коррекционной работы. | |
5 | Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС ОУ | |
6 | Основные направления деятельности психологического сопровождения | |
7 | Ожидаемые результаты | |
8 | Основные понятия. | |
9 | Организация и структура коррекционно-развивающих занятий. | |
10 | Тематическое планирование. | |
11 | Материально-техническое обеспечение. |
Пояснительная записка
В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с задержкой психического развития входит программа коррекционной работы.
Цель коррекционной работы
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи коррекционной работы:
· создание условий для развития сохранных функций;
· формирование положительной мотивации к обучению;
· повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
· коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
· воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работы
с обучающимися с задержкой психического развития.
Коррекционная работа с обучающимися с задержкой психического развития проводится:
· в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
· в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
· в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Создание развивающей среды
· просветительская и консультативная работа с родителями;
· развивающая психологическая работа с педагогами
Основные понятия.
Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психологическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения умственно отсталого ребёнка в развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.
Исследованиями установлено, что активизация познавательной деятельности у школьников неравномерна. В частности, у детей с лёгкой умственной отсталостью наибольшее продвижение можно заметить в первые два года обучения, а затем на 4-5-ом году и в конце обучения. Поэтому представляется целесообразным организация и проведение дополнительных коррекционно-развивающих занятий, проводимых психологом, направленных на формирование и развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. Тем более что опыт коррекционных школ для детей с умственной отсталостью свидетельствует о том, что несформированность и недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сфер накладывает отпечаток на социальную зрелость и личностное развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием.
Задержка психического развития (ЗПР) - понятие, которое говорит не о стойком и не необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи.
Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Организация и структура коррекционно-развивающих занятий.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогом-психологом индивидуально или в небольшой группе (не более 6 детей). Планирование занятий осуществляется из расчёта 64 занятия в год. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 2 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 20-25 минут.
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Мимическая гимнастика/ Дидактическая игра
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы у школьников. Происходит формирование умения последовательно и логично выражать свои мысли. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на снятие психо-эмоционального напряжения. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Критерии эффективности занятий:
Положительная динамика развития познавательных процессов, нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация эмоционального состояния, выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня.
Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в начале и конце учебного года.
Для отслеживания динамики развития интеллектуальной сферы используется следующие методики:
- «Домики», корректурная проба, теппинг-тест, графический диктант, исключение лишнего, аналогии.
- «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек».
Предполагаемый результат:
У учащихся прошедших курс занятий по данной программе:
Прогнозируемый результат:
Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья на начальном этапе адаптации к школе.
Критерии оценки эффективности:
развитие коммуникативных навыков
Форма работы: индивидуальная или групповая.
Основные методы: игры, упражнения.
Продолжительность занятия: 20 - 25 мин.
Проведение занятий: два раза в неделю.
Количество человек: До 6 человек
Тематическое планирование
№ Занятия | Дата | Задачи урока | Содержание занятий |
1-3 | -диагностика познавательной сферы обучающихся -диагностика личностной сферы обучающихся - знакомство с эмоциями - разбор понятий «радость» и «благодарность» | -«Домики», корректурная проба, теппинг-тест, графический диктант, исключение лишнего, аналогии -«Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек» - Упражнение «Назови эмоцию» - Упражнение «Тренируем эмоции» - Чтение рассказов о радости и благодарности. - Обсуждение «Для чего говорят спасибо?» - Рисунок радости - Релаксация «Замедленное движение» | |
2-4 | -развитие оперативной зрительной памяти Развитие оперативной зрительной памяти -развитие логического мышления | - Тексты Федоренко: набор №1 - Упражнение «Найди лишнее слово»; - Упражнение «Составь поезд» - Упражнение «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №1 - Релакс-пауза | |
