Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Глава 2. ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА ПРИМЕРЕ СЛЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА ПРИМЕРЕ СЛЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Заключение
В результате проведённого исследования автором сделаны следующие выводы:
Исторический опыт свидетельствует, что коренные социально-политические изменения устройства государства, как правило, влекут за собой реформирование органов следствия.
Резюмируя опыт реформ, стоит отметить, что они не только не решали коренным, системным образом ситуацию, но и усугубляли деятельность на местах, а оперативная работа свертывалась до реализации функций дознания и расследования, что фактически способствовало попустительству преступности.
Осуществление реформы было обосновано рядом объективных факторов:
Во-первых, требовалось привести в соответствие основу деятельности органа охраны правопорядка с принципами построения правого и демократического государства. Еще в 1993 году Российская Федерация сделала свой исторический выбор, закрепив эти принципы на конституционном уровне. А органы правопорядка продолжали руководствоваться в своей деятельности изжившими себя методами и не соответствующими времени приоритетами.
Во-вторых, следовало вывести органы внутренних дел из-под двойного подчинения, осуществив централизацию. Милиция общественной безопасности финансировалась по остаточному принципу из бюджетов субъектов, а сотрудники фактически были поставлены в зависимость от местных органов власти.
В-третьих, нужно было оптимизировать работу органов правопорядка, избавившись от избыточных функций. Многие обязанности милиции выходили за рамки ее правоохранительного предназначения, что приводило к чрезмерности ее присутствия во всех сферах общественной жизни.
В-четвертых, было необходимо вернуть профессии престиж, увеличить денежное содержание и обеспечить сотрудников социальными гарантиями. Без этого невозможно сформировать профессиональное кадровое ядро и осуществить процесс внедрения современных технологий.
В-пятых, требовалось добиться большего единообразия с полицейской системой мира, поскольку преступность приобрела транснациональный характер. Появились преступления в сфере высоких технологий, выросли масштабы коррупции, терроризма и экстремизма.
Несмотря на сравнительную «молодость», деятельность и дальнейшее формирование СУ МВД по Новгородской области будет базироваться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических обычаев российского следствия, начала которого были заложены еще Петром I, и которые в новейших условиях работы будут последовательно созревать.
Однако в рамках настоящего исследования рекомендуется разработка и внедрение методик управления СУ МВД по Новгородской области на базе использования достижений менеджмента, меры по внедрению которых описаны в п.3.2 настоящего исследования. В целом функции организационно-административного управления СУ МВД по Новгородской области могут производиться всеми руководителями. При этом функция формирования организационных звеньев реализуется в разовом порядке, при формировании новых звеньев, функция их поддержания ежедневно в процессе функционирования сформированных уже звеньев, функция их развития время от времени в случаях появления необходимости в качественном развитии звеньев. Они все связаны с этими объектами управления, как организационные звенья, их функционированием и формальным строением.
Функции кадрово-ресурсного управления СУ МВД по Новгородской области исполняются всеми руководителями ежедневно и в процессах формирования новых, и в процессе функционирования сформированных звеньев.
Они все имеют отношение к этим объектам управления, как исполнители деятельности, их возможностям: личным и профессиональным качествам, способностям.
Функции процессно-организационного управления СУ МВД по Новгородской области также производятся всеми руководителями ежедневно при функционировании всех звеньев.
Все последние функции с этими объектами управления СУ МВД по Новгородской области связаны, как процессы исполнительской и управленческой деятельности, их способы, цели и итоги, а также место, время, активность и порядок осуществления. В целом для решения проблемы оценки эффективности той или иной модели построения следственного аппарата ввиду сложности исследуемых систем возможности статистического анализа достаточно ограниченны. Однако игнорировать статистические данные и строить свои концепции в отрыве от эмпирической реальности - это такой же методологический тупик, как и переоценка статистических методов, использование этих методов вне их социально-смыслового контекста. Данная проблема требует системного анализа - основанного на теории систем метода решения сложных нетипичных задач, несводимых к простому набору математических уравнений.
Именно такой путь представляется наиболее перспективным направлением научных исследований, способных стать надежной основой для принятия политических решений, призванных определить стратегию развития следственных органов в долгосрочной перспективе.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921
4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472
5. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 15
6. Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»(вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации»)// Российская газета, № 6, 17.01.2011
Литература
7. Бабаев М.М. Проблемы российской уголовной политики: Монография / М.М. Бабаев, Ю.Е. Пудовочкин. М.: Проспект, 2014. 296 с.
8. Багаутдинов К.Ф. Роль и полномочия следователя в заключении и реализации досудебного соглашения о сотрудничестве // Уголовное судопроизводство. 2018. № 2. С. 27 - 32.
