ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТРАНСТВА СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ ДОУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В данном параграфе мы ставили цель описать пространство спортивной жизни как компонента здоровьесберегающей среды ДОУ.

Физкультурно-оздоровительными технологиями в дошкольном образовании называются технологии, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

- развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

- дыхательная гимнастика,

- закаливание,

- оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах,

- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

- массаж и самомассаж,

- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Спортивная жизнь ориентирована на решение задач физического воспитания. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Ведущее место в двигательном режиме принадлежит физкультурно-оздоровительной работе, которую проводит инструктор, эффективность такой работы зависит от ряда факторов.

Инструктор организует и проводит физкультурные занятия в соответствии с выбранной программой.

Основная задача, определяющая большую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, это формирование крепкого, здорового, закаленного, отзывчивого, жизнерадостного, инициативного ребенка, который хорошо владеет своими движениями и любит физические и  спортивные упражнения, способен к обучению в школе и к последующей творческой деятельности [17].

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного развития личности, ее физические совершенства - основы здоровья, долголетия, формируется много двигательных навыков, развиваются физические качества (ловкость, скорость, сила и др.). Своевременное и успешное формирование двигательной функции человека, особенно в дошкольный период жизни, имеет первостепенное значение для полноценного физического развития.

Правильное физическое развитие - физиологический и педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, укрепления здоровья, подготовку подрастающего поколения к взрослой жизни и труда. В процессе физического воспитания создаются положительные условия для успешного усвоения детьми устойчивых навыков поведения. Связь физического воспитания с умственным предполагает сообщение детям определенных знаний по физической культуре, в частности правил подвижных игр, рациональных способов выполнения движений [9].

С особой четкостью проявляется связь физического воспитания с трудовым, ведь в основе трудовой деятельности лежат разнообразные движения. Совершенствование двигательного аппарата ребенка повышает работоспособность организма, развитие физических и волевых качеств способствует практической и психологической подготовке дошкольников к высокопроизводительному труду в будущем.

Во время выполнения физических упражнений совершенствуются функции анализаторов: зрительного, слухового, двигательного. Четкими становятся оценки пространства, у детей развивается чувство ритма, повышается точность и четкость движений и др. Все это создает необходимые предпосылки для лучшего восприятия окружающей среды и в определенной степени влияет на эстетическое развитие.

В теории физического воспитания дошкольника отражается единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания. Но при этом она целенаправленно изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и, соответственно, общие закономерности управления развитием ребенка в процессе обучения и воспитания.

Происходит постоянное развитие теории физического воспитания. Она обогащается новыми знаниями, которые получают в ходе исследований, охватывающих все стороны воспитания дошкольников.

Задачи физического воспитания в дошкольном детстве обуславливаются возрастными особенностями и сводятся к следующему [42]:

1. обеспечение нормального физического развития, охрана и укрепление здоровья ребенка;

2. постепенное закаливание организма и повышение его сопротивляемости влиянием внешней среды;

3. развитие умений выполнять основные движения, а в дальнейшем формирование основных двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание); постепенно развитие ловкости, согласованности движений;

4. содействие путем различных коллективных действий воспитанию самостоятельности, активности, дисциплинированности.

В дошкольном учреждении наряду с обычными детьми, воспитываются часто и длительно болеющие дети. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма - вот главная цель. В соответствии с федеральными государственными требованиями в достижении этой цели, определяется физкультурно-оздоровительная работа, осуществляемая на основе общеобразовательной программы обучения и воспитания детей [4, с.89].

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Оздоровительное пространство ДОУ включает в себя и оборудование, позволяющее осуществлять физкультурно-оздоровительную и профилактическую работу с детьми:

Оборудование:

- Ионизаторы воздуха в группах,

- Бактерицидные лампы,

- Спортивные тренажеры (в физкультурном зале),

- Оборудование для индивидуальной и подгруппой работы с детьми в группах (в т.ч. физкультурные уголки и спортивные комплексы),

- Выносной материал для занятий физической культурой на участке,

- Атрибуты для подвижных игр,

- Оборудование для спортивных игр (баскетбол, бадминтон, пионербол),

- Оборудование для проведения упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки (в группах и спортивном зале),

- Оборудование для проведения фронтальных физкультурных занятий с детьми (в спортивном зале),

- Мягкое игровое спортивное оборудование: развивающие модули, маты, арки и кольца, полифункциональный набор «Радуга» и т.д.

Процесс физического воспитания предполагает решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Оздоровительных задачи - это охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование функций организма, всестороннее физическое развитие, повышение активности и общей работоспособности. При учете специфики возраста, оздоровительные задачи имеют более конкретную форму: помощь в формировании изгиба позвоночника, развитие сводов стопы, укрепление связочно-суставного аппарата; способствование развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Также важным направлением в работе является повышение общей работоспособность у дошкольников, совершаемой при учете особенностей развития детского организма. При этом задачи приобретают и более конкретную форму: помощь при правильном и своевременном окостенении, формировании изгибов позвоночника, способствование правильному развитию терморегуляции, совершенствование деятельности центральной нервной системы, способствование уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствование двигательного анализатора, органов чувств.

При определении образовательных задач предусматриваются: формирование у дошкольников двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; повышение роли физических упражнений в жизнедеятельности ребенка, обучение способам укрепления собственного здоровья [39].

В связи с тем, что у детей нервная система отличается пластичностью, формирование двигательных навыков происходит достаточно легко. Большая часть движений (ползание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используется детьми в повседневной жизни как средство передвижения. Использование двигательных навыков облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию: ребенок, научившись ползать, способен сам приближаться к тем предметам, которые его заинтересовали, и познакомиться с ними. При правильном выполнении физических упражнений происходит эффективное развитие связок, мышц, костной системы, суставов. Двигательные навыки, сформировавшиеся у детей в дошкольном возрасте, являются фундаментом для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

При формировании двигательных навыков у дошкольников развивается способность к легкому овладению более сложными движениями и различными видами деятельности, которые включают эти движения (трудовые операции). У дошкольников должны быть сформированы навыки выполнения общеразвивающих, строевых упражнений, основных движений и спортивных упражнений. Помимо этого, дети должны обучиться игре в спортивные игры (городки, настольный теннис) и овладеть элементами спортивных игр (футбола, баскетбола, хоккея и т.д.).

В дошкольном детстве важное значение приобретает привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (умывание, мытье рук, забота об одежде и обуви и т.д.). Знания, которые получают дети, дают возможность заниматься физическими упражнениями более полноценно и осознанно, используя самостоятельно средства физического воспитания в детском саду и семье.

На разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) направлены воспитательные задачи. У дошкольников формируется интерес и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

 

Итак, физические упражнения являются основным специфическим средством физического воспитания, которое оказывает на человека разностороннее воздействие. Упражнения позволяют решать задачи физического воспитания: содействовать осуществлению умственного, трудового воспитания, а кроме этого являются средством лечения при многих заболеваниях.

Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Говоря о здоровьесберегающей среде видное место в ней должны занимать физические занятия, позволяющие увеличивать двигательную активность и выступать инструментом воспитания культуры здоровья детей. Не просто занятие, а осознание и принятие необходимости этих занятий.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.