В основе концепции развития МБДОУ как модели дошкольного образовательного учреждения лежат следующие условия:
- комплексный медико-педагогического подход к воспитательно-образовательной, диагностической работе;
- вариативный набор разноуровневых и здоровьесберегающих программ и технологий;
- диагностика индивидуальных способностей и интересов;
- ранняя диагностика и динамические наблюдения отклонений в развитии дошкольников.
Создание новой модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ связанно как с возрастающим запросом родителей, желающих поднять уровень образования детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования в целом.
В последнее время в научной литературе, равно как и в авторских программах воспитания, обучения, образования вопросу самопознания, самовоспитания, культуре здорового образа жизни уделяется большое внимание. Многие известные программы, такие как «Радуга», «Здоровье», «Истоки» и др., ориентированные на развитие здорового ребенка, однако в них недостаточно глубоко представлен валеологический компонент.
Педагогическая задача воспитателей состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Цель программы: формирование у детей основ здорового образа жизни; обучение детей основам здорового образа жизни; формирование осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка, педагогов и родителей ДОУ стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В результате исследовательской деятельности была определена цель работы - разработать систему образовательных ситуаций (познавательного цикла), оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни у детей. Был составлен перспективно-тематический план мероприятий для решения этих задач, определены формы и методы работы.
Согласно перспективному планированию еженедельно проводятся образовательные ситуации (познавательного цикла), знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.
Цель:
Создание условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников детского сада, снижение заболеваемости с учетом специфики состояния здоровья детей.
Задачи:
- Организация полноценного сбалансированного питания
- Оптимальное использование природных оздоровительных факторов (воздух, вода, солнце)
- Обеспечение оптимального двигательного режима.
Таблица 2
Профилактическая служба «Здоровье»
Профилактическая работа | Оздоровительные мероприятия | Диагностическая работа | Организация двигательного режима |
- профилактический осмотр педиатра ДП - обеспечение полноценного питания - мед. осмотр сотрудников - просветительная работа с родителями | - закаливание - фитотерапия - коррегирующая гимнастика - дыхательная гимнастика - самомассаж | - диагностика физического развития и здоровья - определение групп здоровья и закаливания | - специальные физ.занятия, физминутки - утренняя гимнастика - ритмическая гимнастика - гимнастика пробуждения - дни здоровья - дыхательная гимнастика - спортивные праздники, развлечения, пение |
Врач-педиатр, медицинская сестра | Медицинская сестра, воспитатели, руководитель ФВ. | Руководитель ФВ, медицинский персонал | Руководитель ФВ, воспитатели |
Таблица 3
Обеспечение деятельности по здоровьесбережению
Основополагающие принципы деятельности: 1. Дифференцированный подход к детям, воспитателям, родителям 2. Систематичность, последовательность 3. Комплексный подход к решению поставленных задач | Программное обеспечение деятельности профилактической службы: 1. «Физическая культура дошкольникам» Глазырина Л.Д. 2. «театр физического развития» Ефименко Н.Н. |
Таблица 4
Система коррекционно-развивающей деятельности
Ответственный | Мероприятие |
Врач-педиатр, медицинская сестра | Оздоровительная и профилактическая работа: - Фито- и фитонцидотерапия ( при отсутствии противопоказаний) - Полоскание горла отваром трав - Витамин В и А - Элеутерококк - Витаминизация третьего блюда - Соблюдение оптимальной нагрузки - Индивидуализация двигательного режима. Закаливание: - Контрастные воздушные ванны - Контрастное обливание ног - Дыхательная гимнастика - Танцевальная гимнастика - Босохождение - Физкультурные занятия на воздухе в теплый период года - Точечный массаж - Умывание водой пониженной температуры |
Старший воспитатель | - Методическое обеспечение просветительской работы с педагогами и родителями - Мониторинг деятельности воспитателей - Организация эффективного информационного взаимодействия субъектов педагогического процесса - Мониторинг введения и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе |
Руководитель физического воспитания | - Коррекционные занятия с детьми в соответствии с медицинскими показаниями и группой здоровья - Составление рекомендаций воспитателям по проведению утренней гимнастики и физминуток - Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями - Организация совместных праздников с муз. руководителем, логопедом, педагогом-психологом, хореографом |
Воспитатели | - Индивидуализация нагрузок по рекомендациям специалистов - Постоянное использование коррекционно-развивающих игр физкультурной, психологической и речевой направленности - Совместное логоритмические занятия с муз. руководителем, логопедом, педагогом-психологом и руководителем физического воспитания - Использование элементов психогимнастики в практической работе с детьми |
Логопед | - Фронтальные коррекционно-развивающие занятия с детьми - Индивидуальные коррекционные занятия - Составление рекомендаций для родителей, воспитателей и специалистов по сопровождению детей, имеющих речевые нарушения - Совместное логоритмические занятия с муз руководителем, педагогом-психологом и руководителем физического воспитания - Проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей |
Музыкальный руководитель | - Исполнение на муз занятиях коррекционных и развивающих игр по рекомендациям логопеда и педагога-психолога - Совместные логоритмические занятия с муз руководителем, логопедом, педагогом-психологом и руководителем физического воспитания |
Педагог-психолог | - Психологическое сопровождение «проблемных» детей (гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых) в группах - Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной и коммуникативной сферах личности - Составление рекомендаций для педагогической коррекции познавательной сферы детей - Индивидуальные консультации с воспитателями по вопросам развития детей - Индивидуальные консультации с родителями по проблемам взаимодействия с детьми - Подгрупповые консультации с воспитателями по актуальным проблемам развития детей - Консультирование администрации и специалистов по коррекции трудностей и развитию личностных качеств отдельных детей. |
Рекомендации по организации оздоровительной работы в ДОУ
1. Воздушные ванны являются наиболее доступным естественным средством закаливания детей.
2. Необходимо приучать ребенка самостоятельно беречь свои легкие: уходить из загазованных мест, дышать носом.
3. Детей необходимо приучать дышать носом, так воздух лучше согревается и снижается вероятность попадания вредоносных бактерий в организм.
4. С помощью упражнений необходимо развивать у детей правильное речевое дыхание, держать дыхательную паузу.
5. Диафрагмальное дыхание – правильное и естественное, для его развития используйте пение стоя. В холодное время о пения на улице следует воздерживаться.
6. Ребенок должен научиться держать оптимальный темп речи
7. В холодное время не закрывайте нос и рот ребенка шарфом – так вы предотвратите попадание в легкие морозного влажного воздуха, убережете ребенка от переохлаждения дыхательных путей.
8. Дети должны научиться самостоятельно очищать полость носа, пользоваться носовым платком.
9. Если ребенок чихает и кашляет, он должен прикрывать нос и рот платком, так вы выработаете навык профилактики простудных заболеваний ( кроме того, это еще и проявление культуры поведения)
10. Систематически проветривайте помещение, в котором находятся дети, соблюдайте оптимальный температурный режим.
11. В течение дня дети должны находиться на улице не менее 3 часов, для этого в режиме существуют утренний прием на воздухе, утренняя зарядка на улице (в теплое время) и утренняя и вечерняя прогулки.
12. Следите за одеждой детей – она не должна перегревать тело ребенка. Сковывать его движения.
13. Учите детей соблюдать принцип постепенности в одевании: когда одевается группа детей, все должны придерживаться примерно одного темпа.
14. Доводите прививаемые культурно-гигиенические навыки до автоматизма – только так можно добиться успеха. Показателем этого будет служить сформированная потребность в чистоте и стремлении к сохранению здоровья!
15. Обязательным условием является единство требований – ваших и родителей.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.