9. Багмет А.М., Цветков Ю.А. Психологические аспекты управления временем в следственных органах // Юридическая психология. 2014. № 1. С. 3
10. Бажанов С.В. Историко-теоретические и правовые основы деятельности следственных и следственно-оперативных групп по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений в экономической сфере: Монография. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2014
11. Бажанов С.В. Правовое положение подразделений следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации // Российский следователь. 2015. № 1. С. 5 - 6
12. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 608 с.
13. Блинов Ю.С. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве // Проблемы совершенствования правоприменительной деятельности Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации в условиях обновленного уголовно-процессуального законодательства: Материалы науч.-практ. конф. Владимир - Суздаль, 2014. С. 16 - 23
14. Бозоян А.О. Состояние и тенденции развития следственных органов в России: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2014. 26 с.
15. Бурынин С.С. Проблемы межведомственного взаимодействия по выявлению преступлений, совершенных преступными группами в ходе рейдерских захватов имущества // Российский следователь. 2018. № 11. С. 64 - 68.
16. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Контракт; Волтерс Клувер, 2015. 720 с.
17. Гаврилов Б.Я. Мифы и реалии института предъявления обвинения: нужен ли он российскому досудебному производству? // Судья. 2018. № 4. С. 57 - 60.
18. Горбань А.В. Уголовно-правовое воздействие сегодня: возможные альтернативы // Российский следователь. 2018. № 10. С. 34 - 37.
19. Драпкин Л.Я., Шуклин А.Е. Раскрытие и расследование преступлений: ситуационный подход // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2018. № 5. С. 79 – 92
20. Есина А.С., Арестова Е.Н. Дознание в органах внутренних дел: Учеб. пособие. М.: Щит-М, 2015. С. 8
21. Жамков А.А. Процессуальный статус сотрудников ОБЭП, осуществляющих проверку сообщений о преступлениях экономической направленности // Актуальные вопросы применения уголовно-процессуального и уголовного законодательства в процессе расследования преступлений: Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Академия управления МВД России, 2015. Ч. 1. С. 284 - 286
22. Зимин Р.В. Понятие и виды содействия, оказываемого органами дознания следователю // Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях: Сб. тр. адъюнктов и соискателей. М.: ВНИИ МВД России, 2015. С. 75
23. Липка Е.С. Правовые основы взаимодействия следователя с участниками следственно-оперативной группы при осмотре места происшествия // Закон и право. 2014. № 4. С. 86, 87.
24. Лобанова Л.В. Некоторые проблемы установления и реализации нового основания освобождения от уголовной ответственности / Л.В. Лобанова, С.М. Мкртчян // Уголовное право. 2016. № 6. С. 111 - 121.
25. Мичурина О.В. Концепция дознания в уголовном процессе Российской Федерации и проблемы ее реализации в органах внутренних дел: Монография. М.: МосУ МВД России, 2015. С. 264, 265
26. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2015. С. 193
27. Петрухин И.П., Куцова Э.Ф. О Концепции уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2014. № 12. С. 83
28. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / В.С. Авдонкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева и др.; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 434 с.
29. Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие в Российской Федерации (1992 - 2007 гг.) // Российский следователь. 2015. № 24. С. 48 - 54.
30. Срукова А.Х. К вопросу об уголовно-процессуальных функциях ОВД как органов дознания // Российский следователь. 2014. № 7. С. 13
31. Срукова А.Х. Отдельные вопросы законодательной регламентации правового положения и уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания // Российский следователь. 2014. № 15. С. 18
32. Тохтарбаева С.М. Ситуационные структуры в органах внутренних дел: теория и методология использования // Закон и право. 2018. № 10. С. 107
33. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. М., 2018. С. 13.
34. Фадеев И.А. Правовые основы организации взаимодействия следователя и оперативного сотрудника полиции // Российский следователь. 2014. № 4. С. 10
35. Цветков Ю.А. Оценка эффективности следственных систем // Уголовное судопроизводство. 2015. № 3. С. 28 - 35.
36. Цветков Ю.А. Роль следственных органов в реализации уголовной политики // Актуальные проблемы теории и практики применения уголовного закона: Мат-лы 1-й Всеросс. науч.-практ. конф. (Москва, 26 апреля 2013 г.). М.: Российская академия правосудия, 2014. С. 133 - 142.
37. Цветков Ю.А. Эффективность моделей организации следственной деятельности // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: Сборник науч.-практ. трудов / Под ред. А.И. Бастрыкина. М.: Академия СК России. 2014. Вып. 4. С. 291 - 295.
38. Чич Б.Е. К вопросу о сущности понятия «следственная ошибка» // Российская юстиция. 2018. № 7. С. 59 - 60.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Дата: 2019-05-29, просмотров: 345.