ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙСРЕДЫ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОСТРАНСТВЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основной целью программы воспитания и обучения является создание условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем организма ребенка, а также мер, направленных на активизацию и совершенствование их физических возможностей. [7,с.81].

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:

1.Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

Оздоровительная гимнастика.

Игры – релаксации.

Разные виды массажа.

Элементы упражнений йоги.

Привитие детям гигиенических навыков.

Простейшие навыки оказания первой помощи.

Физкультминутки во время занятий.

Функциональная музыка.

Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.

Массовые оздоровительные мероприятия.

Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей.

Пропаганда здорового образа жизни.

Консультации.

Индивидуальные беседы.

Выступления на родительских собраниях.

Распространение буклетов.

Выставки.

Проведение совместных мероприятий.

Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями (проводят упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание тонуса, включают в игры и самостоятельную деятельность детей упражнения на ходьбу, бег, лазание, прыжки, метание, равновесие, упражнения с различным спортивным инвентарем и т.п.).

В организации подвижных игр реализуют индивидуальный подход к детям:

- формируют подгруппы детей на основе состояния их здоровья и темпов физического развития в соответствии с медицинскими показаниями.

- внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка.

- варьируют нагрузку и содержание занятия или игры в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

- стремятся пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям или подвижной игре, используя знания о его индивидуальных склонностях или особенностях (вовлекая малоподвижных детей и регулируя двигательную активность подвижных детей; подбирая сюжеты и распределяя роли в играх и т.д.).

- мягко корректируют движения и осанку каждого ребенка.

Педагоги изучают и внедряют опыт оздоровительной деятельности других учреждений по своему направлению, на основе собственной практики создают методические разработки в виде рекомендаций, консультаций, педагогических проектов. Успешно презентуют собственный опыт оздоровительной педагогической деятельности через участие в работе сообществ района, методических объединений, конференций, семинаров, открытых мероприятий, публикации, в рамках проведения аттестации.

Именно педагоги организуют просветительскую работу с семьей, выстраивая различные формы взаимодействия, привлекая родителей к активному участию в деятельности ДОУ по данной проблеме.

Осуществляемая взаимосвязанная педагогическая, медицинская, физкультурно-оздоровительная и профилактическая деятельность воспитателей, медицинских работников, инструктора по физической культуре, психолога, логопеда, музыкального работника позволило комплексно подойти к решению проблемы здоровья детей, добиться следующих результатов:

Созданы условия для полноценного физического развития ребенка в ДОУ, а также для осмысления детьми ценностей собственного здоровья.

Налажена координация всех специалистов ДОУ, что способствует не только системности физкультурно-оздоровительной деятельности, но и интеграции экологического здоровьесберегающего образования в педагогический процесс ДОУ.

Создана и действует система диагностирования физического, эмоционального и психического развития детей.

Осуществляется мониторинг здоровья дошкольников в ДОУ.

Изучены и применяются разнообразные формы закаливания и методы оздоровления и укрепления здоровья детей.

Возрос уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья и экологической культуры дошкольников.

Планируются и организуются различные мероприятия с родителями, пропагандирующие ценности здорового образа жизни.

Говоря о создании здоровьесберегающей среды, мы подразумеваем следующие направления:

Основные направления:

1. Организация жизни ребёнка в ДОУ т. е. режим дня;

2. Обеспечение благоприятной адаптации.

3. Выполнение санитарно-гигиенического режима.

4. Проведения обследования.

5. Лечебно-профилактические мероприятия;

6. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.

7. Создание предметно пространственной среды в целом в ДОУ и в групповых комнатах;

8. Взаимодействие детского сада и семьи;

В ДОУ разработана программа «Здоровье», нацеленная на обеспечение непрерывного и адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок эффективного овладения ими учебной деятельностью в начальной школе.

Основные цели программы «Здоровье»:

- Охрана жизни и укрепление психофизического здоровья детей;

- Воспитание у дошкольников представления о здоровом образе жизни;

- Обучение дошкольников навыкам грамотного созидания своего здоровья.

Работа по обучению детей здоровому образу жизни (ЗОЖ) осуществляется в нескольких направлениях:

- Диагностика развития дошкольников;

- Организация условий для двигательной активности детей;

- Лечебно-профилактическая работа;

- Воспитание у детей потребности в ЗОЖ;

- Использование комплекса психопрофилактических и психогигиенических средств и методов;

- Совместная работа окольного образовательного учреждения с семьями по воспитанию здорового ребенка, работа с родителями.

Основные направления программы:

Профилактическое

1. Обеспечение благоприятного течения адаптации.

2. Выполнение санитарно-гигиенического режима.

3. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры.

4. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний.

Организационно-педагогическое:

1. Организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности воспитанников, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.

3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.

4. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.

5. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

6. Проведение с детьми познавательных бесед валеологического характера.