5-7 | - разбор понятий «неблагодарность» и «злость» | - Чтение рассказа о неблагодарности и последующее обсуждение - Рисунок злости - Релаксация «Лимон» | |
6-8 | - развитие оперативной зрительной памяти - тренировка зрительно- пространственного восприятия - развитие мышления, внимания - развитие воображения, связной речи - развитие слуховой памяти | - Тексты Федоренко: набор №1 - Упражнение «Сломалась печатная машинка» - Упражнение «Деление сплошного текста на предложения» набор №1 - Упражнение «Составление связного текста по опорным словам» набор №1 - Текст для запоминания - Релакс-пауза | |
9-11 | - разбор понятий «грусть» и «печаль» - разбор понятия «страх» | - Упражнение «Назови отличия» - Беседа - Чтение рассказа - Ответы на вопросы - Релаксация «Радуга» | |
10-12 | - развитие оперативной зрительной памяти - тренировка зрительно-пространственного восприятия - развитие мышления, внимания - развитие воображения, связной речи | - Тексты Федоренко: набор №1 - Упражнение «Сломалась печатная машинка»; - Упражнение «Непонятные строчки»; - Упражнение «Письмо из Зазеркалья» - Упражнение «Составление связного текста из неполных предложений» набор №1 - Упражнение «Составление связного текста по опорным словам» набор №2 - Релакс-пауза | |
13-15 | - знакомство с понятием «настроение» - развить понимание эмоциональных состояний «печали», «удивления» | - Упражнение «Гномы настроений» - Упражнение «Произнеси фразу» - Этюд «Золушка» - Упражнение «Закончи фразу» - Релаксация «Шалтай-Болтай» | |
14-16 | - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, связной речи, внимания - тренировка зрительно-пространственного восприятия | - Тексты Федоренко: набор №2 - Упражнение «Составления своего текста по вопросам» набор №1 - Текст без пробелов – необходимо отделить слова друг от друга; - Упражнение «Допиши элемент – узнаешь букву» - Упражнение «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №1 - Релакс-пауза | |
17-19 | - развивать мимические и пантомимические способности - развивать понимание эмоциональных состояний «страха», «злости». | - Мимическая гимнастика - Этюд «ночные звуки» - Этюд «родители рассердились» - Беседа на тему «Злость» - Релаксация «Рот на замочке» | |
18-20 | - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - развитие слуховой памяти - тренировка зрительно- пространственного восприятия | - Тексты Федоренко: набор №2 - Упражнение «Письменные ответы на вопросы» набор №1 - Текст для прослушивания - Упражннеие «Деление сплошного текста на предложения» набор №2 - Упражнение «Письмо из Зазеркалья» - Кроссворд «Двенадцать месяцев» - Релакс-пауза | |
21-23 | - развивать понимание эмоциональных состояний «любопытства», «отвращения» - развивать понимание эмоциональных состояний «радости», «спокойствия» | - Мимическая гимнастика - Этюд «любопытный Карлосон» - Этюд «Солёный чай» - Упражнение «Закончи фразу» - Упражнение «Вспомни случай» - Беседа на тему «Покой» - Релаксация «Палуба» | |
22-24 | - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - развитие слуховой памяти | - Тексты Федоренко: набор №2 - Упражнение «Деление сплошного текста на предложения» набор №3 - Текст для прослушивания - Упражнение «Составление связного текста из неполных предложений» набор №2 - Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?» - Релакс-пауза | |
25-27 | - упражнять в определении настроения по описанию - развивать понимание эмоциональных состояний «самодовольство», «радость» | - Мимическая гимнастика - Этюд «Дюймовочка у майских жуков» - Упражнение «Произнеси фразу» - Этюд «Вальс цветов» - Релаксация «Фея сна» | |
26-28 | - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - тренировка зрительно- пространственного восприятия - развитие слуховой памяти | - Тексты Федоренко: набор №3 - Упражнение «Письменные ответы на вопросы» набор №2 - Упражнение «Письмо наоборот» - Пары слов для запоминания - Упражнение «Составление связного текста из данных предложений» набор №1 -Релакс-пауза | |
29-31 | - упражнять в распознании эмоциональных состояний по схематических изображениям - помочь осознать, какое настроение вызывает та или иная погода | - Мимическая гимнастика - Игра «Угадай настроение» - Беседа на тему «Погода и настроение» - Упражнение «Зато…» - Сюжетная игра «Облака» - Релаксация «Облака» | |
30-32 | - развитие оперативной зрительной памяти - тренировка зрительно- пространственного восприятия - развитие мышления, речи | - Тексты Федоренко: набор №3 - Упражнение «Сломалась печатная машинка» - Упражнение «Составление связного текста по вопросам» набор №1 -Упражнение «Составление связного текста из неполных предложений» набор №3 - Кроссворд «Что на свете зелёного цвета?» - Релакс-пауза | |
33-35 | - углубить понимание эмоциональных состояний «злости», «радости», «грусти», «страха», «спокойствия» - активизировать эмоциональный словарь детей | - Мимическая гимнастика - Дидактическая игра «Покажи настроение» - Этюд «Умывальник и Крокодил» - Упражнение «Произнеси фразу» - Сюжетная игра «Котята» - Релаксация «Холодно-жарко» | |
