Органы законодательной власти. Их роль в механизме государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ - это постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством.

 

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах.

 

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

 

Органы законодательной власти субъектов РФ формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.

 

Законодательные органы субъектов РФ называются по-разному: Дума (областная, городская и др.), Государственный совет, Совет, курултай, хурал и др. В литературе их обобщенно называют законодательными собраниями, местными парламентами.

В подавляющем большинстве субъектов РФ законодательные органы однопалатные (двухпалатные имеются не только в отдельных республиках в составе РФ, например в Кабардино-Балкарии, в Республике Саха (Якутия), в Свердловской области).

 

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности данного органа власти утверждаются самим законодательным органов государственной власти и предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта РФ.

Законодательный орган правомочен при избрании в его состав не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность его заседания определяется его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленным федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ, а также регламентами или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

 

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ достаточно обширны. К основным полномочиям (согласно гл. II, ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») относятся следующие:

 

1) Установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, деятельности органов местного самоуправления в пределах полномочий законодательного органа субъекта РФ, обозначенных в конституции (уставе) субъекта РФ.

 

 

2) Утверждение программ социально-экономического развития субъекта РФ, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа).

 

3) Установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

 

4) Установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждение отчетов о расходовании средств из этих

 

5) Установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных организационно-правовых форм.

 

6) Утверждение заключения и расторжения договоров субъекта РФ.

 

7) Установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ.

 

8) Установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ.

 

9) Определение административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения.

 

10) Утверждение схемы управления субъектом РФ, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

 

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ имеет право:

 

а) определять порядок деятельности указанного органа;

 

б) назначать на должность и освобождать от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ, а также оформлять согласие на их назначение, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ;

 

 

в) назначать дату выборов и референдума субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

 

г) оформлять решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

 

д) утверждать соглашение об изменении границ субъектов РФ;

 

е) назначать на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

 

ж) осуществлять наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 231.