7. Организация консультативного клуба для родителей «Здоровячок»

8. Организация родительского клуба по основам безопасности жизнедеятельности «Островок безопасности»

9. Организация консультативного клуба для родителей (трудные и неполные семьи)

Коррекционно-профилактическое:

1. Коррекция отклонений в речевом развитии детей (занятия с учителем-логопедом)

2. Коррекция отклонений в физическом развитии детей (организация работы с детьми по профилактике плоскостопия, нарушений осанки, кружковая работа с детьми)

3. Коррекция отклонений в психическом развитии детей (занятия с педагогом-психологом)

Оздоровительно-профилактическое:

1. Организация осмотра детей в детском саду узкими специалистами

2. Оказание помощи детям и родителям в адаптационный период (работа педагога-психолога)

3. Анализ состояния здоровья детей (проводит старшая медсестра)

4. Своевременное проведение профилактических прививок по плану. Контроль за состоянием здоровья детей в после прививочный период (проводит старшая медсестра)

5. Контроль за выполнением врачебных рекомендаций воспитателями групп.

6. Проведение оздоровительных мероприятий и контроль за их выполнением.

7. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

8. Создание оптимальных условий воспитания и обучения, организация оздоровительных режимов для детей в соответствии с образовательными программами,

9. Сбалансированное питание (картотека блюд)

Физкультурно-оздоровительное:

1. организация рациональной двигательной активности детей

2. реализация системы эффективного закаливания

3. применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов (психогимнастика, дыхательная гимнастика, психомышечные тренировки и т.п.).

4. интеграционные физкультурные занятия, введение дополнительных занятий по хореографии, ритмопластике;

5. профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;

6. культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью;

7. расширение адаптивных возможностей детского организма, повышение его жизненной устойчивости и сопротивляемости;

8. обучение дошкольников двигательным умениям и навыкам;

9. достижение высокого уровня физического развития детей.

По данному направлению работы используются:

- Н.В. Полтавцева. Программа «Из детства в отрочество». Ульяновск. 2000.

- Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З.И. Бересневой.-М.: ТЦ Сфера,2004.

- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007.

Технологии:

- Н.В.Полтавцева. Программа «Из детства в отрочество». Ульяновск. 2000.

- Т.И.Осокина, К.А. Тимофеева. Гимнастика в детском саду. М.,Просвещение, 1969

- Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет/-2- е изд. – М.: Просвещение,2007.

- Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет/-2-е изд. – М.: Просвещение,2005.

- Физкультурные минутки: (материал для проведения физкультурных пауз) /О.В. Узорова, Е.А. Нефедова, М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.

Организация физкультурно-оздоровительной работы:

1. Создание условий для двигательной активности детей

- создание условий (оборудование физкультурного зала, спортивных уголков в группах, спортивной площадки на территории детского сада, спортинвентарь)

2. Система двигательной деятельности

- утренняя гимнастика

- прием детей на улице в теплое время года

- физкультурные занятия

- двигательная активность на прогулке

- подвижные игры

- динамические паузы на занятиях

- гимнастика после дневного сна

- физкультурные досуги, забавы, игры

- игры, хороводы, игровые упражнения

3. Система закаливания

- прием детей на улице в теплое время года

- облегченная форма одежды

- ходьба босиком в спальне до и после сна

- одностороннее проветривание во время сна (+17,+19)

- воздушные ванны

- обширное умывание

Работа с детьми:

- Проведение закаливающих мероприятий (солнечные и воздушные ванны, обширное умывание, сон при открытых фрамугах, прогулки на свежем воздухе),

- Организация игровых и познавательных занятий, развлечений по ЗОЖ, ОБЖ.

- Проведение утренней и оздоровительной гимнастики после сна, физкультурных занятий в физкультурном занятии и на свежем воздухе с использованием дыхательных упражнений, проведение оздоровительного бега (весна-лето) и дозированной ходьбы (осень-зима),

- Проведение Дня здоровья, недели безопасности жизнедеятельности, каникул;

- Использование пальчикового игротренинга, элементов игрового массажа в работе с детьми, физкультминуток;

- Использование музтерапии (целебные звуки, вокально-двигательные фрагменты) на музыкальных занятиях,

- Использование психогимнастики на музыкальных занятиях,

- Музсопровождение режимных моментов, музоформление фона занятий.

Работа с родителями:

- Консультирование,

- Анкетирование, опросы,

- Передвижная библиотека,

- Наглядная пропаганда,

- Консультативный пункт

- «Телефон доверия» (на группах)

Работа с педагогами:

- Разработка программы оздоровления и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий;

- Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления;

- Проведение педагогических советов, семинаров-практикумов, методических объединений, производственных и медико-педагогических совещаний по анализу состояния здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, по внедрению здоровье сберегающих технологий и совершенствованию предметно-развивающей среды;

- Проведение инструктажа по охране жизни и здоровья детей,

- Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени),

- Упорядочение учебной нагрузки и активного отдыха детей (соблюдение двигательного режима в течение дня),

- Обеспечение музыкального сопровождения режимных моментов, музоформления фона НОД

 

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

 

Итак, основными задачами педагогического коллектива ДОУ являются: валеологизация образовательной среды; совершенствование физического развития детей, повышение сопротивляемости и защитных сил организма ребенка; формирование двигательных умений и навыков, формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни, создание условий для системного оздоровления детей в ДОУ и семье; приобщение детей к спорту.

Оптимизация формирования здоровья дошкольников возможна при расширении опыта социально-медицинской оздоровительной деятельности ДОУ. Основной принцип - комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий, непрерывность их проведения в течение всего года, максимальный охват всех детей, интеграция в образовательный процесс, формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала, педагогов и родителей.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 178.