34-36 | - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - отработка навыков чтения, развитие логического мышления | - Тексты Федоренко: набор №3 - Упражнение «Деление сплошного текста на предложения» набор №3 - Упражнение «Узнайте по описанию и запишите» - Текст В. Осеевой «По улице шли...» -Упражнение «Назови одним словом и запиши» - Релакс-пауза | |
37-39 | - упражнять в распознании эмоциональных состояний по схематическим изображениям - упражнять в определении настроения по описанию | - Мимическая гимнастика - Упражнение «Подбери настроение» - Загадки - Упражнение «Угадай эмоцию» -Релаксация «Шалтай-Болтай» | |
38-40 | - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - развитие слуховой памяти | - Тексты Федоренко: набор №3 - Упражнение «Письменные ответы на вопросы» набор №3 -Упражнение «Узнайте по описанию и запишите» - Пары слов для запоминания - Релакс-пауза | |
41-43 | - развивать внимание, восприятие, память, распознание различных эмоций - развивать способность распознавать и выражать различные эмоции; развивать эмпатию | - Мимическая гимнастика - Игра «Четвертый лишний» - Игра «Кого-куда?» - Игра «Что было бы, если бы» - Игра «Что случилось?» - Релаксация «Лимон» | |
42-44 | - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - отработка навыка чтения, развитие логического мышления | - Тексты Федоренко: набор №4 - Упражнение «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №2 - Текст Тихомирова «Идёт мужик за возом...» - Упражнение «Решение логических задач» - Кроссворд «Кто живёт на юге?» - Релакс-пауза | |
45-47 | - развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть - развивать способность распознавать и выражать различные эмоции | - Мимическая гимнастика - Игра «Выражение эмоций» - Игра «Крошка Енот» - Упражнение «Закончи предложение» - Игра «Фантазии» - Релаксация «Рот на замочке» | |
46-48 | - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - развитие воображения, связной речи | - Тексты Федоренко: набор №4 - Упражнение «Составление текста из не полных предложений» набор №4 - Упражнение «Составление умозаключений» - Упражнение «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №1 - Упражнение «Составление связного текста по вопросам» набор №2 - Релакс-пауза | |
49-51 | - помочь в проявлении чувств по отношению к страху - закрепление полученных знаний об эмоции «страх» | - Мимическая гимнастика - Игра «Одень страшилку» - Упражнение «Мусорное ведро» - Упражнение «Воспитай свой страх» - Релаксация «Фея сна» | |
50-52 | - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания -тренировка зрительно- пространственного восприятия - развитие слуховой памяти | - Тексты Федоренко: набор №4 - Упражнение «Составление связного текста из неполных предложений» набор №5 - Упражнение «Сломалась печатная машинка» -Упражнение «Свободный диктант» набор №1 -Упражнение «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №3 -Релакс-пауза | |
53-55 | - закрепление полученных знаний об эмоции «радость» - развивать способность распознавать и выражать различные эмоции | - Мимическая гимнастика - Упражнение «Изобрази» - Упражнение «Закончи фразу» - Упражнение «Вспомни случай» -Релаксация «Палуба» | |
54-56 | - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания - развитие слуховой памяти | - Тексты Федоренко: набор №5 - Упражнение «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №4 - Упражнение «Свободный диктант» набор №1 - Упражнение «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №2 - Релакс-пауза | |
57-59 | - упражнять в распознании эмоциональных состояний по схематическим изображениям - упражнять в определении настроения по описанию | - Мимическая гимнастика - Упражнение «Подбери настроение» - Загадки - Упражнение «Угадай эмоцию» -Релаксация «Облака» | |
58-60 | - развитие оперативной зрительной памяти - отработка навыка чтения, развитие логического мышления - развитие слуховой памяти - развитие мышления, внимания - развитие мышления, расширение кругозора | - Тексты Федоренко: набор №5 - Текст Толстого «Мальчик стерёг овец...» - Упражнение «Свободный диктант» набор №2 - Упражнение «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №3 -«Диктант в картинках»: «Профессии» - Релакс-пауза | |
61-63 | - углубить понимание эмоциональных состояний «злости», «радости», «грусти», «страха», «спокойствия» - активизировать эмоциональный словарь детей | - Мимическая гимнастика - Дидактическая игра «Покажи настроение» - Этюд «Умывальник и Крокодил» - Упражнение «Произнеси фразу» - Сюжетная игра «Котята» - Релаксация «Холодно-жарко» | |
62-64 | - развитие оперативной зрительной памяти - развитие мышления, внимания, воображение - тренировка зрительно- пространственного восприятия | - Тексты Федоренко: набор №5 - Упражнение «Письменные ответы на вопросы» набор №5 - Упражнение «Кто есть кто?» - Игра «Поймай слово» - Упражнение «Составление связного текста по вопросам» набор №3 - Упражнение «Непонятные строчки» - Релакс-пауза |
Администрация города Великие Луки Псковской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
________«Средняя общеобразовательная школа № 2»_______
182108 Псковская область, город Великие Луки, пл. Калинина д. 6а
тел. 8 (81153) 5-78-68, www.eduvluki.ru, e-mail ch2@eduvluki.ru
Дата: 2019-05-29, просмотров: 204.